?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Восточные источники о руси и славянах VII-IX вв.
maximus101
Описания арабских и персидских авторов открывают то огромное влияние, какое кочевые каганаты (преимущественно тюркские) оказали на жителей Восточной Европы, в частности на славян и русов. В связи с этим, становится понятен генезис древнерусского государства, несмотря на бесконечные споры антинорманистов с норманистами. Именно кочевые племена - гуннов, булгар, авар, хазар заложили основы русской государственности.
Даже норманны - русы, пришельцы с севера, подверглись влиянию тюркской кочевой культуры. Об этом нам говорит титул кагана/хакана первых русских князей, облик князя Святослава, усвоенный им символ - хазарский двузубец.
Даже название "матери городов русских" - Киева или Самватаса имеет, скорее всего, хазарское происхождение. Тюркское название Самват - это возможно Верхняя крепость, а имя Киев украинский историк О.Прицак выводил из имени хазарского полководца Ахмада Ибн Куйя. Российский востоковед С.Г. Кляшторный предлагал также тюркскую этимологию для Киева-Куйабы.

Про русов

Текст о русах из сочинения Мухаммед ибн Ахмеда ибн Ийаса ал-Ханафи "Нашк ал-азхар фи гара 'иб ал-актар" (начало XVI в)

"Описание страны русов. Они большой народ из турок. Страна их граничит со славянами. Они (живут) на острове, окруженном озером, И он подобен крепости, защищающей их от врагов. И привозят от них желтую медь в Индию и Китай. Есть у них царь, сидящий на золотом троне. Окружают его сорок невольниц с золотыми и серебряными кадилами в руках и окуривают его благовонными парами. Народ этой земли светлокожий, русоволосый, высокого роста. Они самые дурные нравом из творений Аллаха великого, и язык их неизвестен".

Текст о русах из анонимного сочинения "Моджмал ат-таварих" (1126 г.)

"Рассказывают также, что Рус и Хазар были от одной матери и отца. Затем Рус вырос и, так как не имел места, которое ему пришлось бы по душе, написал письмо Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться. Рус искал и нашел место себе. Остров не большой и не маленький, с болотистой почвой и гнилым воздухом; там он и обосновался.






Текст о русах из сочинения Гардизи "Зайн ал-ахбар"

"Что же касается русов, то есть остров, расположенный в море, и остров этот протяженностью три дня пути в длину и в ширину и весь покрыт лесом. Почва его такая влажная, что если поставить ногу, то она погрузится в землю по причине ее влажности. И есть у них царь, называемый хакан-е рус. Число жителей на этом острове 100 000. И эти люди постоянно нападают на кораблях на славян, захватывают славян, обращают в рабов, отводят в Хазаран и Балкар и там продают. И у них нет посевов и пашен. И они пользуются обычно славянскими посевами. И если рождается (у них) сын, извлекают меч, кладут возле него, и отец говорит: "У меня нет ни золота, ни серебра, ни скота (мал), чтобы оставить тебе в наследство. Вот твое наследство, сам себе (все) добудь мечом".

Текст из "Худуд ал-алам" о стране русов и их городах.

Страна (р у с о в). На восток от нее - гора печенегов, на юг - река Рута, на запад - славяне, на север - ненаселенный север. Это большая страна, и народ ее плохого нрава, непристойный, нахальный, склонный к ссорам и воинственный. Они воюют со всеми неверными, окружающими их, и выходят победителями. Царя их зовут хакан русов. Страна эта изобилует всеми жизненными благами. Среди них есть группа из моровват. Знахари у них в почете. Ежегодно они платят одну десятую добычи и торговой прибыли государю. Среди них есть группа славян, которая им служит. Они шьют шаровары приблизительно из 100 гязов холста, которые надевают и заворачивают выше колена. Они шьют шапки из шерсти с хвостом, свисающим с затылка. Мертвого сжигают со всем, что ему принадлежало из одежды и украшений. С ними (мертвыми) кладут в могилу еду и питье..."

Текст о русах из сочинения Мутаххара ибн Тахира ал-Мукаддаси "Китаб ал-бад ва-т-тарих"

Что касается русов, то они живут на острове нездоровом, окруженном озером. И это крепость, защищающая их от нападений. Общая численность их достигает 100 000 человек. И нет у них пашен и скота. Страна их граничит с страной славян, и они нападают на последних, поедают (и расхищают) их добро и захватывают их в плен.

Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народ, то но отстают, пока не уничтожат его полностью. Побежденных истребляю: и[ли] обращают в рабство. Они высокого роста, статные и смелые при нападениях. Но на коне смелости не проявляют, и все свои набеги и походы совершают на кораблях.
(Русы) носят широкие шаровары, на каждые из которых идет сто локтей материи. Надевая такие шаровары, собирают их в сборку у колен, к которым затем и привязывают. Никто из них не испражняется наедине, но обязательно сопровождают (руса) трое его товарищей и оберегают его.
Все они постоянно носят мечи, так как мало доверяют друг другу, и коварство между ними дело обыкновенное. Если кому из них удается приобрести хоть немного имущества, то родной брат или товарищ его тотчас начнет ему завидовать и пытаться его убить или ограбить.
Когда у них умирает кто-либо из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним кладут в ту же могилу его одежду и золотые браслеты, которые он носил. Затем опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живую любимую жену покойника. После этого отверстие могилы закладывают, и жена умирает в заключении".


Ученик ал-Истахри Ибн Хаукаль писал:

"А русы - варварский народ, живущий в стороне булгар, между ними и между славянами на реке Итиль... и то, что вывозится от них (хазар) из меда и воска и бобровых шкур, это то самое, что вывозится ими из страны русов и булгар. И те шкуры бобра, которые везут во все концы света и которых нет нигде, кроме как в северных реках, что в стороне булгар, русов и Куйабы"

АХМЕД ИБН ФАДЛАН
КНИГА О ЕГО ПУТЕШЕСТВИИ НА ВОЛГУ В 921-922 ГГ.

Один из обычаев царя русов тот, что вместе с ним в его очень высоком замке постоянно находятся четыреста мужей из числа богатырей, его сподвижников, причем находящиеся у него надежные люди из их числа умирают при его смерти и бывают убиты из-за него. С каждым из них [имеется] девушка, которая служит ему, моет ему голову и приготовляет ему то, что он ест и пьет, и другая девушка, [которой] он пользуется как наложницей в присутствии царя. Эти четыреста [мужей] сидят, а ночью спят у подножия его ложа. А ложе его огромно и инкрустировано драгоценными самоцветами. И с ним сидят на этом ложе сорок девушек для его постели. Иногда он пользуется как наложницей одной из них в присутствии своих сподвижников, о которых мы [выше] упомянули. И этот поступок они не считают постыдным. Он не спускается со своего ложа, так что если он захочет удовлетворить некую потребность, то удовлетворит ее в таз, а если он захочет поехать верхом, то он подведет свою лошадь к ложу таким образом, что сядет на нее верхом с него, а если [он захочет] сойти [с лошади], то он подведет свою лошадь настолько [близко], чтобы сойти со своей лошади на него. И он не имеет никакого другого дела, кроме как сочетаться [с девушками], пить и предаваться развлечениям. У него есть заместитель, который командует войсками, нападает на врагов и замещает его у его подданных.

Здесь, очень интересны два последних предложения. Царь русов у Ибн Фадлана практически идентичен по поведению священному кагану хазар, "он не имеет никакого другого дела, кроме как сочетается [с девушками], пьет и предается развлечениям", в то время как его "заместитель" (у хазар - бек) командует войсками, нападает на врагов и вообще правит поданными. И это при том, что Ибн Фадлану прекрасно была известна система управления в Хазарии, и не было особой надобности переносить ее на организацию правления у русов. Поэтому можно сделать вывод, что "хазарский" стиль управления был действительно присущ русам.

И далее еще немного «прекрасного» из Ибн Фадлана:

Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл.(Волга) Я не видал [людей] с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом. Они не носят ни курток, ни хафтанов, но у них мужчина носит кису, которой он охватывает один бок, причем одна из рук выходит из нее наружу. И при каждом из них имеется топор, меч и нож, [причем] со всем этим он [никогда] не расстается. Мечи их плоские, бороздчатые, франкские. И от края ногтей иного из них [русов] до его шеи [имеется] собрание деревьев, изображений [картинок] и тому подобного.

«но у них мужчина носит кису, которой он охватывает один бок, причем одна из рук выходит из нее наружу» - воистину древние римляне, ведь киса, это, судя по всему, простой кусок ткани, типа той же римской тоги.

Они грязнейшие из творений Аллаха, - они не очищаются ни от эскрементов, ни от урины, не омываются от половой нечистоты и не моют своих рук после еды, но они, как блуждающие ослы 707. Они приплывают из своей страны и причаливают свои корабли на Атыле, - а это большая река, - и строят на ее берегу большие дома из дерева.

И собирается [их] в одном [таком] доме десять и двадцать, - меньше или больше. У каждого [из них] скамья, на которой он сидит, и с ними [сидят] девушки-красавицы для купцов. И вот один [из них] сочетается со своей девушкой, а товарищ его смотрит на него. И иногда собирается [целая] группа из них в таком положении один против другого, и входит купец, чтобы купить у кого-либо из них девушку, и наталкивается на него, сочетающегося с ней. Он же не оставляет ее, пока не удовлетворит своей потребности.

