?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Эфес и поиски живых мертвецов
maximus101
В древней литературе тема Сокрытия в пещере была неразрывно связана с регионом Малой Азии. До того как будущий предвозвестник конца света Махди ушел в сокрытие на горе Эрджияс, что рядом с Кесарией Каппадокийской, в этой области укрывались христианские Семь спящих отроков эфесских и исламские Обитатели пещеры (асхаб аль-кахв). Проблему "спящих" мы впоследствии будем разбирать детальнее.
Большинство самых ранних упоминаний о "пребывающих в пещере" несомненно приходится на Малую Азию, что должно иметь какое-то объяснение. Наверно и самое первое упоминание о "спящих" от Аристотеля (4 век до н.э.) возможно локализовать в этом регионе, уж очень название острова Сардиния похоже на столицу Лидии - малоазийский город Сарды.

Аристотель. Физика.
Ибо когда не происходит никаких изменений в нашем мышлении или когда мы не замечаем изменений, нам не будет казаться, что протекло время, так же как тем баснословным людям, которые спят в Сардинии рядом с героями, когда они пробудятся: они ведь соединят прежнее "теперь" с последующим и сделают его единым, устранив по причине бесчувствия промежуточное [время].

Руины раннехристианского некрополя (5-6 вв.) в Эфесе, который называют "Пещерой спящих отроков".


Если "спящие отроки" находились в районе города Сарды, можно рискнуть наполнить буквальным смыслом и знаменитые строки из Апокалипсиса - "ты носишь имя, будто жив, но ты мертв". Ведь спящие в пещере и были самыми настоящими живыми мертвецами.


Апокалипсис
И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит имеющий семь духов Божиих и семь звезд; знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.

В Коране не дается точного описания пещеры "спящих", но упоминается, что у них была собака. В исламском мире даже шли оживленные споры об имени этой собаки. Одни считали, что собаку звали Китмир, а другие - Хумран. Наличие собаки в пещере может свидетельствовать об иранском компоненте в этой легенде.

Коран. 18-я Сура Пещера «Аль-Кахф»
Вот юноши укрылись в пещере и сказали: «Господь наш! Даруй нам от Себя милость и устрой наше дело наилучшим образом».18:10
Мы запечатали их уши в пещере на много лет.18:11
Потом Мы разбудили их, чтобы узнать, какая из двух партий точнее подсчитает, какой срок они пробыли там. 18:12
Ты решил бы, что они бодрствуют, хотя они спали. Мы переворачивали их то на правый бок, то на левый. Их собака лежала перед входом, вытянув лапы. Взглянув на них, ты бросился бы бежать прочь и пришел бы в ужас. 18:18
Одни говорят, что их было трое, а четвертой была собака. Другие говорят, что их было пятеро, а шестой была собака. Так они пытаются угадать сокровенное. А другие говорят, что их было семеро, а восьмой была собака. Скажи: «Моему Господу лучше знать об их числе. Это неизвестно никому, кроме немногих». 18:22
Они провели в пещере триста лет и еще девять. 18:25

Некрополь в Эфесе. Это был настоящий город мертвых - многоэтажный, с огромными залами, тут сотни, а возможно и тысячи гробниц.


Наиболее раннее свидетельство о поисках живых мертвецов можно найти у Ибн Хордадбеха (820-912 гг.) Хордадбех, хоть и несколько путано, располагает район поисков "обитателей пещеры", они же "обладатели свинцовой доски" (на которой были начертаны их имена), на западе Малой Азии. При халифе ал-Васике туда была отправлена научная экспедиция, задача которой состояла в выявлении спящих бессмертных. Ал-Васик был также известен организацией поисков знаменитой стены Гога и Магога, о чем я писал ранее.

Исследователи из Халифата тогда так и не нашли бессмертных, но здесь важен сам факт, что их искали именно в Византии на западе Малой Азии. Ибн Хордадбех прямо указывает, что именно Эфес являлся городом "обитателей пещеры". Впоследствии, исламская традиция стала располагать "спящих" в Иордании в районе Аммана.

Ибн Хордадбех
Книга путей и стран

...здесь из числа крепостей — Афсис (Эфес), который находится в рустаке ал-Аваси. Это город «обитателей пещеры» (асхаб ал-кахф); там есть [еще) четыре крепости. В их мечети можно прочитать надпись на арабском языке о вступлении Масламы в страну ар-Рум (Византию)



Что касается «обладателей свинцовой доски» (асхаб ар-Раким), то они [находятся] в Хараме — рустаке между Аммурийей (Аморий) и Никийей (Никея, ныне Изник). [Халиф] ал-Васик би-л-лах направил астролога (ал-мунаджжима) Мухаммада ибн Мусу в страну ар-Рум' посмотреть на «асхаб ар-Раким» и написал вельможе (азим) ар-Рума, чтобы тот отправил кого-либо, кто привел бы его к ним. И рассказал мне Мухаммад ибн Муса, что вельможа ар-Рума послал с ним человека, который проводил его в Куррy. Затем он шел 4 [дневных] перехода, и [перед ним открылся] холм, диаметр которого в основании менее 1000 локтей.

