?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Древний волжский город Тутаев
maximus101
Давно я не писал о русских городах, поэтому решил исправить эту ситуацию и написать про старинный волжский город Тутаев, в котором я бывал неоднократно. Этот пост я укомплектовал своими фотографиями Тутаева разных лет.
По моему мнению, Тутаев неоправданно редко посещается туристами, хотя это один из самых живописных древних русских городов. Находится он несколько севернее Ярославля, на берегах Волги, причем этот маленький городок раскинулся одновременно на обоих берегах уже весьма широкой в этом месте реки. Такое расположение города проистекает из очень непростой его истории.
Город Тутаев еще сто лет назад имел название Романов-Борисоглебск, а до 1822 г. это были два русских города - один на правом берегу Волги, Борисоглебск, а другой на левом, Романов. Наиболее древним считается именно Романов, и с него я и начну свой рассказ о Тутаеве.
Крестовоздвиженский собор города Романова, старейший в Тутаеве.


По преданию, Романов был основан в 13 веке угличским князем Романом Владимировичем, но затем якобы был почти полностью разрушен монголо-татарами. Затем в 1345 году город отстроил сын ярославского князя Роман Васильевич, который является более правдоподобным  основателем Романова. Можно заметить, что обоих основателей города зовут Романами, таким же именем назвали и город, поэтому сложно утверждать, от имени какого князя Романов получил свое название.
В конце 15 века Романовское княжество стало личным владением жены московского князя Василия Темного, Марии Ярославны. В 1468 году она приказала возвести новую крепостную стену вокруг города, остатки которой дошли до нашего времени.
Волга в районе Тутаева.


Крепостная стена Романова, как и почти все тогдашние укрепления Руси, была деревянно-земляной. Мощные валы города можно увидеть и сейчас.
На фото, проем между валами, оставшийся от единственных ворот крепости.


Единственный уцелевший собор внутри крепостных валов Романова - храм Воздвижения Креста. Собор строили долго, с 16 по 17 век. Основной объем церкви был закончен в 1652 году.


С напольной стороны валы очень приличные, до 6 метров в высоту, укрепления со стороны Волги выражены слабее, так как очень обрывистый берег реки сам является серьезным препятствием для нападавших.


В Смуту город Романов и находящаяся на другой стороне реки Борисоглебская слобода были полностью опустошены. Крепость сжигалась в 1609 году и в 1622, с тех пор она так и не восстанавливалась, так как Романов утерял свое оборонное значение.


В 1563 году произошло значимое событие в истории города Романова. Царь Иван Грозный своим указом переселил сюда множество ногайских татар. Это были люди татарских мурз Эля и Ибрагима, сыновей ногайского бия Юсуфа. Романов был отдан ногайцам в кормление, до 1620 года они самостоятельно собирали дань-ясак с окрестных деревень.
Татар жаловали и русские самозванцы, например Лжедмитрий I:
«...пожаловали... его Иль-Мурзу и его казаков на Романове, в поместие, селом Понгилом, да селом Пшеничным, да селом Богородицким, да селом Никольским, да полуселом Чирковым, с деревнями »...
«О роде князей Юсуповых».
СПб., 1866. — Ч. 1, с. 116.
Со второй половины 17 века ногайцев постепенно начали урезать в правах и насильственно крестить, пока в  1760 году, отказавшихся креститься не выселили в особую слободу в Костроме по приказу Екатерины II.
Во время правления татар город приобрел восточный облик, здесь появилось несколько мечетей, но в 18 веке они были все разрушены. Ногайцы внесли серьезный вклад в хозяйственную жизнь региона, в частности, в Романове появилась развитая традиция овцеводства, здесь была выведена знаменитая романовская порода овец. Потомки татарской династии Романова стали известны еще больше  - от мирзы Сююша, умершего в 1656 году, начинает свой род княжеская династия Юсуповых, также из романовских татар происходят предки знаменитого русского адмирала Ушакова.



В правление татарских мурз началось строительство больших соборов в Романове-Борисоглебске. В 17 веке были возведены сразу два больших собора - Крестовоздвиженский в Романове (1652 г.) и Воскресенский в Борисоглебске (1678 г.) Этому способствовал экономический подъем региона, романовские купцы наживали огромные состояния, которые вкладывались в церковное строительство.
Храм Воздвижения Креста.


Когда я посетил собор, в нем шли вялые реставрационные работы. К сожалению, многие фото из этого и других тутаевских соборов были мной позднее утрачены.
Собор был расписан артелью ярославских мастеров в конце 17 века. По моему мнению, фрески Крестовоздвиженского собора наиболее выразительные из всех, принадлежащих к  ярославской школе, но сохранились они не в полном объеме, и у меня осталось лишь несколько фото из этого храма.



Сцены из Апокалипсиса.


Фрагмент росписи юго-восточного столпа.


Красивейшая романовская церковь - Казанская-Преображенская. Она стоит на крутом волжском берегу, вне валов старого Романова. Церковь была возведена в 1758 году на месте женского монастыря, но выглядит она много старше.





Казанская церковь очень фотогенична, здесь наверно лучшие панорамные виды Тутаева. На другой стороне Волги виден самый большой собор в городе - Воскресенский - так они и стоят друг перед другом - романовская церковь и борисоглебский собор.
Недалеко от церкви находится место, где швартуются моторные лодки, что перевозят людей через реку. Кстати, везут недорого - рублей 20. Можно дать лодочнику чуть больше денег, и он покатает вас на лодке по Волге. С реки видны все тутаевские церкви разом.



Шатровая колокольня Казанской церкви была возведена на месте погребения местного почитаемого юродивого Онуфрия.


Внизу, у кромки воды, рядом с церковью лежит множество камней, по преданию, все проплывающие корабли в старину должны были кинуть в эту кучу свой камень, в знак уважения этому месту. Сейчас местные жители эту кучу подрастащили.


Виды современного Романова и Спасо-Архангелькая церковь (1751 г.) на высоком берегу Волги.


Второй древнейший храм в Романове - церковь Покрова (1674 г.), возведена возможно на месте старой татарской слободы.


В паперти церкви сохранилось немного фресок 17 и 18 веков.
Архангел Михаил


Иоанн Предтеча.




Богоматерь Знамение.


В отличии от правобережнего Борисоглебска, древний Романов сохранил почти всю свою старую застройку. Сейчас в старых купеческих особняках 19 и 18 веков до сих пор живут люди, современных домов в Романове вообще нет.








Правобережная, борисоглебская сторона Тутаева развивалась медленнее Романова, здесь никогда не было своей крепости, первое рыбацкое поселение  появилось тут только в 15 веке. Число церквей, соответственно, тоже было меньшим. В 1652 году в Борисоглебске был построен первый каменный шатровый храм, который благополучно развалился через 20 лет после завершения работ.
В 1678 году на месте старого собора возвели новый огромный храм - Воскресения Христа, самый большой в Тутаеве. Он хорошо смотрится на высоком берегу Волги.




Наверно, это самый шикарный храм в Ярославской области, но к сожалению фотографировать в нем затруднительно, как и во всех храмах, принадлежащих РПЦ. Съемки в Воскресенском соборе у меня почти всегда сопровождались различными конфликтами.


Собор богато расписан не только внутри, но и снаружи.


Храм стоит на подклете, в котором расположена зимняя церковь Богородицы Одигитрии.


Помещения собора были расписаны около 1680 г. артелью ярославских художников, под руководством Ивана и Фёдора Карповых.
Резной портал главного входа в храм.


Наиболее значимая икона Воскресенского собора - Образ Спаса Всемилостивого, по преданию написанный святым Дионисием Глушицким в 15 веке. Это самая большая древняя икона в России, ее размеры - 2 метра 78 сантиметров ширины и 3 метра 20 сантиметров высоты. Первоначально лик Христа служил потолком в деревянной церкви Бориса и Глеба, поэтому он имеет такие большие размеры. Эта старая деревянная Борисоглебская церковь и дала название правобережной части Тутаева.





Фрески 17 века уже не были настолько каноничными, как раньше, Византией здесь уже и не пахнет, зато они дают хорошее представление о быте людей второй половины 17 века, и не только в России, так как часто писались с европейский гравюр, попадавших на Русь.


Главный живописный шедевр Тутаева - это знаменитые "летающие" люди или строительство Вавилонской башни. Сальвадор Дали просто отдыхает)


Галерея Воскресенского собора.


Жизнь в раю




Апостол Лука в образе крылатого тельца.


Бог Отец Саваоф - Господь Воинств.




Святая Троица


Всемирный потоп.


Мучения грешников в аду.


Заселение в Ноев Ковчег.


Страшный Суд. Земля и море отдают своих мертвецов






Боковой портал собора.


Ярославские церкви, как известно, славятся своими изразцами.










Другие мои посты, посвященные древним русским городам:
Фрески новгородских церквей 14-15 веков.
Древние храмы Торговой стороны в Новгороде.
Господин Великий Новгород и его храмы.
Псков - Средний город и Завеличье.
Фрески Спасо-Преображенского собора во Пскове.
Древние церкви Пскова.
Псковский кремль.

promo maximus101 february 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

Вот когда мне жаль, что я не в России живу.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
По-моему, они не летающие, а падающие ))
Спасибо за пост..

Не, мне кажется, что летающие, ведь они все расположены под небольшим углом, можно заметить, а не вертикально, как тросики блоков:)
Пожалуйста)

Отличный псто, спасибо большое. :))
Милый городок.

На Казанскую церковь свет очень красиво падает!

Да, и фотошоп не нужен)

Неожиданный, но очень интересный пост, потом понял, что это возвращение к теме. Спасибо! Продолжайте!

Если вы про татар, то это не специально:) Просто таких событий/явлений было много на Руси)

Очень интересно и очень жаль, что такие роскошные фрески пропадают.

Кстати, я фотографировал в церквях, синагогах, мечетях на всех континентах и только в Киеве в Софийском соборе два года назад у меня из-за этого вышел конфликт. Насколько легче и привычнее советскому человеку (а люди-то ещё советские!) выполнять приказ "Нельзя!", чем ответить на вопрос: "Почему нельзя?" И, наверное, я не единственный, кто задавал этот вопрос. ((

Да, это огромная проблема( Именно поэтому я в свое время стал меньше ездить по Руси, хотя очень люблю древнерусскую культуру.
Сейчас почти все монастыри в России уже под РПЦ, и часто запрещается снимать ни только внутри храмов, но даже на улице снаружи. И это действительно наследие совка, поэтому оно повсеместное на постсоветском пространстве.
К тому же еще монастыри и церкви дико перестраиваются, красятся в безумные цвета, поэтому посещение православных мест в России почти лишается смыла, если вы не религиозный паломник. Древняя атмосфера храмов почти везде убита. Надо прикладывать серьезные усилия, чтобы делать интересные снимки в монастырях. Кстати, Тутаев - это еще счастливое исключение, он очень фотогеничен.

Стоило бы переименовать город, вернуть прежнее название. Впрочем решать наверное жителям.

Надо сказать, что у революционера Тутаева была благозвучная фамилия, и созвучная названию древнейшего города - Тутаев/Романов) Ну и потом прежнее название было неудобным.

Вавилонская башня совершенно восхитила. Как и весь последующий визуальный ряд. Необычный. А с огромной иконой Спаса связан совершенно языческий по своей сути ритуал. Под ней нужно пролезть три (!!!) раза. Там и специальный лаз есть. По сути это ни что иное, как перерождение - повторное прохождения по родовым путям. Данный мотив часто встречается в народных сказках. Так герой пролезает через «ушко», проходит таким образом «с того на этот свет». Или ритуалы с языческими камнями, через дырку в которых нужно пролезать. А ещё, каждое 10 воскресенье после Пасхи эту икону перевозят на пароме с одного берега Волги на другой. Крестный ход, во время которого её (икону) несут на руках. Вот тут я об этом писала: http://vse-horosho.livejournal.com/181111.html С фотографиями этого крестного хода. Фотографии, правда, не мои. Сами до Тутаева ещё не добрались. Но собираемся.

Да, в православии язычества много, сознание рядового прихожанина наверно является языческим чуть более, чем полностью. О христианстве имеют представление только те, кто получил соответствующее образование в семинарии, и то наверно не все:)

Очень красиво спасибо

"современных домов в Романове вообще нет" - тоисть как это?! Даже при Союзе не построили пару школ/садиков/мест высокой культуры быта?! А сейчас ни одного "дворца" представителя новой ылиты? А почему такие красивые церкви не отреставрированы?

Школы и садики там, думаю, есть, но они в таких же старых домах 19 века.

В моей ленте есть красивый блог про Тутаев (и не только)
http://vita-colorata.livejournal.com/tag/%D0%A2%D1%83%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2

Да, я видел, только жалко конкретики не очень много, я специально просматривал этот блог, думал что-нибудь краеведческое нарыть)Но, фото хороши)

Спасибо, приятно посмотреть!
Я была там давным-давно, лет 20 назад, тогда было запустение, церкви были заперты, я и не знала, что там сохранились такие занятные фрески. Особенно хорош облачно-дымный ангел в "Апокалипсисе", с ногами-факелами!! Ну и сирены воскресающие из реки чудо как милы анатомически :)

Пожалуйста) В Ярославской области фресок много, место известное)

ах какие фрески!

Грандиозно! Поздравляю! Замечательный материал!

Древний волжский город Тутаев.

Пользователь minorowsky сослался на вашу запись в записи «Древний волжский город Тутаев.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Древний волжский город Тутаев. [...]