?

Log in

No account? Create an account

Entries by category: история

Старый город Кесарии Каппадокийской
maximus101
Кесария Каппадокийская - один из самых загадочных городов Малой Азии. Этот город хорошо известен по сотням упоминаний в письменных источниках, но абсолютно непонятен в материальном смысле. Не ясно, что от него осталось, и неизвестно, как он выглядел в древности. Относительно хорошо сохранились лишь строения средневековой Кесарии, основанной уже тюркскими династиями Данишмендидов и Сельджуков.

Такое положение вещей проистекает в том числе из-за того, что город часто менял свое положение. Хеттская Ниса (Канес) находится на расстоянии 15 км к север-востоку от нынешнего турецкого Кайсери. Несомненно, это было крупнейшее поселение в регионе горы Эрджияс во II тыс. до н.э. Сейчас тамошнее городище Культепе регулярно изучается и раскапывается многими археологами.
Но вот город Мазаку, а это непосредственный предшественник Кесарии Каппадокийской и нынешнего Кайсери, изучают менее энергично.
На данный момент даже сложно определить конфигурацию этого изначально фригийского, а затем эллинистического и римского города.

Ичкале - цитадель средневековой Кесарии.


Читать и смотреть далее...Collapse )

promo maximus101 февраль 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

Старые изображения мавзолея Хумаюна
maximus101
Несколько старых фото и рисунков мавзолея Хумаюна в Дели. От первых изображений в начале 19 века до последней реставрации уже в 21 веке. Об этом комплексе  я писал совсем недавно.

Мавзолей Хумаюна и так называемая гробница Парикмахера на переднем плане. Фото 1858 года.
1280px-Humayun's_Tomb,_with_the_Barber's_Tomb_in_the_foreground,_Delhi,_1858_photograph.jpg

Смотреть и читать далее...Collapse )

Образы Асгарда. Мавзолей Хумаюна в Дели
maximus101
Мавзолей могольского императора Хумаюна в Дели - первое значимое воплощение идеи райского сада в погребальной архитектуре на территории Индостана. Знаменитый Тадж Махал в Агре стал дальнейшим продолжением этой идеи. При этом само собой у "первого воплощения" были предшественники. Также можно сказать, что гробница Хумаюна - это и зримый образ легендарного Асгарда, так как погребальные комплексы Великих Моголов соответствовали всем внешним признакам скандинавского жилища богов.

Этот пост о моем посещении усыпальницы Хумаюна и других ближайших в нему погребальных комплексов в Дели. Также я немного раскрою историю происхождения подобных райских парков.



Читать и смотреть далее...Collapse )

Асгард - город Богородицы
maximus101
Семантика скандинавского термина Асгард (Ásgarð) как известно сближается с понятием христианского рая, так как Асгард - это не только город богов, но и место куда попадают павшие воины. Знаменитая Вальхалла (др.-исл. Valhöll, прагерм. Walhall — «дворец павших») находилась непосредственно в Асгарде. В европейских языках рай обозначается словом "парадиз" (англ. paradise, фр. paradis), которое восходит к греч. parádeisos (παράδεισος) и латин. paradisus. Происхождение термина "парадиз" хорошо известно - из др.иранского языка оно попало в Ветхий Завет (др. еврейский pardes) и греческие тексты. Изначально этот термин означал персидские сады/парки очень популярные в империи Ахеменидов, их название происходит от авестийского pairidaeza- (огороженный стеной участок), параллельно ему существовали pardesu (закрытый парк) в аккадском языке, эламский partetas (сельское поместье), арамейский pardaysa (царский парк).

Так как словом "парадиз" называли парки персидских царей, то в Библии в большинстве случаев греческий parádeisos (παράδεισος) и др.еврейский pardes обозначают не рай в его общепризнанном смысле, а именно парки, сады и даже леса и рощи. Снорри Стурлусон в своем названии города богов (Асгард, Ásgarð) сближает семантику рая с изначальным смыслом слова "парадиз" в значении огороженного пространства, парка. Ведь скандинавский термин garðr имеет абсолютно такое же толкование как и авестийское pairidaeza-, это огороженный стеной участок, ограда. В Скандинавии словом garðr называли сельские поместья, хутора (как и в эламском - partetas), а также хозяйственные дворы. Асгард - это огороженный участок, двор богов-асов. Термин гард (garðr) в Скандинавии никогда не использовался для обозначения города (как это было на Руси), я писал об этом ранее. Т.е. для Стурлусона Асгард - это и рай, так как туда попадают праведники, и некий огороженный участок, прямая калька с термина "парадиз" в значении огороженного сада.

Райский сад. Дева Мария в "парадизе" - огороженном саду. Германия, 1410 г.


Читать и смотреть далее...Collapse )

Национальный музей истории Азербайджана
maximus101
Фото экспонатов из столичного исторического музея Азербайджана. Музей интересный, но к сожалению, его коллекция давно не пополнялась. C cоветских времен музей не менялся совсем, везде чувствуется запущенность, много ошибок в описаниях и т.п. Сие несколько удивительно, ибо в Азербайджане за последние годы появилось много новых музейных центров, т.е. недостатка в финансировании явно нет.

Албанский бронзовый шлем из Нюйди, III-I вв. до н.э. И реконструкция албанского воина.
imgonline-com-ua-2to1-1WZ8tHNhOeMrZ6.jpg

Читать и смотреть далее...Collapse )

О женской сущности Перуна и Одина
maximus101
Удивительно, насколько живучими могут быть представления о древних языческих богах.
Древняя вера в бога громовержца, длительно сохраняясь в христианской традиции, смогла донести до наших дней видимо изначально женский образ этого божества. Вполне возможно, что на заре происхождения цивилизации (еще в неолите) образ богини Матери заменял собой все остальные. Поэтому даже боги войны, грома и молний такие как Перун и Один имели бы в древности женское лицо. Сейчас эти архаичные образы проявляются в огромном числе женских имен и названий связанных с культами этих богов. Особенно много женских имен имеет индоевропейский бог грозы и грома Перун. На Балканах можно встретить личные женские имена как Перуна, Паруна с ласкательными вариантами: Перунка, Перуника. Также Перунига, Перуница (Пера). Они упоминаются в народных песнях сербов и болгар:
"Перуниче, девойче!
Не стой, Перо, на брего!"
"Оj девоjко, бела Перунико!"

Названия участниц балканского обряда вызывания дождя сходны с именем Перуна. В Болгарии и Македонии это пеперуда (пеперуна, пеперуга, пемперуга, перперуна, преперуна и т. п.), в Румынии — paparuda, păpăluga.
Сам обряд в Болгарии называется Додола, его участниц также могут именовать додолами. Слово Додола похоже на видоизмененное название Додона, самого старого оракула в Древней Греции. На его территории рос дуб - дерево бога громовержца. С большой вероятностью Додона изначально была посвящена не столько Зевсу сколько Дионе - титаниде имеющей схожие функции, она была богиней дождя и грозы.

_dodoly-perunicy_-_13.jpg

Читать и смотреть далее...Collapse )

Асгард. Как строили стены Мидгарда
maximus101
Как известно из исландских саг, место обитания людей - это Мидгард (Срединная земля, Среднее огороженное пространство). Одна только этимология этого понятия указывает на его восточное происхождение, ибо Срединным (Центральным) государством в древности называли Китай (Чжунго). Ни Древняя Греция, ни Римская империя такого устойчивого понятия не знали. Часто пытаются выводить значение термина Мидгард из греческого слова Ойкумена (заселённая (земля)). Но даже поверхностное сравнение этих понятий доказывает их абсолютно разную природу, ибо слово Ойкумена имеет свойственное всему античному миру антропоцентрическое содержание, это именно заселенная территория, т.е. земля где живут люди, именно люди создают греческую Ойкумену. В то время как Мидгард - это пространство располагающееся в центре относительно других миров (например, Утгарда "окраинной земли"), в основе этого термина лежит первичная важность центрального (срединного) положения в мире.

Ситуация усугубляется тем, что Мидгард - это не просто срединная земля, это пространство огороженное высокими стенами. Мидгард - это крепость, которая противостоит великанам, варварам внешнего пространства. Такое представление о мире могло сложиться также только на Востоке. Первые крепостные стены отделяющие государство от мира варваров появились тоже в Китае. Великую китайскую стену, точнее стены, начали строить еще до времен Цинь Шихуанди (III в. до н.э.) - первого императора Китая. Знаменитый Римский лимес - укрепления границы империи, начали возводить не раньше I в. н.э., а скорее еще позже. И важно, что в сагах Римская империя всегда противопоставлялась народу Асов, поэтому Римский лимес никак не мог быть прообразом стен Мидгарда.



