?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Археологический музей Кайсери
maximus101
Музей в Кайсери неожиданно маленький, но посетить его все же стоит, здесь есть и некоторые шедевры. Почему музей имеет такую незначительную коллекцию не совсем понятно. Видимо все дело в слабом финансировании. Как правило, в Турции деньги вкладывают в культурные объекты активно посещаемые туристами, здесь их мало, даже несмотря на близость популярных туристических городов в Каппадокии. Почему в Кайсери мало любопытствующих - особый вопрос, но по факту, тысячам туристов, едущим смотреть пещерные церкви и красоты каппадокийской природы, почему-то тяжело посещать бывшую столицу этого края.
Удивляет также малое число римских артефактов в музее - в соседней Конье (древний Иконий) их намного больше. Все же Кесария Каппадокийская была значительным городом в римское время, поэтому многочисленные надгробия, саркофаги и прочие памятные знаки древности должны присутствовать. Но в музее подобных артефактов очень мало...

Хеттский керамический сосуд в виде быка.
IMG_8341.JPG

IMG_8260.JPG

IMG_8262.JPG

Алебастровые идолы из Каниша (Культепе). III тыс. до н.э.
IMG_8278.JPG

Есть основания думать, что это изображения Богини Матери. Вот только двойственность и даже тройственность лиц на этих фигурках вызывает определенные вопросы. Что бы это значило?
IMG_8277.JPG

Керамика из Культепе, III тыс. до н.э.
IMG_8269.JPG

Рельефное изображение Богини Матери из Сарайджика. Датировки нет, но можно предположить, что эта фигура была создана в раннем железном веке. Она похожа на статуи греков периода архаики, здесь присутствует та же вытянутость тела, руки узнаваемо сложены на груди и т.д.
IMG_8271.JPG

Ритуальный сосуд из Культепе, 2500-1700 гг. до н.э.
IMG_8305.JPG

Хеттская керамика, 1900-1500 гг. до н.э.
IMG_8298.JPG

IMG_8299.JPG

IMG_8310.JPG

Фигурки богинь из Культепе. Та, что в центре, явный прообраз каменного изваяния из Сарайджика, которое мы видели ранее.
IMG_8311.JPG

Хеттские керамические ванны. Для чего они предназначались, даже сразу и не ответишь. Возможно, это ранние аналоги керамических гробов, которые можно увидеть в этом же музее.
IMG_8300.JPG

IMG_8309.JPG

Печать из Культепе с изображением некоей царственный четы. Женский персонаж наверно Богиня Мать, если исходить из принятой иконографии, а вот ее спутник (спутница?) непонятно кто, но он очень похож на египетского фараона с характерным головным убором и с жезлами в скрещенных на груди руках.
IMG_8312.JPG

Подобные золотые пластинки на черепах можно встретить по всей Малой Азии.
IMG_8315.JPG

Голова сфинкса хеттского времени.
IMG_8321.JPG

Бронзовое оружие из Культепе.
IMG_8318.JPG

Бог Грозы из Культепе (из Каниша) добытый еще Беджрихом Грозным в 1925 году. В руке он держит птицу и зайца и вооружен копьем, что не совсем типично.
IMG_8324.JPG

Каменный блок с картушем хеттского царя Тудхалии IV (13 век до н.э.), где он назван Лабарной, Великим Царем и Героем. Блок вынули из хеттской плотины, что рядом с Кайсери.
IMG_8328.JPG

Хеттский сосуд в форме быка. Керамика у хеттов была первоклассная конечно.
IMG_8345.JPG

Статуя царя государства Табал, 800-700 гг. до н.э.
IMG_8330.JPG

Голова из Культепе (2000-1700 гг до н.э.)
IMG_8351.JPG

Ювелирные украшения из кургана Бештепелер римского времени.
IMG_8384.JPG

Каменная плита (вернее, это часть огромного валуна) из Имамкулу. Рельеф был создан видимо по приказу хеттского принца Куваланамувы, он изображен здесь крайним слева.
IMG_8386.JPG

На колеснице в центре Бог Грозы. Исходя из надписи, это Бог Грозы города Хальпы - ныне Алеппо.
IMG_8387.JPG

