?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Тбилиси и его Старый город
maximus101
Старый город в Тбилиси место весьма противоречивое - с одной стороны, это и исторический центр города, и центр туризма - с другой, это самый запущенный район Тбилиси, с покосившимися домами, которые активно демонстрируют нищий быт их обитателей. Но, самое важное, что именно Кала или Старый город - это и есть настоящий, подлинный Тбилиси. Ради этих колоритных улочек и едут сюда туристы, в надежде познать дух Грузии, страны с тысячелетней историей.
И исправить противоречия "колоритного" района Тбилиси, задача не из легких. Так как не совсем понятно, как нужно обустраивать быт людей живущих в Старом Городе. Можно попросту снести все старые дома и построить массу новоделов, чем-то копирующих столетние жилища ( примерно так и действует местная администрация), а можно кропотливо реставрировать местные развалюхи, с неизвестным результатом, но с затратой больших бюджетных денег.
В итоге, дома Старого Тбилиси пока стоят на месте, медленно разрушаясь. И у вас есть еще шанс их увидеть.
Кстати, самые дешевые хостелы в городе находятся как раз в районе Кала, правда, удобства там будут минимальными.

Например, вот такой, типичный для Старого Тбилиси хостел)



В ранее средневековье этот район назывался - Кала, крепость по-арабски. Он, в сущности, и вырос из нижней Цитадели города. Еще при арабах Тбилиси начал сильно расширятся, изначальная персидская крепость приросла большим районом около реки Куры. При этом, этот район имел крепостные стены, поэтому он стал крепостью - Кала, в широком смысле, а цитадель на горе стала Нарикалой, т.е. Малой крепостью. Что интересно, название «Тбилиси» имел квартал вне стен города, это нынешний район Абанотубани, т.е. сам город назывался именно Кала, а Тбилиси он стал много позже, когда в состав города вошли другие кварталы, типа Исани.

Крепостью Старый Тбилиси назывался не просто так, он, действительно, был полностью огорожен крепостными стенами и рвами. Сейчас крепостные стены города сохранились только на севере, в районе проспекта Бараташвили.



Правда, эти стены были возведены относительно недавно, скорее всего в 17-18 вв., а 20 веке еще и реконструированы. Но, возможно их основания помнят еще и арабов.




Есть исторические тексты, свидетельствующие о том, что ранний Тбилиси и его укрепления могли сильно отличаться от того, что осталось до наших дней. Это знаменитый отрывок из Ибн аль-Асира, о похождениях тюркского полководца Буги в Тифлисе, там есть одна очень интересная фраза:

"Затем Буга вызвал нефтеметателей, и те подожгли город и сожгли его, так как он был построен из соснового дерева."

"Построен из соснового дерева", т.е. в 9 веке Тбилиси был преимущественно деревянным городом. Об этом писал и армянский историк Фома Арцруни (10 в.), вполне возможно, что даже крепостные стены города были деревянными. Каменными же были крепости Согдебиль и Нарикала, возведенные еще персами. В этом нет ничего странного, в Грузии даже сейчас много лесов, а раньше их было, естественно, еще больше. Армяне называли Тбилиси - Пайтакараном (Лесным местом). Кстати, многие древние грузинские церкви изначально возводили из дерева, и только в последующие века перестраивали в камне.

Видимо, после разгрома Тифлиса войсками Буги городские укрепления перестроили. Так как аль-Истахри уже пишет:
«Тифлис — город меньше Баб-ул-Абваба по величине; вокруг него две стены из глины, а в них трое ворот.»



На проспекте Бараташвили можно видеть основания крепостных стен Тбилиси. Их специально не стали засыпать, а встроили в современные здания. Думается, это самый удачный архитектурный проект из всех какие я видел в Грузии.


Было бы очень хорошо, если в Москве создали что-нибудь подобное, например с разрушенными стенами и башнями Китай-города.




В 17 веке Тбилиси посетил знаменитый турецкий путешественник Эвлия Челеби. Он оставил описание района тбилисского района Кала в своей "Книге путешествий":
ПОВЕСТВОВАНИЕ О [ГОРОДЕ] ТИФЛИСЕ
По словам летописца Персии, автора «Шереф-наме», этот город построил хазинедар Искандера Зулькарнейна Битлис... (мусульмане любили приписывать все великое Зулькарнайну, т.е. А. Македонскому).
Окружность Большой крепости, построенной Битлисом ( на берегу этой реки, на отвесной скале, составляет шесть тысяч шагов. И строение это древнее. Высота стен достигает шестидесяти локтей, они имеют семьдесят башен и три тысячи зубцов. У [крепости] есть одни ворота с мостом. Рва нет. Над рекой Курой стоит Водяная башня. Во время осады [через эту башню достают воду] и утоляют жажду. Внутри крепости шестьсот домов с [плоскими] земляными крышами. Дворец хана [стоит] в этой крепости. Есть соборная мечеть, караван-сарай, баня и маленький базар.

Малая крепость [города] построена позднее шахом Йездигердом. Это небольшая четырехугольная крепость на крутом холме. Около моста есть узкие ворота. Внутри крепости — триста домов и соборная мечеть, но базара и других подобных строений нет. Эта крепость стоит к северу от Большой крепости. Но надо сказать, что [стены] Малой крепости мощнее, чем стены Большой крепости. Башни [крепости охраняют] три тысячи защитников. В темные ночи они перекликаются, произнося слова: "Хода хуб" (перс. «бог добр, милостив» )

Большинство жителей [крепости] начиная со времени османов — сунниты ханифитского и шафиитского толка. Здесь много улемов."



Исходя из рассказов путешественников, несложно догадаться, что нынешний Старый город Тбилиси не так уж и "стар", здесь давно уже нет "домов с [плоскими] земляными крышами", как их описывал Эвлия Челеби.
Все дома исторического центра Тбилиси были возведены не ранее 19 века, уже российской администрацией. Поэтому Старый Тбилиси - это не средневековая арабская Медина, а уездный город Российской империи, естественно с местным колоритом и очень обшарпанный.



Средневековый город, почти полностью уничтоженный персами Ага-Мухаммад-хана в 1795 году, был полностью перестроен в начале 19 века генералом Ермоловым. Об это писал французский консул Гамба Жан-Франсуа:

(Из Путешествия г-на Гамбы, Французского Консула в упомянутом городе, 1826 года.)
В 1820 году я сам видел, как все почти улицы в старом городе загромождены были развалинами - следствие Персидского нашествия; с трудом отворялись низкие двери домов, почти ровных с землею; плоские крыши на некоторых едва служили признаками узких и кривых улиц. Но трех лет было достаточно к тому, чтобы городу Азиятскому дать всю благовидную наружность Европейской образованности. Улицы вытянуты довольно широкие и прямые, а жители к назначенному сроку обязаны были выстроить домы, вышиною от 12 до 14 футов, из жженого камня. Для приготовления сего материала отведено было пространное место. Работою занимались солдаты; другие валили дубовые деревья. Строевой лес сплавливали по Куре к Тифлису, и здания в новом городе построены со скоростию, едва вообразимою. Мало помалу засыпаны были рвы в старом городе, которой в продолжение немногих лет соединен с новым; тут пространство места дозволяло уже выводить улицы шириною в 60 Футов. Прекрасные площади, казармы, больницы, здания для присудственных мест, частию из жженого камня, частию из кирпича высушенного на солнце, старанием Генерала Ермолова были окончательно построены, и ничто неможет сравниться с тою деятельностию, с которою он украсил, или даже совсем перестроил главный город Грузии."

Естественно, что "ермоловский" Тбилиси еще потом многократно перестраивался.









Но многие старые церкви города, пусть и многократно перестроенные, все же сохранились.
Самой древней считается церковь Анчисхати, она сохранила древнюю форму трехнефной базилики и восходит к 6 веку. Ранее храм был посвящён Рождеству Девы Марии, но в 1625 году он получил свое второе название - церковь Анчийской иконы, после перенесения сюда иконы Спасителя из Анчийского кафедрального собора в Тао-Кларджети (ныне восточная Турция).



В 1675 году католикосом Доменти рядом с церковью была возведена кирпичная колокольня.












В церкви сохранились фрагменты фресок 17-19 вв.


В алтаре сохранились фрески, написанные в 1683 г. по заказу католикоса-Патриарха Николая IX (Амилахвари). Только разглядеть их очень непросто.






Двор церкви Анчисхати хранит в себе основания многих древних построек.


Еще я нашел там, вот такие камни, что они могут значить, я так и не понял. Камни крупные, более 2 метров длиной.
На этом вроде сбоку какая-то надпись.


Камень с разными четвероногими зверями. Только они заметнее, если смотреть на него сбоку.


Здесь существа лучше видны. Хотя, вся композиция в целом - это или какая-то архаика, или бред сумасшедшего. В общем, так я и не выяснил, что это за камни, и откуда они взялись во дворе церкви.


Самым главным храмом Тбилиси считался Сиони - кафедральный Успенский собор, до строительства современного Цминда Самеба в 2004 году, это был главный православный храм Грузии.
Основали Сиони еще в 7 веке, но в 1112 году Давид IV Строитель возвёл на его месте новый собор. Этот новый Сиони пережил бесчисленное число реконструкций и реставраций, вся его фресковая живопись погибла от пожара в 1795 году, поэтому в 19 веке он был расписан заново русским художником князем Григорием Гагариным.





Сионский собор сейчас выглядит полным новоделом, но его основание изобличает в нем средневековое прошлое.


Но самым монументальным храмом в Тбилиси, я считаю, армянскую церковь Норашен или Благовещения Богородицы. Она была основана еще в 15 веке, потом многократно перестраивалась, как и все церкви города, сейчас ее облик соответствует, скорее, 17-18 векам. Это действительно грандиозный храм, он очень похож на другую армянскую церковь - самый большой храм в Тбилиси, взорванный Кармир Аветаран, о котором я писал ранее. Похож и размерами, и стилистикой.



Церковь настолько велика, что мне так и не удалось ее целиком засунуть в кадр. Трещина на фасаде здесь тоже идентична Кармир Аветаран. Сейчас эта армянская церковь находится в стадии перехода в грузинскую православную, там уже два десятилетия ведется вялотекущая реставрация, призванная уничтожить "армянские" следы в храме. Так как церковь считается "спорной", тянется все это безобразие уже очень долго, проявляя себя только шумихой в СМИ.http://www.patriarchia.ru/db/text/479003.html
http://www.regnum.ru/news/403704.html


Я многократно проходил мимо Норашен, мой хостел был буквально за углом, на соседней улице. И постоянно она поражала меня своей грандиозностью. К сожалению, внутрь попасть так и не удалось, двери церкви были всегда закрыты.


Здесь стоит задаться вопросом - а, собственно, почему в городе все самые большие церкви армянские, и почему их так много?
Ответ на него очевиден - армяне составляли большую часть населения Тбилиси, об этом писали многочисленные путешественники, посещавшие город. Французский путешественник Турнефор (Pitton Toumefort), прибывший в Тифлис в 1701 г. писал:

"Жителей в Тифлисе приблизительно считается 20000, из них 14000 армян, 3000 мусульман, 2000 грузин и 500 римско-котоликов"

Т.е. православных грузин было меньше, чем местных мусульман (как правило, это были выходцы из Персии), и армяне абсолютно доминировали в городе. Почему так случилось - вопрос очень непростой. Армяне любят говорить, что просто грузины не были приспособлены к городской жизни. Хотя грузинских городов известно не меньше, чем армянских, если судить по площади территории. На месте нынешней Армении существовало фактически только два средневековых города - Двин, и более поздний - Ереван, основанный персами. В то время как в Грузии был Тбилиси, Кутаиси, Телави, Гори. Просто армяне жили на большей территории, чем грузины - почти вся нынешняя восточная Турция была населена армянами, они жили в Персии, в Азербайджане, и как правило в городах. В позднем средневековье, под давлением турок, армяне начали массово мигрировать на север - в Грузию, в Крым и далее по всему свету. И так как число армянских мигрантов было значительным, они легко вытесняли или замещали местное грузинское городское население. Тем более Тбилиси с самого своего основания, фактически, и не был именно грузинским городом. Его основали персы, затем в нем заправляли арабы, и только в 12-13 вв. он стал столицей объединенной Грузии. Можно сказать, что грузины так и не успели освоиться в своей столице, город многократно разрушался, его жители изничтожались (например, в 14 веке Тбилиси разграбил Тамерлан), и все это время многочисленные армянские мигранты переселялись в Грузию, наполняя собой пустеющие грузинские города...



Многочисленные граффити на стенах церкви. Вверху, однозначно голова Волка из советского супер-мультфильма "Ну,погоди!", внизу, возможно тоже он)


Грузинские надгробные плиты во дворе Норашен.


Хитроумные грузины притащили эти надгробия откуда-то из-за города, дабы продемонстрировать свое извечное присутствие во дворе церкви Норашен. Но, бдительные армянские граждане не оставили этот факт без внимания.




Рядом с армянским Норашеном стоит грузинская церковь Джаврис Мама (Отец Креста).


Несмотря на относительную древность храма, его возвели, скорее всего, в 16-17 вв., внутреннее убранство здесь не старше 19 века.








Церковь Норашен и Джварис Мама, вид сверху, из цитадели. И где-то в соседних домиках приютился мой хостел.


Церковь Норашен и крепость Нарикала на заднем плане – эта картина встречала меня каждое утро, когда я выходил из хостела.


Улицы Старого Тбилиси.


Соседка и ее детишки.


И еще одна соседка)


Внутренний двор моего хостела, вернее их тут даже два (хостела) - один на первом этаже, а второй на втором.


Хостел в Старом Тбилиси - это почти всегда частная квартира, где сдают комнаты. Семьи хозяев живут тут же, бегают дети, ругаются взрослые, орет телевизор. Зато стоимость таких комнат редко превышает 10 $, включая завтрак.

Девушка заходит в аналогичное пристанище.


Кроме дешевизны главное преимущество таких частных гостиниц - местоположение. Если вы интересуетесь Старым Тбилиси, то имеет смысл жить в нем. Как правило, во всем мире отели именно в историческом центре города самые дорогие. В Тбилиси все наоборот, хотя найти приличную гостиницу здесь тоже можно, только не стоит ее искать в глубине переулков, дорогие отели располагаются ближе к центральным площадям и проспектам.





А это купольная синагога на ул.Иванидзе в Старом городе. Пишут, что здесь хотят сделать этнографический музей грузинских евреев.


Может и правда сделают музей, но осенью 2013 года здание выглядело вот так, хотя видно, что какие-то работы идут.


Иногда в Старом Тбилиси попадаются фрагменты весьма архаичных построек. Вот эта стена явно старше 19 века...


Старый город такой же населенный квартал, как любой другой в Тбилиси, т.е. это не район музеев. Здесь живут и работают простые тбилисцы. Абсолютно все, здесь живущие, желали сноса Старого города - кому охота жить в руинах. Лично мне хотелось бы, чтобы старые дома стояли как можно дольше, но это мнение заезжего туриста-эстета, мне же объясняли - "Это тебе интересно - гулять, фотографировать, а нам здесь жить, с постоянно протекающими крышами."





Троицкая церковь в Старом городе. Одна из последних, она была возведена в "средневековом" стиле, но уже в 19 веке.




Церковь кажется старше своего возраста, даже "античные" колоны классицизма не спасают ее от средневекового духа)


Во дворе, как и полагается, сушится белье) И это хорошо, белье на веревочках важный компонент Старого Тбилиси)


Конечно, многие улицы в Тбилиси уже перестроили под туристов. Надо сказать, реформы Саакашвили дали о себе знать, деньги на туристические объекты явно доходят до назначения, а не оседают в карманах чиновников. Иначе, как объяснить бурное строительство в достаточно бедной стране.



Но, лично мне, всегда интересней старые подворотни и развалины, дышащие историей. Я, конечно, желаю грузинам материального благополучия, но внутренне надеюсь, что руины домов и церквей еще постоят немного и не превратятся в аттракционы для туристов...




Другие мои посты о Грузии:
Тбилиси - исторический центр города
Тбилиси и его крепость Нарикала
Национальный музей Грузии и его Золотая кладовая

promo maximus101 february 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

  • 1
Кое-где неточности- на одной под упоминанием Сиони стоит фотка Кашвети-там где нарикала на заднем плане-это Сурб Нишан- ее спасли от уничтожения в прошлом году-одна из двух подкупольных колонн развалилась после странного локального пожара- был большой резонанс.вообще тема Армянских церквей меня ужасает- мэрия ОБЯЗАНА их сохранять в любом случае.Насчет стен города-большинство на улице Бараташвили например-это имитация.пара участков сохранилась перед ними)) А вот выше на Пушкина-их отрыли в последний год правлеия Саакашвили-было интернет-голосование-решили оставить-сделали пешходную зону но главную транспортную артерию в центр урезали вдвое-сейчас планируют эстакаду.не представляю как это будет выглядеть.
насчет реабилитации старого города и мнения об этом сторожилов вообще отдельная тема.....Но большинство не хотят переселений-за это ненавидели Саакашвили-даже при максимальных компенсациях.

>>>Насчет стен города-большинство на улице Бараташвили например-это имитация.пара участков сохранилась перед ними)

Я читал, что основания подлинные, а реконструировали только верх стены. Могли врать конечно, уж больно они ровненькие. Хотя рядом руины были, да, я видел.
Из центра, понятно, что никто переезжать не хочет, там небось земля золотая - хотят, чтоб им там же новые дома поставили.

Я один из балконов под "средневековая арабская Медина" видел уже раз десять в разных постах оттуда :)

Они одинаковые там почти все)Ну, и там не такой уж большой квартал, это не Каир, вот все и снимают одни и те же балконы)

Тбилиси и его Старый город

Пользователь gogi_kutaisi сослался на вашу запись в своей записи «Тбилиси и его Старый город» в контексте: [...] Оригинал взят у в Тбилиси и его Старый город [...]

хм...с Сурб Нишан сам обознался с этого ракурса-у нее купол выложен лазурной черепицей :)

Да, не, Сурб Ншан я не снимал, это Норашен все, я жил рядом с ней - не мог ошибиться) Я ее снимал, большего всего поэтому)

Edited at 2014-12-25 07:41 pm (UTC)

>>Абсолютно все, здесь живущие, желали сноса Старого города - кому охота жить в руинах. Лично мне хотелось бы, чтобы старые дома стояли как можно дольше, но это мнение заезжего туриста-эстета, мне же объясняли - "Это тебе интересно - гулять, фотографировать, а нам здесь жить, с постоянно протекающими крышами."

Да, это вечное противоречие.

А ты разве тоже руины любишь? Мне казалось, что нет, вон Омерика у тебя в постах - вся такая аккуратная:)

Спасибо. С цитатами из первоисточников особенно интересно.

Очень интересное архитектурное решение на проспекте - как будто временной портал под ногами разверзся.

Когда-то давно мечтала увидеть Тбилиси, да так и не довелось покуда. Спасибо, что показываете так подробно.

Ну, а чего, вам недалеко слетать, и недорого выйдет)
Пока с Тбилиси - все, сделаю еще только два поста из Нац.музея.

(Deleted comment)
Ну, это же не глянцевый журнал, здесь "девушки с собаками" редко бывают)

Какой то совершенно безнадежный трэш, не знаю чем вам понравилась идея строить поверх руин, на мой взгляд в современном исполнении,в отличии от дореволюционных образцов, она просто чудовищна.
Руины горожанам не нравятся, грязь пусть уберут вокруг своих же домов для начала, как можно в таком свинарнике жить?
История с надгробными плитами, моя в шоке...умственно неполноценные какие то.
А вообще пост хороший получился

"...Руины горожанам не нравятся, грязь пусть уберут вокруг своих же домов для начала, как можно в таком свинарнике жить?..."
Ну не москали чай!
"...История с надгробными плитами, моя в шоке...умственно неполноценные какие то...."
Там много подобных "наивных" историй. За это другие народы Кавказа от них, мягко говоря, не в восторге.

Прошу прощения - но у меня сложилось впечатление , что в старых ИСТОРИЧЕСКИХ городах живут не потомки ТЕХ , кто этот город создал , а - быдло. Взять Тбилиси , Флоренцию , Рим , Варшаву.... Везде быдло сушит свои обос...ные трусы и простыни !

Мне кажется, что быдло - это не те, кто сушит свои простыни, а тот, кто пишет подобные комментарии.

как раз наткнулся про грузинскую церковь и армянский след в истории Тифлиса. http://blog.factsaboutarmenia.info/2014/08/blog-post_25.html

Тбилиси и его Старый город

Пользователь pilip_pilipich сослался на вашу запись в своей записи «Тбилиси и его Старый город» в контексте: [...] Оригинал взят у в Тбилиси и его Старый город [...]

Был в октябре в Тбилиси. Одно из лучших моих путешествий. Понравилось очень сильно все, и город и люди и рестораны, кухня просто супер. По старому городу тоже водили. Все довольно интересно и отреставрированные дома и те которые пока нет. Приятного вечера)))

Спасибо за фотографии. Только вы вот так легко не подпадайте под армянскую пропаганду , касательно затирания следов мусульманского населения в нынешней Армении, но при этом без проверки фактов цитируете армянские "источники" об исторической принадлежности тех или иных храмов в Тбилиси.

Я коснусь такого момента, о том, что в Тбилиси накануне землетрясения взорвали Кармир Аветаран. Если вы посмотрите в инете первичную информацию, то сначала строили гипотезы почему храм рухнул в советское время! (возможно из-за мощного землетрясения в конце 80-годов), а лишь потом уже начали утверждать что скорее всего взорвали, а потом уже начали писать без слова "скорее". Это нагнетание истерии, вы возможно слабо знакомы с таким способом пропаганды, что везде их хотят уничтожить и присвоить их культурное наследие, те же турки, грузины, азербайджанцы. Это тонкая игра. В итоге вы цитируете и пишите взорвали.
Есть специальная литература, касательно научного разбора (разных стран) и первичной принадлежности тех или иных храмов Тбилиси. Норашен, например, в нынешнем виде, это для меня армянский храм, но вам не кажется весьма странным, что он стоит во дворе древней грузинской православной церкви (Джварис мама) , основанной в 6 веке, при том что между церквями исторический были существенные догматические разногласия? Поэтому просто так на веру, основываясь только на армянские "источники" нельзя однозначно утверждать, что и кому принадлежало, что было захвачено во время смутных времен, а затем перестроено, или просто заменены надписи на храмах, чему есть множественные исторические свидетельства. Например, еще в 19 веке, о регулярной зачистке различных культовых сооружений от грузинских надписей, писала русскоязычная газета "Кавказ". Просто затирателей истории ловили на горячем.

Edited at 2016-12-18 04:45 pm (UTC)

А я разве писал, что Кармир Аветаран взорвали накануне землетрясения? Я написал, что церковь взорвали после этого, так как она вроде как пострадала, и вот, чтобы ее своды не рухнули на головы прихожанам, ее и взорвали. Это кстати грузинская версия, а не армянская. Армяне просто сомневаются, что церковь пострадала настолько, что ее нужно было взрывать.
Ну и потом разрушенные армянские церкви в Тбилиси хорошо известны, поэтому подобная тенденция (уничтожение армянского наследия) явно прослеживается, поэтому я тут склонен верить армянам.

Джварис мама не старше церкви Норашен, это тоже наверно 17 век, может быть она даже более поздняя.
В Тбилиси, насколько я помню, самой старой церковью считается Анчисхати, и то, она только восходит к 6 веку, так как ее многократно перестраивали, но там хоть облик ранней базилики есть. А Джварис мама однозначно более поздний храм.

Ну а то, что армян в Тбилиси раньше было существенно больше чем грузин хорошо известно из письменных источников, соответственно и большая часть церквей в городе должна исторически принадлежать им. Поэтому у меня нет сомнений, что большая часть храмов в Тбилиси бывшие армянские, даже если они (церкви) сейчас стали православными грузинскими.

  • 1