maximus101 (maximus101) wrote,
maximus101
maximus101

Category:

О священных царях Армении

После крушения государства Урарту на территории Армянского нагорья начали править загадочные цари из так называемой династии Ервандидов. На данный момент известно, что Ервандиды имели разное происхождение и нет доказательств, что они были родственниками. Эти правители Армении имели общность только по имени - Ерванд, и видимо все они были этническими иранцами. Первым Ервандидом, по мнению отца армянской истории Мовсеса Хоренаци, был некий Ерванд Кратковечный, правивший в VI веке до н.э. Другой Ерванд был персидским сатрапом Армении в IV веке до н.э. По происхождению он был сыном бактрийца Артасира и мужем Родогуны, дочери ахеменидского царя Артаксеркса II.

Загадочность Ервандидов проистекает из совершенно избыточной мифологической нагрузки, которой Мовсес Хоренаци снабдил самого последнего представителя этой династии, как правило им считают Ерванда IV. Он приписал ему основание города Ервандашат, куда была перенесена столица из более древнего Армавира, строительство Ервандакерта и религиозного центра Багаран (Города богов). Как я писал ранее в Армении также существовала крупная область с названием Ервандакан (Страна Ерванда). Возможно, Ервандаканом называли все царство Ервандидов.

س.jpg

Хоренаци изобразил царя Ерванда как мифического богатыря родившегося в паре с братом близнецом Ервазом от противоестественного соития их матери - "как Пасифая — Минотавра", если буквально, то от соития с быком. Тем самым, он уподобил Ерванда и Ерваза божественным близнецам (Ашвинам, Диоскурам и т.д.). Как правило, отцом всех подобных героев было верховное божество в образе какого-то тотемного животного (быка, лебедя и т.д.)

Мовсес Хоренаци
"История Армении"

На восьмом году Дария Последнего на престол вступает некий Ерванд, сын женщины из (рода) Аршакуни. В преданиях о нем рассказывается, что некая женщина из рода Аршакуни, телом огромная, с крупными чертами лица, похотливая, на которой никто не отважился жениться, родила двух мальчиков от противоестественного соития, как Пасифая — Минотавра. Мальчики подросли, и их назвали именами Ерванд и Ерваз. Ерванд, возмужав, выделялся храбростью и могучим телосложением. Своей скромностью и щедростью он привлекал к себе всех. И когда умер Санатрук, он единодушно был возведен на престол, однако без обряда коронования его мужами из рода Багратуни

В тексте подчеркивается, что Ерванда провозгласили царем без "обряда коронования". Т.е. Ерванд при всей своей божественности якобы не был полноценным царем. Для Хоренаци "правильной" династией была парфянская династия Аршакидов. И хоть Ерванд, по мнению отца армянской истории, тоже принадлежал к роду Аршакидов (по матери), его отцом был непонятно кто. Мать Ерванда у Хоренаци также имела какое-то монструозное обличье "телом огромная, с крупными чертами лица и похотливая". И больше походила на древнюю богиню.

Одно из самых ранних изображений Матери богов и божественных близнецов. Позднехеттский город Ацативадда (Каратепе, Восточная Турция), 8 век до н.э. Этот иконографический сюжет просуществовал еще тысячи лет без изменений. Например, в образе так называемых "Дакийских всадников"


Хоренаци упомянул, что Ерванд одним только свои взглядом мог раскалывать каменные глыбы.

Мовсес Хоренаци
"История Армении"

Говорят, у Ерванда был дурной, колдовской глаз. Поэтому при пробуждении на рассвете царские служители обычно держа­ли перед ним гранитные глыбы, которые, говорят, лопались от его ужасного взгляда.

Царь Армении Ерванд имел все признаки "священного царя" - он имел божественное происхождение, правил в паре с братом соправителем, одним своим видом (или взглядом) мог производить разрушения. Здесь уместно вспомнить параллель с хазарскими каганами. Как известно, священные каганы Хазарии имели соправителей (беков, шадов) и своим видом могли разгонять вражеские армии.

Абу Исхак аль-Истахри
«Книга путей государств»

Когда постигает их какая-нибудь великая опасность, то они выводят хакана; и как только увидит его кто-нибудь из Турок или соседних народов «кяфиров», тотчас же обращается в бегство, и никто из них не решается воевать с ним вследствие большого к нему почтения

При этом Мовсес Хоренаци не считал Ерванда "своим", в его тексте прослеживается некоторое пренебрежение к Ервандидам.
Имя Ерванд принято выводить из иранского авестийского - aurvant „быстрый, могучий". Также возможно иран. *rauavant - "богатый, роскошный". Происхождение имени брата близнеца Ерванда - Ерваза от иранск. *rauavaza - "приносящий богатсво" хорошо его дополняет.

Предполагаемое изображения царя Ерванда ахеменидского времени. Серебренный ритон из клада на холме Арин-Берд (Эребуни, Ереван). Фото википедия.


Армянский исследователь Ф.И.Тер-Мартиросов выдвинул гипотезу, что имя Ерванда может происходить от индоарийского бога Варуны. В языке ариев из Митанни имя Варуны известно в форме URUWANA, что близко иранскому имени Аруанд/Ерванд. В греческой транскрипции имя царя звучало как Оронт.
Допустимо предполагать, что название страны Ервандакан и города Еревана также восходят к имени арийского бога Варуны - Урувана/Ереван. Это еще одно подтверждение арийского происхождения названия нынешней столицы Армении. Ранее мы разбирали другие версии генезиса этого слова.

Интересно, что на одной греческой надписи из Армавира упоминаются в области Ервандакан сразу два царя - один носил имя Ерванд, а другого звали Митрой. Давно высказывается мысль, что Митрой мог быть соправитель священного царя. Возможно этот второй царь исполнял функции жреца, как об этом писал Мовсес Хоренаци. Он рассказывает, что Ерванд построил священный город Багаран (Город богов/алтарей) и назначил туда главным жрецом своего брата близнеца - Ерваза.

Мовсес Хоренаци
"История Армении"

Он построил отдель­но небольшой город, похожий на его собственный, на расстоянии около сорока стадий к северу, на берегу реки Ахурян, и дал ему название Багаран, что означает, что в нем собраны алтари. Он перенес все идолы, какие были в Армавире, и, построив храмы, назначил первосвященником своего брата Ерваза.

В Багаране Митра-Ерваз и нашел свою смерть после свержения власти Ерванда.

Мовсес Хоренаци
"История Армении"

Арташес велит Смбату отправиться в крепость Багаран, близ города Ерванда на реке Ахурян, дабы предать смерти Ерваза, брата Ерванда. Схватив его, Смбат приказывает привязать к его шее жернов и бросить в водоворот реки. Вместо него он назначает над алтарями близкого Арташесу человека, уче­ника некоего мага — толкователя снов, который по этой причине звался Могпаште

Золотой статер Ерванда I (Оронта I). Сатрапа Армении с 401 по 344 гг. Фото википедия.


Продолжение следует...

Ориганал статьи на моем канале Яндекс Дзен:
https://zen.yandex.ru/media/maximus101/o-sviascennyh-cariah-armenii-5ec0775909f92703ddb9f4b6

Читайте далее о тайнах арийской страны в Закавказье:

История арийского Еревана
Где находилась Благая страна ариев - в Армении или Азербайджане?
Был ли Заратуштра азербайджанцем?
Откуда пришли "вежливые" аланы?
Tags: Азербайджан, Армения, Ереван
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Когда первые тюрки пришли в Закавказье?

    Стойкость религиозных представлений зороастрийцев о противостоянии между ариями (иранцами) и хионитами (хьяона, хунну - тюркоязычными гуннами)…

  • Культ коня в древнем Азербайджане

    C I тыс. до н.э. повсеместно в Передней Азии появился культ бога всадника и культ лошади, как правило связанный с почитанием богов психопомпов -…

  • Ужасы цензуры Яндекса)

    Жалко, что старый добрый ЖЖ умер. Эх. К сожалению, Яндекс Дзен ему заменой быть не может. В ЖЖ можно писать о чем угодно. На Дзене опять…

  • Война русов с арабами в Дагестане

    В средневековой арабоязычной литературе русы часто сближались с хазарами. Вплоть до полного их отождествления. Возможно именно с этим связаны…

  • Европейские путешественники о средневековом Азербайджане

    О землях Азербайджана в средние века европейцы имели немного сведений. Связано это было с тем, что когда римские войска завоевали Армению, то его…

  • Древняя история города Баку

    Ранняя история Баку схожа с ранней историей Еревана. Оба города имеют названия, чья древность может уходить вглубь тысячелетий. При этом основаны оба…

promo maximus101 february 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments