?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Первый Ангкор
maximus101
Если раньше я писал о первой столице Ангкорской империи, то сегодня речь пойдет о первом столичном городе на месте собственно Ангкора. Этот город был построен царем Яшоварманам I (правил в период 889—910 гг. н. э.) и получил его имя - Яшодхарапура.
Честь открытия Яшодхарапуры принадлежит русскому ученому Виктору Голубеву. Именно он первым локализовал самый древний город на месте Ангкора. Его догадка была подтверждена во время полевых исследований в 1931-1934 гг. Используя данные топографии и новаторский метод аэрофотосъемки, Голубев обнаружил оборонительные рвы и валы вокруг горы Пном Бакхенг, на которой стоял одноименный шиваитский храм, и решил, что это и есть центр древнего города.
Сейчас точка зрения русского ученого стала подвергаться критике, по моему мнению, не совсем обоснованной. В этом посте я попытался кратко раскрыть суть версии Голубева, осветить теории его критиков и описать свое собственное посещение Пном Бакхенг и территории бывшей Яшодхарапуры.



В 9 веке король Яшоварман I, победивший в борьбе за власть, переносит столицу из старой Харихаралайи в новый, построенный им город.

Почему кхмерским правителям было свойственно переносить с места на место столицы сейчас доподлинно неизвестно. Наиболее правдоподобной выглядит версия о заиливании старых ирригационных сооружений, например, при исследовании барая Индрататака, главного водоема Харихаралайи, было выявлено обмеление и прекращение его функционирования как раз в 9-10 вв. н.э. Возможно, дополнительным фактором, способствующим переносу столицы, могло быть желание нового правителя создать свой собственный храм-гору. Все кхмерские храмы всегда персонифицировались, т.е. это были не храмы каких-то абстрактных божеств индуистского или буддийского пантеона, а святилища, посвященные именно своему создателю в образе какого-то бога. На этот второй фактор, кстати, и опираются сейчас критики теории В.В.Голубева, выдвигая гипотезу о постоянном перемещении столичного центра Ангкора  из одного религиозного комплекса в другой.

Но, первоначально, о нескольких кхмерских столицах, возведенных одна поверх другой, ничего не было известно, считалось, что сегодняшний, наиболее посещаемый туристами город Ангкор Тхом, и есть прославленная древняя  Яшодхарапура. Сомнения появились, когда была установлена поздняя дата возведения храмов Ангкор Тхома, формально он конечно тоже являлся Яшодхарапурой, так как стоял на ее месте, но было уже понятно, что это поздний город.



Тогда-то Виктор Голубев и обратил внимание на холм высотой 65 метров, располагающийся рядом с Ангкор Тхомом. На этой горе стоял большой храм - Пном Бакхенг, найденная эпиграфическая надпись подтвердила принадлежность этого храма к творениям Яшовармана I. Именно этот религиозный комплекс ученый посчитал центром старой Яшодхарапуры, и во время своих археологических изысканий смог обосновать свою точку зрения. Вместе с Анри Маршалем Голубев проехал на слоне по всему периметру города, выявив остатки укреплений, оборонительные рвы вокруг горы, многочисленные руины храмов и дорог для ритуальных процессий. Предположительно, город представлял собой стандартный для кхмерской империи правильный квадрат, со стороной в 4 км. Яшодхарапура была окружена оборонительной линией из двух параллельных валов, каждый по 20-25 метров шириной, между которыми вырыли ров шириной в 100 метров.

Вот эта прогалина в лесу и есть остаток рва, найденного Голубевым, она тянется и сейчас на многие километры.


Но, у гипотезы Голубева были и недостатки. Дело в том, что восточная сторона Яшодхарапуры, локализованной ученым, не имела существенных оборонительных укреплений. Рвы и валы хорошо просматривались на юге и юго-западе города, но не на востоке. Голубев пытался объяснить это тем, что в последующие столетия бурное строительство в районе Ангкора уничтожило старые укрепления. В частности, стены Яшодхарапуры могли быть поглощены огромными рвами Ангкор-Вата на юго-востоке, укреплениями и постройками Ангкор Тхома на севере и северо-востоке.
В пользу версии Голубева говорил установленный факт переноса русла реки Сиемрип, она стала течь как раз  вдоль восточной стороны Яшодхарапуры и могла питать его восточный оборонительный ров. Правда, стоит отметить, что несмотря на выровненное русло реки Сиемриап, остатки восточного рва так и не были найдены, ведь ров в кхмерских городах - это грандиозное сооружение в сотни метров шириной, в то время как ширина реки Сиемрип всего метров 20. Даже если предположить, что Сиемриап была полноводнее в древности, этого все равно явно недостаточно.

