?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Ереван. Урартская крепость и музей Эребуни
maximus101
В 1950 году археологическая экспедиция под руководством Б.Б. Пиотровского при раскопках холма Арин-Берд, находящегося на окраине Еревана, обнаружила руины урартской крепости Эребуни. Вернее, руины там были известны и раньше, еще с начала 20-ого века, просто ими никто не занимался. Но в 50-ом году была найдена клинописная табличка подтверждающая, что сей город есть - Эребуни, крепость урартского царя Аргишти I. Город был основан в 782 г. до н.э., а табличка с надписью была найдена в октябре месяце, поэтому  начиная с 1968 года, после некоторой паузы (видимо на обдумывание) в Ереване каждый октябрь стали праздновать День города, т.е. день основания собственно Еревана, потому как было решено, что Эребуни, это и есть Ереван, а в 1968 году ему исполнилось уже 2750 лет, и что он старше Рима, и так далее, и тому подобное...

Кстати, я как раз попал на этот праздник, так как пребывал в Ереване именно в октябре. Правда, ничего путного отснять не смог, ибо забыл в сей памятный день аккумулятор от фотокамеры в хостеле и мне пришлось вернуться - может это и к лучшему, потому что всяческие народные гулянья меня всегда чрезмерно утомляют.
Ну, а теперь про саму ураратскую крепость Эребуни и находящийся там же небольшой музей.




Музей там, кстати, совсем неплохой, даже несмотря на то, что маленький, и наполнен одними копиями артефактов. Но зато это единственный археологический музей в Ереване (а возможно и в Армении), где можно свободно фотографировать.
Я уже раньше касался темы запрета на съемку в исторических музеях Армении, по моему мнению, это важная характеристика закрытости страны. И Армения стоит тут в одном ряду с Сирией и Ираном. Но вот в музее Эребуни можно хоть как-то запечатлеть урартские находки. Поэтому всячески рекомендую его для посещения, тем более, что и сама реконструированная в советское время крепость весьма интересна.

Вид на здание музея и Ереван с холма Арин-Берд.


При входе в музей стоит скульптурная группа, изображающая императора Китая эпохи Хань или Цинь на боевой колеснице. Правда, по версии самих создателей скульптуры, это должен быть какой-то урартский царь:)


А это какой-то более узнаваемый ближневосточный персонаж)


Так кто же такие были урарты, построившие эту крепость?
Государство Урарту образовалось  в самом начале I тыс. до н.э. Когда оно появилось точно не знает никто, возможно урартская государственность - это ответ на постоянные грабительские походы ассирийцев, местные племена стали объединятся, чтобы давать отпор агрессорам. Тем более урарты во многом копировали ассирийскую культуру - в итоге Урарту стало этакой "Ассирией" Армянского нагорья, государством не менее воинственным и мощным, чем сама Ассирия, которая наводила страх и трепет на всю Переднюю Азию.
Завершилась урартская государственность примерно в VI веке до н.э. после нашествия мидийцев в союзе с протоармянами и скифами.
Урартский язык был близок к хурритскому, предположительно, сейчас ему родственны современные северокавказские языки, например, вайнахский - язык чеченцев и ингушей.

Макет крепости Эребуни.


А это, тот самый камень, подаривший имя урартской крепости и, как принято считать, и городу Еревану.


"Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, эту могущественную крепость построил; установил её имя Эребуни для могущества страны Биайни и для устрашения вражеской страны. Земля была пустынной, могучие дела я тут совершил. Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, царь могущественный, царь страны Биайни, правитель города Тушпы".

Тут стоит добавить, что центр государства Урарту находился около озера Ван в современной Турции. Из-за этого его иногда называют Ванским царством. Крепость Эребуни и другие города-крепости на территории современной Армении строились уже в последний период существования государства Урарту, когда оно уже клонилось к упадку. Город-крепость Эребуни нес прежде всего оборонительные функции, он позволял контролировать Араратскую долину и дальнейший путь к озеру Севан. В связи с этим, Эребуни имел очень внушительные крепостные стены.