У них обязательно каждый день умывать свои лица и свои головы самой грязной водой, какая только бывает, и самой нечистой. А это бывает так, что девушка является каждый день утром, неся большую лохань с водой, и подносит ее своему господину. Он же моет в ней свои руки, свое лицо и все свои волосы. И он моет их и вычесывает их гребнем в лохань. Потом он сморкается и плюет в нее и не оставляет ничего из грязи, чего бы он ни сделал в эту воду. Когда же он покончит с тем, что ему нужно, девушка несет лохань к сидящему рядом с ним, и [этот] делает то же, что сделал его товарищ. И она не перестает подносить ее от одного к другому, пока не обнесет ею всех находящихся в [этом] доме, и каждый из них сморкается, плюет и моет свое лицо и свои волосы в ней.

Про славян

Текст о славянах из сочинения Гардизи "Зайн ал-ахбар"

И они (венгры) побеждают славян и всегда одерживают верх над славянами и рассматривают их (как источник) рабов. И венгры - огнепоклонники и ходят к гуззам, славянам и русам и берут оттуда пленником, везут в Рум (Византию) и продают.
...И постоянно нападают на славян, и от венгров до славян два дин пути... И на крайних пределах славянских есть город, называемый Вантит... И между печенегами и славянами два дня пути по бездорожью, и этот путь (проходит) через источники и очень лесистую местность И страна славян ровная, изобилует деревьями, и они живут большей частью среди деревьев.


Текст о славянах из сочинения Ибн Русте "ал-А 'лак ан-нафиса"

И между странами печенегов и славян расстояние в 10 дней пути. В самом начале пределов славянских находится город, называемый Ва. т (Ва.ит). Путь в эту страну идет по степям (пустыням?) и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян - ровная и лесистая, и они в ней живут. И нет у них виноградников и пахотных полей. И есть у них нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся ульи и мед. Называется это у них улишдж, и из одного бочонка добывается до 10 кувшинов меда. И они народ, пасущий свиней, как (мы) овец. Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На другой день после сожжения покойника они идут на место, где это происходило, собирают пепел с того места и кладут его на холм. И по прошествии года после смерти покойника берут они бочонков двадцать, больше или меньше, меда, отправляются на тот холм, где собирается семья покойного, едят там и пьют, а затем расходятся. И если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особенно любила его, то она приносит к его трупу два столба, их вбивают стоймя в землю, потом кладут третий столб поперек, привязывают посреди этой перекладины веревку, она становится на скамейку и конец (веревки) завязывает вокруг своей шеи. После того как она так сделает, скамью убирают из-под нее и она остается повисшей, пока не задохнется и не умрет, после чего ее бросают в огонь, где она и сгорает. И все они поклоняются огню. Большая часть их посевов из проса Во время жатвы они берут ковш с просяными зернами, поднимают к небу и говорят: "Господи, ты, который (до сих пор) снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии".

Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свирели длиной и два локтя, лютня же их восьмиструнная. Их хмельной напиток из меда При сожжении покойника они предаются шумному веселью, выражая радость по поводу милости, оказанной ему Богом. Рабочего скота у них совсем немного, а лошадей нет ни у кого, кроме упомянутого человека. Оружие их состоит из дротиков, щитов и копий, другого оружия они не имеют. Глава их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отсту-пают. Местопребывание его находится в середине страны славян. И упомянутый глава, которого они называют "главой глав" (ра'ис ар-руаса), ищется у них свиет-малик, и он выше супанеджа, а супанедж является его заместителем (наместником). Царь этот имеет верховых лошадей и не имеет иной пищи, кроме кобыльего молока. Есть у него прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги. Город, в котором он живет, называется Джарваб, и в этом городе ежемесячно в продолжение трех дней проводится торг, покупают и продают. В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и ни крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же камни раскалятся до высшей степени, их обливают водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают даже одежду. В таком жилье остаются они до весны. Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берет себе по одному из ее платьев в год, а если сын, то также берет по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот дает по одному из Ипатьев жены или рабыни в год. И если поймает царь в стране своей вора, то либо приказывает его удушить, либо отдает под надзор одного из правителей на окраинах своих владений".

Мало того, что здесь опять присутствует сюжет о некоем царе -"главе глав" и его наместнике, похожий на хазарскую схему распределения власти, так еще прямым текстом сообщается, что только царь у славян имеет лошадей и пьет исключительно кобылье молоко. Т.е. верховная власть у славян имеет явные хазарские или просто тюркские (кочевнические) признаки.

Текст о славянах из сочинения Шараф аз-Замана Тахира ал-Марвази "Таба'и' ал-хайаван"

"Что касается славян, то это многочисленный народ, и между их страной и страной печенегов десять дней пути по степи (пустыне?) и бездорожью. Их страна (покрыта) дремучими лесами и (многими) источниками воды, и они живут в этих лесах. У них нет виноградников, но много меду. Разводят свиней и сжигают своих мертвых, ибо они поклоняются огню. Сеют главным образом просо и из меда готовят напиток.. И их средства существования не изобильны. Их оружие - дротики и копья, есть у них и щиты. Их главный предводитель зовется Шу.д, и у него есть заместитель, называемый Шар.х. У царя (малик) есть верховые лошади, и он питается их молоком. Город, в котором он сидит, называется Хадрат (Хорват?), и в нем ежемесячно три дня длится торг. Холод там так силен, что они делают под землей жилища, которые покрывают деревом и согревают их паром, полученным от нагревания воды сжигаемым навозом и дровами. Там они остаются в течение зимы. Зимой на них нападают венгры, и как результат взаимных набегов у них много рабов"

И еще один похожий отрывок, видимо восходящий к одному источнику. И опять, верховная власть представлена явными кочевниками.

Основной вывод из всех отрывков в том, что верховная власть у русов и славян в 8-9 вв. - или имела существенные хазарские (или просто тюркские) признаки, так как традиция священного каганата (правитель и его заместитель), была не только хазарской, но и общетюркской, или же была непосредственно представлена какими-то кочевниками. Т.е. возвращаясь к вступлению, именно государства кочевников (хазар, авар, булгар и прочих) повлияли на формирование Древнерусского государства и были его политической основой. Кстати, здесь уместно вспомнить историю балканской Болгарии, где тюркская династия создала всем известное славянское государство.


Картинко для привлечения внимания - половецкий шлем с маской-личиной из кургана у с.Липовцы.


Использованная литература:

Петрухин В.Я. Русь в IX-X веках: От призвания варягов до выбора веры.
Новосельцев А. П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI— IX вв.
Славяне и их соседи. Выпуск 10. Славяне и кочевой мир. К 75-летию академика Г. Г. Литаврина.
Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг. (пер. А. П. Ковалевского)
Ковалевский А. П. О степени достоверности Ибн-Фадлана

Posts from This Journal by “Русский каганат” Tag

  • Где жили русы?

    Для арабских авторов место обитания русов - берега реки Волги и какой-то остров, находящийся предположительно рядом с хазарами и аланами. Русы по…

  • Волжская Булгария и Яндекс Дзен

    Кто бы мог подумать, что такой важный туристический объект Татарстана как Болгар почти полностью лишен вменяемой транспортной доступности. На Яндексе…

  • Завоевание русами Азербайджана

    Рассказ о попытке завоевания русами города Барда - столицы исламского Закавказья в 944 году. Русы смогли захватить город по одним сведениям на 6…

  • Как Русь принимала ислам

    По арабским источникам известно, что после 912 года какая-то часть русов (или все сразу) приняли ислам. Тогдашний правитель руси носил титул (или…

  • Остров русов и Рязанское море

    Весенние разливы рек Оки и Трубежа являются для города Рязани бедствием даже сейчас. Но ранее их масштабы были куда более значительными. На фото…

  • Русы на службе у хазар

    Многочисленные упоминания арабскими хронистами русов в Хазарском каганате не оставляют тени сомнения в том, что значительная часть русов проживала на…


promo maximus101 february 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

  • 1
Итиль видимо "размолол" Каспий своими постоянными трансгрессиями. Такова специфика региона - каждые примерно 500 лет все приходится начинать с чистого листа.

Новгород стал действительно значительным городом, когда вошел в состав Ганзы в качестве ее самой восточной торговой эмпории, имея очевидное географическое преимущество по сравнению с конкурентами. То есть, не ранее 13-го века, когда "арабы давно уже отписались". До этого века он был на слуху из-за наличия в нем княжеской ставки, но при этом всего-лишь, ОДНИМ ИЗ перевалочных пунктов из "варяг в греки". Поэтому сравнивать "крупнейший русский город" с крупнейшим хазарским городом, не нахожу возможным из-за существенного хронологического несоответствия и очевидной относительности понятия "крупнейший".

Да, вот такой парадокс - хазары успешно воевали на суше против арабской кавалерии и, в то же время, были почти бессильны против "речных волков" русов. Слон тоже больше всего боится мыши, которая залезает ему в ступню и медленно грызет изнутри. )))

ПС. Арабы, думаю, неплохо знали что такое "болото", так как почти сразу на юг от Багдада начинаются Месопотамские болота. Далее, авторы четко указывают размеры острова русов - "три дня пути", то есть примерно 75-90 км в длину и ширину. Вопрос: где арабские авторы, следуя своим обычным путем из Халифата в страну Булгар на Волге, могли обнаружить болотистый остров таких размеров?

Edited at 2015-02-13 01:02 am (UTC)

  • 1