maximus101 (maximus101) wrote,
maximus101
maximus101

Categories:

Библейский Арарат. Где он находился?

В библейской книге Бытия ковчег Ноя после потопа пристал к Араратским горам. Само слово "Арарат" происходит от термина "Урарту", которым ассирийцы называли древнее гос-во I тыс. до н.э. лежавшее к северу от Месопотами. Урарту погибло еще в начале VI века до н.э., но его имя продолжало существовать в библейских текстах как "Араратское царство", "Араратские горы" и т.д. Под Араратом в Библии понимались почти все северные высокогорные территории, поэтому выяснить более точное место пристанища Ноева ковчега затруднительно. Но мы попытаемся это сделать.

Ветхий Завет. Бытие
И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.

Гора Джуди-даг в Курдистане.
cudi-dagi.jpg

Только в сирийских и арамейских переводах Библии место пристанища Ноева ковчега конкретизировалось более детально. Вместо слова "Арарат" там употреблялось название "Карду", "горы Карду". Речь шла о горном районе Кордуены (Гордиены) - древней территории на севере Месопотамии, которая находилась восточнее реки Тигра и южнее реки Бохтан. В этих краях обитали воинственные племена кардухов, возможно родственных современным курдам.

О том, что остатки ковчега Ноя находились в горах Кордуены (Кордуйских) писали многие античные авторы. Одним из первых был вавилонский историк Беросс, живший в III веке до н.э. На его упоминания о ковчеге впоследствии ссылались другие авторы, например Иосиф Флавий в I веке н.э. Интересно, что жителей Кордуены Иосиф Флафий называл армянами, видимо это было связано со значительным расширением территории Армении во II-I веках до н.э., когда в состав Великой Армении входила не только Кордуена, но и более южные области Месопотамии. Поэтому Кордуену часто называли Арменией и Армянской страной. Соответственно, и Кордуйские горы тоже часто называли армянскими.

Иосиф Флавий
Это место армяне называют «местом высадки», и до сих пор еще туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега.
Говорят, что еще до сих пор сохранился в Армении на горе Кордуйской остаток от этого ковчега и что некоторые берут от него смолу, пользуясь ею в большинстве случаев как средством против заболеваний. Об этом упоминает также египтянин Иероним, написавший древнейшую историю Финикии, Минасей и некоторые другие.


Текст Беросса у византийского историка рубежа VIII—IX вв Георгия Синкелла
В наше время только маленькая часть корабля, остановившегося в Армении, остаётся лежать в Кордуйских горах в Армении, и некоторые ходят туда, соскабливают асфальт и держат его как талисман для удачи.

Гора Ноева Ковчега - Джуди даг в Курдистане.
Джуди даг.jpg 1.jpg

Наверно, одним из первых сблизил термины Арарат и Карду армянский хронист Фавстос Бузанд, живший в V веке. В его "Истории Армении" находится достаточно путанный рассказ о св. Иакове, епископе из Нисибина (ныне город на границе Сирии и Турции), который пытался подняться на гору Ноева ковчега в Кордуене (в тексте гавар Кордук). Фавстос Бузанд смешивал название Арарат (в тексте "гора Сарарад") и близкий по чтению термин Айрарат (Айраратская страна), и оба эти топонима он поместил в гавар Кордук (т.е. Кордуену). Видимо, подобное изложение терминов должно было означать, что гора Арарат и сам регион Арарат, т.е. Араратские горы, известные из Библии, находились именно в Кордуене. Здесь еще следует добавить, что нынешнюю гору Арарат армяне раньше так никогда не называли, эта гора в Армении (а теперь в Турции) носила название - Масис. И все ранние армянские авторы не связывали гору Масис с ковчегом Ноя.

Фавстос Бузанд
Иаков (Иаков Нисибийский), называвшийся Мудрым Персом, избранный Богом человек, оставил свой город для того, чтобы приехать и поселиться в армянских горах, на горе Сарарад, находящейся в пределах Айраратской страны в гаваре Кордук. Он был преисполнен христовой благодати, так что совершал знамения и чудеса. Он прибыл со страстным желанием сподобиться увидеть спасительный ноев ковчег, который после потопа остановился на этой горе.

В сирийском тексте "Пещера сокровищ", который приписывается св. Ефрему Сирину (IV век) появляется название населенного пункта рядом с горой Ноя - Теманон (Themânôn, "восемь"). Впоследствии, этот город рядом с горой Кардо будет часто упоминаться.

Пещера сокровищ
И Ковчег летал сто пятьдесят дней, и он пристал на горах Кардо (Kardô), в седьмом месяце, то есть в первом Тешри, в семнадцатый день его.
И когда они вышли, Ноах начал возделывать землю, и они построили город и дали ему имя Теманон (Themânôn) ("Восемь"), по имени восьми душ, которые вышли из Ковчега.




В тексте Корана впервые упоминается название, которое стали приписывать к конкретной горной гряде в Кордуене - ал-Джуди. Происхождение этого термина неизвестно, возможно Джуди - это видоизмененное Куди или Курди, т.е. все та же гора Карду.

Коран, 11:44
«И было сказано: "О земля, поглоти свою воду! О небо, перестань (литься дождём)!" Вода спала, и свершилось повеление (Аллаха). Ковчег пристал к аль-Джуди, и было сказано: "Да сгинут люди несправедливые!"»

В ранней византийской традиции также не сомневались, что горы Арарат находились где-то на границе Адиобены (ныне северный Ирак) и Великой Армении, которая включала в себя и Кордуэну (гавар Кардук).

Иоанн Малала (VIв.)
Иосиф и Евсевий Памфил, и другие летописцы утверждали, что горы Арарат находятся рядом с Арменией, между парфянами, армянами и адиабенцами, и ковчег остановился там.



Сирийский автор Агапий Манбиджский писал, что византийский император Ираклий во время своего похода на Персию (602—628 гг.) специально поднимался на гору ал-Джуди, видимо в знак уважения к пристанищу ковчега. Он же упоминал населенный пункт Саманин - Теманон (Themânôn) ("Восемь").

Агапий Манбиджиский (X век)
Потом Ираклий отправился в возвратный путь и остановился у деревни, именуемой Саманин. Это та самая, где остановился ковчег во время потопа в дни Ноя. И взошел на гору, именуемую ал-Джуди, и посмотрел на нее, на место ковчега, и взглянул на все четыре стороны. Потом он пошел в сторону Амида (ныне Диярбакыр) и пробыл там всю зиму эту.

Евтихий патриарх Александрийский (X век)
Ковчег оствановился на горах Араратских - это горы Джабал Джуди около города Мосул.

Руины несторианского монастыря на горе Джуди-даг, фото конца 19 века.
Джуди монастырь ковчега.jpg

В арабской традиции однозначно считалось, что ковчег пристал именно к горе ал-Джуди в горах Кордуены, что рядом с северным иракским городом Мосулом.

ал-Масуди (X век)
Ковчег пристал к горе ал-Джуди. Ал-Джуди гора в стране Масур, и распространяется до Джазират ибн-Омар, который принадлежит к территории ал-Маусил. Эта гора расположена в восьми фарсангах от Тигра. До сих пор видно место остановки ковчега, которое находится на вершине горы.

Иудейский путешественник Вениамин Тудельский (12 век) оставил интересное описание горы Ноева ковчега у реки Тигра, он не называл ее ал-Джуди, хотя по местоположению несомненно это была именно она. Видимо, он считал, что местоположение Арарата и так хорошо известно, чтобы специально конкретизировать. По Тудельскому второй арабский халиф Умар (634—644 гг.) якобы снял ковчег с горы и приказал сделать из него мечеть.

Вениамин Тудельский (12 век)
Далее два дня пути до города Гезир-бен-Омар, построенного на острове посреди реки Тигра, у подножия горы Арарата, на расстоянии в четыре мили от того места, где остановился ковчег Ноев. Омар ибн аль-Хаттаб снял ковчег с вершин двух гор и выстроил из него мечеть для измаильтян. Вблизи ковчега существует по сие время синагога Ездры Софера, куда в девятый день месяца ава приходят евреи из города молиться.

Руины строений на горе Джуди-даг.
Джуди руины.jpg

Представление о том, что именно в горах Курдистана (Кордуене) пришвартовался ковчег Ноя оставалось и позднее. Хотя европейская христианская традиция стала об этом забывать, так как уже много столетий Курдистан был исламским регионом, и факт того, что он когда-то входил в состав Армении тоже позабылся. Поэтому Арарат все чаще и чаще стали располагать на месте нынешнего, рядом с армянским католикосатом в Эчмиадзине и городом Ереван.

В 16 веке польский историк Матвей Стрыйковский писал, что корабль Ноя остановился опять же в Кордуене (Гордия, Кардия). Он даже упоминал термин "Лубар" применительно к Арарату, который появился только в одном апокрифе - "Книге Юбелеев". Это говорит о том, что Стрыйковский весьма серьезно изучал исторические источники.

«Хроника польская, литовская, жмойтская и всея Руси»
Где остановился корабль Ноя. А когда вода спала и показались вершины гор, ковчег остановился в Армении, на очень высокой горе, называемой Тавр (Taurus), а по Бероэсу Гордия (Gordieus), а по святому доктору Епифанию в стране Кардия (Kardienskiej) на горах, называемых Арарат и Лубар, где еще [сохранились] знаки, указывающие на [пребывание] этого корабля.

Ориганал статьи на моем канале Яндекс Дзен:
https://zen.yandex.ru/media/maximus101/bibleiskii-ararat-gde-on-nahodilsia-603fd2a80ea3ae5d4c60ff0b
Tags: Армения
Subscribe

  • Родина сербов Монголия?

    Еще в 19 века сербский исследователь Милош Милоевич предположил связь между кочевыми племенами сяньби и балканскими сербами. Китайцы не выговаривали…

  • Великая китайская стена и русское посольство в Китай в 17 веке

    Несколько отрывков из записок Избранта Идеса возглавлявшего русское посольство к Китай в 1692-1695 гг. В отрывках описывается пересечение посольством…

  • Создавали ли греки терракотовую армию китайского императора Цинь Шихуанди?

    Оказывается, что вокруг знаменитой китайской Терракотовой армии сейчас активно бурлит научная мысль - исследователи ищут греческие корни создателей…

  • Фото некрополя Сяохэ

    Хорошие качественные фото могильника Сяохэ в Китае, где нашли знаменитые мумии, в блоге китайского археолога. Внешний вид некрополя, найденные в…

  • Красавица из Сяохэ

    Проводил я тут виртуальную инвентаризацию доступных в гугле изображений таримских мумий. И заметил, что китайцы что-то сильно колдуют с ними. В…

  • Храмы и музеи Пинъяо

    Про китайский город Пинъяо я писал очень много, теперь заключительный пост. Сюда я сложил фотографии из многочисленных музеев Пинъяо, считается, что…

promo maximus101 february 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Родина сербов Монголия?

    Еще в 19 века сербский исследователь Милош Милоевич предположил связь между кочевыми племенами сяньби и балканскими сербами. Китайцы не выговаривали…

  • Великая китайская стена и русское посольство в Китай в 17 веке

    Несколько отрывков из записок Избранта Идеса возглавлявшего русское посольство к Китай в 1692-1695 гг. В отрывках описывается пересечение посольством…

  • Создавали ли греки терракотовую армию китайского императора Цинь Шихуанди?

    Оказывается, что вокруг знаменитой китайской Терракотовой армии сейчас активно бурлит научная мысль - исследователи ищут греческие корни создателей…

  • Фото некрополя Сяохэ

    Хорошие качественные фото могильника Сяохэ в Китае, где нашли знаменитые мумии, в блоге китайского археолога. Внешний вид некрополя, найденные в…

  • Красавица из Сяохэ

    Проводил я тут виртуальную инвентаризацию доступных в гугле изображений таримских мумий. И заметил, что китайцы что-то сильно колдуют с ними. В…

  • Храмы и музеи Пинъяо

    Про китайский город Пинъяо я писал очень много, теперь заключительный пост. Сюда я сложил фотографии из многочисленных музеев Пинъяо, считается, что…