?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Лориберд - последняя столица средневековой Армении
maximus101
Руины армянского города Лори или Лори-Берд (Крепость Лори) лежат рядом с городом Степанаваном - 4-5 км к востоку. Но, мне пришлось добираться туда из Алаверди, я жил на соседней возвышенности в селении Ахпат. Из Алаверди в Степанаван ходит автобус (расстояние там по прямой 25-30 км), правда, только один раз в день, но большего и ненужно, автобус отправляется утром, а возвращается вечером обратно в Алаверди. Поэтому можно спокойно доехать до развилки перед Степанаваном, откуда идет дорога непосредственно на Лориберд, далее пройти пешком несколько км до крепости, и вернуться обратно к развилке. Автобус делает в Степанаване продолжительную остановку - несколько часов, поэтому времени на осмотр крепости Лори хватит.
Но, это все в теории. Практика будет намного «веселее и интереснее»:)



Ведь мы находимся в Армении. Автобус на которым вы отправитесь в путь, был собран еще во времена СССР, и поедет он по местности, которая даже по армянским меркам является "страшной дырой". 30 км он будет преодолевать 2 и более часа (в зависимости от вашего везения и людей едущих с вами). Сначала, ему нужно подняться на Лорийское плато из ущелья, где, собственно, и располагается город Алаверди (там несколько сотен метров высоты). По серпантину автобус медленно вползает наверх, а затем едет по одной из самых страшных дорог, какие я видел в жизни - ее как будто бомбили в течение длительного времени, столько там ям и канав. И если автобус не развалится по пути, вы доедите до города Лори...но потом вам еще придется ехать назад, если придется...)

Поэтому, всем, кто любит комфорт, я бы посоветовал, ехать из Алаверди до Лори через Ванадзор - это большой крюк, но там хорошее шоссе. Я же поехал напрямую через Лорийское плато, так как хотел еще захватить древний монастырь Одзун (он как раз по пути). Но, мне пришлось дорого за это заплатить - до Лориберд я добрался, но мой автобус сломался в Степанаване. И обратно я пошел пешком. Когда пустили еще один автобус, я уже почти дошел до Одзуна. Идти пришлось под моросящим дождем через безлюдную местность. Наградой за это путешествие мне стали виды армянских плоскогорий и степей, которых я нащелкал по дороге, плюс убитые напрочь ноги...



В автобусе, сидя на задних сиденьях, и подпрыгивая до потолка после каждой кочки, я познакомился с двумя армянскими пареньками, недавно дембельнувшимися из армии. Они рассказали мне про великую силу любви, которая отправила их в дальний путь. Дело в том, что один из бойцов недавно познакомился в интернете на сайте знакомств с девушкой, и теперь, зачем-то прихватив с собой друга, ехал к ней на первое свидание. Все бы ничего, но девушка жила где-то на северо-западе Армении, в каком-то селе, название которого я уже не помню. Т.е. ребятам из Алаверди нужно было доехать до Степанавана, а затем пересесть там еще на какой-то транспорт, чтобы к вечеру прибыть к месту встречи.

Я несколько скептически отнесся к их предприятию, поведав им о том, что мне даже в Москве порой было лень ехать несколько остановок в метро на аналогичные встречи (а сайты знакомств мне отнюдь не чужды)) А тут, почти через всю страну, пусть и маленькую, но по таким дорогам, подпрыгивая на кочках и ямах. И это при том, что никто из молодых людей не видел избранницу вживую, только на фото, ведь это должно было быть только первое свидание.

В общем, я конечно пожелал им удачи, но подверг их суровой критике.
- А, если она будет не похожа на свое фото (как это всегда и бывает)))?
- Ты ничего не понимаешь - она хорошая, и точка.
- Но, как ты это определил?
- Как-как, по фото и определил - вижу, что хорошая. И все)
Моя расслабленная рефлексия естественно не могла повлиять на мотивацию армянских дембелей, изголодавшихся по слабому полу. Тем более, когда за окном проплывали такие пейзажи.



В суровой стране живут суровые люди, это для меня подпрыгивание на заднем сиденье - испытание (один раз нас подбросило так, что я стукнулся головой о крышу автобуса), а для них каждодневная рутина, проза жизни. И если решил, что "хорошая", то значит так и есть, и нечего разводить упаднические настроения:)

Тем более, меня самого ждало испытание на прочность. Не доезжая до Степанавана я катапультировался из автобуса. И пожелал своим попутчикам удачи, а они мне)
Последняя часть дороги на Лориберд - скоро я буду у цели.


Теперь немного об истории Лори. Крепость здесь была основана Давидом I Безземельным (правил в 989—1048) в начале 11 века. В 1065 году Лори стал столицей Ташир-Дзорагетского царства, это царство одно время пыталось вырвать гегемонию у Багратидов Ани, цари Дзорагета были младшей ветвью Багратидов. Удачей их попытки не увенчались, Ташир-Дзорагетское царство стало вассально зависимым от Анийского государства. Но, по иронии судьбы именно Лори смог дольше оставаться независимым, так как тогдашняя столица Армении Ани была в 1045 г. захвачена византийцами. Только в 1118 году Лори-берд вошел в состав Грузии. Поэтому, фактически, Лори был последним армянским столичным городским центром на территории, собственно, исторической Армении.

Руины Лори-берд на горизонте.


Первое, что видит человек, приближаясь к городу - это его циклопические стены. Фактически, это основная здешняя достопримечательность, кроме стен в городище мало чего уцелело. Зато стены здесь просто невероятные, нигде на территории нынешней Армении нет такой фортификации. Что косвенно указывает на значимость города и его столичный статус.

Надо сказать, что средневековых крупных городов в Армении было не так уж и много, это столичный Ани, Карс и более ранний Двин. И возможно относительно крупным городом был Лори. Во время своего расцвета в 11 веке, Лориберд имел приличный неукрепленный посад (сейчас на его месте ровное поле), а за крепостными стенами пряталась городская Цитадель.



Лориберд - это классическое городище мысового типа, т.е. имеющее только одну серьезную оборонительную линию, прикрывающую мыс, ну, а мыс с трех сторон может быть окружен реками, оврагами, ущельями. Цитадель Лори находится между двух глубоких ущелий, пробитых реками Дзорагет и Мисхан. Меж этих ущелий и выстроили мощную стену Цитадели длиной в 200 метров с единственными воротами с северного края.

Подобные "мысовые" города были очень характерны для армянского средневековья. Первая столица Ташир-Дзорагетского царства - Самшвилде имела точно такие же очертания. Мысовой крепостью был известный замок Амберд, находящийся на склоне вулкана Арагац.



Крепостные стены Лори конечно эпические - даже сейчас кое-где до 20 м. высотой, а толщиной у основания явно больше 20 м., почти китайский масштаб. При этом они имеют какую-то весьма сложную форму, видимо их постоянно надстраивали в разные времена и разные хозяева, поэтому архитектурные планы менялись.
Основание здесь явно вырублено в скале, далее идут толстые стены с башнями, сложенные из массивных блоков, верхняя часть намного тоньше, и материал уже другой.



Многие блоки оснований башен не уступают размерам, тем, что в египетских пирамидах.


Нижняя часть стены явно вырублена в скале, тем более перед стенами был также вырублен ров.


Ров наполнялся водой, которая подавалась откуда-то с запада, со стороны плато, так как поднимать ее из рек, что в ущельях, слишком хлопотное занятие, ведь реки текут ниже метров на сто.
Удерживалась вода с помощью системы плотин, одна из них видна на фото.




Южный край крепостного рва.


Крепостной ров и внешняя сторона стены.


Что слева, что справа от крепостного вала мало чего сохранилось. Поселение в крепости существовало до 18-19 вв., но постепенно жители ушли из Цитадели и основали деревню западнее руин города, при этом, не забыв утащить с собой все, что можно было унести - от прежних домов ничего не осталось.




Стены Лориберд с внутренней стороны. Надо признать, что кладка выглядит весьма архаично, поэтому можно предположить, что средневековые стены возводились поверх каких-то более старых, возведенных еще до н.э. Скорее всего, город Лори был основан на месте какого-то древнего городища железного или даже бронзового века.


За стенами города почти ничего не осталось - одна выжженная степь. Недавно, здесь сжигали траву, поэтому земля стала черной. Городище выглядит так, как будто многочисленные нашествия врагов случились здесь накануне.



Лориберд разорялся много раз, одно из самых памятных нашествий - это штурм города татаро-монголами в 13 веке. Его детально описал Киракос Гандзакеци в своей "Краткой истории""

О разорении города Лори

"Военачальник всей оравы языческой, чье имя было Чагатай, проведал о непоколебимости города Лори и о несметных богатствах его, ибо там находились дворец ишхана Шахиншаха и сокровища его. Взяв с собой отборные, хорошо вооруженные части со множеством машин и всяким снаряжением, он прибыл туда, окружил [город] и осадил его.

А ишхан Шахиншах, взяв жену свою и детей, спустился тайком в ущелье, укрепился там в какой-то пещере и управление городом поручил семье своего тестя. А те, будучи мужчинами женолюбивыми, только и делали, что ели и пили, предавались пьянству, надеясь на прочность стен, но не на бога. Враги, подойдя, сделали подкоп и разрушили стену, а сами, расположившись вокруг, стерегли, чтобы никто не убежал. Жители города, видя, что город захвачен, от страха устремились к ущелью. При виде этого неприятель вступил в город и стал безжалостно убивать мужчин, женщин и детей, захватил имущество и добро их. Были найдены и сокровища ишхана Шахиншаха, который, обобрав и разграбив своих подданных, устроил для своих сокровищ надежный тайник: никто не мог его увидеть, поскольку отверстие ямы было очень узким, так что туда можно было лишь бросать [сокровища], доставать же их было нельзя. Убиты были я зятья Шахиншаха."



Гандзакеци пишет, что защитники Лори понадеялись на "прочность стен", что очень вероятно, город, действительно, казался неприступным. Но, огромные стены и глубокие ущелья не спасли Лориберд - монголы умели брать любые крепости.

Когда я зашел в город, здесь не было ни одного туриста, место это не очень жалуют. Но, я был здесь не один, какая-то сумасшедшая женщина, видимо из местных, сидела у входа в крепость. Она громко разговаривала сама с собой и смеялась. Ее безумный смех разносился над руинами. Это то, что врезалось мне в память - пустота, выжженная земля и пугающее ха-ха-ха...





Северное край городища - ущелье реки Мисхан. Внизу, можно разглядеть старый мост, возведенный еще в 12 веке. Если есть мост, то значит, есть и тропа, ведущая наверх. Но, искать ее я не стал, а просто поснимал каньон сверху.




Река Мисхан.


Кстати, в районе Лори Берд были найдены многочисленные "царские захоронения" времен бронзового века, из которых армянские археологи извлекли множество вещей, в том числе и золотых.




Глубина ущелий здесь наверно 80-100 метров. Само же плато лежит на высоте 1,5 км над уровнем моря.


Интересно, что стены продолжаются и над ущельями, на фото, наиболее сохранившийся участок. Почти по всему периметру прослеживаются их основания из больших каменных блоков, особенно они заметны с северной стороны.


Теперь осмотрим немногочисленные руины построек в городе.
Вот это сооружение на всех армянских сайтах называют церковью.


Хоть здесь видны приставленные к стенам армянские хачкары, церковью эта постройка стала только совсем недавно. Советский востоковед Н.Я. Марр уклончиво называл это сооружение - "гражданским зданием".



Но, когда мы войдем внутрь, то осознание сущности этой постройки раскроется нам во всей красе - безусловно, это мечеть, чей михраб, ориентированный на юго-восток, т.е на Мекку, мы наблюдаем на противоположной от входа стене.



Некие «заинтересованные люди» пытались соскоблить михраб со стены, но пока, это у них не очень получилось, хотя орнаментальное оформление михраба пострадало серьезно - почти уже ничего нельзя рассмотреть.



Это трехнефное сооружение - редкий пример, когда изначально мусульманский памятник пытались переделать в церковь. Христианский алтарь здесь тоже присутствует, и, как и полагается - на востоке, т.е. исходя из ориентации здания, в восточном углу.



Христианский алтарь, созданный из подручных материалов, появился здесь видимо относительно недавно - в 19-20 вв., как раз тогда, когда территория была зачищена от местных мусульман.


Иногда это строение пытаются позиционировать, как якобы бывшую церковь, ставшую мечетью, и сейчас опять, вернувшуюся в лоно христианства. Это, безусловно, неправда - угловое расположение алтаря четко свидетельствует, что сооружение изначально не строилось как церковь, оно было именно мечетью. О чем говорит вся его архитектура, с востока в церкви должна была быть апсида (если мы предположим, что строители ошиблись с ориентацией), но здешнее сооружение имеет четкие прямоугольные очертания - никакой апсиды нет.



Видимо, представление о мечети в Лори-берде, как о церкви, спасло ее от разрушения. Поэтому, я конечно поддерживаю миф о "церкви в крепости Лори", это, так называемая, ложь во благо.

Можно задаться вопросом происхождения этой мечети. Судя по архитектуре, строение было возведено не ранее 16-17 вв. Возможно мечеть построили турки, когда укрепляли крепость Лори в конце 16 века. О их стараниях свидетельствует Шараф-Наме Шараф-Хан Ибн Шамсаддина Бидлиси:
«Год 992 (1584)
Весной этого года Фархад-паша сардар решил направиться в Грузию, восстановил крепость Лори и оттуда ушел к ущелью Дманис. Там он тоже заложил крепость из камня и глины и за. сорок дней закончил [строительство]. Охранять те места он [поручил] амир ал-умара' Эрзерума Хасан-паше, а мирлива Морей 'Али-бека Буснави оставил в Лори беглербегом.»



Но, возможна и более поздняя дата постройки. Известно, что город Лори в начале 17 века попал под власть иранских Сефевидов. И местный аристократ - армянин Мелик-Назар, принявший ислам, получил фирман в 1602 г., подтверждающий его право на владение городом Лори и вассальную зависимость от персидского шаха Аббаса.
Возможно, именно Мелик-Назар возвел эту мечеть и другие сохранившиеся постройки в городе (а именно две бани).

Интересно, что армянский мусульманин Мелик-Назар был предком известного российского государственного деятеля Лорис-Меликова, который занимал пост министра внутренних дел России при Александре II. Сама фамилия Лорис-Меликов много говорит о его происхождении.



Армянское надгробие на полу мечети.




При строительстве мечети активно использовали сполии, те же армянские надгробия.


Южный край города - ущелье реки Дзорагет.


У южного обрыва сохранились руины небольшой бани. Что-то внятное про нее сказать сложно, скорее всего ее тоже построили в 16-17 вв.




В Лори раскопки толком не проводились, на данный момент не выявлено ни одного значительного сооружения армяно-грузинского периода (10-13 вв.). Хотя, армяне, конечно, пытаются выдавать мечеть и руины бань (здесь их две) за постройки еще лорийских армянских царей, но все это маловероятно. Скорее всего, от раннего средневековья в Лори-берд сохранилась только фортификация и мост через реку Мисхан, все остальное строили уже или при турках, или при персидских сефевидах.
Основания домов.




Каньон реки Дзорагет, справа видна часть крепостной стены.


На противоположной стороне ущелья есть красивый водопад.






Руины еще одной бани.


Эта баня имеет большие размеры. Возможно, она является частью какого-то более крупного сооружения, например, дворца - не верится, что обширный периметр стен вокруг принадлежит только банному комплексу.


Стены вокруг центрального сооружения со сводами.

Армянский хачкар, встроенный в стену банного комплекса.




Я бы предположил, что эту баню построили турки, когда здесь стоял турецкий гарнизон. Этим могут объясняться ее приличные размеры, известно, что османы в 16 веке вели активную строительную деятельность - это был расцвет империи.


Сохранился типичный для ближневосточных бань купол с световыми отверстиями. Раньше в эти "окошки" вставляли разноцветные стекла.


Видимо, от бань остались многочисленные каменные корыта, они разбросаны по всему городищу.


К крепостным стенам с внутренней стороны пристроены различные сооружения, именно у стен города наблюдается самая высокая плотность построек. Наверно, это был оборонительный, хозяйственный и жилой комплекс, который тянулся на 200 м. от одного ущелья до другого. Примерно такую же структуру имел известный армянский замок Амберд, где стены дворца местного феодала были основной оборонительной линией.







Вдали виднеется город Степанаван.


Когда-то здесь был посад столичного города, теперь только редкие камни и степь, через которую мне возвращаться назад...


Мои посты, посвященные Армении:
Армения и армяне
Священный город Вагаршапат
Сагмосаванк и Ованаванк - монастыри над пропастью.
Исторический Ереван
Ереван. Крепость Тейшебаини - последний оплот Урарту
Ереван. Урартская крепость и музей Эребуни
Армяно-грузинские зарисовки
Армения - страна камней

promo maximus101 february 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

Красота! Спасибо

Спасибо. Очень интересно.

Спасибо, интересно.

Очень здорово.... спасибо.. а если можно- вопрос- почему турецкие бани-то? Ведь турки у греков и армян бани переняли. Типические, с отверстиями в потолке тоже..и архитектуру.. и то сказать- откуда бы у туркмен кайы- архитектура?))

А вы видели много армянских бань, да и греческих тоже? Просто вопрос:)
Даже если турки переняли культуру бань, это не означает, что бани не турецкие. Так как в отличии от "армянских" и "греческих", турецкие бани существуют и сейчас и как явление, и как понятие:)
Население Турции и Османской империи имеет к "туркмен кайы"лишь косвенное отношение, отсюда и архитектура.

Точно мечеть, но арочные входы пристроены отдельно позднее, это могли быть уже армяне, маскирующие постройку.

Почему маскирующие, главное от кого?:) Просто мечеть, видимо, была частью комплекса построек, возможно дворца, или там было медресе, как это часто бывает.

Как я понимаю, никаких информационных стендов или хоть чего-то информационного? Армяне не жалуют свои исторические памятники?

Один стенд при входе в город (у ворот) там есть - дата основания и абзац текста, так что все в порядке)

Высокие стены, глубокие ущелья, пустошь и безумный смех...
Умеете вы, Максим, показывать.

Спасибо. :)

Ну, ладно вам кричать, у армян и так земли мало:)Мало ли в Закавказье спорных земель?:)На то оно и Закавказье)

Такое ощущение что в Армении от древних городов только фундаменты остались. Разве что церкви в порядке.

Да, от древних, тех, что еще до христианства, практически ничего не осталось. Особенно армянских, так как от более древних культур, типа Урарту кое-что есть, хоть фундаменты внушительные.

А средневековых городов у армян было мало, я почти все их здесь перечислил. Просто Армения в средние века развивалась как феодальное гос-во, где были не города, а замки и монастыри. Города у них только пришельцами поддерживались - персами, арабами. Поэтому осталась тьма церквей, и почти полное отсутствие городов, единственное исключение - город Ани.

Здравствуйте! Разрешите представиться: я - Вадим. Живу в Мурманске. Хотел бы с Вами подружиться. Надеюсь на взаимность. Заходите в гости - буду очень рад познакомиться!

Офигитительно, спс.

Многие блоки

Много путешествуете здорова!
«Многие блоки … тем, что в египетских пирамидах.» Много мегалитов регионах Квемо-Картли и Самцхе-Джавахети, может ? Лоре их продолжение (еще одна).

Edited at 2015-03-04 02:44 pm (UTC)

Re: Многие блоки

В Грузии мегалиты конечно есть, но вот такую кладку из очень больших, относительно неплохо обработанных камней, я там не помню (если вам известны такие объекты, напишите о чем идет речь). Вот в самой Армении таких крепостей действительно много (самый известный пример - укрепления гос-ва Урарту).

пример - Урарту

Да первая мысль ... НО ...

Во-первых надо обратить особое внимание к датировке объекта.
Во-вторых вхождение этих территории в государстве урарту под вопросом включая поздний бронзовый.
Нету неоспоримых доказательств того что здесь обнаружении матерял Урартский.

Например здесь


Edited at 2015-03-05 09:56 am (UTC)

Re: пример - Урарту

А я и не писал, что Лори-Берд урартская крепость. Я просто привел пример наиболее известной культуры, где были крепости с циклопической кладкой. Безусловно, существовали подобные крепости и ранее Урарту.
По вашей ссылке наверно только один объект похож на крепости в Армении - это крепость Саро.Что это такое я не знаю, но блоки там имеют относительно правильную форму.
Конкретно, что такое Лори Берд я сказать не могу (если и есть какие работы на эту тему, то они все на армянском, мне недоступном). К тому же все доурартские циклопические крепости плохо исследованы, ведь это дописьменный период истории Закавказья. Это культура Триалети и ей подобные - все плохо исследованные.

Конкретно, что такое

Да вопрос трудный...

Интересная история у Лоре, начиная с бронзового века. Эти територии в составе Картли, потом в руках дзорагетских Багратуни, с XII в. снова в грузии и так до XIX в. (временные оккупации не в счет).
А место престижное - местопребывание Амирспасалара (военный министр).
Культура «восточной бани» была и в грузии, увиденные мной бани датируются V-XVIII вв., так что построить баню в Лоре могли и в грузинский период т. е. местная самодеятельность.

Re: Конкретно, что такое

В составе Грузии Лори мог быть только с 12-13 вв., не ранее, так как сам регион Картли находился под Тбилисским эмиратом, а ранее под Сасанидами.

Все бани в Грузии имеют именно что "восточное" происхождение, прежде всего мусульманское, а ранее римское. Поэтому маловероятно, что бани в Лориберде могли появится без муслимского участия, даже бани в Тбилиси строились преимущественно мусульманами (арабами, персами, турками).

Серьезное строительство могло вестись или в относительно спокойные времена - это как раз время контроля Лори Персией, или турками, имевшими обширные ресурсы, тем более есть письменные источники, свидетельствующие о том, что турки вели строительство в Лори Берде.
Понятие "местная самодеятельность" тут, скорее, применима к армянам, так как именно армяне - основное население в Лори. Грузины могли иногда контролировать крепость после 14 в., но таких данных у меня нет. Зато есть источники об армянских владетелях Лори - Лорис-Меликовых.