Каган - правитель русов

Главная тайна ранней истории Руси - это вопрос подчиненности ее территории Хазарскому каганату. На данный момент нельзя утвердительно ответить был ли Русский каганат самостоятельным государственным образованием, или же правителем русов считался хазарский каган. Речь идет о самой сути этого раннего этапа русской истории, отраженной в письменных источниках. Должны ли мы воспринимать Русский каганат как начало именно русской государственности, или же сведения источников о "кагане русов" нужно толковать как часть информации о государстве хазар?

Мы можем констатировать существование каганата русов только со времени Владимира Святого (конец 10 века). Так как уже по древнерусским источникам ("Слово о законе и благодати", митрополита Илариона) хорошо известен титул правителя русов - Владимир и его сын Ярослав Мудрый названы в этом источнике каганами. Но о более раннем времени говорить затруднительно.



Collapse )
promo maximus101 february 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

Про Русский каганат на Яндекс Дзене

Мой старый канал на Дзене maximus101 забанили еще в прошлом году. Решил сделать еще один - Русский каганат. Видимо забанили сразу же. Так и живем)
Предполагаю, что преодолеть пессимизацию будет уже невозможно. Писать на Яндекс Дзен я могу только как в облачное хранилище - как либо демонстрировать свои труды читателям невозможно в принципе.
Но в моем ЖЖ каганат русов еще жив. Хотя, видимо только пока...

Башня Хыдырлык - самый большой римский мавзолей Турции

Самый древний и загадочный объект в Анталье это несомненно башня Хыдырлык. Она стоит на скале рядом с береговой линией в бывшем христианском квартале города, о котором я недавно писал. Башня датируется II веком н.э.
В популярной литературе постоянно поддерживается миф о том, что назначение башни Хыдырлык никому неизвестно. Высказываются версии, что она могла быть маяком, оборонительным сооружением и т.д. Хотя ее изначальная мемориальная (погребальная) функция несомненна. Башня Хыдырлык - самый большой в Малой Азии римский мавзолей.



Collapse )

Христианский квартал Антальи

Христианский квартал Антальи располагался в южной части укрепленного Старого Города (Калеичи). Видимо ранее это было древнейшее поселение на этом месте. До основания пергамским царем Атталом порта названного его именем (Атталией), здесь существовал небольшой городок Корик.
Ранее я писал о проблеме идентификации акрополя античной Антальи, сейчас популярна версия, что акрополь располагался на севере нынешнего Калеичи, там где берег понижается в сторону моря. Это идеальное место для порта, но не самое лучшее для Верхнего города (Акрополя). Можно предположить, что такое положение вещей проистекало из того факта, что изначально Анталья состояла из двух городов - более старого Корика, лежащего на возвышенности (высота над морем 36 м.), и основанного пергамским царем в 150-х годах до н.э. морского порта Атталии. Ее крепость (акрополь), действительно, могла находиться рядом с морским берегом и прикрывать новый порт. В то время как крепость Корика так и осталась на горе, сейчас это небольшой мыс в юго-западном углу Калеичи.

Стены христианского города Антальи.


Collapse )

Крепостные стены Антальи и история города

Анталья всем известна как главный центр туризма на южном побережье Турции. Об истории этого города осведомленность существенно ниже. Такое положение вещей проистекает из-за слабой изученности Калеичи - старого города Антальи. В Калеичи практически не велись археологические раскопки. Связано это с тем, что в Старом городе очень плотная застройка, которая сама по себе является исторической ценностью, а исследовать город без сноса старых домов 19 века весьма проблематично.
Мы осмотрим Старый город Антальи и попытаемся раскрыть некоторые тайны его истории.

Ворота Адриана - главные римские ворота Антальи.


Collapse )

О происхождении этнонима Турк/Тюрк

Видимо нужно думать, что этноним турк (тюрк) родственен имени анатолийского бога грозы - Тархунта (Tarḫunt, победитель, герой, от хетто-лувийского tarhu- «осиливать», «мочь», «побеждать», хетт. tarhuili «геройский», tarhuilatar «мужская сила»). И далее, др.-инд. tarati (вар. tòryati) «переходить, преодолевать, побеждать», tara, taras «энергия, мощь», turvani «победный», turvi «полный сил», tarutar «победитель», aвест. taurvan-«одолевать», ср.-перс. tarvinitan «побеждать, мучить». Отсюда же авестийские туры и Туран - название их страны.
В самих тюркских языках слово "тюрк" не имеет точного значения, его можно перевести как сильный, уважаемый, цветущий, т.е. это скорее всего уже переосмысление изначального термина, хотя древний посыл явно сохраняется.

Можно предположить, что какая-то часть скифов могла называть себя турами или даже турками/таргами по имени своего прародителя Таргитая, где присутствует основа тарг-/тарх-. Само же имя праотца скифов вполне может выводиться из древнейших анатолийских теонимов - Тархунта, Тарку, так и из сопутствующих им «победных» смыслов.

Collapse )

ТОРИН Дубощит (др.-сканд. Þorinn — «Герой, смельчак, отважный», от слова þora — «осмеливаться»), Эйкинскьяльди (др.-сканд. Eikinskjaldi — «дубовый щит») оба слова взяты Толкиеном из "Прорицания Вельвы". Торин является наследником Королевства Под Горой, которое он должен освободить вместе вместе со своими соратниками - Альвами.

Леопарды Великой Матери богов

Устойчивая связь Богини Матери с большими кошками, прежде всего с леопардом, появляется видимо в Малой Азии. Уже в Чатал-Хююке (8 тыс.- 6 тыс. до н.э.) можно видеть все основные сюжеты связанные с этими животными, которые впоследствии будут эксплуатироваться в древнем мире вплоть до христианской эпохи. Здесь впервые появились сдвоенные леопарды, как на фото ниже. Впоследствии леопардов в этой сцене стали заменять на львов, но суть от этого практически не менялась, это все так же был символ Богини Матери. В культе Бога Сына - Диониса, заменившего во многом почитание Великой Матери, все так же продолжался использоваться образ древнего леопарда. Хотя сама Мать Богов в античное время уже стала предпочитать львов.

Леопарды из Чатал-Хююка (8 тыс.- 6 тыс. до н.э.). Музей Анатолийских цивилизаций в Анкаре.
IMG_7768.JPG

Collapse )

Дионис и бессмертие в некрополе античного Термессоса

Античный Термессос занимает огромную территорию в горах севернее Антальи. Мне кажется, что обойти его целиком за один день невозможно. Я осмотрел только основные памятники - театр, агору, термы, руины нескольких и храмов и северный некрополь. О последнем и пойдет здесь речь.

Видимые руины некрополей Термессоса создавались в римское время, но символика этих гробниц уходит вглубь анатолийской истории. Бесконечные изображения львов и леопардов на камнях разрушенных мавзолеев Термессоса говорят нам о вере местных жителей в возможность бессмертия души посредством приобщения к культам Диониса и Великой Матери богов. Ибо леопард - символ Диониса, а лев - символ Богини Матери. В орфизме Дионис мыслился как сын Великой Матери и Бога Отца (Зевса). Наиболее вероятное осмысление имени Дионис (лат. Dionysus) - "Сын божий". Этимология имени Диониса может указывать на хеттское происхождение этого бога, где Диос (Διὸς) несомненно бог, а -nūsos уже в античности связывали с некоей горой Нисой, где жили нисейские нимфы воспитавшие младенца Диониса. Самоназвание хеттов - неситы, несили (люди Несы) несомненно классическим грекам было неизвестно, поэтому гору, где воспитывался Дионис, располагали где-угодно от Индии до Африки, хотя ранние (микенские) греки в середине II тыс. до н.э. уже знали Диониса как di-wo-nu-so (Линейное Б). После перевода хеттских текстов стало понятно, что Ниса (Неса) - это древний малоазийский город Канеш (будущая Кесария Каппадокийская), располагавшийся рядом с вулканом Эрджияс. Именно здесь, в Несе, началась хеттская история, я когда-то делал пост об этом начале всех начал.

Центральный элемент на этом рельефе из некрополя Термессоса несомненно сосуд с вином. Ведь Дионис - это бог виноделия. Его часто изображали в виде виноградной лозы или различных емкостей с алкоголем.
Евангелие от Иоанна (15:1)
«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь».

$MG_3119.JPG

Collapse )

Эфес и поиски живых мертвецов

В древней литературе тема Сокрытия в пещере была неразрывно связана с регионом Малой Азии. До того как будущий предвозвестник конца света Махди ушел в сокрытие на горе Эрджияс, что рядом с Кесарией Каппадокийской, в этой области укрывались христианские Семь спящих отроков эфесских и исламские Обитатели пещеры (асхаб аль-кахв). Проблему "спящих" мы впоследствии будем разбирать детальнее.
Большинство самых ранних упоминаний о "пребывающих в пещере" несомненно приходится на Малую Азию, что должно иметь какое-то объяснение. Наверно и самое первое упоминание о "спящих" от Аристотеля (4 век до н.э.) возможно локализовать в этом регионе, уж очень название острова Сардиния похоже на столицу Лидии - малоазийский город Сарды.

Аристотель. Физика.
Ибо когда не происходит никаких изменений в нашем мышлении или когда мы не замечаем изменений, нам не будет казаться, что протекло время, так же как тем баснословным людям, которые спят в Сардинии рядом с героями, когда они пробудятся: они ведь соединят прежнее "теперь" с последующим и сделают его единым, устранив по причине бесчувствия промежуточное [время].

Руины раннехристианского некрополя (5-6 вв.) в Эфесе, который называют "Пещерой спящих отроков".


Если "спящие отроки" находились в районе города Сарды, можно рискнуть наполнить буквальным смыслом и знаменитые строки из Апокалипсиса - "ты носишь имя, будто жив, но ты мертв". Ведь спящие в пещере и были самыми настоящими живыми мертвецами.

Collapse )

Тайна "Журавлей" Расула Гамзатова

Песня "Журавли" в советское время стала настоящим гимном памяти о погибших в Великую Отечественную войну. Удивительно, как простые строки дагестанского поэта Расула Гамзатова так глубоко проникли в сердца русских людей. При том, что эта песня была наполнена до краев языческими представлениями о смерти и участи павших. Аварец Расул Гамзатов смог донести до миллионов слушателей то, как осмысливали смерть еще в первых тюркских каганатах.

Песня "Журавли" на языке оригинала - на аварском. Исполняет дагестанская певица Зайнаб Махаева.


Видимо, не случайно, что песню про журавлей написал именно Гамзатов родившийся в Дагестане. Весь Северный Кавказ был с древности пронизан степной культурой. Поэтому именно там смогли сохраниться старые тюрко-иранские представления о превращении умерших людей в птиц. Здесь нужно заметить, что славянский рай - ирий, куда улетали души умерших в облике птиц, это видимо также дань степному культурному наследию. Наверно, именно поэтому песня стала так популярна среди русского населения СССР.

Collapse )