?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Мехраули - мечети в джунглях
maximus101
Ранее я писал о древнейшем городе на месте Дели - Лал-Коте. Теперь речь пойдет о его округе, сейчас это предместье  Дели - городок Мехраули.
Как и любой другой мусульманский город, испытавший сильное тюркское влияние, старый Дели имел обширный некрополь, состоящий из множества погребальных построек - мавзолеев, поминальных мечетей - настоящий "Город мертвых". Такие "погребальные города" формировались вокруг многих городских центров в мире ислама, самый известный - это "город мертвых" в Каире. Сейчас эти поля мавзолеев скрыты в жилых кварталах современного Дели, но некоторые некрополи остались незастроенными, их превратили в археологические парки, как, например, в Мехраули - существенная часть здешнего "города мертвых" заросла лесом, но при этом легко доступна для осмотра.

Речь тут, конечно, не идет о настоящих джунглях, это все же столичный пригород, тем не менее археологический парк в Мехраули выглядит весьма живописно, буйство природы ощущается здесь в полной мере. К тому же тут хватает разных двуногих и четвероногих обитателей, которые сделают ваше посещение парка нескучным и запоминающимся - все как в настоящих джунглях:)




Начну я рассказ с большой мечети в центре парка - это Багичи ки Масджит. Возвели ее в начале 16 века, по своей структуре - это типичная для Индии мечеть с открытым двором без каких либо галерей по периметру, фактически, это огороженный стеной квадрат двора, приподнятый над поверхностью земли.



Внутри, не вся площадь двора имеет нормальное каменное покрытие, большая часть - это простой грунт или песок, где растут деревья. Хотя раньше этого слоя земли конечно не было, он накопился здесь за столетия. Здесь же в центре двора похоронены местные чтимые святые.


А вот и местный "управляющий" - очень радушный человек.


Для детей мечеть - это и место молитв, и игровой зал, и трудовой профилакторий.
В Дели дожди бывают относительно редко, поэтому вся жизнь происходит на открытом пространстве, только перед михрабом соорудили небольшой навес.




Место для совершения омовений.


Эта большая мечеть свидетельствует о том, что раньше в Мехраули проживало много мусульман, тем более она здесь такая не одна.


Если углубиться дальше в лес, то можно обнаружить много сходных с мечетью Багичи строений, например, вот такой мазар - место захоронения суфийских святых, совмещенный с мечетью. Это тоже открытая платформа, правда сохранилась она хуже и вся заросла деревьями.


Деревья растут прямо на камнях древнего строения, скорее всего оно тоже датируется 15-16 вв.
Можно заметить, что здесь "малость" грязновато, этот фактор способствует активному размножению местной фауны...






Могилы на платформе мазара.


Одна из важнейших здешних достопримечательностей - Раджон ки баоли. Это огромный каменный колодец с очень широким горлом, где собирали и хранили воду. Вода заполняла баоли во время муссонов, а затем использовалась целый год.


Баоли по старой индийской традиции обильно украшали, делая их похожими на дворцы. В индуистских баоли было много скульптур и рельефов, здесь их нет, так как этот резервуар построили в 1506 году в правление афганской династии Лоди. Но даже у практичных мусульман эти водоемы были нарядными, так как баоли в Индии - место сбора всего населения, люди любили сидеть у воды в жаркое время, именно для этих целей возводили вокруг крытые галереи.





Сейчас воды здесь почти не осталось, но то, что есть, дает представление о ее качестве, вода здесь зеленая и стоячая, чтоб ею пользоваться нужен, конечно, "индийский" иммунитет)


Рядом с баоли находится небольшая мечеть, т.е. это целый культурно-оздоровительный комплекс.


Дополнительный колодец в общем комплексе баоли, его суть мне до конца неясна. Возможно, резервуар наполнялся не только муссонными дождями, но и подземным водами, для этого и вырыли этот колодец.


Галерея вокруг колодца.




Павильон над могилой какого-то местного святого выполнен в индо-мусульманском стиле, в то время как мечеть - чисто персидская.


В мечети я застал двух индусов, вернее застиг перед совершением чего-то непотребного (это хорошо заметно по лицу персонажа, что справа - видимо ему уже стыдно))) Наверно, они хотели запечатлеть на здешних стенах свои имена, или на худой конец справить малую нужду)


Михраб и минбар мечети Раджон ки Баоли.




В парке бывает много молодежи,  так как места здесь потаенные - можно побыть наедине с собой, или друг с другом, можно ширяться разными хим. веществами (я видел много шприцов на земле), а можно просто погулять.


Очередной живописный мавзолей 15 века, он тоже относится к эпохе афганских султанов Лоди.






Но настоящими хозяевами Мехраули являются не люди, а вот эти четвероногие твари. Здесь рыщут просто полчища свиней, так как кучи мусора на окраинах Дели - это прекрасная кормовая база для них.


И эти поросята могут стать проблемой при посещении археологического парка, проблемой, надо сказать, неожиданной. Я привык к бездомным собакам в таких местах, а свиней видел больше только в виде сала или котлет, в худшем случае в свинарнике, когда служил в армии. Но тут их просто сотни и они вездесущи, поэтому я поначалу даже несколько растерялся, ведь свинья - достаточно крупный зверь. Я надеялся, что они просто не будут на меня реагировать, но оказалось, что это не так)

Оказывается, пятачок имеет тонкую душевную организацию, и когда к ним подходишь ближе, хрюши впадают в истерику, особенно если это самка с поросятами. Свинья напрягается и начинает сверлить чужака злобными глазками - и непонятно, бросится она на тебя или нет.





Мне даже пришлось прятаться в старом мазаре, чтобы пропустить самку с поросятами.


В какой-то момент я осознал, что свиньи серьезно затрудняют мне перемещение по лесу,  и эту проблему нужно было как-то решать. Поначалу я побаивался их гонять, потому как неизвестно, какая будет ответная реакция.
Вылезая как-то из одного мавзолея, я столкнулся с очередным боровым, который увидев меня, начал угрожающе хрюкать. У меня не выдержали нервы, я уже как-то подустал от всего этого и стукнул его ногой по пятаку - отчего хрюшо пулей полетел прятаться в ближайшие кусты, издавая дикий поросячий визг. На этом "свинская проблема" была решена, я уже больше не кокетничал с этими тварями. В общем, здесь, как и везде, работает закон джунглей - кто сильнее, тот и прав)



Итак, расправившись с полчищами парнокопытных, продолжим осмотр парка.
Многие строения в здешнем лесу разрушились так, что их функцию определить уже нелегко, но скорее всего, это такие же мазары - исламские погребальные комплексы.






Сейчас здесь люди появляются редко, но когда-то все эти гробницы были густо населены - всякими дервишами, бродячими факирами и прочими любителями дармовщины. Каждый подобный комплекс был центром крупной хозяйственной системы, так как всех его насельников и паломников нужно было кормить, плюс мазар нужно было поддерживать в исправном состоянии, проводить периодические ремонты.

Управляющим одного из таких мавзолеев в 14 в. стал знаменитый арабский путешественник Ибн Баттута. В молодости он покинул свой родной Магриб и отправился странствовать на Восток. Три года Баттута изучал теологию в Мекке, и видимо добился значительных успехов на этом поприще, потому что когда в 1333 г. он прибыл в Дели, тогдашний султан - Мухаммад-шах Туглак назначил его городским судьей-кадием и заодно управляющим мазара самого Кутбуддина Айбека, первого султана мусульманского государства в Индии.

Ибн Баттута оставил описание своего "святого бизнеса" - к его мазару были приписаны 30 деревень, которые давали доход, шедший на нужды усыпальницы султана. Десятую долю от этого дохода Ибн Баттута брал себе в качестве вознаграждения за трудовую деятельность. И так продолжалось 9 лет, пока марокканец не впал в немилость государя. Видимо от хорошей жизни и скуки Ибн Баттута начал водить знакомство с какими-то некошерными суфиями, которые подозревались в крамоле. Поэтому в 1342 г. Мухаммад-шах Туглак отправил Баттуту послом к китайскому императору, дабы занять великого путешественника полезным делом. Тогдашнему монгольскому правителю - Тоган Тимуру были отправлены ценные подарки. Но наверно, дружба с "темными личностями" случилась у Ибн Баттуты не просто так, потому как на пути в Китай посла делийского султана ограбили, по его словам. И часть подарков императору пропала, а через некоторое время пропала и оставшаяся часть, как писал предприимчивый марокканец - они утонули в бурном море... В итоге, "посол султана" попал в Китай, но уже с без подарков, поэтому вместо того, чтоб идти к Тогон Тимуру, он отправился странствовать дальше - в Африку и Испанию, возвращаться в Дели ему было, по понятным причинам, несподручно. Тем более, судя по всему, после этой истории Ибн Баттута уже больше не испытывал материальных затруднений:)

Ну, а мы продолжим осмотр местных мазаров.




Некоторые помещения здесь напоминают легендарный кхмерский Ангкор.




Беседка или маленькая мечеть, очень похожая на индуистский храм.




Когда-то здесь был наверно канал, через который перекинули мостик, сейчас и канала нет, и моста скоро не будет видно - все уйдет под землю.


Два мавзолея времен Великих Моголов.


Этот мавзолей очень сильно ушел под землю, чтоб в него попасть, нужно пролезать на корточках в дверной проем, а два прохода - справа и слева, ведут не вовнутрь, а на крышу сооружения, настоящий вход в мавзолей находится как раз между ними.


Внутри прекрасный резной михраб, очень похожий на старые подобные ниши, еще времен Халифата.




Здесь же можно разглядеть вблизи интересные металлические кронштейны, поддерживающие своды - это дань индуистской архитектуре, индусы активно использовали железо на нужды строительства, благо у них его было много, порой дверные проемы перекрывали поперечными железными балками.


Мавзолей поменьше, за ним видны стены небольшой мечети.




Мечеть хоть и маленькая, но видно, что активно посещаемая.




А вот и местные крестьяне.


Уже неизвестно какая по счету мечеть с мазаром внутри. Считается, что это погребальный комплекс Хана Шахида - сына султана Балбана, могущественного тюркского правителя Делийского султаната. Вот правда погиб Хан Шахид в 1285 году, а существующий комплекс, судя по внешнему виду, относится к эре султанов Лоди, т.е. 15 веку. Здесь можно только предположить, что мазар по какой-то причине перестраивался через 200 лет.


Центральный мавзолей мазара.


Общий вид комплекса.






Очередная беседка в индо-мусульманском стиле, такие открытые павильоны - самый часто встречающийся образец этого стиля.




А это очередные местные жители парка Мехраули, таких "воробьев" здесь мириады, не меньше, чем обыкновенных голубей.


В центре парка я обнаружил два крупных искусственных пруда, правильной прямоугольной формы. Только сейчас они сильно заросли кустами, видимо водой эти бассейны заполняются все реже, и реже, и скоро совсем заилятся и исчезнут. На заднем плане - минарет Кутб Минар, это центр старого Лал-Кота.




Рядом с гробницей Хана Шихида простираются руины погребального комплекса его отца - султана Балбана. Это самый большой подобный комплекс в Мехраули, и один из самых древних, он был построен в 1287 году.


Мазар султана Гиясуддина Балбана раньше называли "лабиринтом", так как это очень запутанный комплекс построек, которые сейчас даже нельзя идентифицировать. Можно сказать, что это "город мервых" в "городе мертвых", комплекс был огражден стеной от внешнего мира, тут было множество мавзолеев, медресе, мечетей, ханак и прочих исламских заведений. Наверно здесь жили толпы народа, у меня есть предположение, что тюркские погребальные комплексы происходят от погребальный городов китайских императоров, также очень многолюдных и имевших схожую планировку.



Гиясуддин Балбан - турок по происхождению, был бывшим рабом, как и все правители раннего Делийского султаната. Его купили на рынке в Багдаде и привезли в Дели для перепродажи, здесь мальчика купил султан Илтутмыш (тоже бывший тюркский раб). Гиясуддин оказался способным воином и политиком, он выбился в эмиры и стал фактическим правителем Дели при сыне султана Илтутмыша, а затем и сам стал султаном. После того, как Балбан выбился "в люди", он начал называть себя потомком Афросиаба, легендарного правителя Турана.

Гиясуддин Балбан прославился своими успешными войнами с монголами. Кстати, именно гулямские (состоящие из рабов) армии, и соответсвующие династии, смогли активно противостоять непобедимым монголо-татарам, единственные в тогдашнем мире, и не только исламском. Как известно на западе монголов разбил мамлюк Бейбарс, а в Индии их разгромили Балбан, а затем многократно Алауддин Хилджи (хоть формально он сам малюком и не был, но зато вся его армия состояла из них).

Руины центрального мавзолея комплекса - самого султана Балбана.


Есть мнение, что именно арки мавзолея султана Балбана являются древнейшими в Индии. Мне кажется, это неверное утверждение, так как мавзолей Илтутмыша, что рядом с минаретом Кутб Минар,тоже имеет правильные арки (а раньше там был и купол) и старше усыпальницы Балбана на 50 лет.
Мазар Балбана, как древнейший, пострадал от строительного вандализма последующих правителей больше всего, этот огромный комплекс служил каменоломней в течении многих столетий.


Несмотря на то, что всю облицовку мавзолея содрали, внизу одного из входных порталов остался отделочный камень, по которому можно судить о том, как строение выглядело раньше.


Уединились.




Кроме султанского захоронения в комплесе много и других - видимо родственников или приближенных.


Так выглядит здешняя земля, она вся "пропитана" старой керамикой.


Внутренний двор комплекса Балбана когда-то имел покрытие из каменных плит, кое-где они еще заметны.


Ворота мазара султана Балбана, вернее то, что от них осталось - здесь были серьезные крепостные стены, хоть и считается, что подобные ограды имели только ритуальное значение. В других, более поздних комплексах, эти укрепления сохранились, поэтому можно оценить качество фортификации.


Продолжение следует...

Мой путеводитель по городу Дели:
Истоки города Дели
Крепость Пурана Кила - место из эпический сказаний
Фото старого Дели.
Святые шейхи из города Дели.
Джинны города Фирузабада.
Взлет и падение Старого Дели.
Жизнь на Мейн Базаре или путешествие в сказочную Индию.

promo maximus101 february 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

  • 1
Макс - победитель свиней!:)

Мехраули - мечети в джунглях

Пользователь chispa1707 сослался на вашу запись в записи «Мехраули - мечети в джунглях» в контексте: [...] встречаются бывшие рабы в качестве султанов :) Оригинал взят у в Мехраули - мечети в джунглях [...]

Спасибо. Очень интересно.

Красота! Правда, все выглядит подзапущенным...

Так в этой запущенности - вся соль)

И тут кабаны, да что ж ты будешь делать).

Место великолепное, даже в таком симбиозе с джунглями. Спасибо!

Животные - это всегда прекрасно) Пожалуйста)

Приветствую автора поста.Понравилась каменная резьба,сохранилась неплохо.Был вопрос о возможном растаскивании камней,потому как крупных фрагментов на земле мало ,но вы уже ответили.А как насчёт англичан и их строительных работ,они могли "поучаствовать" в разрушениях?
Кстати,если вам встречались надписи арабскими буквами,не попадались ли даты построек или вообще какие нибудь даты,по ним можно косвенно судить о времени.

Так если есть даты на стенах, зачем судить "косвено", если это уже прямая информация? Надписи там кое-где есть, но я к сожалению, не владею языками, чтобы их читать. Все известные даты я привел в этой статье, ведь все эти объекты исследовались специалистами.

Ангичане, конечно, могли там что-то порушить, тем более в Мехраули жил один их представитель - Томас Меткалф, он очень много там чего нагородил, построил какие-то пирамиды-зиккураты, но я их не снимал. Для возведения всей его бутофории, безусловно, ломали старые здания вокруг, но это капля в море..Большую часть мавзолеев разрушили еще при Моголах, так как использовали их как каменоломни.

Удивительно.
Богатое место, во многих смыслах. И, как всегда, ваши фотографии замечательно передают атмосферу.

Вспоминается заброшенный город из Маугли :)

Думаю, сейчас там тоже Маугли есть:)

Спасибо большое! Очень интересно.

и как мусульмане терпят такое количество свиней вокруг?
и еще интересно: деревья на развалинах выглядят не такими уж старыми (по индийским меркам - так и вообще). лет по 10-15.

>>>и как мусульмане терпят такое количество свиней вокруг?

А там мусульман то, и не так много сейчас)

А зачем деревьям быть старыми? Одни деревья растут - другие погибают, или их пилят люди:)
Раньше вообще везде было меньше деревьев, в Мехраули их еще много было. Например так выглядел Мехраули в 1872 году (Кликабельно)

Дели и окресности

С удовольствием читаю ваши посты, а щас - про Дели особенно. Будем там на днях пару дней, вот и думаю что посмотреть акромя "книжных" мест опираясь на Ваши изыскания.

Re: Дели и окресности

Спасибо! За пару дней сложно многое увидеть, и я, если честно, мало о чем написал пока - все самые известные вещи: Кутб Минар, Красный форт, Джама Масджит, но они того стоят)

Какая ирония доли - на мусульманском кладбище, да еще и среди мавзолеев могущественнейших из правоверных - сотни нечистых свиней! Кстати, местные жители их как-то отлавливают? Это ж еда!
История Балбана и иже с ним просто потрясающая! Отлично демонстрирует пользу социальных лифтов для общества. А почему все заброшено - мусульмане в Дели разве исчезли? И когда уже индусы прекратят мусорить (риторический вопрос)?!

Елки, неожиданная новость

Очень Интересно, спасибо.

Индусы мясо не едят, а больше некому на свиней поохотиться? Странно. У на бы мигом съели. )
А этот парк как-то охраняется, реставрируется?
Интересна кладка без облицовки. На что они клали, на какой раствор?

Edited at 2015-12-23 11:56 pm (UTC)

С удовольствием прочитал пост. Спасибо, Максим!

  • 1