Спутниковый снимок района локализации Яшодхарапуры (кликабельно)
Между южной стороной  Ангкор Тхома (сверху) и прямоугольником Ангкор-Вата ( в центре) расположен предполагаемый центр Яшодхарапуры - Пном Бакхенг. Значками внизу и слева мной выделены остатки крепостного рва, обнаруженного Голубевым (бледная, но заметная лента), справа значок обозначает место протекания реки Сием-Риап (тонкая темная линия). В верхнем левом углу виден угол Западного барая, самого большого водоема в Ангкоре.


Критики теории Голубева сейчас высказывают мысль,  что Яшодхарапура практически вообще не была укреплена (или о ее укреплениях ничего неизвестно), а гигантский ров и две линии валов-дамб, обнаруженные в 1931 году, это остатки более позднего незаконченного гидротехнического сооружения, созданного во время строительства Ангкор-Вата. Из этого вытекало, что столицы Ангкорской империи можно локализовать в любых местах, где существовали так называемые "государственные" храмы-горы - Пре Руп, Та Кео. Но, тогда получается, что если Голубев не смог объяснить отсутствие только одной - восточной оборонительной линии, то его современные оппоненты не в состоянии объяснить вообще полное отсутствие укреплений в Ангкоре в 10 и 11 вв., когда центр столицы группировался, по их мнению, вокруг Пре Рупа и Та Кео, ибо на данный момент каких-либо серьезных укреплений вокруг этих храмовых комплексов не выявлено...
Если коротко, то можно сделать вывод, что на данный момент гипотеза Голубева не подтверждена, но и не опровергнута, статус кво продолжает сохранятся.

Здесь же можно кратко обрисовать, что из себя представлял план типичного города Ангкорской империи на примере Пра Кхана - одного из самых больших городов в Камбуджадеше. Он был основан в 11 в. Сурьяварманом I, как военный лагерь и крепость, на расстоянии 100 км к востоку от Ангкора.
На спутниковом снимке ниже виден "небольшой" квадратик. Пра Кхан замечателен тем, что мало исследован, и его очертания хорошо просматриваются из космоса. Сторона этого квадратика равна 5 км., общая площадь 25 кв.км., он больше и Яшодхарапуры, и Ангкор Тхома, и больше по площади в 2 раза самого крупного средневекового города на территории России - ордынского Сарая.

Особенно впечатляют масштабы фортификации Пра Кхана, именно оборонительные сооружения дают четкий контур на снимке. Линия фортификации здесь состоит из трех земляных валов-дамб, примерно по 20-30 метров шириной и до 10 метров высотой, по верху каждого вала шел деревянный частокол, а между валами находились два рва, наполненные водой, один 100 метров шириной, а второй 40. Т.е. общая совокупная глубина оборонительной линии Пра Кхана почти 250 метров!

Какой-нибудь средневековый русский город, типа Москвы, мог бы спокойно поместиться между валами Пра Кхана и выглядел бы сверху как небольшой бастион. А ведь Пра Кхан даже не был столицей, это была временная резиденция короля Ангкора...
Спутниковый снимок города Пра Кхан (кликабелено).


Серьезные внешние укрепления имели все крупные столичные города в древней Камбодже. Здесь можно добавить, что столицы кхмерских государств до образования Ангкорской империи, например, Ишанапура гос-ва Ченла также представляли собой прямоугольники с внешними валами и очень широкими рвами. Поэтому любые теории не учитывающие масштабы кхмерской фортификации, кажутся мне безосновательными.

Я постарался посетить холм Пном Бакхенг раньше основной массы туристов, дело в том, что здесь любят собираться толпы народа для фотографирования заката, из-за этого, кстати, памятнику уже нанесен существенный урон, поэтому сейчас пускают наверх только ограниченное число людей.



Два льва охраняют путь на священную гору.


Подняться на гору несложно, есть приличные дорожки наверх. Подымаясь я пытался обнаружить какие-нибудь следы каменных блоков, считается, что раньше вся гора была облицована каменными плитами. Потом правда эти плиты были пущены местными жителями на возведение других построек, в частности, на двух огромных статуй Будд - один сидячий, он находился непосредственно здесь на горе, а второй лежачий, его пытались возвести на основании уже имеющийся пирамиды Бапуон в Ангкор Тхоме.
Но, видны только блоки свалившиеся сверху.


Раньше наверх вели четыре лестницы, ориентированные по сторонам света, сейчас они не используются, сильно заросли травой и разрушились.


Внизу видны еще два каменных льва.


Вид с горы Пном Бакхенг на соседний храм - пирамиду Баксей Тьямкронг.


Внешняя ограда храма на вершине холма.


Пирамиду Бакхенг до сих пор реставрируют. Камни внешней облицовки сняты, это позволяет увидеть ее внутреннюю структуру.


Как правило, все храмы-горы строились по одной технологии - центральное ядро пирамиды, это большой искусственный холм из земли и щебня, который обкладывали снаружи латеритовыми блоками, т.е. кхмерские пирамиды не были цельнокаменными. Храм Бакхенг возможно вырубили из местной горной породы, он был как бы продолжением горы, на которой стоял, и только снаружи его облицевали камнем.



Каменные львы - обязательный атрибут любого кхмерского храма. Их иконография пришла в Камбуджадешу из Индии, так как в Индокитае они не водились.




На вершине и ступенях пирамиды Пном Бакхенг стоят 109 небольших храмов - прасатов. Самый большой прасат находится в центре, все остальные расставлены в особом порядке вокруг. 108 башен соответствуют 4 фазам луны, состоящим из 27 дней, это не что иное, как "каменный календарь".


Центральный прасат Пном Бакхенг, в нем стояла царская линга - главный шиваитский религиозный символ.






К сожалению, храм был сильно разрушен буддийскими монахами еще в средние века. Буддисты начали возводить из камней храма огромную статую сидящего Будды, которая так и не была закончена.








Жарко даже местному охраннику.


С вершина холма открывается красивый вид на Ангкор-Ват, ради него сюда и лезут толпы туристов.


Главный вход в святилище находился на востоке, с этой стороны к храму подходит дорога, сложенная из огромных каменных плит.


Вокруг центрального храма раньше было много построек, он не стоял в одиночестве на вершине горы. Но все эти сооружения были деревянными, поэтому не сохранились.  У некоторых павильонов крышу держали каменные колоны, которые все еще можно увидеть.






Священная дорога спускается вниз в виде лестницы, сейчас сильно разрушенной.


Я решил спуститься вниз другой тропинкой, и несколько ошибся, так как эта дорожка предназначалась для слонов. Скажу, что мне было явно "веселее" спускаться, чем этим китайцам в кузове, так как тропинка узкая, кое где максимум метра два, и слоны идут один за другим - путаться у них под ногами не очень приятно, ведь неизвестно, что там на уме у этих носатых)




"Картонные" коробки выгрузили из мерседеса)


На территории Яшодхарапуры сохранилось еще несколько храмов. Рядом с горой Пном Бакхенг стоит небольшой храм Баксей Тьямкронг. На фото остатки его главных ворот.


Баксей Тьямкронг - это небольшая латеритовая пирамида, она была закончена в 947 г. при короле Раджендравармане II




Как и во всех индуистских прасатах, крыша Баксей Тьямкронга представляет собой ложный свод. И видимо дыра в потолке пропускает внутрь массу воды во время сезона дождей.


Сейчас Баксей Тьямкронг  - буддийский храм, но изначально он задумывался, как храм шиваитский.
Уровень пола в храме значительно ниже порога, в сильный дождь этот Будда, по идее, должен просто плавать в воде.


Ниже, на фото, интересный персонаж. Он работает при храме, собирая деньги на какую-то якобы школу, у него есть даже описание этой школы в тетрадке. Очень вежливый и с хорошим английским, видимо денег на школу просит не зря, с пользой)
Слева от персонажа бутафорская древняя санскритская надпись из гипса, сам артефакт видимо вывезли в музей. Сейчас в Ангкоре многие ценные детали храмов заменены такими вот гипсовыми копиями, конечно это очень хорошо, что охраняют памятники, только жалко, что сделаны они почти всегда очень топорно.



А это его подельник спешит на помощь, сейчас он подымется, и они вместе выбьют из меня мани)


Небольшой храм рядом с Баксей Тьямкронг - Прасат Бей, он тоже относится к эпохе правления Яшовармана I.


Жертвенник в центральной башне Прасат Бей.




А вот эта куча земли, что справа от дороги, и есть крепостной вал, обнаруженный Виктором Голубевым. Дорога, ведущая к Ангкор-Вату прорезает этот вал насквозь.


Здесь проезжают все посетители Ангкора, при этом мало кто знает о существовании этой насыпи. Сейчас вал имеет максимальную высоту метров пять, шириной он больше 20 метров. Раньше конечно вал был больше. Он сильно зарос лесом, что мешает восприятию масштабов сооружения.


Широкий ров между двумя валами-дамбами до сих пор полузатоплен. Я заметил, что внешний вал (это масса деревьев на фото вдали) меньше размерами, чем внутренний. Это может говорить об оборонительном характере сооружения. Если это был бы просто некий резервуар для сбора воды, его края должны быть одинаковыми. Поэтому, мне кажется, что версия Голубева о том, что перед нами внешние укрепления Яшодхарапуры, является здесь более уместной.


Я попробовал немного пройти по гребню внутреннего вала, хоть дело это непростое - он весь зарос тропическим лесом. Слонов, как у Голубева и Анри Маршаля, у меня не было, поэтому далеко я не ушел)


В кустах, на гребне вала, я обнаружил вот такой шиваитский жертвенник и какие-то каменные руины, сильно засыпанные землей. Здесь наверно существовал небольшой храмик, ныне полностью разрушенный.


Леса Камбоджи могут октрыть еще очень много всего интересного, но гулять здесь нужно с умом - еще не все участки леса освобождены от полпотовских мин, и сами заросли могут нести в себе опасность, я травмировался во время прогулок с завидным постоянством)


Предыдущие посты, посвященные Камбодже и Ангкору:
Харихаралайя - первая столица Кхмерской империи. Часть 2.
Харихаралайя - первая столица Кхмерской империи.
Камбоджа и Ангкор - общая туристическая информация.

promo maximus101 february 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

Класс!
Дочке ссылку бросила :-)

Дочка интересуется вопросом?:)

Это ж какие прорвы работников нужно на эти стройки социализма...

Так население Ангкора тогда - миллион человек)

Первый Ангкор

Пользователь lana_duze сослался на вашу запись в записи «Первый Ангкор» в контексте: [...] Оригинал взят у в Первый Ангкор [...]

Есть ли какие-нибудь исследования насчет того, сколько времени нужно для того чтобы такой город как Ангкор так зарос джунглями?

Спасибо, как всегда очень интересно.
А кто были враги, против кого такие укрепления?
Переносы столицы связаны прежде всего с храмами и ирригацией? В Европе же известен феномен "блуждающего двора" (в смысле, королевского), здесь, видимо, совсем другой механизм?

Почему столицы перемещались, сейчас никто не знает, есть только предположения.
Ирригация для кхмеров играла первостепенное значение, так как в жаркий период там дождей нет. Если один водоем заилился, то надо рыть другой, и в другом месте. Как правило, эти водоемы поднимались все выше и выше по течению рек, а они в долине Ангкора все текут с севера на юг, поэтому и поселения постепенно отодвигались на север.
Но, были и исключения, например, Махендрапура - одна из первых столиц была основана сразу далеко на севере, в горах, но это было связано скорее с безопасностью, так как кхмерское гос-во было еще слабым, вот они и прятались в горах.
Главным врагом кхмеров на начальном этапе были тямы - народ из современного южного Вьетнама, а потом тайцы, пришедшие из Китая. Тайцы, кстати, и уничтожили Кхмерскую империю.

потрясающе интересно, спасибо
снимки Ангкора сверху видела и раньше, зато теперь благодаря Вам многое прояснилось и встало на свои места

Большая работа и интересно. Спасибо. А про Mahendra Parvat(Phnom Kulen) слышали?

Конечно, я его упоминал раньше.
Хорошо, что напомнили)) Я тут целую историю про него нашел, надо постик про эту феерию сделать:-)

Очень любопытно было прогуляться по неизвестным многим туристам уголкам.

Старые фото Ангкора

Пользователь theosophist сослался на вашу запись в записи «Старые фото Ангкора» в контексте: [...] Пирамида Пном Бакхенг [...]

Старые фото Ангкора

Пользователь vv_babhuk сослался на вашу запись в записи «Старые фото Ангкора» в контексте: [...] Пирамида Пном Бакхенг [...]

Сейчас хорошие лесенки на Пном Бакенге, когда была там впервые, приходилось карабкаться прямо по каменным ступеням.

По поводу разрушения кхмерской империи тайцами: до сих пор у кхмеров на них зуб, и не только из-за Преа Вихеа. Даже тост знаю: "Кампучия чей чумнэ пи Сим", что означает:"Кампучия победит Таиланд". А если чей заменить на чой, то, говорят, при сохранении смысла форма меняется на грубую с сексуальным подтекстом)

Еще хотела сказать, что очень рада виртуальному знакомству с вами. Есть возможность получать взвешенную информацию в доступной форме, нет необходимости продираться сквозь выдумки и басни.

Спасибо, чем можем - поможем:)

я о такой империи не разу не слыхал

Замечательно, Максим!
Как, попадаю к Вам, так погружаюсь в историю целиком и полностью...
ЗдОрово читать то, что человек сам продумал и сделал для себя цельные выводы.
Очень приятно общаться с Вами и Вашими интересными и значительными работами.