Правда, чувствуется, что особую внушительность стенам Эребуни добавили советские реконструкторы. Дело в том, что все стены урартских крепостей возводились по одной схеме, в основании стены лежало несколько рядов очень крупных каменных блоков, а дальше, вверх, их наращивали уже за счет сырцовых кирпичей. Точно также возводили стены своих городов еще хетты, и подобная техника строительства распространилась почти на всю Малую Азию, похожие стены существовали и в Гордионе - столице Фригии, я писал о нем раньше.

Так вот, каменные основания стен в Эребуни, по моему мнению, чрезмерно высокие, кое-где стены доходят до 10 метров высоты, т.е. они и так уже достаточно массивны и неприступны, чтобы их надстраивать еще глиняными кирпичами. Скорее всего советские реставраторы, для большей внушительности, сделали каменные основания стен специально выше. Тем более, я больше нигде ничего подобного не видел, например, в соседней с Эребуни урартской крепости Тейшебаини, которая также находится на окраине Еревана, на холме Кармир-Блур, видны только нижние три ряда камней основания стен, а выше идет стена из необожженного кирпича, которая сильно деформировалась со временем (рассказ о Тейшебаини будет дальше).

Здесь, я, как всегда, "меряю" стены собой.


Стены Эребуни удивительно похожи на укрепления Гордиона, все же между Урарту и Фригией было много общего. Наверно, не зря выводят предков армян как из фригийцев, так и из жителей Урарту.


Многие блоки основания стены, как говорится - внушают своими размерами.








Толщина стен, если верить советским реставраторам, тоже весьма приличная.


 В отличии от Гордиона, здесь от ворот мало чего осталось.


Это здание так называемого сторожевого поста. Он находится за линией главных укреплений, рядом с входом в крепость. Возможно здесь встречали посланцев других государств.


Все это конечно советская реконструкция, которая доживает свои последние года. Кстати, в крепости все крыши действительно были деревянными и покрывались тростником.




А это все что осталось от ападаны, колонного зала, возведенного персидско-урартско-советскими строителями.


Реконструкция портика практически перестала существовать, видимо в современной Армении никому нет никакого дела до этого советского наследия.


Кстати, колонный зал, скорее всего, действительно был возведен перед храмом бога Халди именно персами, когда они завладели крепостью в V—VI вв. до н. э. Ранее урарты сдали Эребуни без боя, все имущество было перенесено в соседнюю крепость Тейшебаини.





Храм "Суси", на переднем плане клинописная надпись на стене.


"Богу Иварша этот дом Суси Аргишти, сын Менуа, построил, Аргишти говорит: земля в этом месте была пустынной, ничего там не было построено. Аргишти, царь могущественный, царь великий, царь страны Биайнили, правитель Тушпа-города"

Вот здесь крепостные стены выглядят более реально, видны только каменные основания стен.


Как я писал выше, Эребуни находится на самой окраине Еревана, за холмом Арин-Берд уже виден типичный пустынный армянский пейзаж.


Реконструкция каких-то построек в основании холма Арин-Берд, т.е. эти новодельные помещения находятся вне главной цитадели.


Фото крепости 50-ых годов из музея Эребуни.


В таких сосудах могли храниться почти любые пищевые продукты - и зерно, и масло, и вино.


А это часть водопровода Эребуни. Эта каменная труба состояла из многих подобных сегментов и тянулась километров на семь, вода в крепость подавалась с возвышенности в районе Гарни, где били многочисленные родники. Трубы шла скрытно, под землей, а не как у римлян на всеобщем обозрении.


Реконструкция урартской колесницы.


Бронзовый шлем царя Сардури II с дарственной надписью "Богу Халди, владыке, этот шлем Сардури, сын Аргишти подарил".




Бронзовый щит, кстати, огромных размеров - метр в диаметре, как его на себе таскали, не совсем понятно.  Кармир-Блур, VIII в. до н.э.


Бронзовые умбоны боевого щита. Арин-Берд VIII в. до н.э.


Наконечники стрел и деталь бронзового пояса.


Статуэтка богини Арубани. Кармир-Блур, VII в. до н.э.


Дверь Мгера или Ворота Халди. Фото, вырезанной в скале ниши или двери на скале в Ване, главном городе урартов. Эта Дверь Мгера очень похожа на подобные символические "двери в никуда" у фригийцев, например, в Мидас Шехри. Фото из музея Эребуни.