Прорисовка всей плиты. Слева направо - принц Куваланамува с луком (надпись о нем вверху), далее, Бог Грозы города Хальпы (надпись есть), внизу его держат боги гор. Справа, женский персонаж без надписи, в котором легко угадываются черты богини Иштар, стоит она на львиноголовом дереве.
IMG_8389.JPG

IMG_8388.JPG

Это римский зал музея Кайсери. В этой комнатке все, что осталось от города, который имел длину внешних стен в несколько десятков километров...
На торце саркофага символ закрытой двери - путь на тот свет. Что характерно, сторожат его люди в отчетливо иранских одеждах.
IMG_8357.JPG

IMG_8361.JPG

IMG_8360.JPG

IMG_8366.JPG

IMG_8359.JPG

IMG_8365.JPG

IMG_8376.JPG

Интереснейший экспонат византийского времени, это алтарь 6-7 вв. На его боковых стенках изображены св. Мамант - он доит оленей (сразу за табличкой), а с другой стороны - пророк Илия в колеснице.
IMG_8367.JPG

Колесница пророка Илии.
IMG_8373.JPG

IMG_8374.JPG

IMG_8375.JPG

Христианские артефакты. Все без каких-либо опознавательный табличек.
IMG_8381.JPG

Диптих, наверно 18-19 век.


Львы из крепости Геллюдаг под Нигде, государство Табал, 8 век до н.э.
IMG_8393.JPG

IMG_8394.JPG

Римские орлы из Кесарии Каппадокийской. Тот, что справа, выше человеческого роста.
IMG_8398.JPG

Суровый котэ из Кесарии и его жертва)
IMG_8401.JPG

Керамические гробы римского времени. Их тут великое множество. Возможно, в регионе был дефицит популярного в древности мрамора, отсюда столько керамики. В то время как на Анатолийском побережье можно наблюдать обилие уже мраморных гробов-саркофагов.
IMG_8407.JPG

IMG_8409.JPG

IMG_8410.JPG

IMG_8417.JPG

IMG_8420.JPG

Каменный фаллос римского периода.
IMG_8426.JPG

IMG_8412.JPG

IMG_8419.JPG

Мраморные артефакты в музее конечно есть, но выглядят они откровенно жалко. Здесь у меня на фото почти все мраморные обломки присутствующие во дворе музея Кайсери.
IMG_8431.JPG

Гробница римского периода из окрестностей Кайсери. Тут их несколько штук, не удивлюсь, что какие-то из них так и стоят на своем месте. Хотя эту явно перенесли откуда-то из пригорода.
IMG_8433.JPG

И вот экспонат, о котором я писал еще в 2017 году. Это самый настоящий каменный космонавт, он валяется на заднем дворе музея. Я искренне надеюсь, что это какая-то современная мистификация. Иначе осмыслить внешность этого персонажа весьма проблематично.
IMG_8447.JPG

На боковой грани здесь изображение льва, стилистически схожее с подобными на монетах сельджуков. Что может свидетельствовать о том, что эта фигура - микс из разных эпох, т.е. современная подделка. Каменный шар над головой персонажа можно трактовать по мотивам местных турецких верований - есть представление о том, что души святых имеют форму святящегося шара (или даже каменного). Они покидают святые могилы по ночам и летают в темноте.
IMG_8442.JPG

IMG_8437.JPG

Еще несколько позднеримских артефактов.
IMG_8448.JPG

IMG_8450.JPG

IMG_8455.JPG

IMG_8459.JPG

Неизвестные руины на территории музея, возможно это еще одна гробница римского времени.
IMG_8454.JPG

И еще пара римских орлов. Если музей Коньи наводнен каменными львами, то в Кайсери явно преобладают орлы.
IMG_8461.JPG

Предыдущие посты посвященные тайнам Кесарии Каппадокийской:
Кесария Каппадокийская. Тайна Лунной Госпожи
Кесария Каппадокийская. Повелитель зверей и Господин меча
Кесария Каппадокийская. Тайны горы Эрджияс
Начало начал. История Кесарии Каппадокийской
Сказка про жителей Одинокой Горы
Старый город Кесарии Каппадокийской

Recent Posts from This Journal

  • Россико - порт русов на Черном море

    В настоящее время на территории нынешней Болгарии можно выделить множество топонимов с корнем рос-. Однако, их связь с народом русов как правило…

  • Варна - первая столица Болгарии?

    В 670 годах кочевые племена булгар под предводительством хана Аспаруха перешли Дунай и вторглись на территорию Византийской империи. В сражении при…

  • Где жили русы?

    Для арабских авторов место обитания русов - берега реки Волги и какой-то остров, находящийся предположительно рядом с хазарами и аланами. Русы по…

  • Волжская Булгария и Яндекс Дзен

    Кто бы мог подумать, что такой важный туристический объект Татарстана как Болгар почти полностью лишен вменяемой транспортной доступности. На Яндексе…

  • Завоевание русами Азербайджана

    Рассказ о попытке завоевания русами города Барда - столицы исламского Закавказья в 944 году. Русы смогли захватить город по одним сведениям на 6…

  • Как Русь принимала ислам

    По арабским источникам известно, что после 912 года какая-то часть русов (или все сразу) приняли ислам. Тогдашний правитель руси носил титул (или…


promo maximus101 february 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

  • 1
Все равно шикарная насыщенная экспозиция!
А Бык, так вообще, шедевр коллекции музея!

Бык невероятный, у хеттов вообще керамика очень качественная.

>>Алебастровые идолы из Каниша (Культепе). III тыс. до н.э.

С первого взгляда на фаллический культ похоже:)

Ну, а почему их несколько то?:)

Да кто их знает, этих хеттов:)

Я боюсь, в 3 тыс. еще хеттов не было)
Культепе - это изначально карум (колония) ассирийских купцов. Правда, я очень сомневаюсь, что подобные идолы есть творчество ассирийцев. Это все же что-то местное. Фигурки очень странные)

"Диптих, наверно 18-19 век."

Две створки из четырех русского староверческого складня двунадесятых праздников 19 века.

Про праздники понятно, но почему именно русского, какие признаки?

Стопроцентно русский староверческий http://mednolit.ru/photo/prazdnichnye_ikony_17_19_veka/dvunadesjatye_prazdniki_3/419

Этот складень в такой форме и именно с такой иконографией создан на Выге в 18 веке, стал крайне популярен и с небольшими вариантами его отливали наверно во всех центрах староверческого литья от Подмосковья до Урала. Сейчас найдется в каждой антикварной лавке, настолько частый.
Мог быть изначально без эмали, плохая эмаль могла выкрошиться. Часто складень делили, отдельные створки раздавали детям, с них спиливали петли, становилась отдельная икона. В обсуждаемом складне как раз спилены петли с одного края, где третья створка должна была крепиться.
Официальной церковью подобное литье не одобрялось, поэтому эти складни отливали только староверы, хотя могли использовать их как дорожные или домашние все православные.

Наверно вы правы - очень похож, да. Правда, на всех ваших есть надписи, здесь ничего нет. Так и хочется подумать, что на экспорт в Османскую империю лили, поэтому русских надписей и нет. Но это шутка конечно.

Надписи плохо проливались и легко затирались, даже на литых иконах в хорошем сохране их порой совершенно не разобрать.
В Османской империи в 19 веке жило много староверов - и некрасовцы и австрийского согласия, так что складень могли действительно отлить на экспорт целенаправленно в Турцию. Могли привезти эмигранты с гражданской, много староверов было в казачестве. Могли взять турки как трофей на войне - если на снимке с уральских заводов товарищ стоит с турецкой саблей или орла с немецкого пограничного столба времен кайзера свинтили на сувенир и домой отослали (показал недавно в ЖЖ) то и с вражеской стороны трофеи брались тоже, складень штука необычная, в начищенном состоянии блестит как золото, вот и соблазнились.

"Есть основания думать, что это изображения Богини Матери. Вот только двойственность и даже тройственность лиц на этих фигурках вызывает определенные вопросы. Что бы это значило?"
Мать и дети-близнецы?

Там, где один большой идол, а на животе у него два малых - скорее всего. Где две головы - просто близнецы. А там, где три головы (одна просто отломалась)в ряд?

Может это общая форма для изображения "святых", типа иконки? А уж кто конкретно и сколько их изображено - уже индивидуально.

  • 1