?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Конья - первая турецкая столица.
maximus101
Конья - один из древнейших городов на территории Турции. Люди начали селиться здесь еще в 4 тыс. до н.э., а в Чатал-Хююке, что находится рядом, даже в 7,5 тыс до н.э. Город существовал при хеттах, фригийцах, греках и римлянах. Греко-римский Икониум упоминается в Новом Завете, здесь проповедовали апостолы Павел и Варнава. По преданию, здесь родилась христианская святая Параскева-Пятница.
В 11 веке Икониум был захвачен турками-сельджуками, он получил новое название - Конья. В 12-13 веках Конья - столица Румского (Сельджукского) султаната. Город стал главным культурным центром государства сельджуков. Здесь жил Джалаладдин Руми, поэт и суфийский мистик, основатель ордена дервишей Мевлеви. В связи с этим, Конья до сих пор - крупнейший исламский религиозный центр.

Мечеть Алаадина Кейкубада (12 век) Старейшая мечеть Коньи, в ее внутреннем дворе находится мавзолей-усыпальница сельджукских султанов. Она имеет характерную для сельджукских мавзолеев шатровую крышу.




В Конью я прибыл из курортной Аланьи. Ехать там не очень долго - меньше 5 часов. Чтобы добраться от побережья во внутренние районы Турции, где находится Конья, автобусу нужно перевалить через хребет Тавр. Там может лежать снег даже летом.



Вид на хребет Тавр с севера. После горных серпантинов автобус спускается на равнину и делает остановку. Здесь можно оценить проделанный путь.



Местность в районе Коньи напоминает Среднюю Азию. Именно поэтому сельджуки выбрали ее в качестве столицы. К тому же район Коньи - это всетурецкая житница, здесь очень плодородная земля.
Жизнь здесь нетороплива как в любом провинциальном городе. Хотя население Коньи приличное - больше миллиона человек.
Считается, что Конья - город очень консервативный и религиозный, но мне показалось, что это несколько надуманно. Конья конечно не курорт, но особого религиозного фундаментализма, как пишут во многих путеводителях, я не заметил.



Я остановился в небольшой гостинице рядом с мечетью Шарафеддина. Дешевых гостиниц в городе много, все они расположены недалеко от комплекса Мевляны - главного центра туристического и религиозного паломничества в Конье. Небольшой номер с включенным завтраком я сторговал за 30 лир, стоит отметить, что питание в местных локантах тоже недорогое, я обедал всего за 6 лир.



Ниже, мавзолей Шарафеддина, совмещенный с мечетью. Таких шатровых мавзолеев в городе много. Все они построены из кирпича, за исключением каменных мавзолеев в бывшей цитадели Коньи на холме Алааддина.


Большая мечеть или мечеть Ала ад-дина в бывшей цитадели.


К сожалению, сейчас Конья потеряла все свои когда-то многочисленные оборонительные сооружения. Не осталось ни внешних стен, ни стен Цитадели. Интересно, что европейские путешественники видели крепостные стены Коньи практически в полном объеме еще в 19 веке. Сохранилось несколько рисунков сельджукской фортификации. Но потом все стены волшебным образом исчезли, и за короткий срок - уже к началу 20 века почти ничего не осталось.

Холм Цитадели Коньи в конце 19 века. Перед мечетью  видна одиноко стоящая башня - это все, что осталось от дворца сельджукских султанов.


Безусловно, город подвергался землетрясениям, которые много что разрушили, но надо отметить, что землетрясения в Малой Азии были всегда. Единственный, вытекающий вывод из этого, что турки сами уничтожили все крепостные сооружения и остатки других средневековых построек. Здесь проявляется интересный парадокс - турки полностью уничтожили свое собственное наследие, разрушив Конью - свою старую столицу в Малой Азии, но сохранили например византийские стены Константинополя....
Стоит отметить, что стены Цитадели в Конье, располагавшейся на холме, никому не мешали, там и сейчас нет никакой застройки - остался просто городской парк. Зачем они это сделали непонятно.



Большая мечеть - единственное уцелевшее сооружение на холме Цитадели. До нее здесь располагались византийские строения, которые частично вошли в состав мечети.
Мечеть строилась многими сельджукскими султанами, в несколько этапов. Поэтому сейчас внутри она представляет собой "сон безумного архитектора" - это почти хаотичное скопление стен, колонн и столбов. Все разнокалиберное, полы и потолки на разных уровнях, молитвенный зал, то сужается, то расширяется. Видно, что никакого четкого плана первоначально не было - каждый султан пристраивал что-то свое.









Главный михраб Большой мечети Коньи.


Во дворе Большой мечети располагаются два мавзолея. Тот который с конической крышей служил главной усыпальницей для султанов Рума. Кого хоронили в соседнем до сих пор неизвестно.



Собственно усыпальницей является подвальное помещение, это нижняя дверь на фото. Наверху располагалась молельная комната, где стояли просто надгробия.



Тюрбе-мавзолей, ставший местом погребения султанов сельджукидов, был первоначально построен для султана Калыч Арслана II в 1188 году мастером Юсофом ибн Абдул Гаффаром.
Здесь стоит отметить, что турецкая архитектура оказала большое влияние на сооружения Золотой Орды. Монголы заимствовали шатровые крыши именно у сельджуков. В Средние века подобные башенные шатровые мавзолеи стояли по Волге сотнями, но сейчас в России остался только один подобный мавзолей в Булгаре.



Само же происхождение шатровых построек в Азии покрыто туманом. Высказываются разные версии. Турки любят утверждать, что форма подобных мавзолеев происходит от тюркской кочевой юрты. Глядя на мавзолей Калыч Арслана такое вряд ли придет в голову, уж очень он высок для юрты. Есть мнение об армянском происхождении этих сооружений, так как по форме тюркские мавзолеи похожи на колокольни и главы армянских церквей, и строили их часто именно армянские мастера. Также правдоподобно выглядит "персидская" версия - тюрки позаимствовали форму своих погребений у зороастрийцев Средней Азии и Ирана.. В общем, тайна сия - велика есть:)

Захоронение восьми сельджукских султанов в Большой мечети, среди них покоится и Ала ад-Дин Кейкубад I - самый известный сельджукский правитель, давший свое имя этой мечети и курортному городу Аланья.


Внешние стены мечети, как всегда, это "крепость в крепости"..


На строительство мечети шли камни из византийских построек.


Этот кусок стены - все, что осталось от дворца султанов Рума. Турки спрятали его под замысловатой крышей.



Медресе Индже Минаре (1264 год). Сейчас здесь располагается музей резьбы по камню. О нем, также как о других музеях в Конье, я сделаю отдельные посты.


Фасад Индже Минаре - один из шедевров сельджукского "барокко".


Медресе Каратай (1251 год). Сейчас здесь располагается музей керамики.




Маленький мавзолей рядом с медресе Каратай.


Улицы Коньи.


Вторая старейшая мечеть в Конье - Ипликчи Джами, она была построена в 1202 году. По преданию в ней занимался медитациями сам Мевляна - Джалаладдин Руми.


Эта мрачное кирпичное строение чем-то напоминает византийскую базилику.






Османская мечеть Селимие, она находится рядом с комплексом Мевляны.








Мавзолей Исхак Паши




Поздняя османская мечеть Азизие Джами.




Мавзолей 1421 года внутри жилого квартала.




Портал мечети Сахип Ата Кюллиеси (1258 год). Когда-то этот портал украшали два минарета с обоих сторон.




Сахип Ата - одна из старейших деревянных мечетей в Турции.






Еще один шатровый мавзолей, принадлежавший визирю султана Кейкубада (1239 год)


На заднем плане огромная современная мечеть..


Продолжение следует....

Другие мои посты о Турции:
Аланья - морские ворота Сельджукского султаната.
Сельджукские "дворцы" торговых караванов.
Аланья. Замок на реке Алара.

Посты, посвященные Стамбулу:
Морские стены Константинополя.
Крепостные стены Константинополя
Музей Древнего Востока в Стамбуле.
Археологический музей Стамбула. Византия.
Достопримечательности района Лалели в Стамбуле.
Путешествие в Константинополь.

promo maximus101 february 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

Спасибо! Очень интересно!

Такая старина, как всегда, заставляет восхищаться и почтительно замирать.
А вот интересно, остались ли там древние строения, так сказать, жилого фонда? вот кроме мавзолеев, мечетей...

Как правило, жилые постройки нигде не сохраняются, так как для них используются менее долговечные материалы.

Видать дворец султана в Конье выглядел ужасно в глазах разбогатевших османов.

Это во многом правда:)

(Deleted comment)

Re: Спасибо за репортаж!

Пожалуйста:)

>>В результате нашёл мечеть с барельефами животных (!) (пороюсь в записях, найду название)

Возможно это было медресе Индже Минаре, там располагается музей резьбы по камню.
Существуют не только сельджукские изображения животных, но и людей))

Память постепенно стала возвращаться и я вспомнил,что был в Конье проездом в 1994г.Единственное,что запомнилось - это могила Мевланы.Там было 3-4 высоких камня,богато и со вкусом декорированных тканями,а сверху лежала чалма.
Время было шальное,интернета с википедией не было,и тогда я так и не понял,кто был Мевлана.

Продолжение будет про комплекс Мевляны, там единственно саму могилу запрещают снимать, а в музее рядом сколько угодно)

Потрясающе! Спасибо! Какая каменная резьба! Какие минареты с цветной облицовкой!
И как хороша и уместна лазоревая плитка на михрабах, и тем более на надгробиях. Пожалуй, из лучших надгробий, какие я видела.
Безумие внутреннего пространства Большой мечети на фотографиях не вполне очевидно, но угадывается. Что это за странные колонны на последнем (перед михрабом) снимке? Никогда такого не видела, чье это было изначально? Сероватые, с вертикальными полосочками посередине, завершающимися кокетливым таким "ласточкиным хвостом", или уж не знаю как это обозвать? Странность интерьера подчеркивают горизонтальные балки, которые выглядят совсем новыми и нужны, очевидно, чтобы это архитектурное сновидение не рассыпалось. Но и похожи на строительные леса, чем, наверное, довершают безумие места?
А как это, неизвестно, кого хоронили в мавзолее рядом с султанами Рума? Что за могила неизвестного султана? Могилы не сохранились, или они без надписей? Как такое получилось?
Шатровые мавзолеи забавные, как куличики в песочнице.
Буду очень ждать Ваших постов про музеи резьбы по камню и керамики.

Пожалуйста:)
Вот план Большой мечети в Конье, можно заметить, что это несколько сооружений сдвинутых вместе..


Столбы не знаю откуда. Но такого разнообразия колонн я нигде больше не видел - все разные и по размеру, и по форме.
Надписей во втором мавзолее действительно не сохранилось.
Надгробия я еще выложу в лучшем качестве, здесь фото плохое, так как я через мутное стекло снимал.

Спасибо, интересно, как всегда! Там где-то в километрах 200 Хаттуса была, наверное.

Пожалуйста! Да нет, Хаттуса дальше, она ближе к Анкаре. Из Коньи туда напрямую попасть нельзя.

Необычная Турция, спасибо. Дюже интересно!

Самая что ни есть обычная, Влад:)

Странная избирательность насчёт стен. Наверное стройматериалы понадобились, правда не понятно почему в Константинополе тогда не разобрали. Может там стены несли какие-нибудь военные или полицейские функции и в 20-ом веке?

Какие военные функции могут быть у византийских стен в 20 веке?:)
Полностью снесли стены еще во многих городах,например в Сивасе - еще одном крупном городе Румского султаната.Т.е. сейчас в Турции непосредственно сельджукская фортификация мало где сохранилась.

Большая мечеть действительно так похожа на Мескиту в Кордобе? А Селимие - это Мимар Синан?

Скорее нет, но предположение, что Синан был архитектором есть. В табличке на стене мечети Синан не упоминается.
Я думаю, что Большая мечеть вообще не похожа на Мескиту, Мескита имеет четкую планировку в отличии от..

Вообще, для меня белое пятно - эти внутренние районы Турции. Так что спасибо за просвещение.

А можно ли думать, что турки сносили старые стены своих городов из некоего просветительского комплекса: типа, почто у нас такие нецивилизованные, немодные, архаичные города? Если представить себе, что в довольно замкнутую страну проникали сведения о европейских стилях и модах, будоражившие воображение и желание равняться на продвинутую современность, притом что сведения о ней были скудны и отрывочны. Что-то вроде советских преувеличенных представлений обо всем западном. Допустим, местный градоначальник перестроить город по европейским образцам не в силах - ибо сплошной частный сектор, на перестройку несогласный; но хоть стены-то, стены-то можно снести, они ж государственные? А там разобьем парк, и будет практически как в Вене.
Опять же, в Москве стены Белого города разобрали в 18 веке, как помеху дорожному движению и развитию города. Вену назвала. Во многих европейских городах стены сносили, теперь они мало где есть, а были повсюду.

Такое может быть, но тогда в первую очередь снесли бы стены в Стамбуле)
Я потом выложу фото старой Коньи, там можно заметить, что она малость пустовата, частного сектора почти и нет...

Больше вопросов, чем ответов. О цельности, целостности, самостоятельности сложно говорить... персидское, армянское, византийское... Конечно, возникает впечатление, что строили из остатков того, что разрушали. Но вопрос и в том, сами ли строили? Вряд ли.