maximus101 (maximus101) wrote,
maximus101
maximus101

Categories:

Древний Азербайджан. Какую территорию он занимал?

Самое ранее описание территории Азербайджана сделал греческий историк II века до н.э. Полибий. Он писал, что азербайджанцы, т.е. жители Атропатены (атропатии), живут рядом с народами, которые граничат с Черным морем. Полибий также уточнил, что на западе Атропатена (царство Артабазана) "господствует над Понтом" (Черным морем), а на востоке доходит до Гирканского (Каспийского) моря. Он писал, что Азербайджан (Атропатена) - это старое царство, которое сохранилось "от времен персов" (Ахеменидской империи), т.е. существовало еще до прихода греческих завоевателей Александра Македонского.

Полибий
Западными частями Мидия примыкает к так называемым атропатиям, а эти последние живут недалеко от народов, граничащих с Эвксинским морем (Черным морем).
Область Артабазаны (Атропатена), которая лежит подле Мидии, отделяясь от нее только промежуточными горами; некоторые части ее, что выше Фасиса (ныне река Риони в Грузии), господствуют над Понтом, и область доходит до Гирканского моря. В пределах ее живет народ воинственный, преимущественно доставляющий конницу и вообще имеющий достаток во всем, что требуется для войны. Царство это сохранилось еще от времен персов, ибо при Александре его проглядели.


Атешгях (бывший храм огня в Тбилиси)
IMG_9388.JPG

Анализ источников о древнем Азербайджане позволяет сделать вывод, что Атропатена - араб. Азербайджан, перс. Адарбадаган (территория проживания атропатиев (хранителей огня), была не только государством, но и культурно-религиозной областью, связанной с поклонением огню (др.перс атур/адар - огонь).
По пехлевийским текстам (Бундахишн) именно в северных областях Азербайджана находилась Благая страна ариев - Арьяна Ваэджа (Арийский прастор). Место зарождения зороастризма и его первичного распространения. Видимо, нужно думать, что это вероучение выделилось из более древних культов местных огнепоклонников. Поэтому, логично предположить, что изначальные идеи пророка Зороастра также входили в иранский культурный пласт древнего Азербайджана. В связи с этим, предположение о том, что распространение зороастризма в Передней Азиии повлияло в том числе и на обширность азербайджанской территории, не лишено оснований.

Руины зороастрийского храма огня в армянском городе Ани (ныне восток Турции).


Интересно, что впоследствии (уже в средние века) площадь территории Азербайджана видимо трактовалась из схожих соображений. Хотя к этому времени зороастрийское вероучение в Передней Азии почти полностью исчезло. Но осталось сильное влияние иранской культуры, которое и фиксировали средневековые авторы при описании земель Азербайджана. Например, у аль-Масуди.

аль-Масуди
Пределы территорий персидской нации обнимают области Джибаль, т. е. область Махат (Мидии) и другие, Адербейджан до Армении, территории Аррана и Байлакана до Дербенда, который называется также Баб-уль-Абваб.

Наиболее развернуто из всех средневековых авторов Азербайджан описал Йакут аль-Хамави, крупнейший историк и географ 13 века. Самым крайним городом Азербайджана на западе по Йакуту был Арзинджан (нынешний турецкий город Эрзинджан). Он также упоминает, что бывшая столица Кавказкой Албании - Барта (Партав), город Двин (что в 35 км от Еревана) и Нахичевань находились в крайних пределах Азербайджана.

Йакут аль-Хамави
«Словарь стран» («Муджам аль-булдан»)

Азербайджан — огромная страна и великое государство. Это в основном горный край, где много крепостей, безмерные богатства и громадное число фруктовых деревьев. Я нигде не видел столько садов и так много рек и источников, как здесь.
Границы Азербайджана тянутся от Барды на востоке до Арзинджана на западе.

Барда — город в самой дальней части Азербайджана, построен из жженого кирпича и известняка и находится равнине.
Давин (Двин) — город в области Аррана, в крайних пределах Азербайджана.
Нахджуван (Нахичевань), или как некоторые произносят Накджуван, — городок в крайних пределах Азербайджан


Название Азербайджан Йакут аль-Хамави связывал с именами Ноя (Нуха) и Бивараспа (Байварасфа) - легендарного иранского царя-дракона, по мнению армянских авторов, предка мидийцев. Йакут дает важное указание об отличии азербайджанского языка (азарийя) от других языков Ирана. Это свидетельство того, что атропатии (азербайджанский этнос) вплоть до 13 века продолжали существовать как отдельный народ, несмотря на многочисленные завоевания этой области.

Йакут аль-Хамави
«Словарь стран» («Муджам аль-булдан»)

Ибн ал-Мукаффа говорит, что Азербайджан был назван так по имени Азербаза ибн Ирана ибн ал-Асвада ибн Сама ибн Нуха, да будет мир над ним! Другие говорят, что имя происходит от Азербаза ибн Байварасфа. Некоторые полагают, что Азар означает «огонь» на пехлевийском языке, а байган — «сторож» или «хранитель огня» и таким образом слово означает «храм огня» или «хранитель огня», что ближе к истине, ибо храмов огня в этих краях было очень много.
У жителей Азербайджана приветливые, румяные лица и светлая кожа. Они говорят на языке азарийя, которого другие не понимают.




Ал-Истахри писал, что территория Азербайджана начинается от реки Тигр и окружает пределы Армении.

Ал-Истахри ( около 930 г.)
Граница Адербейджана: горная цепь, доходящая до крайнего предела Тарма и до Зенджана: потом касается она крайних пределов Динавера, далее тянется за Хулваном и Шагразуром, пока не приближается к Тигру, а затем окружает пределы Армении.

Другой западной оконечностью Азербайджана видимо нужно считать реку Тигр, как об этом писал ал-Истахри. И скорее всего озеро Ван. Так как город Ван, что рядом с одноименным озером, обозначен в пехлевийском тексте "Города Ирана" как район (иран. куст) Адурбадагана. В тексте также упомянуто, что город Ван был построен некоей иранской царицей "Ван, дочерью Гулахша (Валахш)" Видимо, это иранское осмысление поздних легенд об основании города Вана легендарной царицей Шамирам (например, у Мовсеса Хоренаци).

Города Ирана (Шахрестаниха-и Эраншахр)
Куст (район) Адурбадагана (Северный куст)
Город Ван был построен Ван, дочерью Гулахша (Валахш). Она вышла замуж за Кай-Кавада.

Интересно, что современная карта распространения тюркского азербайджанского языка почти полностью совпадает с территорией древнего Азербайджана (Атропатены, Адурбадагана).



В прикаспийской зоне в состав Азербайджана несомненно входил Муган/Мукан (иран. Страна магов) - Муганская степь и весь прилегающий район.  Также с большой вероятностью, в древний Азербайджан входил Апшеронский полуостров и район нынешнего города Баку. Об этом писал Абу Дулаф (X век), но я позднее раскрою этот вопрос подробней.

Абу Дулаф.
Вторая записка.

«Затем я возвратился в Азербайджан по горам до Мукана (Муканская степь в нынешнем Азербайджане). Я шел восемьдесят фарсахов под деревьями по берегу Великого моря Табаристана, пока я не дошел до места, называемого Бакуйа (Баку), принадлежащего к областям Ширвана.

Оригинал статьи на моем канале Яндекс Дзен:
https://zen.yandex.ru/media/maximus101/drevnii-azerbaidjan-kakuiu-territoriiu-on-zanimal-5f1474de9d868e4cbd62dd29

Читайте также:
Когда появился древний Азербайджан?
Где находилась Благая страна ариев - в Армении или Азербайджане?
Был ли Заратуштра азербайджанцем?
Tags: Азербайджан, Армения, Индоевропейцы, Иран
Subscribe
promo maximus101 february 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments