Дионис и бессмертие в некрополе античного Термессоса

Античный Термессос занимает огромную территорию в горах севернее Антальи. Мне кажется, что обойти его целиком за один день невозможно. Я осмотрел только основные памятники - театр, агору, термы, руины нескольких и храмов и северный некрополь. О последнем и пойдет здесь речь.

Видимые руины некрополей Термессоса создавались в римское время, но символика этих гробниц уходит вглубь анатолийской истории. Бесконечные изображения львов и леопардов на камнях разрушенных мавзолеев Термессоса говорят нам о вере местных жителей в возможность бессмертия души посредством приобщения к культам Диониса и Великой Матери богов. Ибо леопард - символ Диониса, а лев - символ Богини Матери. В орфизме Дионис мыслился как сын Великой Матери и Бога Отца (Зевса). Наиболее вероятное осмысление имени Дионис (лат. Dionysus) - "Сын божий". Этимология имени Диониса может указывать на хеттское происхождение этого бога, где Диос (Διὸς) несомненно бог, а -nūsos уже в античности связывали с некоей горой Нисой, где жили нисейские нимфы воспитавшие младенца Диониса. Самоназвание хеттов - неситы, несили (люди Несы) несомненно классическим грекам было неизвестно, поэтому гору, где воспитывался Дионис, располагали где-угодно от Индии до Африки, хотя ранние (микенские) греки в середине II тыс. до н.э. уже знали Диониса как di-wo-nu-so (Линейное Б). После перевода хеттских текстов стало понятно, что Ниса (Неса) - это древний малоазийский город Канеш (будущая Кесария Каппадокийская), располагавшийся рядом с вулканом Эрджияс. Именно здесь, в Несе, началась хеттская история, я когда-то делал пост об этом начале всех начал.

Центральный элемент на этом рельефе из некрополя Термессоса несомненно сосуд с вином. Ведь Дионис - это бог виноделия. Его часто изображали в виде виноградной лозы или различных емкостей с алкоголем.
Евангелие от Иоанна (15:1)
«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь».

$MG_3119.JPG

Collapse )
promo maximus101 february 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

Эфес и поиски живых мертвецов

В древней литературе тема Сокрытия в пещере была неразрывно связана с регионом Малой Азии. До того как будущий предвозвестник конца света Махди ушел в сокрытие на горе Эрджияс, что рядом с Кесарией Каппадокийской, в этой области укрывались христианские Семь спящих отроков эфесских и исламские Обитатели пещеры (асхаб аль-кахв). Проблему "спящих" мы впоследствии будем разбирать детальнее.
Большинство самых ранних упоминаний о "пребывающих в пещере" несомненно приходится на Малую Азию, что должно иметь какое-то объяснение. Наверно и самое первое упоминание о "спящих" от Аристотеля (4 век до н.э.) возможно локализовать в этом регионе, уж очень название острова Сардиния похоже на столицу Лидии - малоазийский город Сарды.

Аристотель. Физика.
Ибо когда не происходит никаких изменений в нашем мышлении или когда мы не замечаем изменений, нам не будет казаться, что протекло время, так же как тем баснословным людям, которые спят в Сардинии рядом с героями, когда они пробудятся: они ведь соединят прежнее "теперь" с последующим и сделают его единым, устранив по причине бесчувствия промежуточное [время].

Руины раннехристианского некрополя (5-6 вв.) в Эфесе, который называют "Пещерой спящих отроков".


Если "спящие отроки" находились в районе города Сарды, можно рискнуть наполнить буквальным смыслом и знаменитые строки из Апокалипсиса - "ты носишь имя, будто жив, но ты мертв". Ведь спящие в пещере и были самыми настоящими живыми мертвецами.

Collapse )

Тайна "Журавлей" Расула Гамзатова

Песня "Журавли" в советское время стала настоящим гимном памяти о погибших в Великую Отечественную войну. Удивительно, как простые строки дагестанского поэта Расула Гамзатова так глубоко проникли в сердца русских людей. При том, что эта песня была наполнена до краев языческими представлениями о смерти и участи павших. Аварец Расул Гамзатов смог донести до миллионов слушателей то, как осмысливали смерть еще в первых тюркских каганатах.

Песня "Журавли" на языке оригинала - на аварском. Исполняет дагестанская певица Зайнаб Махаева.


Видимо, не случайно, что песню про журавлей написал именно Гамзатов родившийся в Дагестане. Весь Северный Кавказ был с древности пронизан степной культурой. Поэтому именно там смогли сохраниться старые тюрко-иранские представления о превращении умерших людей в птиц. Здесь нужно заметить, что славянский рай - ирий, куда улетали души умерших в облике птиц, это видимо также дань степному культурному наследию. Наверно, именно поэтому песня стала так популярна среди русского населения СССР.

Collapse )

Кибела и славянская кобыла

К моему давнему посту о Великой Матери богов кинули интересный комментарий о родственности праславянского слова "кобыла" и соответствующих европейских слов - фран. cheval и исп. caballo означающих лошадь.
Имеет смысл специально уточнить, что славянское слово "кобыла" скорее всего происходит напрямую от имени анатолийской богини Кибелы, которую считали не только Матерью богов, но и "госпожой лошадей", как я писал об этом еще раньше.
Удивительно, но именно славянские языки сохранили культовое значение этого слова, а не греческий или латинский, как можно было бы ожидать.

Collapse )

О происхождении Эльфов и Гномов

Альвы (эльфы и гномы) - в германской мифологии существа как правило небольшого роста. Они славились как искусные металлурги, музыканты и волшебники. Альвов, жителей Свартальфахейма, я упоминал ранее - как возможных халибов (греч. Χάλυβες, греч. Χάλυβοι /альвы-альбы-халибы) - изобретателей стали.
Интересно сближение термина Альв (Àlf-ur — ислан., Alfar — ст-норв.,Älv — швед.,Alv — норв.) и ст.-фригийск. alu-(жрец), хетто-лувийского alwa-(магия).
«хет. alwa-(волшебство, магия), alus -им. пад. ед. ч. апеллатива, в 'ст.-фриг это слово могло быть обозначением жреца. Известна также ономастическая основа alu-, засвидетельствованная в Лидии (Buckler W. Н. Sardis. Leiden, 1924. S. 10) и в каппадокийских табличках: Aluwa»
Баюн Л.С., Орел В.Э. Язык фригийских надписей как исторический источник. I // ВДИ. 1988

Схолии к "Аргонавтике" Аполлония Родосского.
«Халибы — скифский народ за Термодонтом; они, открыв железные рудники, занимаются их разработкою. Халибами они названы от Аресова сына Халиба. Упоминает о них и Каллимах; „да погибнет род халибов, которые открыли это злое творение, поднимающееся из земли“.»



Collapse )

Карта античных городов запада Малой Азии

В комментариях к моему прошлому посту про Анталью меня немного потроллили на тему того, что античность нужно искать в Италии, а не в какой-то там Турции.
Просто приведу карту-схему античных поселений на западе нынешней Турции. Речь идет о довольно крупных городских центрах, тех которые упоминаются в письменных источниках. Нужно думать, что существует и множество малоазиатских древних городов чьи названия вообще неизвестны.
Также на карте не указаны сотни ликийских городов на самом юге.

Речь идет в сущности только о двух римских провинциях - Азии и Ликии-Памфилии.
Карта кликабельна.

Анталья в апреле

Оказалось, что это не самый лучший месяц для посещения средиземноморского побережья Турции. Уж сколько раз я здесь был и все равно ошибся. Лучше ехать не раньше мая, чтобы не таскать с собой ворох одежды. Я как-бы понадеялся на мягкий морской климат Антальи, но в реальности он оказался более чем континентальным - перепады температур тут до 15 градусов в день. Плюс, огромная влажность и леденящий ветер (особенно в горах). При 22 градусах на солнце по городу можно спокойно ходить в осенней одежде, а то и в зимней.
В общем, курортная расслабленность обернулась для меня суровой борьбой за выживание:)



Collapse )

Кайсери - двуглавый орел и братство Дракона

Сегодня мы направимся на юго-восток города, чтобы ознакомиться с несколькими сельджукскими архитектурными шедеврами. Это гробницы за чертой города, именно здесь, на юго-востоке, находится самый красивый мавзолей Кайсери. Заодно осмотрим зону старых кладбищ, сейчас эти места давно застроены, но для средневекового некрополя сделали исключение.

IMG_8760.JPG

Collapse )

Археологический музей Кайсери

Музей в Кайсери неожиданно маленький, но посетить его все же стоит, здесь есть и некоторые шедевры. Почему музей имеет такую незначительную коллекцию не совсем понятно. Видимо все дело в слабом финансировании. Как правило, в Турции деньги вкладывают в культурные объекты активно посещаемые туристами, здесь их мало, даже несмотря на близость популярных туристических городов в Каппадокии. Почему в Кайсери мало любопытствующих - особый вопрос, но по факту, тысячам туристов, едущим смотреть пещерные церкви и красоты каппадокийской природы, почему-то тяжело посещать бывшую столицу этого края.
Удивляет также малое число римских артефактов в музее - в соседней Конье (древний Иконий) их намного больше. Все же Кесария Каппадокийская была значительным городом в римское время, поэтому многочисленные надгробия, саркофаги и прочие памятные знаки древности должны присутствовать. Но в музее подобных артефактов очень мало...

Хеттский керамический сосуд в виде быка.
IMG_8341.JPG

Collapse )

Сумерки Бога Грома

Песенка про Перуна. Исполнение широко известной в узких кругах песни Twilight of the Thunder God.
Просто замечательный клип, хоть и малобюджетный. В нем все прекрасно - манера исполнения, женский пол исполнителя, интересный типаж певицы (хотя арменоидная внешность больше бы соответствовала историческим реалиям, но и так тоже хорошо), окружающий горный пейзаж. О горах, Перуне и Матери Богов я недавно писал. И сам текст песни соответствует заданной теме, перевод Twilight of the Thunder God можно посмотреть здесь.