Читать и смотреть далее...Collapse )

Асгард. Где находился город богов?
maximus101
Любой разумный человек ответит на этот вопрос - что на небе. Если Асгард город богов, то где еще могут жить боги? Но главный скандинавский информатор о сущности Асгарда Снорри Стурлусон размещал этот город на грешной земле и давал ему вполне узнаваемые координаты.
Стурлусон писал в своем "Круге земном", что Асгард располагалась к востоку от Танаиса (древнее название реки Дон).

Caгa oб Инглингax
«Cтpaнa в Aзии к вocтoкy oт Taнaквиcля нaзывaeтcя Cтpaнoй Acoв (Асаланд), или Жилищeм Acoв, a cтoлицa cтpaны нaзывaлacь Acгapд. Пpaвитeлeм тaм был тoт, ктo звaлcя Oдинoм».

Интересно, что известный исследователь и искатель приключений норвежец Тур Хейердал почему-то искал Асгард в устье Дона в районе Азова. Хотя в сагах дается точное указание, что Асгард находился восточнее реки Дон, соответственно, в его устье он находится никак не мог. Видимо, Хейердалу, как и многим его последователям, понравилось название города Азова, имеющее в себе слог Аз (Ас) вроде как указывающий на Асов. Этимология названия Азова скорее всего тюркская, ведь Азов, это старый ордынский город Азак (тур. Azak, от вост.-тюрк. azaq «низкий, низкое место»; также тур. ajak "устье, низовье реки").

Существуют и противоположные точки зрения, когда Асгард локализовался существенно восточнее Дона и даже Северного Кавказа. Например, на Урале или в современной Туркмении (парфянская Ниса). Вытекают они из-за предполагаемой невозможности очертить ту линию на Востоке, за которой существование Асгарда уже маловероятно, ну и из фантазий авторов подобных теорий.



Читать и смотреть далее...Collapse )

Второе пришествие в Болгарию
maximus101
Так как летом из-за жары я не смог толком исследовать территорию древней Мезии, я решил продолжить это дело осенью. Поэтому уже несколько дней нахожусь в Болгарии (именно сейчас я завис в хостеле в Велико-Тырново). Надо сказать, что местные боги решили и в этот раз подвергнуть меня испытанию. Ибо прилетев в Варну, я попал под сильнейшие дожди. Теперь уж не знаю, что лучше (или хуже) жара и духота или постоянный поток воды с неба. Вторую столицу Болгарского царства - Преслав пришлось изучать под зонтом, от которого, правда, было очень мало толку. Как я не утопил свой старенький Кенон непонятно.

IMG_5595.JPG

Читать и смотреть далее...Collapse )

Тайны Девичьей башни в Баку
maximus101
Главным символом города Баку несомненно является знаменитая Девичья башня (Гыз Галасы). Поэтому рассказ об Азербайджане и его столице я решил начать именно с описания этого сооружения. За долгую историю своего существования Девичья башня обросла множеством слухов, легенд и домыслов, которые уже, к сожалению, смогли внедриться и в научную среду, тем самым превратив в полный хаос любые представления о данном интересном строении и истории возникновения самого города Баку. На данный момент считается (прежде всего в самом Азербайджане), что Гыз Галасы могла каким-то образом существовать до возникновения самого города. Тем самым она признается древнейшим сооружением в Баку, а по некоторым суждениям и вообще в Азербайджане.

Поэтому, я решил собрать наиболее достоверные сведения о данном объекте и попробовать разгадать хотя бы некоторые тайны Девичьей башни.



Читать и смотреть далее...Collapse )

Армянский Перун - бог римлян и гуннов
maximus101
Дальнейшее продолжение исследований армянского язычества, начатых в прошлых статьях, повествующих о косматом Перуне. Мы разбирали текст армянской хроники "История Тарона"созданной в VII - IX вв.

Несомненно, нужно рассмотреть и возможные местные (анатолийские) корни происхождения культа верховного бога грозы. Давно отмечено совпадение имени хеттского бога грозы Тархунта и армянского названия местности Тарон, где происходила вся эпопея из таронской хроники. Более чем вероятно, что имена громовержцев в разных индоевропейских языках будут родственны друг другу - Тархунт у хеттов, Таранис у кельтов, Тор у германцев и Перун у славян. Видимо, в Тароне существовал свой давний культ бога громовержца.

При этом, нет ничего странного в том, что создатели "Истории Тарона" изображают жрецов бога грозы пришельцами - подобный культ существовал у разных народов. Вполне возможно, что пришлые гунны, о которых мы писали раньше, могли сформировать свой собственный культ бога Куара Гисанэ на месте автохтонного, как это часто бывало. Можно вспомнить, что греки и римляне основывали храмы Зевса или Юпитера на месте ближневосточных святилищ бога Ваала. В связи с этим, гуннский громовержец Куар мог приобрести и некоторые местные черты. Более того, есть все основания думать, что иконография бога Куара могла быть исключительно ближневосточной, так как степные племена не имели развитой традиции создания антропоморфных изображений.

С большой степенью вероятности, косматый бог Куар выглядел, как на фото ниже. Это изображения римского синкретического божества Юпитера Долихена.


Читать и смотреть далее...Collapse )

Про индусов основавших город Киев
maximus101
Удивительно, насколько культурно целостным было пространство занимаемое Хазарским каганатом. Рассказ об основании города Киева Кием и его братьями, возникший на Руси на северной границе каганата, был почти полностью идентичен истории основания религиозного центра бога Куара в Армении, сложившейся на южной границе Хазарии. Армянская легенда о братьях Куаре, Мелтее и Хореане несомненно была первичной, ибо речь в ней шла о первых веках н.э.

Видимо, великое переселение народов III—VII веков сформировало предпосылки для обеих легенд, возможно именно гунны или представители подвластных им племен основали религиозный центр на горе Каркэ в Армении, и эта история стала широко известна в гуннском государстве, а затем в Хазарском каганате пришедшем ему на смену. Автор "Повести временных лет"заимствовал рассказ о трех братьях из фольклора народов живших на территории Хазарии, а возможно и из каких-то письменных хазарских источников. Факт подобного заимствования может говорить о том, что составитель ПВЛ имел хорошее представление о хазарском происхождении Киева.

"Повесть временных лет"
«И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъём Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве».

Kyi,_Czech,_Khoryv_and_Lubed_in_der_Radziwiłłchronik.jpg

Читать далее...Collapse )

Армянский Зороастр
maximus101
Интересные проявления учения Зороастра на западе Передней Азии.
Платон в своей книге "Государство" описал один из первых случаев воскресения из мертвых и посмертное воздаяние душам умерших. Несомненно, свое представление о воскресении он заимствовал из базовых идей зороастризма. Об этом писал во 2 в. н.э. Климент Александрийский, он прямо называл героя Платона Зороастром.

О влиянии зороастризма на греческую философию я писал ранее. Но в рассказе Платона интересна также этническая принадлежность действующих лиц. Главный герой Платона носит имя Эр, его отца звали Армением, родом он был из Памфилии. Сейчас Памфилия - это главный туристический центр в Турции, где расположены города Алания и Анталия. В древности крупнейшим городом Памфилии был Аспенд, когда-то я его специально посещал.

Климент Александрийский "Строматы"
5.103.2 «Далее в десятой книге Государства Платон упоминает о неком Эре, сыне Армения из Памфилии, который был ни кто иной, как Зороастр: «Написано это Зороастром сыном Армения, урожденным в Памфилии, который был убит в сражении, побывал в Аиде и узнал это от самих богов». Этот Зороастр, как говорит Платон, ожил через двенадцать дней после смерти, уже будучи на погребальном костре. Это может быть понято как намек на воскресение, или же как указание на то, что, при своем восхождении, души должны пройти через все двенадцать знаков Зодиака».

Hermes_e_Sarpedon.jpg

Читать и смотреть далее...Collapse )

Про армянских евреев
maximus101
Удивительно насколько много в Армении было иудеев в начале н.э. Конечно, в хрониках число семей, угнанных персами, преувеличенно армянскими историками, но соотношение числа армян и евреев в армянских городах скорее всего соответствует действительности. Как тут не вспомнить, что сами армяне носили название аскеназ, такое же как и европейские евреи-ашкеназы.

