?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Китайские гробницы эпохи Тан.
maximus101
Самое известное захоронение эпохи Тан в Китае - мавзолей Цяньлин императора Гао-цзуна (628-683 гг.) в 80 км к северу от современного города Сиань. Добраться до Цяньлин из Сианя можно на туристическом автобусе №3, стартующем от Главного вокзала. Этот автобус после танских мавзолеев идет еще до храмового комплекса Фамень, я когда-то о нем загадки загадывал.





Принципиальное отличие императорских гробниц эпохи Тан от погребений прошлых династий, это отказ от строительства пресловутых китайский пирамид. Правители Тан хоть и обладали огромным потенциалом их империи, все же не стали испытывать судьбу и возводить огромные насыпные пирамиды-курганы, требующие больших затрат и капиталовложений. Для погребений они стали использовать естественные горы, в которых прорубались все помещения гробниц.
Фото из окна автобуса. Две сторожевые башни погребального комплекса Цяньлин.


Строительство стало занимать меньше времени, например основные сооружения мавзолея Гао-цзуна возвели всего за один год. Да, и природные горы выглядели внушительней любых творений рук человеческих - высота горы в которой находится мавзолей Цяньлин 1069 м над уровнем моря.

Гора Ляншань внутри которой находится усыпальница Гао-цзуна. Она имеет форму пирамиды, поэтому идеально походит под императорский мавзолей.


Вершина горы Ляншань


Вид одного из склонов. Этот склон любят демонстрировать разные уфологи, как доказательство рукотворности горы Ляншань:)


В мавзолее кроме императора похоронена его жена - императрица У-цзэтянь (624-705 гг.). Эта женщина сумела войти в историю, став первым китайским императором женского пола, в 690 году У-цзетянь провозгласила себя дочерью Будды и официально приняла титул правителя Китая. По сути, именно она возвела большую часть построек в мавзолее Цяньлин, так как эту гробницу мадам У строила и для себя тоже.
"Аллея духов"( шень лу)  в Цяньлин.


Фигуры зарубежных послов. Еще в древности им всем зачем-то отломали головы. Слева реконструированные башни ворот комплекса Цяньлин.


Императрица У прославилась многочисленными убийствами своих родственников. Многие ее жертвы, в частности, внучка - принцесса Юн тай, были погребены рядом с мавзолеем кровожадной бабушки ( о мавзолее Юн-тай рассказ чуть ниже)





Как и большинство императорских гробниц в Китае, мавзолей Цяньлин не вскрывается и не исследуется учеными. Была предпринята только одна попытка проникнуть внутрь в 1958 году. Тогда обнаружили нисходящий коридор, ведущий вглубь горы, но дальнейших изысканней не последовало.
В Китае принято чтить покой древних императоров, поэтому на исследования императорских гробниц китайские ученые идут с большой неохотой. Другое дело гробницы людей, имеющих более низкий социальной статус - захоронения наложниц, чиновников и прочих вскрываются регулярно. Именно из этих гробниц поступает основная масса артефактов в китайские музеи.
Ниже, общий вид мавзолея Цяньлин. Аллея духов и две сторожевые  башни. Раньше комплекс состоял из многих строений и был обнесен крепостной стеной.


Реконструкция погребального  комплекса Цяньлин.


Вид с горы Ляншань вниз на равнину. Серые стелы - это усыпальницы родственников и придворных императора. Многим хотелось упокоиться рядом с императорским мавзолеем.





Ниже фото мавзолея Цяньлин, сделанное в начале 20 века участниками французской археологической экспедиции. Надо сказать, что раньше комплекс выглядел запущенней, но и романтичней, китайцы большие мастера по превращению своих памятников в Диснейлэнд:)



Крылатый конь на аллее духов в Цяньлин.




Раскопки аллеи духов мавзолея Цяньлин в 1909-1918 году.




В комплекс Цяньлин входит множество сопутствующих погребений. Три усыпальницы, принадлежавшие членам императорской семьи были вскрыты и сейчас доступны для осмотра.
К сожалению, из-за недостатка времени я посетил только одну гробницу из трех. Это мавзолей внучки императора Гао-цзуна прицессы Юн-тай (684-701 гг.) .
Юн-тай в свои 17 лет славилась красотой, но это не помешало  бабушке, императрице У-цзитянь, отравить ее.
Видно, что мавзолей Юн-тай - классическая китайская пирамида-курган только небольшого размера.


Вентиляционные будки на фото имеют современное происхождение. Гробница была вскрыта в 1961 году и доступна для осмотра. Порой мавзолей посещают большие толпы туристов, поэтому есть необходимость в дополнительной вентиляции.
Нисходящий коридор усыпальницы Юн-тай.


Стены коридоров гробницы покрыты фресками. Судя по всему, это копии, оригиналы китайцы выпилили и отправили в музей Сианя.





Большая часть китайских гробниц имеет весьма простую планировку, это длинный коридор, спускающийся к двум камерам под землей. Первая камера служила для каких-то ритуальных целей, а вторая, сама усыпальница с огромным саркофагом. По бокам еще могут быть небольшие комнатки, где складировались многочисленные керамические фигурки людей и животных, предназначенные для сопровождения покойника в мир теней.



Все глубже и глубже...




Небольшая боковая комната для ритуальных предметов.


Первый зал в усыпальнице принцессы Юн-тай. Все камеры здесь имеют купольные потолки, которые плохо влезают в объектив.


Фрески гробницы Юн-тай считаются шедеврами живописи эпохи Тан.






Вход в погребальную камеру. Почему-то китайцы любили делать очень низкие потолки  в проходах гробниц. Видимо, они хотели заставить непрошеных гостей нагибаться и кланяться перед входом в усыпальницу.


Большую часть камеры занимает огромный саркофаг. В отличии от древнеегипетских саркофагов, китайские не выглядят монолитными. Возможно их спускали в камеру по частям, хотя может быть, что как и в Египте, саркофаг "закладывался" еще при строительстве усыпальницы, потом оставляли только маленький проход в камеру.



Стальные решетки, возведенные здесь нынешними китайцами по идее должны защищать древний саркофаг. Но непонятно от чего, ведь можно спокойно просунуть руку и нацарапать что-нибудь на камне, например. Такая решетка защищает от давления большой массы людей, но неужели китайцы думали проводить здесь массовые демонстрации:))

Саркофаг кажется лишенным каких либо украшений и росписей, но это не так. Он покрыт тончайшими рисунками, выгравированными на камне. В погребальной камере было плохое освещение, поэтому далее я привел примеры гравировки на аналогичном саркофаге эпохи Тан из мавзолея Янлин.



Китайский саркофаг - это часто копия настоящего жилого дома, поэтому у него такая же "черепичная" крыша, как и у большинства китайских построек.





Саркофаг занимает почти все свободное место в погребальной камере.


Путь наверх..


Саркофаг эпохи Тан, найденный на территории мавзолея Янлин, я писал о нем раньше.


Судя по всему, в времена Тан гробы были самых больших размеров, если сравнивать с другими эпохами. Хотя еще до н.э. во времена Чжоу известны огромные китайские саркофаги, но танские самые здоровые.



Весь саркофаг покрыт тончайшими еле различимыми  рисунками, основной сюжет - какие-то феи и растительные орнаменты.




Керамические фигуры, извлеченные из гробницы Юн-тай, они заменяли собой реальных людей, которые должны были сопровождать усопшего в потустороннем мире. Ранее я выкладывал фото этих фигурок из Музея провинции Шэньси












Другие мои посты, посвященные Китаю:
Пирамиды Китая
Музей провинции Шэньси в Китае. Эпоха варваров.
Музей провинции Шэньси в Китае. Эпоха Древних Царств.
Летние дворцы Пекина.
Виктор Сегален и его Китай.
Гробница Первого императора Китая
Мумии Китая.
Китайские гробницы династии Мин.
Великая Китайская стена - участок Цзиньшаньлин
"Лес пагод" монастыря Таньчжэсы.
Крепостные стены и башни Пекина.
Запретный Город в Пекине.

promo maximus101 february 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

Придворные бой-бабы на росписях :)

(Deleted comment)
В каком смысле успеваю? Вообще или за время пребывания в какой-то стране?:)
В Китае я был давно, год назад)

Укрупненный фрагмент росписи танской эпохи гробницы принцессы Юн-тай и рисунки на саркофаге, найденном на территории мавзолея Янлин - это высочайший уровень художественного мастерства и свободы. Большое спасибо!

Пожалуйста!Спасибо и Вам))

Спасибо. Очень интересно.

Там рядом с бедняжкой Юн-тай где-то недалеко
похоронен её супруг.

Керамические фигурки из её гробницы с какими-то почему-то не китайскими лицами... Почему?

Re: Спасибо. Очень интересно.

Так и правящая фамилия династии не ханьская - Тоба, т.е. они были по происхождению тюрки с возможной примесью прочих кочевых элементов. Кроме того, в танской элите было не мало согдийцев.

Скорее всего я что-то делаю не так, но во всех Ваших постах у меня обрезана правая часть фоток...может, посоветуете? Спасибо за рассказы - ооочень интересно!

Пожалуйста! Попробуйте покопаться в настройках браузера, иногда это помогает. Я зашел к Вам в жж во френленту и посмотрел на свой пост, у меня правая часть не режется:)

Здорово!
Спасибо

Спасибо, очень интересно!
А скажите, захоронение в горе, да еще конической формы - а это не было связано с каким-нибудь почитанием гор как священных мест? Тем более, если династия тюркская, у монголов это, насколько я понимаю, как раз есть?
Только я не поняла, почему склон что-то доказывает уфологам? если это посадочная площадка звездолетов, так ей лучше бы не быть наклонной, да еще так круто... В общем, мой ум не может постигнуть доказательства :(
Фрески великолепные, и гравировка на саркофаге.
А у первого крылатого коня очень несчастная морда


Почитание гор присутствует почти у всех народов, мне кажется это слишком общее мировоззрение.
Скорее горы были похожи на пирамиды, которые в Китае строили почти тысячу лет до эпохи Тан. При Тан решили использовать естественные горы, это проще, чем делать искусственные. Кстати, кочевые династии предшествующие Тан, например Северная Вэй, строили курганы-пирамиды, как и ханьцы. При этом скальные гробницы возводились китайцами параллельно с пирамидами-курганами, например гробницы на территории бывшего гос-ва Чу.
Уфологи и прочие фантазеры любят заявлять, что Ляншан - искусственная гора, которая возможно впоследствии использовалась дикими китайцами под свои гробницы. Тоже самое кстати утверждается и про египетские пирамиды и прочие памятники. Для этого выискиваются на горе более-менее ровные склоны, грани, что мол это не природа, а разумные существа строили:)

(Deleted comment)
С какими буклями?:)Несоответствием чему?:)

Коридоры гробницы Юн-тай чем-то напоминают пещеры Лавры...
Спасибо :-)

Спасибо! Самым интересным показались фрески, в одежде уже угадывается "национальный китайский стиль", но вот обувь, огромная с загнутыми носками, совсем противоположное тому, что мы увидим позже (я имею ввиду лотосные ножки). У вас на фотографиях это тоже видно, но вот, например, здесь, нагляднее http://www.metmuseum.org/toah/works-of-art/1978.345. Кстати, совсем другое платье (обратите внимание).
Не совсем поняла, это копии или оригиналы. То есть Вы пишите, что в коридоре "cудя по всему, это копии", но точно Вы не знаете (?) Кстати, какие там условия для туристов, там есть аудиогид или объяснялки, например, на английском?

Пожалуйста! Бинтование ног появилось скорее только при Сун, или в самом конце Тан, но это были единичные случаи. Китайский стиль - это очень своеобразное понятие, ведь Китай почти большую часть своей истории находился под управлением северных, как правило, кочевых династий.
Скорее это копии, я читал об этом. Это напрашивается и из состояния фресок, видны огромные соляные отложения. Реальные фрески не стали бы так гробить. Но у меня нет данных снимали ли китайцы фрески только частями или поменяли все сто процентов ( ведь это очень серьезная работа)
Там есть табличка и на английском тоже, ее даже видно на фото в конце коридора. Но там как правило не пишется ничего путного. А я имею привычку не пользоваться гидами и всякими рекламками-проспектами, возможно что-то есть, я не обратил внимания))
Было мало времени, и я допустил ошибку, мне не надо было ехать в Фамень, а больше внимания уделить именно гробницам.
С китайцами вообще все очень сложно, у них своя логика, не знаешь с чем столкнешься. Нужно быть очень внимательным. Там рядом с могилой Юн-тай стоят какие-то муляжи гробниц, я потерял на них время. Неизвестно по какому маршруту будет идти автобус, никто не говорит по английски, люди порой не могут разобрать даже КИТАЙСКУЮ карту с иероглифами:)))Таксисты не знают даже примерно о существовании каких-то достопримечательностей. Для того чтоб человек тебя понял надо повторять название раз 20 не меньше. Например, я спрашиваю идет ли автобус до Сианя, а они не могут понять, что значит слово Сиань:))Хотя автобус именно туда и отправляется))
Инфо вся путанная, вместе с реальными историческими объектами присутствуют кучи новоделов, и были и обратные случаи, совершенно дикие, когда я реальные сооружения принимал за новоделы:)

Действительно, что тратить силы на курган, пытаясь уподобиться Творцу? Забрал себе сразу гору - и всё! :)
И это завораживающее сочетание мощи и утонченности...
Ох, до чего мы разные, и как же это интересно!

Давно хочу побывать в Китае.
Журнал понравился, подписываюсь!

Bezumno interesno!
A Vi ne mogli bi podskazat gde naxodyatsya zaxoroneniya imperatorov epoxi jin v Pekine i kak do nix dobratsya? Ochen xochu posit)

Какой эпохи Цзинь, Цин?