От поверхности [холма] вел подземный ход к месту, где находятся асхаб ар-раким. Он сказал: «Мы начали подниматься в гору, к ее вершине, как вдруг [увидели] вырытый колодец, настолько широкий, что мы различили воду на дне его. Затем мы спустились к двери подземного хода и прошли по нему примерно 300 шагов и достигли места, над которым мы стояли [сверху на горе]. В горе оказалась галерея с высеченными колоннами, там были [также] помещения. Одно помещение имело высокий порог, высотою приблизительно в рост человека, с высеченной в камне дверью. Там находятся [нетленныe] мертвецы и человек, обязанный их охранять, и с ним — очень красивые евнухи. Этот человек противился тому, чтобы мы увидели и обследовали [мертвых]. Он утверждал, что это нeбезопасно и того, кто ищет [это], постигнет беда. Он хотел ввести [нас] в заблуждение, чтобы его прибыль [от этого] не прекратилась. Я сказал ему: «Ты позволь мне взглянуть на них, а [к последствиям] ты не причастен». И я, взяв большую свечу, поднялся со своим слугой [в пещеру]. И вот они, в одежде из грубой ткани, которая крошилась в руках, а их тела покрыты (умащены) алоэ, миррой и камфарою, чтобы сберечь их. И их кожа плотно прилегала к их костям. Однако, когда я провел рукою по груди одного из них, то обнаружил, что волосы на ней жесткие и густые.



Хранитель их приготовил еду и пригласил нас поесть у него. Но едва мы отведали его пищу, как наши души отвратились [от нее] и нас вырвало. Поистине он хотел нас умертвить или вызвать у нас болезнь, чтобы считалось действительным то, что он утверждал перед государем ар-Рума, а именно, что они (мертвецы) и есть «обладатели свинцовой доски» (асхаб ар-Раким). Мы сказали ему: «Мы полагали, что ты покажешь мертвецов, которые похожи на живых. Но эти не таковы»

Несмотря на уверенность, что город «обитателей пещеры» (асхаб ал-кахф) это Эфес, Хордадбех описывает путешествие астролога Мухаммада ибн Мусы в какую-то другую область Малой Азии. Его экспедиция вышла из крепости Курра, видимо находившейся в Каппадокии в районе нынешнего Аксарая. За четыре дневных перехода дойти из Каппадокии в Эфес невозможно. Видимо, конечная точка пути арабского астролога находилась в той же Каппадокии. Кстати, до вулкана Эрджияс, где укрылся Предвозвестник конца света (Махди) и 40 его спутников дойти от Аксарая за 4 дня как раз возможно. Но как понятно из текста Ибн Хордадбеха настоящий живых мертвецов арабская экспедиция так и не нашла, поэтому никаких выводов о точном расположении Пещеры спящих по его сообщениям сделать нельзя.

В 13 веке арабский географ Якут аль-Хамави (1178-1229 гг.) все так же считал, что "семеро спящих" находятся именно в Руме (в Малой Азии).

Якут аль-Хамави
Ар-Раким ... Близ ал-Белка, на границах Сирии, есть место, называемое ар-Раким. Иные уверяют, будто тут находятся семеро спящих, но на самом деле они в Руме...

Общий вид двух главных залов некрополя Семи спящих.




Ал-Бакуви в 15 веке писал, что обитатели пещеры пребывали в Иордании в районе нынешнего Аммана, но это явно уже более позднее представление.

Абд ар-Рашид аль-Бакуви
БАЛКА' — область между аш-Шамом и Вади ал-Кура. В ней [расположено] селение высокомерных и город аш-Шарат. Там, как говорят, [находится], пещера [семи спящих отроков] и ар-Раким — [свинцовая плита, на которой указаны имена этих спящих отроков].

Можно также добавить, что по еще одной ранней версии ат-Табари (9-10 вв.) "спящие" обрели свой покой в районе нынешнего турецкого города Тарс, но это версия не находит подтверждения в христианских источниках. Здесь важно отметить, что древний город Тарс тоже находится в Малой Азии. Несмотря на обширность упоминаний о спящих в пещере (от Испании до Китая), основная их масса приходится именно на Малую Азию, как я уже упоминал. В связи с этим, можно считать, что именно древняя Анатолия породила подобную легенду.

В 2013 году некрополь "спящих" в Эфесе был доступен для осмотра только из-за забора, поэтому мне пришлось через него перелазить. Но в целом осмотреть его можно было и не прибегая к подобным трюкам - почти все строения видны снаружи.


Ранние христиане сохранили древнюю моду на склепы вырубленные в скалах. Это несомненно еще зороастрийские представления, ведь Авеста запрещает, чтобы мертвое тело касалось земли. Лежать на камне трупу дозволяется, поэтому гробницы вырубали в скальных массивах. Подобные гробницы использовались многократно, когда тело истлевало, кости переносили в специальные хранилища (костницы, оссуарии), по ирански их называли астоданами (astodān).





Огромная ниша с тремя гробницами, которые так и не были вырублены до конца.






Склепы в подобных некрополях могли длительно принадлежать отдельным семьям, также могли продаваться и даже сдаваться в аренду. Если у арендатора кончались деньги, хозяин гробницы мог выкинуть останки его близких. Такая практика существовала с глубокой древности.


Все видимые здесь полости использовались как погребальные склепы.


Эта гробница сохранила остатки росписи вверху ниши.




Некрополь раньше был богато украшен. Об этом свидетельствуют сохранившиеся фрагменты белоснежных мраморных полов.






Некрополь имел несколько этажей, сейчас своды уже обвалились






Вырубленные ниши и лестницы.


Возможно это пилоны от разрушенной церкви.


Со склона горы, где находится некрополь Семи спящих, виден древний акрополь Эфеса. Сейчас это город Сельчук. На месте акрополя сохранилась византийская крепость Агиос Теолог (Святой Богослов), перестроенная турками. О крепости Сельчука, храме Артемиды и базилике Св.Иоанна я когда делал специальный пост.

Recent Posts from This Journal

  • Плиска - самый большой город древнего мира

    Этот город в Болгарии был больше Константинополя и больше самого Рима. Видимо, до того как монголы основали Пекин в Китае, это был крупнейший…

  • Россико - порт русов на Черном море

    В настоящее время на территории нынешней Болгарии можно выделить множество топонимов с корнем рос-. Однако, их связь с народом русов как правило…

  • Варна - первая столица Болгарии?

    В 670 годах кочевые племена булгар под предводительством хана Аспаруха перешли Дунай и вторглись на территорию Византийской империи. В сражении при…

  • Где жили русы?

    Для арабских авторов место обитания русов - берега реки Волги и какой-то остров, находящийся предположительно рядом с хазарами и аланами. Русы по…

  • Волжская Булгария и Яндекс Дзен

    Кто бы мог подумать, что такой важный туристический объект Татарстана как Болгар почти полностью лишен вменяемой транспортной доступности. На Яндексе…

  • Завоевание русами Азербайджана

    Рассказ о попытке завоевания русами города Барда - столицы исламского Закавказья в 944 году. Русы смогли захватить город по одним сведениям на 6…


promo maximus101 февраль 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

  • 1
Восхитительно и захватывающе!
Легенды и информация о живых мертвецах здорово сочетаются с фото рядом!
Спасибо, Максим! Уважил!)

Некрополь в Эфесе грандиозный, жалко, что закрыт забором. С другой стороны - так сохраннее. На здоровье)

Эфес и поиски живых мертвецов

Пользователь varjag2007su сослался на вашу запись в своей записи «Эфес и поиски живых мертвецов» в контексте: [...] ник [...]

Добавь в копилку

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D1%85%D0%B0%D0%B1-%D0%A3%D0%BB%D1%8C-%D0%9A%D0%B0%D1%85%D1%84

Кажется много мест которые претендуют на эту пещеру, но в Коране еще описано:

18:17 Ты увидел бы, что солнце на восходе уклонялось от их пещеры вправо, а на закате отворачивалось от них влево. Они же находились в середине пещеры. Это были некоторые из знамений Аллаха. Тот, кого Аллах ведет прямым путем, следует прямым путем. Тому же, кого Он вводит в заблуждение, ты не найдешь ни покровителя, ни наставника.

Re: Добавь в копилку

В этом аяте ведь тоже ничего нет о точной географии.
По поводу многих мест я специально написал, что эти пещеры известны от Испании до Китая. Но есть одно но. Важно какие источники дают информацию об этих местах, каков их возраст, количество, достоверность и т.д. По факту, все самые древние упоминания касаются только Малой Азии, они же самые многочисленные.

Мелочи придают рассказу достоверность. Свинцовая доска с именами или собака.

