?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Малая Азия - прародина индоевропейцев
maximus101
Международный коллектив лингвистов убедительно продемонстрировал, что Анатолия является прародиной всех существующих индоевропейских языков, в том числе и русского, проанализировав сходства в некоторых словах в современных языках с точки зрения теории биологической эволюции, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

Как-то незамеченной прошла новость о локализации индоевропейской прародины на территории современной Турции. О родине всех "настоящих арийцев" все продолжаются дискуссии, при этом большинство жителей России и Украины без особых сомнений считают именно свои земли воистину арийскими. Этому способствуют национальные ожидания и некоторые научные теории прошлых лет, в частности, известная Курганная гипотеза Марии Гимбутас, которая локализовала праиндоевропейцев, как раз, в южных степях Украины и России.

Немного лирики)
Удивительно, но теория М. Гимбутас - литовки, убежавшей вместе с фашистами в 1944 г. из Вильнюса в Германию, при наступлении советских войск, а потом эмигрировавшей в США, стала невероятно популярной на просторах бывшего СССР. И все, видимо, из-за разности ментальностей у граждан бывшего Союза и не совсем психически здоровой М. Гимбутас - убежденной феминистки и поклонницы всяческих нетрадиционных сексуальных ориентаций)

Перемещение неолитических племен, связанное с перемещением праиндоевропейцев.



Дело в том, что Гимбутас, придумывая свою теорию происхождения индоевропейских народов, исходила из дуалистического мировоззрения, в котором утонченная и просвещенная Европа (Цивилизация Великой Богини), подвергалась (и видимо подвергается и сейчас) злонамеренному проникновению-завоеванию со стороны патриархальных кочевых племен, в коих она и видела индоевропейцев. В общем, женственная цивилизованная Европа против извечных грубых азиатских мужланов, которые тысячелетиями домогались (и домогаются) ее нежного тела.

Т.е. теория Гимбутас должна была показать всю грубость и низость коварных азиатов. И надо признать, что это дуалистическое представление и сейчас весьма популярно в том или ином виде среди всяко разной интеллигенции, в том числе и на постсоветском пространстве.

Но, проблема популярности теории Гимбутас в России заключалась в том, что коварные здешние азиаты невероятно прониклись идеей проникновения в нежное тело в "просвещенную Европу", и даже перестали мыслить себя каким-либо иным способом. Тем самым проявив свою извечную азиатскую натуру, ибо для грубого азиата быть суровым воином, главой семьи и вообще Конаном-Варваром/Завоевателем невероятно почетно. Именно поэтому Курганная гипотеза Гимбутас так плотно укоренилась в умах "трояновых внуков", и они ни за что на свете не променяют ее на какие-то исследования в какой-то, простихосподи, Турции, свят, свят, свят)

А теперь, суровая проза.
На данный момент, проблема поиска праиндоевропейской прародины существенно сузилась. Большинство специалистов по этому вопросу стали меньше интересоваться степными просторам Азии и заострили свое внимание на двух регионах - Малой Азии и севере Балканского полуострова. Причем, очень часто эти регионы сближают друг с другом, говоря о Балкано-Анатолийской общности, где малоазийский регион признается древнейшим.

Именно здесь в районе Малой Азии видят прародину всех индоевропейцев крупнейшие лингвисты и археологи - Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванов, И.М. Дьяконов, Колин Ренфрю, В. А. Сафронов. Несмотря на многие противоречия между концепциями разных исследователей, сейчас принято почти за аксиому совмещать движение неолитических земледельцев из Малой и Передней Азии в Европу (Неолитическая революция) с движением первых индоевропейцев, т.е. скорее всего, именно индоевропейцы были носителями наиболее прогрессивных видов хозяйствования и возможно цивилизации как таковой.

Особое внимание в этой концепции уделяется одному из древнейших протогородов в мире, находящемуся в центральной Анатолии, Чатал-Хююку. Возможно это поселение и было прародиной всех индоевропейцев. Существовал оно с 7500 до н.э. до 5700 до н.э.

Головы быков, украшавших стены в Чатал-Хююке.


Чатал-Хююк находится рядом с турецким городом Конья - всего в 50 км. Я, к сожалению, когда был в Конье так туда и не заехал, зато основательно изучил сам древний Иконий (Конья), ближайший городской центр к индоевропейской прародине. Возможно между этими городами была какая-то связь, хотя считается, что цивилизация Чатал-Хююка погибла еще в 6 тыс. до н.э., после того, как часть ее жителей ушла в Европу.

Реконструкция Чатал-Хююка, возможно в 7 тыс. до н.э. это было крупнейшее городское поселение на Земле.


Так как же выглядела прандоевропейская культура? Длительное время считалось, что индоевропейцы были исключительно воинственными кочевниками. Сейчас с помощью лингвистических реконструкций доказано, что предки индоевропейев были преимущественно земледельцами, а к кочевому образу жизни они перешли только со временем, под влиянием климатических изменений.

Очень хорошо тезисно описал праиндоевропейскую культуру российский археолог В.А.Сафронов в своей книге "Индоевропейские прародины". Он попытался исправить ошибки теории Гамкрелидзе-Иванова, связанные с "армянским фактором", и создал единственное сейчас на русском языке комплексное описание праиндоевропейских миграций с учетом археологического и лингвистического материала. По моему мнению, его книга так и не была по достоинству оценена. Исследователь попытался объединить ( и весьма успешно) Анатолийскую и Балканскую гипотезы происхождения индоевропейцев, выдвинув тезис о нескольких прародинах. И это было, действительно, оправданным шагом, ведь основное развитие индоевропейской культуры происходило именно в Европе на севере Балкан. Несмотря на малоазийское происхождение, уровня працивилизации индоевропейцы достигли именно в Европе, и именно из Европы они начали свою экспансию по всему миру. Эту концепцию поддержал и известный российский востоковед И.М. Дьяконов.

Тут еще можно вспомнить, что европейское происхождение индоевропейцев поддерживает, например, и наш известный археолог Л.С.Клейн. Отсюда вытекает очень деликатная тема, связанная с тем, что из Европы, как известно, выводил индоевропейцев и некто А.Гитлер. Сейчас наука доказывает, что он не был полностью неправ - будущие германские племена, действительно, жили на месте одного из формирований индоевропейских племен, это были культуры воронковидных кубков (КВК) и шнуровой керамики (КШК).

И именно из Центральной Европы началось расселение индоевропейцев, в том числе и завоевательные походы - на юг и на восток, вопреки мнению феминистки Гимбутас.
И надо признать, это движение существует и сейчас, Европа тысячелетиями осуществляла экспансию на Восток. Европа с ее умеренным климатом и защищенным территориальным положением всегда позволяла человечеству развивать наиболее передовые цивилизации, которые со временем периодически начинали экспансию на другие части земного шара. Я как-то давно писал об этом европейском свойстве.


А теперь несколько тезисов из книги Сафронова В.А. Индоевропейские прародины, в которых он раскрывает суть индоевропейской цивилизации, причем именно цивилизации, а не просто очередной культуры каменного века. В своей книге В.А.Сафронов доказывает, что европейские центры цивилизаций намного древнее азиатских и африканских, прежде всего Египта и Шумера.

>>>>В. Гамкрелидзе - Вяч. Вс. Иванов (.1984, с. 884-885) - "праиндоевропейская цивилизация относится типологически к кругу древневосточных цивилизаций".

>>>>Портрет праиндоевропейской культуры и общества может быть достаточно полно составлен на основании усилий лингвистов многих поколений (см. список литературы по историографии индоевропейской проблемы к главе 1). Особенно следует подчеркнуть использованные нами работы Шрадера, Мейе, Девото, Дюмезиля, Гамкрелидзе - Иванова, Елизаренковой и Топорова.
Как показывает анализ общеиндоевропейокой лексики, праиндоев-ропейцы представляли общество со сложной структурой (разветвленная система родства и свойства), иерархизированное (род, племя, племенной союз, народ), имущественно - и социально-дифференцированное (имущественное расслоение выражается в существовании терминов власть имущие, богатые и бедные, обездоленные, рабы; выделяются социальные ранги независимых членов общества - жрецов, воинов, и в разной степени зависимых пахарей, пастухов, ремесленников). Хотя нет свидетельств существования централизованной власти, символом единства и благополучия праиндоевропейского сообщества был священный царь. Социальная жизнь строго регламентировалась институтом жречества, который выполнял как ритуальные, так и правовые функции, и таким образом, можно допустить разделение функций управления обществом между жрецами и предводителями родов, племен.

Рисунок на стене в Чатал-Хююк. Птицы клюют людей на специальных башнях, как тут не вспомнить знаменитые иранские "башни молчания", где оставляли умерших ираноязычные племена.


>>>Основу экономики составляли земледелие и скотоводство с приоритетом земледелия, хотя и интенсивное пашенное земледелие могло появиться при развитом скотоводстве (об этом свидетельствует исчисление времени по земледельческим циклам и обозначение пастбища как 'невозделанного поля'). Прогрессивные формы земледелия создали: базу для роста поголовья стада, накопления богатства в виде стад, создали предпосылки для обособления и выделения ремесел.
Накопление богатства, выраженное такими терминами, как 'добро', 'богатство', 'дворец', вызвало к жизни новые отношения обмена (существует понятие обменного эквивалента). Необходимость охраны стад, домов вызвала, появление людей, овладевших воинским искусством, а также объединений их в виде 'войска', во главе с военными предводителями. Возникают крепости со сложными фортификационными сооружениями; города как объединение нескольких поселений (фиксируемые общеиндоевропейской лексикой различные обозначения города отражают разные формы его образования).
Праиндоевропейцы владели многими ремеслами - ткачеством, гончарным, плотницким делом, кожевенным делом, металлообработкой, обработкой кости и камня, строительным делом. Революционные изменения в экономике (использование упряжных пахотных орудий с помощью парной запряжки быков, волов, приведшее к интенсификации земледелия) после изобретения колеса, вероятно, также в среде праиндоевропейцев, подготовили изобретение колесного транспорта, открывшего перед праиндоевропейцами огромные возможности в освоении широких пространств, позволявшие перейти к далеким миграциям.

>>>>Земледелие у праиндоевропейцев по данным общеиндоевропейской лексики было пашенным с использованием упряжных пахотных орудий типа рала, сохи. Об этом свидетельствуют общеиндоевропейский термин 'пахать, обрабатывать землю' с диалектными производными в значении 'плуг', 'пашня' (Гамкрелидзе, Иванов, 1984, с. 687-688)

Реконструкция комнаты в Чатал-Хююке. На стене рисунок, изображающий птиц клюющих людей. Видимо, это был действительно очень популярный мотив.


>>>>Лишь Чатал Хююк, где по свидетельству Мелларта (1982, с. 86) "обнаружены прекрасные ткани (возможно, шерстяные)" может претендовать на мировой приоритет в изобретении шерстоткачества. В таком случае мы должны констатировать, что это изобретение произошло в праиндоевропейской среде.

>>>>Древнейшие свидетельства одомашнивания быка обнаружены в Чатал Хююке. Гамкрелидзе и Иванов остроумно выделяют две основы со значением "бык" в праиндоевропейском. Одна из них, по их мнению, носит "переднеазиатский миграционный характер", другая - - восходит к древней общеиндоевропейской праформе (там же).



>>>>Проникновение крупного рогатого скота из Малой Азии на Балканы, а затем в Центральную и Северную Европу для специалистов очевидно. Вероятно, оттуда же в указанные районы проник мелкий рогатый скот и свиньи. Творчески доместицированный и приспособленный к местным экологическим условиям Центральной и Северной Европы скот был приведен в Восточную Европу переселившимися группами населения из Северной, Центральной Европы. Без сомнения, основную роль в распространении производящего хозяйства в Восточной Европе сыграло население Винчи, Лендьела и КВК. Таким образом, приоритет в возникновении скотоводства, по крайней мере, крупного рогатого скота принадлежит к малоазийскому раннеиндоевропейскому населению, а в его распространении по Европе поздние индоевропейцы сыграли одну из главных ролей.

Леопарды из Чатал-Хююк.


>>>Скотоводство у праиндоевропейцев было уже полифункциональным: скот использовался как тягловый; сложилось молочное хозяйство; на конец, домашнее стад-о обеспечивало как потребности в мясе, так и в сырье (кожа, шкуры, шерсть, жилы и т. д.). Об этом свидетельствуют общеиндоевропейские семантемы - - упряжка, ярмо; доить, давать молоко, вымя, молоко, масло, сливки; кожа, шкуры, шерсть, руно, рог. Большой прибавочный продукт в виде зерна позволил создать дополнительную кормовую базу к традиционным кормам - - сену. Выпас проводился как на участках, близких к пахотным, так и на отдаленных. Необходимость охраны стад выдвинула новую фигури - пастуха. Пастух, пасти, пастбище - - это общеиндоевропейские семантемы (Гамкрелидзе, Иванов, 1984, с. 694, 695). Поголовье стада было большим. Очевидно разделение его на крупный рогатый скот и мелкий рогатый скот. Эти термины являются также общеиндоевропейскими (Гамкрелидзе, Иванов, 1984, с. 565).
Праиндоевропейцам были известны все виды домашних животных, которые существуют вплоть до настоящего времени. Это бык, корова; овца, баран, ягненок; коза, козел; свинья, поросенок; конь, лошадь; осел; собака (Гамкрелидзе, Иванов, 1984, с. 565, 577, 587, 593, 544, 562, 589).

>>>>Молочное хозяйство у праиндоевропейцев, зафиксированное по данным лексики и в материальной культуре Винча, Лендьел и КВК, относятся к середине V-IV тыс. до н. э. и являются самыми древними свидетельствами этого вида производящей экономики в мире. Лишь через тысячу лет молочное хозяйство возникло в Египте, затем в Месопотамии (Шнирельман, 1980, с. 220). Молочное хозяйство "одна из важнейших предпосылок возникновения полукочевого и кочевого хозяйства" (там же, с. 219), что, вероятно, и обеспечивало мобильность и быстрое расселение праиндоевропейцев в Центральной и Северной Европе, а потом явилось и причиной великих миграций индоевропейцев на восток, юго-восток.



>>>>>Изобретение праиндоевропейиами упряжных пахотных орудий (соха, рало) позволяло долгие годы получать значительный прибавочный продукт, что способствовало и процветанию многолюдных индоевропейских коллективов (площадь поселений культуры воронковидных кубков достигала 100 га). В разросшихся больших земледельческо-скотоводческих общинах позднеиндоевропейцев происходила сегментация, приводившая к колонизации новых и новых земель. Отлив населения и освоение новых плодородных земель, вероятно, был нормой в жизнеобеспечении общества у праиндоевропейцев. Мифы, сказки, легенды индоевропейских народов сохранили сюжеты на эту тему, в которых прославлялись герои, открывающие новые земли. Там, в далеких землях, аргонавты искали золотое руно; за земными пределами находится "светозарный остров Шветодвипа, берега которого омывает молочное море, "вместилище амриты" – напитка бессмертия, сохранившийся в памяти древних иранцев, древних индийцев, древних греков.

>>>>>В условиях практически непрекращающегося оттока населения на новые земли были созданы в процессе тысячелетней практики хозяйственные и технические достижения, подготовившие базу для великих азиатских миграций индоевропейских народов. Основным достижением следует считать молочное хозяйство, которое является "одной из важнейших предпосылок полукочевого и кочевого хозяйства" (Шнирельман, 1980, с. 219). Это достижение не привносное, оно возникло в недрах праиндоевропейского общества.

Изображение вулкана Хасан рядом с городом на стене комнаты в Чатал-Хююке.


Так вулкан Хасан выглядит сейчас. Фото из отличного поста девушки, посетившей Чатал-Хююк.

promo maximus101 february 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

Интересный вариант. Особенно с точки зрения методики.

Но в таком вот ракурсе у меня вопрос (без какой-либо иронии, правда интересно) - когда и какими путями происходит разделение индоариев на ирано-авестийскую и индийско-ведическую ветви? Понятно, что можно рассуждать только гипотетически, но все же...

Edited at 2014-11-24 06:01 pm (UTC)

Наверно разделение произошло в 3-2 тыс. до н.э., где-то на юге России. Клейн считал катакомбников - арийцами, а андроновцы могут быть иранцами. Все ИМХО.

Что-то уж больно много они изобрели...

А ты не задумывался, откуда взялись развитые европейские культуры, те же греки, например? Ведь микенская цивилизация весьма древняя, восточнее Ирана ничего даже близкого не было.
Европейский потенциал всегда был заметен. Просто в Египте рано пришли к централизации власти, да и вообще в Азии, поэтому их культуры стали более впечатляющими.
Отдельный вопрос, почему европейские культуры неолита не выросли дальше, возможно что-то с климатом было, не зря они все так на юг рвались)

но ведь в Каппадокию они тоже не с Луны свалились :)

С Каппадокией сложнее, то что происходило в самой Малой Азии - большой секрет, например откуда взялись хетты? Потом армяне? Каким образом праиндоевропейцы сосуществовали с предками, например, хаттов и других неиндоевропейцев?

Праиндоевропейцам были известны все виды домашних животных, которые существуют вплоть до настоящего времени. Это бык, корова; овца, баран, ягненок; коза, козел; свинья, поросенок; конь, лошадь; осел; собака (Гамкрелидзе, Иванов, 1984, с. 565, 577, 587, 593, 544, 562, 589).

Лошадей приручили представители Ботайской культуры (начало примерно с 3600 года до н. э.), ботайцы первыми стали использовать узду для лошадей.

То есть, сами праиндоевропейцы может и знали лошадей, но в основном как диких.

Я не слышал, что есть консенсус по вопросу одомашнивания лошадей, возможно, да, вы правы.
Нет, у лингвистов речь идет о домашней лошади, другое дело, что они могут ошибаться.
Главное, что на начальном этапе лошади не уделяли много внимания, праиндоевропейцы были преимущественно земледельцами, а не кочевниками.

Перевод научной дискуссии в биографические детали учёных (дескать, теория Эйнштейна неверна, потому что тот был еврей) - как-то это не очень. Вон ракеты фон Брауна летают до сих пор, хотя, конечно, конструкция советских кораблей была более продвинутой благодаря прогрессивному социалистическому строю.

Статья Аткинсона и Грея лингвистам более чем известна, и воспринята неоднозначно. Если метод построения дерева родства - модель более чем перспективная, то вот вывод насчёт Малой Азии буквально притянут за уши следующим образом: они вычислили предполагаемую дату распада ИЕ единства, затем обнаружили, что эта дата близка к той, что предполагал Ренфрю (который, по совпадению, был сторонником локализации ИЕ в Малой Азии), ну и больше никаких аргументов не было.

Упоминать Гимбутас в привязке к современной индоевропеистике - ну, это всё равно, что учить сейчас историю России по Соловьёву или Карамзину. С тех пор и методы датировки далеко вперёд ушли, и появилась возможность уточнить многие культурные слои, распространение отдельных культурных феноменов... Ну это так, к слову.

Да, согласен. За уши притянуто. Можно рассматривать как одну из гипотез, не более того.
Помимо археологии и лингвистики хорошо бы и генетику учитывать в установлении прародины ИЕ.
http://www.isogg.org/tree/ISOGG_HapgrpR.html
Y-DNA haplogroup R-M207 is believed to have arisen approximately 27,000 years ago in Asia. The two currently defined subclades are R1 and R2.
R1-M173 is estimated to have arisen during the height of the Last Glacial Maximum (LGM), about 18,500 years ago, most likely in southwestern Asia. The two most common descendant clades of R1 are R1a and R1b.
R1a-M420 is believed to have arisen on the Eurasian Steppe or the Indus Valley, and today is most frequently observed in eastern Europe and in western and central Asia. R1a1a1g-M458 is found at frequencies approaching or exceeding 30% in Eastern Europe.
R1b-M343 is believed to have arisen in southwest Asia and today its sublcades are bound in various distributions across Eurasia and Africa.
Paragroup R1b1* and R1b1c-V88 are found most frequently in SW Asia and Africa. The African examples are almost entirely within R1b1c and are associated with the spread of Chadic languages.
R1b1a-P297 is found throughout Eurasia. R1b1a1-M73 is observed most frequently in Asia, with low frequency of observation in Europe. R1b1a2-M269 is observed most frequently in Europe, especially western Europe, but with notable frequency in southwest Asia.
R1b1a2-M269 is estimated to have arisen approximately 4,000 to 8,000 years ago in southwest Asia and to have spread into Europe from there. The Atlantic Modal Haplotype, or AMH, is the most common STR haplotype in R1b1a2a1a-L11/PF6539/S127 and most European R1b1a2 belongs to R1b1a2a1a1-M405/S21/U106 or R1b1a2a1a2-P312/PF6547/S116.
R2-M479 is most often observed in Asia, especially on the Indian sub-continent and in central Asia.


То есть на роль условно прародины "ариев" вопреки политической мифологии европоцентризма отлично подходит Северная Индия и Центральная Азия, а не только Восточная Европа.



Самый сильный аргумент против анатолийской гипотезы происхождения ИЕ - это как раз приведенная Вами карта. Культуры, условно обозначенные зелёными стрелками - это сваленные в одну кучу как минимум три разных потока, по ходу то конкурировавших, то испытывавших влияние друг друга: расписная керамика (Старчево-Криш), линейно-ленточная керамика, лощёная керамика (напр., Гумельница). Все эти традиции в ходе медного века были вытеснены пришедшими с севера инновациями - при этом по ходу наблюдалась и смена антропологических параметров. Если линейно-ленточная керамика по крайней мере технологически сильно повлияла на преемников, то у носителей расписных-лощёных керамик буквально наступил коллапс с резким упадком численности населения и паническим отступлением на юг Балкан тех, кто выжил.

Все что вы здесь написали называется - наукоемкая демагогия)
Скажите, вы археолог со стажем и соответствующим образованием, чтобы писать о влиянии друг на друга археологических культур?

Базовая теория здесь в том, что неолитическая революция в целом совпадает с движением индоевропейцев - это мнение ведущих специалистов. И двигались они из Малой Азии, потому что никаких других вариантов здесь нет. Поэтому вы можете не лить здесь зря воду)


Индоевропейцы Азии гипотезой для простоты игнорируются, что ли?

В Азии индоевропецы появляются с Запада, это просто следующий этап. Речь идет об индоевропейской прародине.

а я пожалуй просто подпишусь на Ваш журнал :)

Малая Азия - прародина индоевропейцев

Пользователь uhjn сослался на вашу запись в своей записи «Малая Азия - прародина индоевропейцев» в контексте: [...] Оригинал взят у в Малая Азия - прародина индоевропейцев [...]

Как одна из гипотез, на основании не только лингвистических особенностей, но комплекса факторов неплоха так же вот эта глава у Даймонда, в "Третьем Шимпанзе". http://www.e-reading.link/chapter.php/1021396/20/Daymond_-_Tretiy_shimpanze.html

в теории Ренфрю игнорируются либо отрицаются все лингвистические факты. Земледельцы пришли в Европу за тысячи лет до того, как там появились люди, говорившие на протоиндоевропейском языке. У первых земледельцев, в отличие от носителей протоиндоевропейского языка, не было таких новшеств как плуг, колесо и прирученная лошадь. Протоиндоевропейский язык поразительно беден словами, обозначающими злаки, которые возделывали первые земледельцы. Хеттский, наиболее древний из известных индоевропейских языков, на котором говорили в Турции, среди остальных индоевропейских языков не является наиболее близким к чистому протоиндоевропейскому, как можно было бы предположить из теории Ренфрю, поскольку в ней родиной протоиндоевропейского названа Турция; напротив, этот язык более всего отошел от своих «истоков» и в наименьшей степени является индоевропейским по словарному запасу. Теория Ренфрю держится лишь на одном силлогизме: сельское хозяйство могло привести к распространению языка, который уничтожил остальные, а сокрушительному шествию протоиндоевропейского языка требовалось найти причины; таким образом, сельское хозяйство решили считать той самой причиной. Все остальные данные заставляют предполагать, что сельское хозяйство принесли в Европу носители более древних языков, которые уничтожил затем протоиндоевропейский, — таких как этрусский и баскский языки.

Какой-то непонятный набор слов здесь, я извиняюсь. Выдвигаются какие-то бессмысленные тезисы и также бессмысленно опровергаются)
Это очередной бред Гимбутас, который доказывает, что сектантов у нее очень много, и больше ничего:)

Там есть, по ссылке, вот такая фраза:

>>>Как отмечала археолог Мария Гимбутас (Гимбутене), профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, народы, населявшие русскую степь к западу от Уральских гор в четвертом тысячелетии до н. э., достаточно точно соответствуют нашим предположительным представлениям о протоиндоевропейцах.

Какая археолог? Какая русская степь? Какие у нее могут быть "представления"?
Если Гимбутас ни дня не работала в России, и в лучшем случае была здесь только проездом) Это как если русский археолог, копающий в Новгороде, станет специалистом по археологии индейцев Майя)))

>>> Протоиндоевропейский язык поразительно беден словами, обозначающими злаки, которые возделывали первые земледельцы

Кто это определил? В сравнении с чем беден? Если ведущие лингвисты мира (а они почти все из России были)Дьяконов, Иванов определяют праиндоевропейскую цивилизацию на НАИБОЛЕЕ развитую земледельческую.

Теория Ренфрю здесь вообще не нужна, Анатолийская гипотеза или Анатолийско-Балканская сейчас - это главная теория большинства ведущих лингвистов мира.


(Deleted comment)
(Deleted comment)
Можно мне со своим рылом в ваш ряд?
Где можно еще посмотреть клевых артов, вроде того, где чаталхююкцы в костюмах птичек?

К сожалению, не знаю, т.к. сам нашел ее случайно)

Спасибо за очередные ссылки на другие интересные журналы.
К сожалению, пока не прочитал сам ни про Чатал-Хёюк, ни про Чаллан-Чеми. :( Буду изучать, как появится время.
Тема "праиндоевропейцев" всегда была, есть и будет болезненной для любого носителя каких-либо националистических (вне зависимости от окраса и направленности) взглядов, поэтому спорить будут, думаю, очень долго.

Что-то тут какое-то худ. кино)

Кто о чём, а вшивый о бане. Про Чаталхёюк.

Пользователь jefdrums сослался на вашу запись в своей записи «Кто о чём, а вшивый о бане. Про Чаталхёюк.» в контексте: [...] Прочитав сегодня запись [...]

Малая Азия - прародина индоевропейцев

Пользователь slavikap_2 сослался на вашу запись в своей записи «Малая Азия - прародина индоевропейцев» в контексте: [...] Оригинал взят у в Малая Азия - прародина индоевропейцев [...]