?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Мнение армянина о народах Османской империи
maximus101
Записки польского армянина Симеона Лехаци - один из первых "путеводителей" по Ближнему Востоку. Симеон посетил земли тогдашней Османской империи в самом начале 17 века.
"Путевые заметки" - ценный источник информации о народах Ближнего Востока и о самом армянском паломнике Симеоне, который 12 лет блуждал по миру в поисках святых мест.
А если совсем коротко - то записки Симеона, это полный угар и трэш.
Я пока читал, смеялся не переставая, хоть повествование порой идет о жутких вещах.
Записки Симеона Лехаци часто разбирают по кускам в различных пропагандистских целях, поэтому важно читать его труд целиком.
Полный текст можно прочитать здесь http://www.armenianhouse.org/lekhatsi/chronicle-ru/notes/contents.html
Про арабов..
У нечестивых арабов грудь голая, лица безобразные, губы отвислые, и сами они наглы и бесстыдны и никчемны; нет у них ни стыда, ни брезгливости; один отправляет на воду нужду, другой входит в [эту] воду, отводит мусор и пьет. Также развратны и бесстыдны женщины, не стыдятся друг друга, ходят голые и позорные; точно так же в баню ходят без покрывала, открыто; банщики укладывают их и моют срамные места мужчин и женщин. И так как нет дров, то печи топят мусором, от чего бывает дым и дурной запах. И я вспоминал турецкие бани, еду, все благополучие, а также их благочиние, вежливость и всю благопристойность – и вздыхал. Те даже не харкают и не плюют перед человеком, а эти мочатся, пачкают и совершают много других нечестивых и омерзительных вещей, о которых не считаю нужным писать.



Про арабов на реке Нил..
Арабы вероломны, но очень боятся ружей греков, а также сипахов и янычар. Так как дул слабый ветер, а течение реки быстрое, моряки привязали к концу реи длинную веревку и, выйдя на берег, стали тащить [судно] вдоль берега. С обеих сторон подходили голые арабы и просили хлеба; греки стреляли из ружей, и они убегали. Когда наступил вечер, нам наказали быть осторожными, ибо арабы – разбойники и лукавы.

Про арабов-пловцов..
Нечестивцы так хорошо плавают и ныряют, что нет живых творений, равных им; они похожи на нырков. Мы своими глазами видели, как они ныряли в реку, оставались там одно мгновение и выплывали в другом месте. Если бросишь в реку монету, они нырнут, найдут и достанут. Ночью они, как рыбы, плывут за судном и похищают людей, которые уснули, так что больше и не увидишь их.

Про арабов феллахов..
Нечестивые арабы-феллахи очень неопрятны и грязны, ибо едят все нечистое: кротов, мышей, змей, лягушек, выпавшего из живота коровы дохлого теленка, кошек, лисиц, волков, бобров и других поганых, издохших и провонявших [животных]. Они ничем не брезгают и едят, как собаки; мышей же готовят в ашхане, ибо они у них в почете. А мясо овец и быков они разделывают, подобно евреям, вытягивая все жилы, кости и сухожилия, так что остается лишь мясо, нарезанное наподобие куфты. Повара да и все арабы омерзительно нечистоплотны, наги и бесстыдны, [ходят] в одной рубахе на грязном теле, лица и руки у них немытые, губы большие и отвислые, из носа сопли текут, глаза гнойные, из ушей течет желтый гной, на ногах у них можно посеять зелень, колени как у верблюда, и всем телом они подобны гергесейскому бесноватому. Когда месят тесто, рукой трут глаза, иногда промежности; ногти длинные и черные; точно так же тарелки, кастрюльки и другие сосуды дают лизать собакам и свиньям. При виде всего этого мне стало так противно, что я убежал и дал себе обет ничего не есть из их рук.

Про коптов в Каире..
здесь согласно дафтару живут 40 тысяч домов коптов. Все они состоятельные и богатые люди, ибо здесь [место] их сборища, как у евреев в Салониках, и все дела города находятся в их руках. Они имеют каменные дома, одеваются в шелковое увясло и сидят в диване паши, ибо они от предков унаследовали [должность] писцов дивана и дафтар - кетабчи Впрочем, церкви их находятся в мрачных и темных местах, покрыты сажей и даже вместо лампад там висят длинные паутины. Алтарь и четыре стены покрыты пылью. Полагаю, что никогда там не подметали и не вытирали. Их патриарх сидит в Скендерийе (1). Их церкви не имеют ни правил, ни порядков, ни украшений, – о чем же мне писать? Они поступают согласно еврейской ереси, ибо, как и евреи, обрезают мальчиков, а когда они достигают 10-12 лет, крестят их подобно арианам.
Впрочем, они мало заботятся о молитвах и других добродетелях и благих делах, соблюдая лишь пост и голод. Мудрости и дарований я у них вовсе не заметил. Они обрезают не только мальчиков, но и девочек, а если хочешь узнать причину этого, почитай историков, коих нет нужды повторять.

(1) Скендерийя - Александрия

Про евреев в Каире..
В Мсыре есть 80 тысяч домов евреев, все они состоятельны и богаты, и так же, как и в Польше, все находится в их руках: и харадж, и таможни, и таможенные пошлины, и монетный двор, и прочее; а самые богатые из них ходят в сопровождении 10-20 телохранителей.

Про рынок рабов в Каире..
Еще далее в одном месте находятся два рынка – один для пленных белых турок, а другой для мавров. Войдя внутрь, мы увидели группы черных абиссинцев – мавров, мужчин и женщин, от черноты которых и стены казались черными. Там были нагие и бесстыдные девушки, у которых были видны срамные места. Впрочем, там были в почете не черные, а только белые: одного белого давали, а забирали трех черных. В других ханах продавали обезьян, морских котов и других невиданных зверей. Пленные турки были одеты и опоясаны, а черные – нагие. Одну черную девушку или черного парня отдают за два куруша.

Про Египет в целом..
Впрочем, Мсыр – страна весьма неприветливая, безводная, бесплодная и не имеющая вина, там нет ни садов, ни парков, ни цветников, она [скорее] похожа на ад, поэтому Египет в переводе означает ад, то есть горнило; там нет ни фруктов, ни древесных плодов, только лишь на камедных деревьях растет безвкусный плод, называемый чмез; огурцы [там] маленькие и безвкусные, арбузы также безвкусные, маленькие водянистые, дыни внутри пусты и безвкусны, их посыпают сахаром, а потом едят; и [вообще] там ничего не найдешь, кроме бобов, чечевицы, риса, фиников.

Про греков и армян в Османской империи..
Впрочем, греки тех мест были очень злы и неправедны и злейшие враги армян. При виде нас они плевали и кричали: «ишкил», что значит «собака» и «еретик», и, если кто-нибудь [из армян] ел или пил из их посуды, тотчас разбивали ее, даже если она была дорогая.
И это не удивительно, ибо греки – исконные враги армян. Кто хочет, пусть почитает книгу Михаила, историка Товму и других, чтобы узнать, сколько зла они обрушили на головы наших предков, как уничтожили они царство армянское, и так до Ована Одзнеци, который отправился к могущественному царю Персии Омару(1) и с помощью его эмиров по его повелению изгнал всех греков, выселив их на Черное море и во все прибрежные [места]. А потом наш святой патриарх Саак отправился к Мехмету и поручил нас ему, освободив армян от коварного и вероломного племени греков, наших древних врагов. Я прочел также у наших историков, что во все время владычества греков ни один армянин не вступил в Стамбул и не то чтобы поселился там, но даже и купцов не пускали. Но когда Стамбул взяли турки, тогда они с приглашениями и уговорами привезли из многих областей армян, так же как [было] в Польше и других местах. Точно так же турки отобрали у греков большие и великолепные церкви и передали армянам. Слава богу! Не знаю, чем мы заслужили, что, за исключением греков, все народы, и верующие и неверующие, любят нас, хотя у народа нашего нет единодушия и [армяне] не любят друг друга, чем даже сделались известны

(1) Халиф Омар II (717--720 гг.) -  правитель арабского Халифата.

Про солнцепоклонников..
За Мардинскими воротами [Амида] мы увидели капище; сказали, что это молельня солнцепоклонников и что раньше в каждый канун воскресенья они, собравшись там, до вечера ели, пили, а когда темнело, зажигали свет, немного молились, затем, погасив огонь, словно животные с бесстыдными и распутными лицами блудили друг с другом, отцы совокуплялись с дочерьми, братья с сестрами, а матери с сыновьями, как во времена идолопоклонства. Когда об этом дали знать беглербеку, он позвал их, ибо там [такое] сборище солнцепоклонников, как в Арзруме [сборище] цыган, и повелел им не ходить туда (в кумирню). [Тогда] сообщили ему, что они не имеют молитвы (вероисповедания): они не армяне, не евреи и не греки, только говорят по-армянски. Снова он призвал их и говорит: «Какой веры вы придерживаетесь?» Они ответили, что армянской. Говорит он им: «Тогда идите в их церковь, а если нет, [163] ходите в нашу мечеть, иначе предам вас мечу». Принялись они вопить и, дав взятку, пообещали ходить в армянскую церковь. Тогда отпустил он их и огласил строгий указ, мол: «Кто не пойдет [в церковь], имущество – царю, а голову отсечем». Мечеть же их осталась заброшенной, ибо они рассеялись: одни отправились в Персию, другие – в Сирию, половина – в Токат, Марзуан и другие места. А те, кто остался там, из страха и ужаса нанимали какого - нибудь армянина, мол, ходи вместо меня в церковь. Иные же из недели в неделю поочередно и по порядку ходили в церковь, но поневоле – как евреи в римскую церковь.
Под солнцепоклониками здесь понимаются езиды.

Про украшения ворот Никеи..
У городских ворот на обеих огромных каменных вереях ворот были изваяны с одной стороны мерзкий и нечестивый Нестор очень безобразный и противный, а с другой – Арий с рассеченным животом и вывалившимися кишками; рот у Нестора открыт и язык зажат в челюстях, так что смотреть страшно. Так как воздух здесь зловонный и смрадный, то не только у пришлых, но и у местных [жителей] цвет лица желтый и бледный, как у мертвецов.
Нестор и Арий - основатели несторианства и арианства, христианские священники, признанные еретиками.

Про армян..
Однако наш народ очень нехороший и недружный, [армяне] не любят [друг друга] и много бродяжничают и, куда бы ни прибыли, показывают себя с плохой стороны. У них такой злой нрав, что двое в одном месте и дня не могут пробыть друг с другом, и это не только миряне, но и духовные. Когда они ссорятся, то не ограничиваются тем, что скажут одно-два слова и умолкнут, но [пререкаются] с утра до вечера. При этом попрекают друг друга мужеложеством и говорят такие оскорбления, омерзительные слова, речи и ругательства, что слушателю становится противно; и все это не на армянском языке, которого чужеземцы не знают и не понимают, а на таком языке, который понятен [83] всем людям. Из-за этих ссор и [взаимной] ненависти рассеялись [армяне] и пали в глазах всех народов.

Про армян в Италии..
Нам сказали, что в странноприимный дом в Венеции ежегодно доставляли две-три бочки вина и каждую неделю выдавали [в качестве] пособия хлеб, мясо, даже соль и уксус, а также деньги. Армяне же ели, пили много вина, пьянели, так как вино в тех странах крепкое – семи, девяти, десятилетней и большей давности, – ссорились, дрались и убивали друг друга, а также совершали много других дурных поступков. Войдя туда, они больше не желали уходить, пока сторожа не выбрасывали их вон. Так, опозорившись и потеряв уважение других народов, они ненавидели и не желали [видеть] друг друга. Одних захватывали [врасплох] с блудницами, других – с мальчиками, а иных – за другими неправедными делами. Одни добровольно стали вероотступниками, другие – разбойниками, а остальные – еще кем-нибудь.