Наиболее известные армянские аристократические роды имели иудейское происхождение. Например, знаменитый род Багратуни, давший несколько царских армянских и грузинских династий (например, знаменитая царица Тамара происходила из рода Багратидов) имел изначально иудейское происхождение.
Так как из среды иудеев выдвинулась значительная часть армянской аристократии, можно предположить, что главным делом иудеев в Закавказье была военная служба. Об этом свидетельствует и заселение иудеями персидских фортификационных линий во времена сасанидов в 5-6 вв. О службе иудейских военных поселенцев на кавказской стене Даг-бары я писал ранее.

Несомненно, что большинство иудеев на Армянском нагорье были прозелитами, т.е. приняли иудаизм непосредственно по месту проживания, ибо невозможно представить, чтобы миллионы евреев выводились с территории Иудеи, в древности и начале н.э. население самого Израиля было весьма незначительным.

Иудейское надгробие 13 века из армянского городка Ехегис.
ррр.jpg

Читать далее...Collapse )

Археологический музей Амасьи
maximus101
В Амасье есть весьма примечательный археологический музей. Как и многие турецкие провинциальные музеи он небольшой, но в нем выставлено несколько интересных экспонатов ради которых сей музей желательно посетить. Эти экспонаты делятся на три вида - интересные, забавные и откровенно страшные, я даже не ожидал, что в таком маленьком музее будет подобное разнообразие.

Одного жутковатого персонажа из музея Амасьи я решил выставить заглавным фото. Это мумия монгольского военачальника Исбуги нойона, он управлял Амасьей во времена господства в Малой Азии монгольского улуса Хулагу и умер в 1320 году. Так как вел жизнь он сугубо ратную, то, стоит думать, что передние зубы ему выбили еще при жизни.

IMG_7399.JPG

Читать и смотреть далее...Collapse )

Старый город Амасьи
maximus101
В этот пост вошли фото достопримечательностей турецкого города Амасья. Про здешние грандиозные гробницы понтийских царей я уже писал, теперь пришла пора рассказать о самом городе. Приятный климат и обилие древних памятников сделали Амасью крупным туристическим центром, только приезжие в городе как правило сами турки. Из-за обилия внутренних туристов цены на отели в Амасье несколько выше чем в соседних городах, но самих отелей, ресторанов здесь великое множество.

IMG_7252.JPG

Читать и смотреть далее...Collapse )

Фригийские скальные монументы
maximus101
Среди обширного многообразия скальных монументов в Малой Азии особо выделяются фригийские "фасадные" (или портальные) памятники. Они интересны своими весьма большими размерами и возможным их влиянием на все остальные скальные монументы в Анатолии (в том числе погребальные). К сожалению, они очень плохо исследованы, как и почти все, что касается анатолийских цивилизаций. На данный момент признается, что подобные монументы стали появляться на западе Малой Азии, прежде всего во Фригии, в VI веке до н.э. Датировки этих памятников весьма условны, но все же можно предположить, что в Гордионе (древней столице Фригии) скальные фасады не вырубались. Также их не было в Сардах - столице Лидийского царства пришедшего на смену Фригийскому гос-ву.

Вероятнее всего, традиция создания скальных фасадов появилась во Фригии под влиянием персидского завоевания в VI веке до н.э. В связи с этим весьма интересны здесь предположительно ранние скальные гробницы мидийских царей в нынешнем Ираке и Иране (я о них писал ранее) ,так как традиция создания скальных порталов в Малой Азии явно перекликается с известными персидскими гробницами Ахеменидской династии из Накш-и Рустам, которые, в свою очередь, могут быть продолжением погребальной обрядности Мидийского царства.

Монумент Асланташ (Львиный камень) Гробница неизвестного правителя Фригии, VI в. до н.э.


Читать и смотреть далее...Collapse )

Про тюркского богатыря Коловрата
maximus101
Собрался я с силами и посмотрел на днях новый российский блокбастер - "Легенда о Коловрате". Как и ожидалось, фильм произвел на меня тягостное впечатление. И дело даже не в отсутствии какого-либо историзма в нем, а в полной сумбурности и нелогичности сюжета. И это не говоря о тотальном кинематографическом плагиате, мне кажется, там собрано буквально все, что я видел в мировом историческом кино за последние 20 лет.

