maximus101 (maximus101) wrote,
maximus101
maximus101

Categories:

Малая Азия - прародина индоевропейцев

Международный коллектив лингвистов убедительно продемонстрировал, что Анатолия является прародиной всех существующих индоевропейских языков, в том числе и русского, проанализировав сходства в некоторых словах в современных языках с точки зрения теории биологической эволюции, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

Как-то незамеченной прошла новость о локализации индоевропейской прародины на территории современной Турции. О родине всех "настоящих арийцев" все продолжаются дискуссии, при этом большинство жителей России и Украины без особых сомнений считают именно свои земли воистину арийскими. Этому способствуют национальные ожидания и некоторые научные теории прошлых лет, в частности, известная Курганная гипотеза Марии Гимбутас, которая локализовала праиндоевропейцев, как раз, в южных степях Украины и России.

Немного лирики)
Удивительно, но теория М. Гимбутас - литовки, убежавшей вместе с фашистами в 1944 г. из Вильнюса в Германию, при наступлении советских войск, а потом эмигрировавшей в США, стала невероятно популярной на просторах бывшего СССР. И все, видимо, из-за разности ментальностей у граждан бывшего Союза и не совсем психически здоровой М. Гимбутас - убежденной феминистки и поклонницы всяческих нетрадиционных сексуальных ориентаций)

Перемещение неолитических племен, связанное с перемещением праиндоевропейцев.



Дело в том, что Гимбутас, придумывая свою теорию происхождения индоевропейских народов, исходила из дуалистического мировоззрения, в котором утонченная и просвещенная Европа (Цивилизация Великой Богини), подвергалась (и видимо подвергается и сейчас) злонамеренному проникновению-завоеванию со стороны патриархальных кочевых племен, в коих она и видела индоевропейцев. В общем, женственная цивилизованная Европа против извечных грубых азиатских мужланов, которые тысячелетиями домогались (и домогаются) ее нежного тела.

Т.е. теория Гимбутас должна была показать всю грубость и низость коварных азиатов. И надо признать, что это дуалистическое представление и сейчас весьма популярно в том или ином виде среди всяко разной интеллигенции, в том числе и на постсоветском пространстве.

Но, проблема популярности теории Гимбутас в России заключалась в том, что коварные здешние азиаты невероятно прониклись идеей проникновения в нежное тело в "просвещенную Европу", и даже перестали мыслить себя каким-либо иным способом. Тем самым проявив свою извечную азиатскую натуру, ибо для грубого азиата быть суровым воином, главой семьи и вообще Конаном-Варваром/Завоевателем невероятно почетно. Именно поэтому Курганная гипотеза Гимбутас так плотно укоренилась в умах "трояновых внуков", и они ни за что на свете не променяют ее на какие-то исследования в какой-то, простихосподи, Турции, свят, свят, свят)

А теперь, суровая проза.
На данный момент, проблема поиска праиндоевропейской прародины существенно сузилась. Большинство специалистов по этому вопросу стали меньше интересоваться степными просторам Азии и заострили свое внимание на двух регионах - Малой Азии и севере Балканского полуострова. Причем, очень часто эти регионы сближают друг с другом, говоря о Балкано-Анатолийской общности, где малоазийский регион признается древнейшим.

Именно здесь в районе Малой Азии видят прародину всех индоевропейцев крупнейшие лингвисты и археологи - Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванов, И.М. Дьяконов, Колин Ренфрю, В. А. Сафронов. Несмотря на многие противоречия между концепциями разных исследователей, сейчас принято почти за аксиому совмещать движение неолитических земледельцев из Малой и Передней Азии в Европу (Неолитическая революция) с движением первых индоевропейцев, т.е. скорее всего, именно индоевропейцы были носителями наиболее прогрессивных видов хозяйствования и возможно цивилизации как таковой.

Особое внимание в этой концепции уделяется одному из древнейших протогородов в мире, находящемуся в центральной Анатолии, Чатал-Хююку. Возможно это поселение и было прародиной всех индоевропейцев. Существовал оно с 7500 до н.э. до 5700 до н.э.

Головы быков, украшавших стены в Чатал-Хююке.


Чатал-Хююк находится рядом с турецким городом Конья - всего в 50 км. Я, к сожалению, когда был в Конье так туда и не заехал, зато основательно изучил сам древний Иконий (Конья), ближайший городской центр к индоевропейской прародине. Возможно между этими городами была какая-то связь, хотя считается, что цивилизация Чатал-Хююка погибла еще в 6 тыс. до н.э., после того, как часть ее жителей ушла в Европу.

Реконструкция Чатал-Хююка, возможно в 7 тыс. до н.э. это было крупнейшее городское поселение на Земле.


Так как же выглядела прандоевропейская культура? Длительное время считалось, что индоевропейцы были исключительно воинственными кочевниками. Сейчас с помощью лингвистических реконструкций доказано, что предки индоевропейев были преимущественно земледельцами, а к кочевому образу жизни они перешли только со временем, под влиянием климатических изменений.

Очень хорошо тезисно описал праиндоевропейскую культуру российский археолог В.А.Сафронов в своей книге "Индоевропейские прародины". Он попытался исправить ошибки теории Гамкрелидзе-Иванова, связанные с "армянским фактором", и создал единственное сейчас на русском языке комплексное описание праиндоевропейских миграций с учетом археологического и лингвистического материала. По моему мнению, его книга так и не была по достоинству оценена. Исследователь попытался объединить ( и весьма успешно) Анатолийскую и Балканскую гипотезы происхождения индоевропейцев, выдвинув тезис о нескольких прародинах. И это было, действительно, оправданным шагом, ведь основное развитие индоевропейской культуры происходило именно в Европе на севере Балкан. Несмотря на малоазийское происхождение, уровня працивилизации индоевропейцы достигли именно в Европе, и именно из Европы они начали свою экспансию по всему миру. Эту концепцию поддержал и известный российский востоковед И.М. Дьяконов.

Тут еще можно вспомнить, что европейское происхождение индоевропейцев поддерживает, например, и наш известный археолог Л.С.Клейн. Отсюда вытекает очень деликатная тема, связанная с тем, что из Европы, как известно, выводил индоевропейцев и некто А.Гитлер. Сейчас наука доказывает, что он не был полностью неправ - будущие германские племена, действительно, жили на месте одного из формирований индоевропейских племен, это были культуры воронковидных кубков (КВК) и шнуровой керамики (КШК).

И именно из Центральной Европы началось расселение индоевропейцев, в том числе и завоевательные походы - на юг и на восток, вопреки мнению феминистки Гимбутас.
И надо признать, это движение существует и сейчас, Европа тысячелетиями осуществляла экспансию на Восток. Европа с ее умеренным климатом и защищенным территориальным положением всегда позволяла человечеству развивать наиболее передовые цивилизации, которые со временем периодически начинали экспансию на другие части земного шара. Я как-то давно писал об этом европейском свойстве.


А теперь несколько тезисов из книги Сафронова В.А. Индоевропейские прародины, в которых он раскрывает суть индоевропейской цивилизации, причем именно цивилизации, а не просто очередной культуры каменного века. В своей книге В.А.Сафронов доказывает, что европейские центры цивилизаций намного древнее азиатских и африканских, прежде всего Египта и Шумера.

>>>>В. Гамкрелидзе - Вяч. Вс. Иванов (.1984, с. 884-885) - "праиндоевропейская цивилизация относится типологически к кругу древневосточных цивилизаций".

>>>>Портрет праиндоевропейской культуры и общества может быть достаточно полно составлен на основании усилий лингвистов многих поколений (см. список литературы по историографии индоевропейской проблемы к главе 1). Особенно следует подчеркнуть использованные нами работы Шрадера, Мейе, Девото, Дюмезиля, Гамкрелидзе - Иванова, Елизаренковой и Топорова.
Как показывает анализ общеиндоевропейокой лексики, праиндоев-ропейцы представляли общество со сложной структурой (разветвленная система родства и свойства), иерархизированное (род, племя, племенной союз, народ), имущественно - и социально-дифференцированное (имущественное расслоение выражается в существовании терминов власть имущие, богатые и бедные, обездоленные, рабы; выделяются социальные ранги независимых членов общества - жрецов, воинов, и в разной степени зависимых пахарей, пастухов, ремесленников). Хотя нет свидетельств существования централизованной власти, символом единства и благополучия праиндоевропейского сообщества был священный царь. Социальная жизнь строго регламентировалась институтом жречества, который выполнял как ритуальные, так и правовые функции, и таким образом, можно допустить разделение функций управления обществом между жрецами и предводителями родов, племен.

Рисунок на стене в Чатал-Хююк. Птицы клюют людей на специальных башнях, как тут не вспомнить знаменитые иранские "башни молчания", где оставляли умерших ираноязычные племена.


>>>Основу экономики составляли земледелие и скотоводство с приоритетом земледелия, хотя и интенсивное пашенное земледелие могло появиться при развитом скотоводстве (об этом свидетельствует исчисление времени по земледельческим циклам и обозначение пастбища как 'невозделанного поля'). Прогрессивные формы земледелия создали: базу для роста поголовья стада, накопления богатства в виде стад, создали предпосылки для обособления и выделения ремесел.
Накопление богатства, выраженное такими терминами, как 'добро', 'богатство', 'дворец', вызвало к жизни новые отношения обмена (существует понятие обменного эквивалента). Необходимость охраны стад, домов вызвала, появление людей, овладевших воинским искусством, а также объединений их в виде 'войска', во главе с военными предводителями. Возникают крепости со сложными фортификационными сооружениями; города как объединение нескольких поселений (фиксируемые общеиндоевропейской лексикой различные обозначения города отражают разные формы его образования).
Праиндоевропейцы владели многими ремеслами - ткачеством, гончарным, плотницким делом, кожевенным делом, металлообработкой, обработкой кости и камня, строительным делом. Революционные изменения в экономике (использование упряжных пахотных орудий с помощью парной запряжки быков, волов, приведшее к интенсификации земледелия) после изобретения колеса, вероятно, также в среде праиндоевропейцев, подготовили изобретение колесного транспорта, открывшего перед праиндоевропейцами огромные возможности в освоении широких пространств, позволявшие перейти к далеким миграциям.

>>>>Земледелие у праиндоевропейцев по данным общеиндоевропейской лексики было пашенным с использованием упряжных пахотных орудий типа рала, сохи. Об этом свидетельствуют общеиндоевропейский термин 'пахать, обрабатывать землю' с диалектными производными в значении 'плуг', 'пашня' (Гамкрелидзе, Иванов, 1984, с. 687-688)

Реконструкция комнаты в Чатал-Хююке. На стене рисунок, изображающий птиц клюющих людей. Видимо, это был действительно очень популярный мотив.


>>>>Лишь Чатал Хююк, где по свидетельству Мелларта (1982, с. 86) "обнаружены прекрасные ткани (возможно, шерстяные)" может претендовать на мировой приоритет в изобретении шерстоткачества. В таком случае мы должны констатировать, что это изобретение произошло в праиндоевропейской среде.

>>>>Древнейшие свидетельства одомашнивания быка обнаружены в Чатал Хююке. Гамкрелидзе и Иванов остроумно выделяют две основы со значением "бык" в праиндоевропейском. Одна из них, по их мнению, носит "переднеазиатский миграционный характер", другая - - восходит к древней общеиндоевропейской праформе (там же).



>>>>Проникновение крупного рогатого скота из Малой Азии на Балканы, а затем в Центральную и Северную Европу для специалистов очевидно. Вероятно, оттуда же в указанные районы проник мелкий рогатый скот и свиньи. Творчески доместицированный и приспособленный к местным экологическим условиям Центральной и Северной Европы скот был приведен в Восточную Европу переселившимися группами населения из Северной, Центральной Европы. Без сомнения, основную роль в распространении производящего хозяйства в Восточной Европе сыграло население Винчи, Лендьела и КВК. Таким образом, приоритет в возникновении скотоводства, по крайней мере, крупного рогатого скота принадлежит к малоазийскому раннеиндоевропейскому населению, а в его распространении по Европе поздние индоевропейцы сыграли одну из главных ролей.

Леопарды из Чатал-Хююк.


>>>Скотоводство у праиндоевропейцев было уже полифункциональным: скот использовался как тягловый; сложилось молочное хозяйство; на конец, домашнее стад-о обеспечивало как потребности в мясе, так и в сырье (кожа, шкуры, шерсть, жилы и т. д.). Об этом свидетельствуют общеиндоевропейские семантемы - - упряжка, ярмо; доить, давать молоко, вымя, молоко, масло, сливки; кожа, шкуры, шерсть, руно, рог. Большой прибавочный продукт в виде зерна позволил создать дополнительную кормовую базу к традиционным кормам - - сену. Выпас проводился как на участках, близких к пахотным, так и на отдаленных. Необходимость охраны стад выдвинула новую фигури - пастуха. Пастух, пасти, пастбище - - это общеиндоевропейские семантемы (Гамкрелидзе, Иванов, 1984, с. 694, 695). Поголовье стада было большим. Очевидно разделение его на крупный рогатый скот и мелкий рогатый скот. Эти термины являются также общеиндоевропейскими (Гамкрелидзе, Иванов, 1984, с. 565).
Праиндоевропейцам были известны все виды домашних животных, которые существуют вплоть до настоящего времени. Это бык, корова; овца, баран, ягненок; коза, козел; свинья, поросенок; конь, лошадь; осел; собака (Гамкрелидзе, Иванов, 1984, с. 565, 577, 587, 593, 544, 562, 589).

>>>>Молочное хозяйство у праиндоевропейцев, зафиксированное по данным лексики и в материальной культуре Винча, Лендьел и КВК, относятся к середине V-IV тыс. до н. э. и являются самыми древними свидетельствами этого вида производящей экономики в мире. Лишь через тысячу лет молочное хозяйство возникло в Египте, затем в Месопотамии (Шнирельман, 1980, с. 220). Молочное хозяйство "одна из важнейших предпосылок возникновения полукочевого и кочевого хозяйства" (там же, с. 219), что, вероятно, и обеспечивало мобильность и быстрое расселение праиндоевропейцев в Центральной и Северной Европе, а потом явилось и причиной великих миграций индоевропейцев на восток, юго-восток.



>>>>>Изобретение праиндоевропейиами упряжных пахотных орудий (соха, рало) позволяло долгие годы получать значительный прибавочный продукт, что способствовало и процветанию многолюдных индоевропейских коллективов (площадь поселений культуры воронковидных кубков достигала 100 га). В разросшихся больших земледельческо-скотоводческих общинах позднеиндоевропейцев происходила сегментация, приводившая к колонизации новых и новых земель. Отлив населения и освоение новых плодородных земель, вероятно, был нормой в жизнеобеспечении общества у праиндоевропейцев. Мифы, сказки, легенды индоевропейских народов сохранили сюжеты на эту тему, в которых прославлялись герои, открывающие новые земли. Там, в далеких землях, аргонавты искали золотое руно; за земными пределами находится "светозарный остров Шветодвипа, берега которого омывает молочное море, "вместилище амриты" – напитка бессмертия, сохранившийся в памяти древних иранцев, древних индийцев, древних греков.

>>>>>В условиях практически непрекращающегося оттока населения на новые земли были созданы в процессе тысячелетней практики хозяйственные и технические достижения, подготовившие базу для великих азиатских миграций индоевропейских народов. Основным достижением следует считать молочное хозяйство, которое является "одной из важнейших предпосылок полукочевого и кочевого хозяйства" (Шнирельман, 1980, с. 219). Это достижение не привносное, оно возникло в недрах праиндоевропейского общества.

Изображение вулкана Хасан рядом с городом на стене комнаты в Чатал-Хююке.


Так вулкан Хасан выглядит сейчас. Фото из отличного поста девушки, посетившей Чатал-Хююк.
Tags: Индоевропейцы, Культурология, Турция
Subscribe

promo maximus101 february 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 163 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →