?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Как Русь принимала ислам
maximus101
По арабским источникам известно, что после 912 года какая-то часть русов (или все сразу) приняли ислам. Тогдашний правитель руси носил титул (или имя) Буладмир, созвучное с именем кагана Владимира Святославича. В арабских текстах буладмир - это именно титул, такое же как каган у тюрок.
На данный момент сложно сказать, почему этот титул так похож на имя Владимира Святого. Но несомненно, что обозначенный факт принятия русами ислама, не мог быть связан со знаменитым рассказом из "Повести временных лет" о выборе веры. Ибо этот книжный рассказ был полностью заимствован из более ранней литературы (хазарской или византийской). Точно также "выбирал веру" каган Хазарии - он спрашивал, какая вера лучше у мусульманских, христианских и иудейских мудрецов.
Соответственно, рассказ о принятии русами ислама есть оригинальная, а не заимствованная информация.



Также интересно сообщение о крещении русов в 912 году. Как известно впервые русь крестилась в 860 годах после похода на Константинополь (возможно под руководством Аскольда и Дира). В связи с этим к началу X века уже значительная часть русов могла исповедовать христианство, как пишет Мухаммад Ауфи. Но неизвестно, какие русы стали христианами в 912 году.

Мухаммад Ауфи
Русы живут на одном острове среди моря; как в длину, так и в ширину остров простирается на три дня пути. На том острове есть деревья и леса; он со всех сторон окружен морем. Они постоянно занимаются разбоем и знают только одно средство добывать себе пропитание — меч. Если кто-нибудь из них умрет и после него останутся сын и дочь, то все имущество отдают дочери, а сыну не дают ничего, кроме одного меча, и говорят ему: "Твой отец добыл себе имущество мечом".

[Так было до тех пор,] пока они не сделались христианами в 300/912-13 г.; приняв христианство, они вложили те мечи в ножны. Так как они не знали другого способа добывать себе пропитание, а прежний был [теперь] для них закрыт, то их дела пришли в расстройство, и жить им стало трудно. Поэтому они почувствовали склонность к религии ислама и сделались мусульманами; их побуждало к этому желание получить право вести войну за веру. Они отправили послов к хорезмшаху; послов было четверо, из родственников царя, правившего вполне самостоятельно и носившего титул буладмира, как туркестанский царь носит титул хакана, болгарский — титул владаваца. Когда послы пришли к хорезмшаху, он очень обрадовался их желанию принять ислам, пожаловал им почетные подарки и отправил одного из имамов, чтобы научить их правилам ислама. После этого они все сделались мусульманами.


Они совершают походы на отдаленные земли, постоянно странствуют по морю на судах, нападают на каждое встречное судно и грабят его. Могуществом они превосходят все народы, только что у них нет лошадей; если бы у них были лошади, то они приобрели бы господство над многими народами.

Так как в рассказе присутствует сюжет об "Острове русов", можно предположить, что речь идет о какой-то группе руси, не связанной с Киевом. Наиболее вероятно, что упоминаются русы Арсании, обосновавшиеся в IX веке на территории нынешней Рязанской области. Этот район Средней Оки был наиболее приближен к территориям государств, где была распространена исламская религия (Волжская Булгария, Хорезм).

0_1ff550_208179d6_orig.jpg

В середине X века после походов Святослава на Хазарию началась активная экспансия исламских газиев (араб. «газа» — воевать) на территорию Руси. Ранее продвижение исламских войск на земли заселенные славянами столетиями сдерживал Хазарский каганат. После разорения Хазарии воинами Святослава в 960-х годах, исламские армии стали без особых проблем проникать за Волгу и видимо далее по Оке. Об этих походах за рабами (сакалиба) на Русь писал Ибн Хаукал. Он уточнял, что наиболее активное участие в нападениях на славян принимали воины из Хорасана - Северного Ирана и Средней Азии. Они нападали на восточных сакалиба (славян) со стороны Волжской Булгарии, т.е. со Средней Волги.

Ибн Хаукал
Славяне — род из потомков Яфета, страна их — обширный прямоугольник. У воинов Хорасана, со стороны булгар, с ними связь. Но когда их (славян) уводят в плен там, их мужское достоинство еще сохраняется, не отражаясь на их здоровье.

Часть их страны по длине берут в плен хорасанцы и смежные [народы], а северную часть полонят андалусийцы, со стороны Галисии, [страны] франков и Ломбардии (...).


Можно предположить, что русы Арсании приняли ислам под влиянием внешних обстоятельств. Несомненно, что постоянное давление со стороны Киевского государства заставляло русов Волжского торгового пути искать каких-то союзников. До своего краха в 960-х годах таким союзником Арсании мог быть Хазарский каганат. Русы служили в хазарских армиях и принимали активное участие в нападениях на территорию Халифата. После разгрома Хазарии и постоянных походов киевлян на Арсанию (походы Святослава на вятичей 965 г.), русы могли попробовать заручиться поддержкой в исламском мире. Поэтому направили своих послов в Хорезм с целью не только объявить о своем желании принять ислам, но и получить военную помощь. Видимо, нападения хорасанских армий на восточных сакалиба (славян) зафиксированные Ибн Хаукалем и стали иллюстрацией военного союза между Арсанией и исламским миром.

1-67.jpg

С другой стороны, ни одна мировая религия не могла утвердиться где-либо в одночасье. Как правило, и христианство, и ислам постепенно вливались в местные культуры. Хорошо известно, что ислам стал очень популярен в Хазарском каганате в последний век его существования. И вполне возможно, что на Русь ислам попал существенно раньше краха Хазарии. Ибн Фадлан, посетивший Волжскую Булгарию в 922 году, оставил сообщение о том, что какая-то часть русов исповедовала ислам уже в его время. Это сообщение сохранилось в текстах персидских историков Амина Рази и Ахмеда ат-Туси.

Амин Рази
Мясо свиньи они(русы) чрезвычайно любят. Некоторая группа из них, которая украсилась одеянием ислама, также проявляет страстное желание предаваться свиному мясу.

Вполне вероятно, что уже в 922 году какие-то русы были мусульманами. В это же время ислам стал официальной религией Волжской Болгарии. Но маловероятно, что ислам попал на Русь из нее, так как болгары для этой цели строили отношения с Багдадом, в то время как русы отправили послов в Хорезм. Проще предположить, что ислам приникал к русам постепенно в течении IX-X вв. Русь воевавшая в армиях Хазарского каганата, а также русские торговцы, вполне могли перенимать ислам у местных жителей и купцов из арабского мира. Пока правитель русов Буладмир не отправил уже официальное посольство в Хорезм.

В 1255 году Гийом де Рубрук упомянул распространение ислама среди мордвы-эрзи. Считается, что мусульманство пришло к мордве из Волжской Булгарии, но подтверждения этому нет. Вполне можно допустить, что эрзяне, будучи основным этносом в Арсании, стали мусульманами вместе с местными русами еще в X веке. Что может быть еще одним подтверждением предположения о том, что ислам приняла русь именно в Арсе (Арсании, ал-Арсанийа) на Средней Оке.

Гийом де Рубрук
«Эта страна за Танаисом очень красива и имеет реки и леса. К северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно : Моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах.
В изобилии имеются у них свиньи, мед и воск, драгоценные меха и соколы. Среди них живут другие, именуемые Мердас, которых латины называют Мердинис, и они — сарацины (мусульмане). За ними находится Этилия (Волга)»


Читайте о тайнах Русского каганата:
Арса - древняя страна русов
Русы на службе у хазар
Каган - правитель русов
Остров русов и Рязанское море

Posts from This Journal by “Русский каганат” Tag

  • Где жили русы?

    Для арабских авторов место обитания русов - берега реки Волги и какой-то остров, находящийся предположительно рядом с хазарами и аланами. Русы по…

  • Волжская Булгария и Яндекс Дзен

    Кто бы мог подумать, что такой важный туристический объект Татарстана как Болгар почти полностью лишен вменяемой транспортной доступности. На Яндексе…

  • Завоевание русами Азербайджана

    Рассказ о попытке завоевания русами города Барда - столицы исламского Закавказья в 944 году. Русы смогли захватить город по одним сведениям на 6…

  • Остров русов и Рязанское море

    Весенние разливы рек Оки и Трубежа являются для города Рязани бедствием даже сейчас. Но ранее их масштабы были куда более значительными. На фото…

  • Русы на службе у хазар

    Многочисленные упоминания арабскими хронистами русов в Хазарском каганате не оставляют тени сомнения в том, что значительная часть русов проживала на…

  • Арса - древняя страна русов

    Это рассказ о легендарной стране русов - Арсании (Арса, Артаб), известной по арабским источникам, ныне это район средней Оки в Рязанской области.…


promo maximus101 february 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

  • 1
Никаких доказательств, что все русы приняли ислам не существует. Часть какая-то — да, приняла. Но не внутренне, а по известным геополитическим причин того времени.
«Одеянием ислама» — как раз об этом и говорит. Русы были разными и жили в разных местах на обширных территориях, как, впрочем, и многочисленные славянские племена. Протогосударственных образований тоже было несколько, разные «Руси» отражены в письменных источниках.
Судя по всему, в представленных цитатах речь идет о русах и славянах-вятичах, живших рядом с мордвой и Волжской Булгарией. Те русы и славяне, которые жили на Волге и ходили по волжскому торговому пути - были кровно заинтересованы в ситуативном внешнем принятии ислама. Это не чинило препятствий в торговле с восточными государствами, со Средней Азией.
Булгары старались склонять в свою веру сопредельные племена и народы. Известно, что на их территории жили славяне, принявшие ислам.
Не было единой нации русов и славян, как и не было единого и неделимого государства. По факту до возвышения Московского царства все было разнообразным, неоднородным, разным протогосударственным образованиям приходилось воевать друг с другом и сосуществовать.
Это вроде бы прописная истина, но я часто замечаю за исследователями крайности в выводах о том периоде. Найдут несколько цитат из одного понравившегося источника и начинают делать широкие обобщения. Упоминаются русы-мусульмане — значит все русы приняли ислам. Это неправильный подход.

Edited at 2019-09-11 05:04 pm (UTC)

Никто и не говорил, что "все русы приняли ислам".
А где вы это прочитали?

О.Прицак считал, что ислам принял именно каган Владимир Святославич в Новгороде, т.е. основная ветвь руси - Рюриковичи. Естественно, отрицать этого нельзя, но я больше склоняюсь к тому, что приняли ислам в Арсании. Признаков этого больше. Ибн Фадлан видел на Волге скорее всего русов Арсании, как думал еще Монгайт. Соответственно, информация Фадлана о русах-мусульманах относилась именно к ним.

Сакалиба Волжской Болгарии не были славянами. Это миф. Сакалиба - термин, которым арабы называли почти все народы на севере, если не возможно было точнее определить их этническую принадлежность. Сакалиба могла быть мордва, балты, булгары и прочие.

Edited at 2019-09-11 05:34 pm (UTC)

Тут с Вами не согласен. Этот вопрос специально исследовал Мишин в книге «Сакалиба (славяне) в исламском мире в раннем средневековье» и пришел к выводу после анализа источников, что сакалиба называли преимущественно славян. Мифом, вернее ошибкой, как раз считается версия о том, что сакалиба называли все народы на севере. Зиждется она всего-навсего на одном источник — Ибн Фадлане, вернее на его ошибке. Мишин подробно её разобрал в этой книге.
ад-Димашки, например, считал, что население Волжской Булгарии составляли тюрки и ас-сакалиба.

"Преимущественно славяне" и просто славяне, это не одно и тоже. Собственно, Мишин об этом и писал, что могли быть и другие. Ошибок у арабских авторов было тьма. Поздние авторы путали все народы. И именно Мишин об этом писал.
При этом, действительно, фантастики у него хватает. Тот же отрывок из Ибн Хаукала о набегах хорасанцев на Русь он трактовал исключительно в "славянском" уклоне, т.е. он писал, что якобы мордва пропускала воинов ислама через свои земли, чтобы они могли захватывать только славян. Само собой никаких источников этих фантазий нет. Наверно таким образом Мишин пытался между строк дать понять читателю о существовании исламской Арсании в Рязанской области - в этом случае, такие нападения были бы возможны:)
Ад-Димашки поздний автор 14 века. Мишин, на мнение которого вы сослались, специально указывал, что поздние авторы путали все и всех.

Сакалиба-сакланы - это не только славяне, но и аланы-массагеты. Древние авторы не всегда разделяли славян и алан. Тот же Приск писал: Образ жизни [их] грубый и неприхотливый, как и у массагетов, и, как и те, они постоянно покрыты грязью, — впрочем, они менее всего коварны и злокозненны, но и в простоте [своей] они сохраняют гуннский нрав.

Под массагетами Приск понимал именно алан или масгутов Заволжья, которые были ранее ираноязычными массагетами, но сменили язык на тюркский и частью пришли с гуннами в Европу.

И вообще славян в начале эры называли скифами, поскольку жили на территории скифов Геродота. Входили в скифский союз племен. Сначала как невры, а потом как роксоланы-россомоны-бужане.

Ревксинаалы (роксоланы) Тасия помогали скифам Палака в битве с Диофантом.

Edited at 2019-09-14 11:54 am (UTC)

>>>Сакалиба-сакланы - это не только славяне, но и аланы-массагеты

Сакалиба - арабский термин, которым называли славян и северные народы. Аланы жившие на Кавказе к ним не относились. Тем более ни славяне, ни сакалиба не имеют ничего общего с племенами массагетов.

>>>Древние авторы не всегда разделяли славян и алан.

Прежде всего, древние авторы ничего не знали о существовании славян. Первое упоминание склавинов - 6 век. И совсем не факт, что склавины именно славяне, это только предположение.

Славяне не имели ничего общего со скифами, ибо жили в другое время.

Как быть со ставаннами и суобенами Птолемея?

< Славяне не имели ничего общего со скифами, ибо жили в другое время.

Тогда в каком углу они прятались? Или инопланетные пришельцы?

В лесах видимо как всегда. Прародина славян - юг Польши, Белоруссия, это лесные зоны все. Славяне вышли оттуда видимо при посредстве тюркских кочевников - гуннов, авар, которые зачистили всех германцев в Восточной Европе, тем самым они освободили земли для славян. Соответственно, произойти это могло только в 5-6 веках, как раз это время упоминания первых славян.

Ставанны и суобены - банальные совпадения, коих великое множество.

Вот я и говорю, что ты с математикой не дружишь. А знал бы ТеорВер, то остерегся бы говорить о банальных совпадениях, потому что вероятность случайного совпадения низка. Расскажи, пожалуйста, о великом множестве совпадений - хотя бы пару примеров, чтобы это не было пустословием.

Др.-инд. stavāna, иран., авест. stavana — ‛хвалимый’ (причастие от др.-инд. глагола *stauti, авест. staoiti ‛хвалить, славить’)[1]; родственно аккадск. tanattu ‛слава, хвала’, tanittu ‛(hymn of) praise’. Про ставанов (Σταυανοί) Птолемей сообщает, что они граничат непосредственно с аланами. https://trueview.livejournal.com/120713.html

Птолемей - грекоязычный автор и написать ему Слобеной - нонсенс. Либо вставную "к" добавить, либо "л" опустить. Правила греческого языка. Потому они склавены, а не славены.

Арсания - Литва с Прибалтикой. Булгары там мощно отметились - даже речки называли по-татарски. Река Елгава < татар. елга "река".

>>>Арсания - Литва с Прибалтикой.

В фантазиях может быть все) Наличие любого тюркского влияния никоим образом не может свидетельствовать об Арсании. Ибо Арсания страна русов, а не тюрок.

Урусами еще называлм алан по имени их царя. Лучше жить в таких фантазиях, чем в тумане.

Так ка вы переведете название реки Елгава?

Урусами называли русских в тюркских языках, а не алан. Также переписчики могли подгонять под это слово все похожие. Поэтому всегда важен контекст, а не простое упоминание.
Аланы не имеют никакого отношения к ядру, создавшему Русь. Они могли быть лишь массовкой, это да. Могли участвовать в походах русов, также как и все остальные десятки племен. Ибо русы - народ мореходов, а аланы нет.
Елгава - неизвестно, лив. город на воде, финно-угорское *йала «река», сскр. jala «вода» К Арсании какое это имеет отношение?

Какое отношение имеют финно-угры к латышам? Елгава - река латышская.

  • 1