Серебряный ритон в форме лошадиной головы. Арин-Берд, V в. до н.э.


Серебряный ритон с всадником. Арин-Берд, V в. до н.э. Эти ритоны позднее свидетельство персидского присутствия в Эребуни.


А это непонятно что. Видимо, это специальные отпечатки или "следы" загадочных существ, которыми "следили" в нужных местах:)


Еще один урартский бронзовый шлем.


Ниже очень интересный персонаж. Я таких идолов видел в Историческом музее Еревана, только там они большие и их много, некоторые в рост человека, но общая стилистика схожая. Считается, что это какие-то идолы племен, существовавших еще до Урарту, только непонятно, как этих идолов датировали. Фактически, это самое распространенное изображение здешних божеств. Скорее всего, именно подобные идолы являлись типичными для Армянского нагорья, а отнюдь не боги в ассирийском стиле. Еще часто местные обитатели изображали каменные фаллосы, порой очень больших размеров. Т.е. можно сделать вывод об определенной архаичности искусства жителей Армянского нагорья в урартскую и доурартскую эпоху.

В общем, язычество у урартов было весьма суровым, также как и нравы. Известны случаи многочисленных человеческих жертвоприношений, в урартских крепостях находили останки людей с отрубленными головами, лежащими вместе с останками животных.







Интересное фото из музея Эребуни. Это урартская гробница, обнаруженная в Ереване на территории завода "Автоагрегат" в 1984 году. Судя по всему, снаружи этот мавзолей - чистый новодел. Но внутри весьма интересен.


Погребальная камера была перекрыта большой плитой из туфа. Она чем-то напоминает персидские скальные гробницы, где были только небольшие каменные помещения. Погребения под огромными курганами, как у фригийцев того же времени в Гордионе, у урартов отсутствовали.


К сожалению, фрески Эребуни в музее почти не представлены, только вот эта лошадь, да еще один бычок.


Фасада музея Эребуни, музей был основан в 1968 году.


Мои посты, посвященные Закавказью:
Ереван. Крепость Тейшебаини - последний оплот Урарту
Армяно-грузинские зарисовки
Армения - страна камней

promo maximus101 february 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

  • 1
кстати на вскиду - наткнулся на переписку командующего русскими войсками на Кавказе генерала Гудовича, в период осады Эривани в 1808 году. Согласно переписке и докуметам видно что русское командование не сомневается в том что находится в Аддербейджане и власть тут находится в руках "татар" - аддербейджанского визиря (наследного принца Персии) и эриванского хана. Вот к примеру на цитату обратите внимание:

"Такъ какъ ген.-л. Джафар-Кули-ханъ Шекинскiй, некогда Хойскiй и владевшiй всемъ Адербейджаномъ, имеетъ еще и доселе большое къ себе уваженiе и влiянiе на народъ во всемъ Адербейджане, а особливо въ Эриванской области,..."

Стр. 291 - 522. Отношенiе гр. Гудовича кь товарищу министра иностранныхъ делъ гр. Салтыкову, отъ 11-го января 1809 года, № 7. (Акты собранные кавказской археографической комиссией том III, Тип. Главного Управления Наместника Кавказского, Тифлис, 1869)

Это именно то, о чем я написал. Азербайджан - это топоним, географическое понятие. А у вас он читается, как что-то государственно или культурно-образующее. Например, азербайджанский поэт Низами может быть азербайджанским, только потому что проживал в данной местности, так как писал он по персидски и принадлежал, в связи с этим, к персидской культуре, распространенной в районе современного Азербайджана. Это тоже самое, как всех находящихся в Европе, например негров и арабов, считать представителями европейской культуры.
Но это не самое страшное)
Гораздо хуже то, что вы, судя по вашей ссылке, считаете кавказских албанцев родственниками тюрок, и иранский язык азери у вас тоже тюркский, что является грубейшими ошибками, так как тюрки в районе Азербайджана начали появляться только с 6-7 вв. Причем именно "появляться", проникать очень незначительными группами. А по-хорошему тюрки пришли сюда только в 11 веке. И только с 11 века наблюдается тюркизация региона - языков, культуры и так далее. Это общепризнанные во всем мире факты.
И мне сдается, что даже в самом Азербайджане версии о "древних тюрках" являются маргинальными...

Ну я ожидал что у вас возникнут подобные вопросы относительно Азербайджана, а затем и тюрков. Во-первых что вы понимаете под терминами "государственно" или "культурно-образующее"? Ведь на исторической территории Азербайджана (это территории на Кавказе и в Иране) в течение почти 10 веков существовали государственные образования созданные тюрками - а о чем это говорит? Ведь это не Рюрики, которые якобы пришли править на Руси извне (хотя я лично не верю в эту версию), а представители доминирующего веками этноса.

Далее азербайджанское население Ирана и Азербайджанской Республики, Грузии и др. говорит на одном языке, песни, сказки, мифы, народные эпосы, кулинария, музыка общая (при этом естественно есть региональные особенности) - разве это не есть общее культурно-образующее?

Затем, по поводу кавказских албан, я простой азербайджанец (тюрок) без труда читаю и понимаю большую часть удинских (албанских) надписей и книг (в частности Отче Наш на удинском или Евангелия)...При этом я не албан и не удин... просто зная алфавит грабара (староармянский церковный) можно прочесть ЯЗЫК этих книг. Также отмечу, что хранящиеся во Львове фонды армянских рукописей (а это почти 30% всего армянского фонда в мире) написаны на кипчакском тюркском языке - они переведены и изданы украинским ученым Александром Гаркавцом (один из его трудов по теме http://www.qypchaq.unesco.kz/Docs/AQ-Code-Law/Qypchaq-Laws-755-776.pdf КЫПЧАКОЯЗЫЧНЫЕ АРМЯНЕ И АРМЯНО-КЫПЧАКСКОЕ ПИСЬМЕННОЕ НАСЛЕДИЕ XVI-XVII ВЕКОВ)

Затем по поводу пришлости тюрок - они как и все народы мира кочевали и кочуют,и нет в мире народа который испокон веков сидел на одном месте (он просто погибнет и ассимилируется). Сперва официально утверждали что тюрки стали просачиваться на Кавказ в 11 веке, а взяли власть в 13-14 вв, затем под давлением фактов и археологических находок, начали говорить что "просочились" тюрки в 6-7 вв., а теперь, когда археологические находки показывают античный период, постепенно идет переоценка и этой датировки. Академическая наука вещь громоздкая, реагирует поздно, но видимо скоро официально начнет издавать учебники, книги с еще более удревленной датировкой "просачивания" тюрок..

а что касается иранизации всего древнего на Кавказе и Азии - так это отдельная тема, я думаю оставим на потом :))) ну а поводу Низами (имя не персидское), который за всю жизнь из Гянджи не выезжал и о творчестве которого персидские ученые прежде писали это "забани-тюркийе" (пахнущий тюркским духом) - отмечу одно.. он был дворцовым поэтом и писал на гос.языке (у тюркских правителей была слабость к изящному персидскому языку, они его сделали языком официоза и литературы, персидский язык был официальным почти на всем Востоке и в Османской империи - но от этого османов почему то персами никто не зовет :)))

К примеру я пишу только на русском и как будет выглядеть если "благодарные потомки" в будущем станут спорить о том, что я был русским из Баку :)))

Edited at 2013-11-08 02:35 pm (UTC)

>>>Академическая наука вещь громоздкая, реагирует поздно, но видимо скоро официально начнет издавать учебники, книги с еще более удревленной датировкой "просачивания" тюрок..

Академическая наука - для кого-то громоздкая, а для кого-то нет, но главное, что она - единственно возможная.
То что она будет удревнять тюрок - это только ваши фантазии:) На данный момент, нет никаких античных археологический свидетельств о существовании тюрок на территории Азербайджана, более того, их нет даже на Алтае. Так как первое упоминание тюрок - это 6 век н.э., а то что было до этого, это сфера гипотез и предположений.

Низами, возможно был курдом, но естественно не тюрком, так как тюркизация Азербайджана в годы его жизни (12 в.) только начиналась.
Персидский язык был непросто государственным, он был языком культуры как таковой, плюс арабский. Никакой другой высокой культуры кроме персидской и арабской (и армянской) в Азербайджане того времени просто не существовало. А "тюркский дух" в то время мог быть только в войсках, даже на улицах в городах его в то время скорее всего не было, так как в 12 веке тюрки только начали осваивать городскую жизнь в Азербайджане.

Но к чему, вообще, это все обсуждать, если у вас в первой же статье по ссылке есть выдержка из какого-то фрика - Олжаса Сулейменова, который утверждает, что:

"В азербайджанском языке сохранились все черты звонкого тюркского диалекта, оказавшего влияние на официальный язык Шумера - первого гос-ва на территории Передней Азии."

Перед этим блекнет абсолютно все)))) Когда речь идет о таких фриках, то можно даже простить и "античных тюрок")))

Спасибо Максимус - как я понял тюрки для вас больная тема, априори не хотите видеть и слышать все что претит вашему мнению ... я все таки больше верю тому что вижу в археологических находках в Азербайджане, а вы видимо оперируете нафталиновыми выкладками советской науки... особенно рассмешило то что Низами был курдом :))) вы сами поняли какой ляп сделали!

>>>как я понял тюрки для вас больная тема

В определенном смысле - да, я много ими занимался)
И кстати, вы здесь даете очень точные формулировки, что вы именно "верите", а не знаете наверняка))Что делает вам честь:)
У Низами по моему мать была курдянкой, но главное, что последняя династия, которая правила Гянджей до прихода сельджуков была курдской, это было незадолго до рождения Низами. Так что скорее всего он принадлежал к иранизированной курдской элите.

Я стараюсь выставлять продукт своего ума (пусть даже это спорно) а не чужие мысли. Не скажу что я по уши влюблен во все тюркские идеи и сам часто подтруниваю над коллегами которые слишком все отюречивают, но все-таки как смыслящий кое что в этой теме, могу твердо сказать, что тюрки испокон веков ЦИКЛИЧНО двигались по широким просторам Евразии, но вышли с Передней Азии или Кавказа. Ну достаточно вспомнить, что согласно библейской традиции прародителем тюрок считается Иафет сын Ноя... а насколько я помню ковчег Ноя в том числе и с Иафетом на борту сел на горе Джуда (Арарат) а не на Алтае :)..

Что касается Низами, то его мать не была курдианкой - это ошибочный перевод его рифмы ... и мать моя "Горд", что перевели как и мать моя курдианка, хотя "горд" значит гордая (кстати на русском тот же смысл). Ведь мало кто знает что Низами не писал на персидском, он писал на языке дараи, о чем сказано им во вступлении к "Хамсе". Язык дараи смесь персо-тюрко-мидийского языков. Что касается правящей курдской династии в Гяндже этому нет доказательной базы, но я и не отрицаю все может быть, одакно курды пришлые а род Низами из местных гянджинских ...

Edited at 2013-11-13 02:56 pm (UTC)

Ризван Гусейнов вы шизофреник ???

слушай татар, иди помидоры продавай ,,что это ты пишешь "что согласно библейской традиции прародителем тюрок считается Иафет сын Ноя... а насколько я помню ковчег Ноя в том числе и с Иафетом на борту сел на горе Джуда (Арарат) а не на Алтае" ТЫ ТУПОЙ ??? эй гагаш по БИБЛИИ ВСЕ народи с Арарата пошли,, и евреи, и армяне, и ацтеки,, все, все ЛЮДИ,,и даже такие полуфабрикаты как вы турки ,,, из этого Арарат стал тюркским или азербаранским ???? вы совсем свихнулись что ли у вас в гейдарстане ,,а ??? ,,, вот и итальянцы придут и скажут что Арарат это итальянская гора, вед их предок был на борту ковчега. Ты мерзкий ,,,

Re: Ризван Гусейнов вы шизофреник ???

ну как говорить с такими уродами как нарек! тупой примитивный идиот..

Re: Ризван Гусейнов вы шизофреник ???

Ты, свинья обрезанная, убейся, урод вонючий!!! Не суй свой нос не в свои дела, монголоид. Иди в свои алтайские степи, кочевой дикарь! Где появляетесь, даже в интернете, сразу вокруг воняе, и как-то, определитесь кто Вы Татары.бащкиры или якуты? или все таки бараногли гюл-гюл бюл-бюлы ?

  • 1