Возник вопрос не по теме. Обычай хоронить на поверхности связывают с зороастризмом. Хотя, например, в Ликии так хоронили. Например, возле Фаселиса на скалах саркофагов полно до сих пор стоит. В Эрмитаже большая экспозиция из так называемой Мощевой балки. Тоже хоронили повыше, в скальных нишах. Но что-то я не помню, чтобы там было написано хоть что-то о языке и религии этого народа. В 8-10 веке на Кавказе не христиане и не мусульмане, так кто?

Аланы и черкесы тогда еще язычниками были. Ничего удивительного. Ингуши до середины XIX века тоже язычество сохраняли. А абхазы до сих пор.

Edited at 2019-05-24 07:45 am (UTC)

Язычество - не название религии.

Вот именно... Откуда дольмены на Кавказе? Из Сардинии? Или наоборот... :))

Да, это вопрос тяжкий. Сардиния сама по себе может дать какие угодно традиции о "спящих". И скорее дольмены из Сардинии (или с Запада в более широком смысле), но мы пока так глубоко не копаем:)

>>>В 8-10 веке на Кавказе не христиане и не мусульмане, так кто?

Алания приняла христианство в начале 10 века. Но естественно христиане там были и раньше, а после крещения далеко не все ими стали. На Кавказе всегда было очень сильное иранское влияние, что и подтверждают вещи из Мощевой балки.
Зороастризм в Алании и вообще на Северном Кавказе как одна из основных религий рассматривается вполне серьезно.

В Ликии все аналогично. Это даже более удачный пример, так как Ликия непосредственно входила в состав Персидской империи. Знаменитые ликийские скальные гробницы с большой степенью вероятности есть плод именно зороастрийской мысли. Страшно сказать, но само иранское слово астодан (astodān) впервые фиксируется именно в Ликии, а не в Персии, как можно было бы подумать..
Я как то делал пост на эту тему https://maximus101.livejournal.com/152224.html


Спасибо.
Выходит, Галикарнасский Мавзолей тоже зороастрийское сооружение.

Мавзолей в Галикарнасе ведь еще и несколько похож на знаменитую гробницу Кира из Пасаргад. Хотя предшественником его был скорее монумент Нереид в Ксанфе. Я, кстати, его месяц назад посещал, вернее то что от него осталось.
И важно, что для Греции это было ПЕРВОЕ сооружение подобного рода. Не зря ведь само слово "мавзолей" происходит от имени царя Мавсола его построившего. Т.е. вдруг внезапно на территории греческих областей входивших в состав Персидской империи возник подобный объект. Без каких-либо своих более ранних греческих аналогов.

Это невероятно обширная тема, которая стала подыматься только недавно, когда в Европе начали изживать свой бесконечный шовинизм по отношении к другим (не европейским) культурам.

Гробница Кира на мой взгляд выглядит как эллинистическое сооружение. Она не в том стиле, что Персеполь, гробницы Накше Рустам или Бехистунская надпись.
Вопрос, откуда этот стиль пошёл.
Европейская история привыкла считать персов варварами, а в 5 веке именно они были супердержавой, они могли позволить себе воевать не силой, а умением и технологией. Глупые греки потешались над голыми персами с их неразвитой мускулатурой.

У греков подобных монументов точно не было.
Тут не стоит путать эллинизм (период после завоеваний А. Македонского) и греческую архаику 6 века до н.э. У них тогда вообще почти ничего не было. Я как нибудь попытаюсь сделать пост на эту тему. Почти вся развитая греческая культура появляется ПОСЛЕ 6 века до н.э., т.е. после завоевания персами Малой Азии (в 5 в. до н.э. и Греции). Множество материальных свидетельств говорят о том, что качественный скачок в греческой культуре произошел именно в 6 в. до н.э. Архитектура, изобразительное искусство - все меняется в это время. Появляется греческая философия, об этом я тоже как-то делал небольшой пост https://maximus101.livejournal.com/153360.html

Виной этому видимо нужно считать связи с Персидской империей и Востоком в более широком смысле. Хотя тогда весь восток и был Персидской империй.
Для гробницы Кира я предположил бы связь с Левантом и возможно Урарту. Скальные фасадные гробницы как в Накш-и Рустам - это однозначно Урарту, нечто подобное есть на Ванской скале.

Ого, оказывается сколько там. А нас турецкий дядечка отвез на лошадке, я еще была с ребенком в слинге, посмотрели чуть чуть и показалось, что не очень-то там и много
https://glukovarenik.livejournal.com/1598268.html

Получается, что турецкий дядечка вам ничего не показал, тогда за что же он взял с вас деньги?) Мне повезло больше, я там никого не встретил вообще и просто перелез через ограждение)

Ну денег то он больше за лошадку взял и за обвоз к верхней точке Эфеса, чтобы мы потом уже спускались к машине в одну сторону.

  • 1