maximus101 (maximus101) wrote,
maximus101
maximus101

Category:

Тюрки - исконные жители Закавказья

Упоминание тюрков в древнейших грузинских хрониках при описании самой ранней истории Закавказья (6-4 вв. до н.э.) ставило в тупик многих исследователей. На данный момент никаких однозначных выводов по этим текстам нет. Сам перевод слова "бунтюрки" доподлинно неизвестен. Наиболее адекватна версия трактующая "бунтурков" как "исконных и оседлых" жителей Закавказья и в частности территории Картли - исторических земель Грузии. Эта версия перевода в общих чертах согласуется с гипотезой существования прародины тюрок в Западной Азии, в том числе и в Закавказье. И самой этимологией слова "тюрки", несомненно родственного именам древних богов Малой Азии - хеттских Тархунта, Тарку/Тургу, армянского Турка/Торка.

Обращение Картли
Когда царь Александр обратил в бегство потомков Лота и оттеснил их в полуночную страну, тогда [он] впервые увидел свирепые племена бунтюрков, живших по течению Куры в четырех городах с их предместьями. [Это были]: город Саркине, [город] Каспи, [город] Урбниси и [город] Одзрахе, и крепости их: большая крепость Саркине, правительские крепости Каспи, Урбниси, Одзрахе.

Люди с птичьими головами и волчьими хвостами совершают возлияние в верхнем мире (мире мертвых). Деталь кубка из Триалети, II тыс.до н.э. По воззрениям древних тюрков умереть, это значит стать птицей. Этой теме я ранее посвящал отдельную статью.


Удивился Александр и разузнал, что были они потомками иевусеев. Ели все живое и не было у них могил — мертвых пожирали. Будучи [тогда] не в силах бороться с ними, царь удалился.

Тогда прибыло отделившееся от халдейцев воинственное племя хоннов, и испросило у владыки бунтюрков место под [условием платить] дань, и поселились они в Занави. И владели они им, [местом] за которое платили подать, и называется оно Херки.

Спустя некоторое время вернулся Александр, царь всей земли, разрушил эти три города и крепости, поразил и хоннов. А с городом Саркине воевал одиннадцать месяцев; расположился с западной стороны, насадил виноградник, провел оросительный канал из Ксани, и у истока канала поставил людей, и это место называется Настагиси. И потом взял Александр Саркине: сами [бунтюрки] оставили и удалились.

И держал при себе царь Александр сына царя Ариан-Картли Азо, и дал ему в резинденцию Мцхета, назначив границами Эрети, Эгрисцкали, Армению и Црольскую гору, и ушел.

Е.С. Такайшвили. Обращение Грузии. Тбилиси. Мецниереба. 1989

Названия тюркоязычных этносов в грузинских хрониках применялись к разным народам древности. В хрониках "Обращение Картли" и "Жизнь картлийских царей" упоминаются турки, бунтурки, хазары и хонны (гунны). Контекст каждого употребляемого этнонима нужно рассматривать отдельно. Видимо, в хазарах (Хазарети) следует видеть скифов-иранцев, которые в 7 веке до н.э. создали на Кавказе крупное гос.объединение (Ишкуза), несомненно средневековый Хазарский каганат послужил основой подобного анахронизма.

Несколько сложнее объяснить "отделившееся от халдейцев воинственное племя хоннов", т.е. гуннов, которые поселились в еврейском квартале (Занави) Мцхеты - древнейшей столицы Грузии. Здесь может идти речь об иудеях наводнивших Закавказье после бедствий постигших их на родине (захват Иерусалима Навуходоносором в 598 г. до н.э. и т.д.) Грузинские хронисты могли назвать иудеев гуннами, зная о существовании гуннов, принявших иудаизм в Хазарском каганате. Правда, об иудаизации Хазарии мог знать только Леонти Мровели, живший в XI веке, но он в своей хронике "Жизнь картлийских царей" иудеев так и называет - иудеями. О евреях-гуннах писал анонимный автор "Обращения Картли". Эта старейшая грузинская хроника была составлена в VII вв., что несколько рановато для иудаизации Кавказа. Но в целом такая версия приемлема.

"Жизнь картлийских царей"
В ту же пору явились турки, обращенные в бегство тем же Кайхосро. В количестве двадцати восьми домов переправились они через море Гургенское и вверх по Куре пришли во Мцхету. Обратились они к домовладыке Мцхеты, прося помощи против персов. Домовладыка Мцхеты оповестил об этом всех картлийцев. Изъявили 80 они желание подружиться с турками, ибо были в страхе перед персами. С целью взаимной помощи объединились они с пришельцами-турками и ввели их во все города.

Однако большинство их [«турок»] облюбовало себе к западу от Мцхеты одно место, глубоко высеченное в скале, и выпросили его у мцхетского домовладыки. Тот уступил, и они обстроили его, обвели мощной оградой, и стало Это место называться Саркине.

Жили сии турки в согласии с картлийцами, и в ожидании персов [совместно] укрепляли они крепости и города. В ту пору откуда бы ни являлись гонимые, будь то из Греции или Сирии или Хазарети,— все они вступали в дружбу с картлийцами с целью помочь им [в борьбе] против персов.

С тех пор миновали многие годы. Когда царь Новуходоносор пленил Иерусалим, то бежавшие оттуда иудеи пришли в Картли и попросили у мцхетского домовладыки земельный надел. Выделил им [место] и поселил у реки Арагви, которое называется Занави.


Гора Багинети (от иранск. бог, боги - гора Богов), у подножия которой располагался священный город Армази (Мцхета) - первая столица Грузии. Руины Армази и сейчас можно наблюдать на склонах горы Багинети.
IMG_9983.JPG

Но кем могли быть многочисленные турки и бунтурки (оседлые или турки копьеносцы)? У Мровели в "Жизни картлийских царей" турки явились в Картли откуда-то с востока в количестве 28 родов. Это видимо во многом авторская попытка объяснить самому себе появление неких турков (бунтурков) в более раннем тексте "Обращения Картли". Нужно заметить, что попытка сама по себе интересная, ибо турки у Мровели переплывают (!!) Каспийское море - "переправились через море Гургенское", и подымаются вверх по реке Куре (несомненно на каких-то плавсредствах). В целом их поход чем-то напоминает историю завоевания Азербайджана русами в 944 году, которые тоже поднялись по Куре до города Бердаа.

Но все же важно помнить, что Мровели только переписывал и дополнял "Обращение Картли". Исходный текст свидетельствует, что турки (бунтурки) были оседлыми, и что очень важно исконными жителями Грузии. Именно так они представлены в "Обращении Картли". Бунтурки - жители древнейших городов на территории Грузии - Саркине, Каспи, Урбниси и других. Существование этих городов в 7-6 вв. до н.э. подтверждается археологически. О том, что под бунтурками Леонти Мровели подразумевал именно тюркоязычные племена, говорит сопоставление их с кипчаками, хорошо знакомых автору.

Леонти Мровели. Жизнь картлийских царей.
И, видя этих насельников вокруг той реки Куры, жестокие языческие племена, каковых мы называем бунтурками и кипчаками

Е. С. Такайшвили считал, например, что бунтюрки (он писал бунтурки) — это тюрки-копьеносцы, т. к., по мнению ученого, «бун» армянское слово, означавшее рукоятку копья. В современной специальной литературе предпочтение отдается интерпретации, предложенной М. Броссе, по которой указанный этноним следует понимать как «коренные, истинные тюрки» (Вrоssеt М. Histoire de la Georgie, I partie, 1849, p. 30—33; см. также Меликишвили Г. А. К истории древней Грузии. — Тб., 1959, с. 125
Слово «бун» помимо указанного значения имеет и значение «оседлость»— мквидри (см. Абуладзе И. В. Словарь древнегрузинского языка. — Тб., 1973., с. 37). Для данного случая именно это значение кажется наиболее подходящим. Во-первых, по контексту, бунтюрки, действительно, являются оседлыми — они живут в городах. Кроме того, во второй половине V века, когда было составлено «Обращение Грузии», тюркские племена в основном могли быть известны как кочевники (см. Еремеев Д. Е. Этногенез турок. — М., 1971)

Е.С. Такайшвили. Обращение Грузии. Тбилиси. Мецниереба. 1989

Интересно название главного города бунтурков - Саркине. Его как правило пытаются переводить с грузинского как "Место железа". Но более вероятной здесь видится непосредственно тюркская версия. Название Саркине чрезвычайно схоже с известным хазарским топонимом Саркел (Светлая/Солнечная крепость), также с "землей Саровой"(Солнечной страной) из болгарских сказаний, оттуда должны были придти одноглазый каган Оделян и Михаил-каган - предвозвестники конца света, имевшие большое сходство со скандинавским Одином. Особенную актуальность подобной гипотезе придает присутствие в сюжете о бунтурках Александра Македонского - важнейшего действующего лица христианской апокрифической литературы. Именно в Солнечном граде впервые встретил Александр народы Гог и Магог, которые в средние века чаще всего ассоциировались именно с тюрками.

Антропоморфное изваяние III в. до н.э. из Музея археологии в Баку.
IMG_1107.JPG

Для понимания генезиса бун-тюрков в "Обращении Картли" есть важное дополнение. Александр Македонский узнал, что "были они потомками иевусеев". Т.е. библейского народа, основавшего город Иерусалим. Изначально святой город назывался именем связанным непосредственно с иевусеями.

Книга Судей Израилевых
и пришел к Иевусу, что ныне Иерусалим; с ним пара навьюченных ослов и наложница его с ним.
Когда они были близ Иевуса, день уже очень преклонился. И сказал слуга господину своему: зайдем в этот город Иевусеев и ночуем в нем.


Иевусеи в Ветхом Завете - это исконное население Ханаана, завоеванное пришельцами евреями под предводительством Иисуса Навина. Иевусеи имели смешанное происхождение. Видимо в их состав входили семиты, хетты, хурриты и может быть кто-то еще.

Книга пророка Иезекииля
И скажи: так говорит Господь Бог дщери Иерусалима: твой корень и твоя родина в земле Ханаанской; отец твой Аморрей, и мать твоя Хеттеянка

Исконность иевусеев в Ханаане в сравнении с евреями перекликается по сюжету "Обращения Картли" с исконностью турков (бун-тюрков - исконных тюрков) в Грузии. Поэтому, под бунтурками видимо следует понимать какое-то древнее тюркоязычное население Закавказья. Впоследствии, переселившееся в северные земли.
По тексту "Обращения Грузии" на смену древним туркам в центральную часть Грузии пришли выходцы из Ариан-Картли (Арийская Картли). Слово Ариан здесь имеет явное родство с названием Аран (Арран, Кавказская Албания). Уже давно высказываются идеи о том, что Аран и Ариан-Картли (затем Атурпатакан, Азербайджан) - это поздние варианты названия священной страны ариев - Арианам-Ваэджа (Арийский простор). В этой местности родился знаменитый пророк Заратустра и было создано зороастрийское вероучение. О чем я писал ранее.
Несомненно, что именно арии из Ариан-Картли основали в III веке до н.э. на обломках империи Ахеменидов первую царскую династию в Грузии - Фарнавазидов. Все ее представители без исключений носили иранские имена.

Оригинал статьи на Яндекс Дзен:
https://zen.yandex.ru/media/maximus101/tiurki-iskonnye-jiteli-zakavkazia-5e1f1e36dddaf400b2810e74

Читайте о древней истории Закавказья:
Где находилась прародина тюрок?
Был ли Заратуштра азербайджанцем?
Одноглазый бог из Асгарда
О происхождении этнонима Турк/Тюрк
Tags: Азербайджан, Грузия, тюрки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ТОМИРИС

    А ведь могли и в Азербайджане этот фильм снять. Все же у Азербайджана на массагетов явно больше исторических прав, чем у казахов. Но, наверно хорошо,…

  • Откуда пришли цари Армении?

    Первую правящую династию в Армении принято называть Ервандидами. Уже давно доказано, что эти правители не были родственниками и происходили из разных…

  • Фракийский всадник - кто он?

    Этим кабинетным именем называют изображения всадников на вотивных предметах или же надгробиях с территории древней Фракии (северо-восток Балканского…

  • Священные цари Армении и боги Урарту. Какая между ними связь?

    Имена царей правивших на территории Армянского нагорья до н.э., это почти единственная информация, дошедшая до нашего времени. Много это или мало?…

  • Перун - великая богиня древнего мира

    Повторение отрывка из моего старого поста по Великую Мать богов. Я несколько расширил перечень Перунов женского пола и сделал из него отдельный пост…

  • О священных царях Армении

    После крушения государства Урарту на территории Армянского нагорья начали править загадочные цари из так называемой династии Ервандидов. На данный…

promo maximus101 february 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments