?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
История древнего Киева
maximus101
История древнего хазарского города Самватаса, тюркского Манкермана или, говоря проще,  древнерусского Киева в свидетельствах средневековых хронистов и путешественников. Здесь я собрал некоторые упоминания о Киеве, относящиеся к самому темному периоду его истории, а именно к 13-16 векам, когда город был почти полностью покинут населением, и все его храмы стояли в руинах.

Рашид-ад-дин «Истории царевичей Дешт-и-Кипчака»
«Царевичи Бату с братьями, Кадан, Бури и Бучек направились походом в страну русских и народа Черных шапок и в 9 дней взяли большой город русских, которому имя Манкеркан (Киев)»

О штурме Киева монголами в 1240 г. Манкеркан (Манкерман), в переводе с тюркского, буквально означает «хвалимый город»

ПЛАНО КАРПИНИ,
ИСТОРИЯ МОНГАЛОВ, ИМЕНУЕМЫХ НАМИ ТАТАРАМИ

«они пошли против Руссии и произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей, осадили Киев, который был столицей Руссии, и после долгой осады они взяли его и убили жителей города; отсюда, когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавшие на поле; ибо этот город был весьма большой и очень многолюдный, а теперь он сведен почти ни на что: едва существует там двести домов, а людей тех держат они в самом тяжелом рабстве.»

Руины неизвестного собора в Киеве. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г. (кликабельно)



ШЕРЕФ-АД-ДИН ЙЕЗДИ
КНИГА ПОБЕД ЗАФАР-НАМЭ

«Направляясь против правого крыла улуса Джучи-хана, он (Тимур) двинулся в ту беспредельную степь к реке Узи (Днепр) и в сторожевой отряд назначил эмира Османа, который, взяв проводников, отважно отправился в путь. Дойдя до реки Узи, он в местности Манкерман (Киев) ограбил Бек-Ярык-оглана и некоторых из находившихся гам людей улуса узбекского и большую часть их покорил, так что лишь немногие и то с одной только лошадью смогли спастись....... Повернув от реки Узи, Тимур счастливо направился на русских.»

Свидетельство о походе Тимура летом 1395 г. вглубь земель Золотой Орды. Интересно, что персидский хронист считает земли Манкермана (Киева)  - "узбекским улусум", и только после его разгрома Тимур направляется на русских - «Повернув от реки Узи, Тимур счастливо направился на русских.» Это подтверждает то, что Киев находился под непосредственным управлением ордынцев.

И еще одно свдетельсво о походе Тимура на Манкерман от другого хрониста.
«Книга побед» Низам-ад-Дина Шами
«Преследуя правое крыло войска врагов в сторону реки Узи, Тимур снова повел войско в набег и, дойдя до местности Манкерман в стороне реки Узи, разграбил область Бек-Ярыка и все хозяйство их, кроме немногих, которые спаслись… Тимур направился к городу урусов по имени Машкав (Москва) и, сделав набег на все те области, разграбил (их); воины взяли бесчисленную добычу»

Руины Золотых ворот Киева. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.


Золотые ворота и Ярославов вал. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.


АМБРОДЖО КОНТАРИНИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПЕРСИЮ

«1 мая [1474 г.] мы приехали в город, именуемый Киев или Маграман, который находится вне Нижней России. Этим городом управлял некий пан Мартин, поляк-католик. Узнав от королевских проводников о моем приезде, он дал мне весьма жалкое помещение, что, впрочем, соответствовало той стране, и основательно снабдил меня продовольствием.

Город стоит у границ с Татарией; в нем собирается некоторое количество купцов с пушниной, вывезенной из Верхней России; объединившись в караваны, они идут в Каффу, однако часто бывают захвачены, как бараны, татарами. Город изобилует хлебом и мясом. Образ жизни у тамошних обитателей таков: с утра и до трех часов они занимаются своими делами, затем отправляются в корчмы и остаются там до ночи; нередко, будучи пьяными, они устраивают там драки.»

Руины церкви св.Феодора Тирона (предположительно), Федоровского монастыря. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.


Руины Св.Софии. Юго-Западная башня. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.


СИМЕОН ЛЕХАЦИ
ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

«Говорят, во время войн в великом Манкермане (в Киеве) на войну выступали 500 душ армян – храбрых богатырей, а ныне остались всего лишь четыре армянские семьи. Однако много лавок, вакуфных домов, мельниц, полей, бахчей и прочего остается еще в руках армян. Львовские господа послали иереев также и туда (То есть в Манкерман) и в Луцк, дают им олофе и содержат [церкви] в благоустроенном состоянии.
Есть и другие древние города, в которых живут армяне, как Пелза, Вилна, Володимир и другие села, которые уничтожены, видны только их остатки, а почему [уничтожены], не знаю. Полагаю, что за грехи или из-за проклятия святых отцов, ибо все народы растут и умножаются, а мы исчезаем и уменьшаемся. Горе мне!»

Руины киевских храмов, возможно галерей Св.Софии. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.





Московский свод (стр. 330, 6992 г.)
2 сентября 1483 г. к Киеву подошел крымский хан Менгли Гирей с большим войском «и град Кыев взя и огнем пожегл, а воеводу кыевского, пана Ивашка Хотковича, изымал».

РЕЙНГОЛЬД ГЕЙДЕНШТЕЙН Описание Kиeвa 1596 года.
«Остались однако памятники прежнего величия: стена кругом города, а в ней ворота старинной структуры все позлащенные и так высокие, что две повозки (wlocznie), поставленные одна на другую, не достигают их вершины. В самом городе не мало уничтоженных храмов, которые все были греческого обряда. Остался доселе один из них св. Coфиu, но и то в таком жалком виде, что богослужение в нем не совершается. Должно быть — он стоит огромных сумм. Еще и теперь видны следы огромности и пышности; весь храм покрыт мозаикою наподобие храмов константинопольских и венецианских. Структурою и искусством в работе не уступает ни одному из них. Притвор и колонны из порфира, мрамора и алебастра. В таком однако запущении это прекрасное здание, что кровли на нем нет, и он все более и более близится к уничтожению, хотя все неприятели щадили его ради его особого изящества.

Есть еще и иные памятники и развалины. Огромные валы и стены свидетельствуют, что город — должно быть когда-нибудь был очень многолюден и велик. Земля плодородна. Климат теплее, чем в Кракове или во Львове, так что все раньше растет и дозревает. Нынешний город Киев находится не в старых стенах, но несколько пониже у Днепра и не похож на старый Киев.

Над городом господствует деревянный замок, но не стоит названия замка. Он совсем заброшен, и почти совершенно сгнил.»

Руины Киева. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.


Руины Десятинной церкви.


АНДРЕАС ЦЕЛЛАРИЙ
ОПИСАНИЕ ПОЛЬСКОГО КОРОЛЕВСТВА

«Киев был некогда обширным и великолепным городом, об этом свидетельствуют и развалины стен, окружающие его на расстоянии почти 8 миль и великолепный в нем храм, в котором показывают громадные пещеры, заключающие в себе многие нетленные, хотя и высохшие, тела. Хотя эти тела и сухи, но они не черны и похожи по цвету на человеческое тело, а потому возбуждают удивление во всяком наблюдателе. Жители предполагают, что это тела мучеников, к которым, будто бы вследствие произнесенного заклятия, никогда не могут подступить татары; и хотя часто татары пытались сделать это, но всегда были прогоняемы от этого места, без всякой человеческой помощи, будучи по божественной воле объяты ужасом. Говорят также, что под одним из вышеупомянутых сводов положено тело некоей девицы, покрытое саваном, т. е. тончайшим и прозрачным полотном, имеющее длинные желтые волосы и нисколько не поврежденное, так что все члены его можно видеть и осязать. Жители думают, что это мощи св. Варвары; но история жизни ее совершенно несогласна с этим, в чем может убедиться всякий, прочитавший житие св. девы. В том же храме можно видеть еще колонны, все вылитые из меди, как передает это один киевский пастор, августинского исповедания, происходящий из знаменитой в Литве фамилии Пацев (Patziorum). Он же говорит, что от Киева до Смоленска существуют подземные проходы, и та их часть, которая проходит под самым течением Днепра, во всю его ширину, имеет литые своды; из чего можно заключить, сколько труда и сколько издержек потребовалось для подобного сооружения, и сколь велико было прежнее великолепие Kиева. Говорят, что главными соорудителями этих переходов были итальянские купцы. По слухам, Генуезцы еще недавно просили позволения устроить там рынок”. — Это сообщает Мюллер под 1585 годом.»

Прием Янушем Радзивиллом послов Богдана Хмельницкого. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.


Киево-Печерская лавра. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.


ИОАНН ГЕРБИНИЙ
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КИЕВСКИЕ ПЕЩЕРЫ ИЛИ КИЕВ ПОДЗЕМНЫЙ

«Несправедливо мнение польского писателя Флора, утверждающего будто пещеры тянутся под руслом Днепра и простираются до Чернигова, Смоленска, Москвы и Печоры. Пещеры киевские не так глубоки, чтобы проходить под руслом Днепра; а поименованные города отстоят на таком пространстве от Киева, что поверит самой возможности существования подземного хода на таком протяжении — нелепо. Также невероятно и противно свидетельству очевидцев уверение Флора и Фрелихия (in Viatorio), что пещеры русские выложены медью. Ибо где взять столько меди, чтобы выложить ею пещеры, простирающиеся на 100 немецких миль. Удивляюсь ученым мужьям!»

Собор Св.Софии. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.



Руины Золотых ворот Киева в 19 веке.


История в изобразительном искусстве:
Карло Боссоли и его Крым в 1840-1842 годах.
Константинополь на иллюстрациях 19 века.
Стамбул на акварелях графа Амадео Прециози
Персия на рисунках европейских путешественников 19 века
Османская империя на литографиях 18-19 века.
Древний Китай на картинах современных художников.
Арабский мир на картинах художников-ориенталистов


promo maximus101 февраль 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

  • 1
Большая часть населения Киевской Руси или покинула свою территорию, или была истреблена.
Русское население ушло во Владимиро-Суздальскую Русь и частично на Запад. Поэтому, ни русских, ни "руських"в Киеве почти не осталось, и естественно русскими хохлы быть не могут.

Хохлы - это славянизированное тюркское население юга Руси, потомки половцев, берендеев, черных клобуков, торков, турок и т.д. И до 16 века хохлы,казаки и прочая нечисть еще не сложились в подобие этноса. Только под поляками хохлы стали походить на какую-то народность.

Ну, а современные каклы и подавно, не могут быть русскими, так как это не этнос, а психическое заболевание.

>Русское население ушло во Владимиро-Суздальскую Русь и частично на Запад.

Кому и какой смысл был из Киева уходить на север? На севере тогда была дичь, леса, да ещё и оттуда дичь совершала разрушительные набеги на Киев. Это всё равно, что сейчас от нападения китайцев на Москву - москвичи вместо бегства в Европу, бежали бы куда-нибудь в Архангельск...

Потому, из Киева валили на запад, в Галицкие и Волынские земли, как самые развитые и цивилизованные земли Руси на то время. Там и продолжилась языковая, культурная, политическая, религиозная, ментальная традиция Киева.

Ну какая дичь? Какие леса? Вы хоть почитайте вот это - Альбом Майерберга. Виды и бытовыя картины Россiи XVII века. 1661-1662г. Там кстати вместе с другим интересный колокол нарисован, Только не подумайте, что это Царь - колокол. Царь - колокол отольют только в 1730г. По Указу Анны Иоанновны, использовав металл от колокола Григорьева.


Или посмотрите гравюры Адама Олеария «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно» чуть чуть похоже.
Только тут возле собора Св. Софии крест вполне православный а у Олериария в России вон чего понарисовано. Странные кресты.



Edited at 2014-09-30 08:20 pm (UTC)

>Виды и бытовыя картины Россiи XVII века. 1661-1662г.

Мы обсуждаем, примерно, 2-ю половину 13-го века - когда Орда громила города Руси. Северные города были разгромлены примерно в 1237-40-м, а в 1242-м был разгромлен Киев.

Потому, чем рассказывать небылицы о том, как из Киева бежали в северную дичь (где уже побывали ордынцы) - логичнее предположить, что все кто были с мозгами и баблом во Владимире, Ростове, Москве, Суздале, итп городах севернее Киева, бежали от Орды либо в Новгород, либо в Киев и далее на запад...

Всякая "культурная, политическая, религиозная, ментальная традиция Киева" на Западе закончилась в 14 веке, так как вся западная Русь потеряла свою самостоятельность. Да, и не был запад Руси особо развитым - экономики ноль, ресурсов тоже ноль. Только близость Европы поддерживала у западенцев хоть какую-то мозговую активность.

А на севере были КРУПНЕЙШИЕ русские культурные и экономические центры - Владимир, Москва, Новгород, были реки - Волга, Волхов, ресурсы русского Севера. Именно поэтому Российскую империю создали русские, а не польские рабы тюркского происхождения.

А главное, почему ты, максик, в жж опять, а не в окопах сидишь? Или ты настолько психически болен, что тебя туда не взяли?

>на Западе закончилась в 14 веке, так как вся западная Русь потеряла свою самостоятельность

Потеря самостоятельности не означает потери самобытности. Переселившаяся аристократия Киевской Руси влилась в аристократию Королевства Польского (аж через 200 лет или типа того после бегства от Орды). У земель оставались языковая, культурная, религиозная автономии. Когда поляки начали автономию притеснять - жители начали устраивать бунты и бежать на Сечь...

А что в это время было в Московии? Она была разорена во время нашествия Батыя (земли севернее Киева, были Ордой разорены за 2 года до разорения Киева). А потом залезла под Орду и занялась суверенным сколенвставанием в дикости и произволе.

У Максика задача засрать "идеологически опасный" постинг большим количество бессмысленных комментариев, развести флейм, чтобы отвадить читателей. Для этого его и держат. Он тут для них полезнее, чем на фронте.

А вот аудиенция иноземцев в России 1661 - 1662 год, изображение из альбома Майерберга. Дичь и леса говорите?)


" москвичи вместо бегства в Европу, бежали бы куда-нибудь в Архангельск..."
Во время нашествия Гитлера - москвичи бежали и в Горький и в Омск и в Новосибирск. Несмотря ни на что.
Постоянное возрастание переселенцев с юга на север - регулярно фиксируется в летописях, что и понятно, на границе со Степью было слишком опасно жить.

"Кому и какой смысл был из Киева уходить на север?"
Это заблуждение было опровергнуто еще Максимовичем в его статье О мнимом запустении Украины в нашествие Батыево и населении её новопришлым народом: письмо к М.П.Погодину. – Русская беседа, 1857 г., № 8

А по поводу вхождения в ВКЛ отец русской латуинистии М.Любавский писал "На образование Великого княжества Литовского пошла не только область, населенная литовским племенем, но и старинные русские земли в бассейнах Западной Двины и Днепра: Полоцкая, Смоленская, Чернигово-Северская, Киевская и Волынская. Это была исконная Русь, сидевшая на старом корню, медленно эволюционировавшая, но не срывавшаяся со своих жизненных устоев в противоположность Руси Суздальской, которая, расселившись по верхней Волге и ее притокам, устроила там свою жизнь на новых основаниях, отличных от Приднепровской и Подвинской Руси. Правда, Подвинская и Поднепровская Русь подчинилась власти литовских князей. Но при этом подчинении Западная Русь не только не теряла своего исторического наследия, но и передавала его господствующей земле, которая сама во многом устраивалась по образцам этой Руси, вводила у себя русский язык, русские учреждения, русское право и даже русскую веру. Вследствие всего этого и история Литовско-Русского государства является в известном смысле прямым продолжением, дальнейшим развитием истории Киевской Руси. В жизни Литовской Руси можно подметить гораздо больше традиций, архаических черт киевского периода, чем в жизни Суздальской Руси. А если так, то и ретроспективного уяснения разных черт древнейшего, так называемого киевского, периода русской истории приходится искать главным образом в позднейших данных Литовско-Русской истории, в быту и установлениях государства Литовско-Русского."

А что скажете по поводу беларусов? Их тюркизация затронула? Ну и заодно литовцев раз уж пошла такая пьянка ☺

Простите, а вы кто по образованию?

Ночевали ли вы когда-нибудь в степи? Переплывали ли через Волгу?

(Deleted comment)
>>Кретин, кацапский, по-твоему, Киевская Русь была сосредоточена только в Киеве?

В Киеве или северней. Километрах в 30-50 к югу от Киева уже начинались земли чёрных клобуков.

>>Хохлы - это славянизированное тюркское население юга Руси, потомки половцев, берендеев, черных клобуков, торков, турок и т.д. И до 16 века хохлы,казаки и прочая нечисть еще не сложились в подобие этноса. Только под поляками хохлы стали походить на какую-то народность.

Это скорей не про всех украинцев, а про казаков, создавших в XVII веке своё полугосударственное образование в степях южней Киева.А потом они уже распространили своё влияние и культурную традицию и на другие части современной Украины, населённые славянами.

  • 1