Вот такой он, Симеон Лехаци))))

promo maximus101 february 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

Жжет напалмом, чего тут еще сказать. Чтобы у арабов женщины ходили голые и их в банях мыли мужчины? Он явно обкурился местного гашиша :)

Напоминает записки одно немецкого опричника про Россию времен Ивана IV, то же сборище мифов и небылиц. Читаешь и диву даешься :)

Симеон жжет не то слово:)
Но в его записках действительно много исторической правды. Здесь важно - под каким углом смотреть.
Я читал как-то еще одного путешественника 18 века, он писал, что женщины в Каире увидев его закрывали лица, подымая подол рубахи, тем самым оголяя все то что ниже:)

(Deleted comment)
:)))) крайне позитивный летописец:))))

Творец прекрасного)))
Но кстати, о франках он очень лестно отзывался..

Так как сам делал вино неоднократно и закатывал в подвалы бочками, то уточню.
Крепость вина не имеет отношения к "семи, девяти, десятилетней и большей давности".
Она определяется только наличие количества сахара во время брожения. Вино можно закреплять как добавлением сахара в процессе, либо добавляя спирт (что вряд ли делали в средние века). Более того, учитывая технологии тех лет, пробки были несовершенными и от долгого хранения рассыхались и часть спирта из вина улетучивалась в виде паров. Чем больше вину лет, тем больше шансов, что содержание спирта в нем будет минимальным.

:)) Типичное проявление дружбы народов:)

Павел Алеппский просто "семейное чтение" рядом с ним

(Deleted comment)
Совершенно верно.
Армяне действительно бесконечно воевали с греками. Это кстати одна из причин успехов турок-сельджуков в Малой Азии.

(Deleted comment)
Прекрасно!!! Рабочий день пошел насмарку :)

Арабы плохие, копты плохие, греки плохие, и даже армяне тоже плохие!:)

У него франки зато хорошие))Наверно стоило добавить абзац:)

Лехаци был одной из самых редких книг серии ППВ в советское время :-)

М-да-с.....арабы не сильно изменились с тех пор.

Спасибо, сказка ложь, да в ней намёк... На мой взгляд, самые интересные замечания сделаны по поводу греков и армян - быть может, это ключевой момент в вопросе расцвета и заката Османской империи... Быть может... Пофантазируем. Когда читал о компрадорской буржуазии, без чего совершенно бессмысленно рассматривать не только историю Турции, именно они - армяне и греки - фигурируют в качестве основных игроков, но не евреи... Это коснётся и России, когда она выйдет к Чёрному морю. В 18 веке все ключевые российские торговые нити - пшеница, металл - в руках греков, армяне остаются в тени (просто ничего выдающегося в их деятельности на этой территории - в основном в советских книгах - не нашёл), быть может, потому, что они всегда были ориентированы больше на Францию, на французский капитал. И, кстати, именно армянские учёные весьма жёстко оценивают роль армянской компрадорской буржуазии, вы без труда догадаетесь, о чём идёт речь. А вот в 19 веке еврейский капитал "выдавливает" греческий - первый еврейский погром в Одессе 1821 года был осуществлен греками...
Арабы - тёмная лошадка, тысячи племён, совершенно разных, и о каком из них в том или ином случае он мог рассказывать эти чудеса... Скорей всего, это обозначение некоего "социального" статуса...

>>самые интересные замечания сделаны по поводу греков и армян - быть может, это ключевой момент в вопросе расцвета и заката Османской империи...

Это понятно, греки и армяне стали "становым хребтом" Османской империи. Существование турецкого государства напрямую зависело от возможности контроля за этими народами. Отсюда и все проблемы начала 20 века, связанные с геноцидом населения бывшей Османской империи.

Байрон о греках и турках

Кстати, возможно, будет интересно сравнить мнение Байрона о греках и турках http://rustam-bikbov.livejournal.com/49652.html

что-то я даже дочитать не смогла... не знаю, в чем у него там историческая правда, по мне так, ужаснее самого писателя в тексте не оказалось никого

Во многом, это так и есть:) писатель совсем не подарок:)

автор, конечно, мизантроп, но, наверное, надо искать корни написанного в религиозных текстах, ведущих традицию от Екклезиаста, все-таки это литература, а не современный тревелог:)

а Вы думаете современные трэвелоги принципиально отличаются от записок Симеона?:) Я даже хотел добавить там в тексте, что многие современные путешественники на него очень похожи, но потом не стал, ибо эта проблема вечная:)