О фильме "Коловрат" не писал только ленивый, поэтому я не буду утруждать себя разбором бесконечных ляпов этого "шедевра", а там "прекрасно" буквально все - от видов старой Рязани, взятых с полотен В. Иванова о "Ведической Руси", до облика Бату-хана, скопированного из фильмов про японских гейш. Хоть как-то оправдывает авторов только их чистосердечное признание в том, что "Легенда о Коловрате" не является историческим кино.
Честно признаюсь, что предыдущий "шедевр" российского кинематографа о русской истории - фильм "Викинг", понравился мне намного больше, поэтому год назад я его разбирал более детально в одной из своих статей.

Сейчас, я, как и многие, решил рассказать о настоящем Евпатии Коловрате, именно такой заголовок можно увидеть у многочисленных статей в интернете, посвященных этому персонажу - "настоящая легенда о Коловрате", "правда о Коловрате", "каким он был на самом деле" и т.д.

Вот и я поведаю своим читателям всю правду "о Коловрате".



Читать и смотреть далее про тюркского Коловрата...Collapse )

О хазарском Киеве
maximus101
Отрывок из книги британских историков С.Франклина и Д.Шепарда «Начало Руси 750-1200» посвященный ранней истории Киева. Скачать ее можно здесь.

Немного о самой работе С.Франклина и Д.Шепарда. Книга специалистов из Кембриджа весьма добротна с учетом того, что это обобщающий труд, в котором сложно разбирать частности. Британские историки настойчиво продвигают мысль о позднем заселении Киева русами-скандинавами - в начало русской истории они традиционно ставят район Ладоги и Новгорода. Русский каганат у них имеет исключительно северное расположение, что в целом общепризнано. Наиболее вероятной его столицей они видят Рюриково городище под Новгородом, эта идея также принимается большинством специалистов. Также британцы делают предположение о размещении Русского каганата (или Норманнского каганата) непосредственно в Скандинавии - в Швеции со столицей в Бирке. В целом, скандинавское размещение первого государства русов не противоречит моему предположению о существовании Русского каганата на полуострове Самбия в нынешней Калининградской области, доказательная база там схожая, при этом сама Самбия своими размерами больше похожа на "остров русов". Любая южная дислокация Русского каганата, в том числе в Киеве, С.Франклином и Д.Шепардом полностью отрицается.

«О том, что хазары играли в Киеве не последнюю роль, говорит второе название этого поселения, которое Константин VII тоже посчитал нужным привести, — «Sambatas». Это, скорее всего, хазарское название Киева, поскольку оно созвучно хазарским названиям других крепостей, например, «S-m-к-r-ts» (см. выше, с. 63). Считается, что название «Sambatas» происходит от тюркских корней sam и - bat, означающих, соответственно, «высокий» и «сильный». В то время, когда писал свое сочинение император Константин, т. е. в X в., в Киеве, согласно «Повести временных лет», были «мнози козар'Ь». Само по себе хазарское, вероятно, происхождение названия «Sambatas» не доказывает, что хазары жили в IX в. в Киеве на укрепленной территории. Однако летопись, сообщая, что власти хазар пришел конец, дает понять, что некогда они контролировали Днепр (см. выше, с. 120).



Читать и смотреть далее...Collapse )

Тюркские амазонки
maximus101
Существует устойчивое представление, что женщины-воительницы есть производное от культур исключительно ираноязычных кочевников, прежде всего сарматов. Удивительно, но массовое присутствие амазонок у других кочевых народов - тюрок, монголов почти всегда игнорируется. Также как игнорируется преемственность культур более поздних тюркских и монгольских кочевников от древних ираноязычных. Ранее я как-то писал о погребальных обрядах монголов, имеющих много общего с иранским зороастризмом.

В этот пост я собрал несколько отрывков из текстов исторических хроник и эпических сказаний, которые повествуют о массовом присутствии воюющих женщин у тюрок и монголов. Как известно, почти во всех кочевых культурах женщина имела более высокий социальный статус, чем у народов земледельческих. Связано это было с устройством быта кочевников который способствовал определенному равноправию между мужчинами и женщинами.

Плано Карпини, "История монгалов"
«Девушки и женщины ездят верхом и ловко скачут на конях, как мужчины. Мы также видели, как они носили колчаны и луки. И как мужчины, так и женщины могут ездить верхом долго и упорно».

Анналы Бертонского монастыря (Annales Burtonenses) о монгольской армии:
«Женщины, наподобие мужчин, скачут верхом, сражаются и стреляют из луков. Доспехи у них сделаны из многослойной кожи, и они почти непробиваемые».



Читать и смотреть далее...Collapse )