?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Кайсери и его памятники
maximus101
Город Кайсери по праву считается кладезем сельджукской архитектуры, ибо он считался второй столицей Румского султаната. Архитектурных шедевров здесь даже больше чем в самой Конье - столице сельджуков. Но осматривать все это изобилие памятников несколько затруднительно. К сожалению, весь центр города застроен сейчас высотными домами, которые надежно скрывают все исторические объекты. Отдельные мечети, медресе и мавзолеи нужно выискивать во дворах жилых и офисных зданий.

Вторая столица сельджуков застраивалась очень широко, как ни странно, но в Старом городе Кайсери, который был окружен крепостными стенами, сохранилось на удивление мало именно турецких памятников. Кроме Улу-Джами (Большой мечети) в стенах города осталось лишь несколько небольших исламских строений. Почти все крупнейшие сельджукские объекты находились за стенами города. Можно предположить, что в средние века Старый город был очень плотно застроен, что исключало размещение в нем новых крупных сооружений. И видимо нужно думать, что основное население Кесарии состояло из христиан.

Крытый рынок и мечеть Бюрюнгуз Джами в Кайсери.



Даже в 17 веке армянский путешественник Симеон Лехаци отмечал, что домов армян в крепости (Старом городе) Кайсери чрезвычайно много.

Симеон Лехаци. "Путевые заметки"
В нем (городе) было пятьсот домов армян, а может быть и более, [среди них] богатые купцы и именитые богачи-ходжи, однако бедных больше; все они портные и кафтанчи, других ремесел нет. Армяне, живущие в [крепости], армянского языка не знают, но только турецкий и персидский, а вне [крепости] – армянский язык знают.

В связи с этим, почти все сельджукское строительство велось за стенами города. Надо признаться, что даже я не смог обойти все значимые памятники Кайсери. Некоторые сельджукские мавзолеи возводились на приличном расстоянии от Старого города, сейчас до них можно добраться только на транспорте. Но даже то, что располагается в центре обойти затруднительно.

Бюрюнгуз Джами. Кажется, что это османская мечеть, но ее древность обманчива. Эта мечеть была возведена архитектором Рафиком Бюрюнгюзом в 1977 году. На самом деле, удивительное строение - даже находясь рядом с ним, вы не сможете догадаться, что его построили лишь 42 года назад.
IMG_8644.JPG

Осмотр памятников Кайсери начнем с тех, что расположены в стенах старого города. В основном, это старые крытые ранки и караван-сараи.

Стены Цитадели Кайсери. Эскалатор ведет в переход через оживленную автостраду и центральную площадь Джумхуриет.
IMG_8535.JPG

На противоположной стороне площади красуется огромный погребальный комплекс Махпери Хатун, который мы подробно осматривали в прошлый раз.
IMG_8225.JPG

Капалы Чарши - крытый рынок Кайсери, его возвели относительно недавно в 1859 году, видимо на месте предшественника.
IMG_8532.JPG

К сожалению, Крытый рынок внешне смотрится неприглядно, ибо весь он облеплен торговыми павильонами и рекламой.
IMG_8692.JPG

IMG_8683.JPG

Торговые ряды Капалы Чарши в Кайсери.
IMG_8198.JPG

В торговый комплекс рынка входят и несколько более старых сооружений. На фото, арки и своды Бедестена, возведенного в 1497 году.
IMG_8183.JPG

Купол бедестена.
IMG_8184.JPG

IMG_8185.JPG

Внешняя стена Везир Хана, построенного великим визирем Даматом Ибрагимом Пашой в 1723 году.
IMG_8681.JPG

Справа, за арками, вдоль стены Везир Хана видны фонтаны (чешме), здесь совершают омовение молящиеся в Улу-Джами (Большой мечети). О ней я писал ранее. Минарет мечети виден слева.
IMG_8678.JPG

Исторический центр Кайсери невероятно перегружен внешней рекламой и торговыми павильонами. Все это уродует облик города.
IMG_8689.JPG

Кади Хамам 1542 года постройки. Как и почти все подобные объекты, эта баня все так же исправно работает.
IMG_8670.JPG

Единственная сохранившаяся церковь в стенах Старого города - армянский храм Сурб Аствацацин (Святой Богородицы), возведенный в 19 веке. Его решили отреставрировать и превратить в библиотеку (ранее церковь выполняла функции спортзала). На картах гугла церковь носит название "греческая церковь Св. Николая".
IMG_8508.JPG

Удивительно, но в Кайсери вообще не сохранилось греческих церквей. Хотя еще в начале 20 века количество православных в городе было значительным. В 1912 году в Кайсери проживали: турки — 91 313 чел., армяне — 27 080 чел., греки — 14 152 чел. Число греков (православных) в Кесарии постоянно уменьшалось начиная с 10 века, когда началось массовое переселение армян в Каппадокию. Византийские императоры сознательно заселяли армянским населением все восточные города империи, возлагая на него повинность по охране восточных рубежей.

Этот процесс начался еще в 6 веке, когда многие армянские семьи, спасаясь от персидских, а затем арабских армий, переселялись на территорию Римской империи. С 11 в. Кесария Каппадокийская находилась под непосредственным управлением армянских князей. В 1022 г. в благодарность за помощь в подавлении мятежа Никифора Фоки Василий II передал Кесарию Давиду, сыну армянского царя Сенекерима Васпураканского. В 1045 г. Кайсери стал владением армянского царя Гагика II, земли в Каппадокии ему были пожалованы византийцами взамен ликвидации его собственного Анийского царства. Даже несмотря на последующую тюркизацию и исламизацию региона Каппадокии, число армян в Кайсери росло. Например, в 1813 году, в городе проживало 25 000 человек, из которых больше половины - 15 000 (60%) армяне.

IMG_8509.JPG

Нет сомнений, что церковь Св. Богородицы была возведена на месте более старого храма. Правда, информации об этом крайне мало. Симеон Лехаци в 17 веке упоминал церковь Богородицы внутри стен Кайсери, но он не писал подробно о ее расположении. Считается, что ранняя церковь Богоматери была возведена в XI—XII вв.

Симеон Лехаци. "Путевые заметки"
«Внутри были две церкви – Святой Богородицы и св. Саргиса, однако они находились в местах, вырытых в земле и темных, куда спускаются по деревянной лестнице»

Знаки на каменных блоках церкви.
IMG_8494.JPG

Надо сказать, что храм Сурб Аствацацин расположен вблизи когда-то существовавших ворот Кайсери - Айя Васил Капы (Ворота Святого Василия). Как я писал ранее, ворота Св. Василия могут указывать на присутствие в данном районе города руин знаменитой Василиады - благотворительного комплекса Василия Великого.

Недалеко от армянской церкви внутри Старого города находится мечеть и тюрбе (мавзолей) суфийского мистика и поэта Ибрагима Теннури. Мечеть была построена в 1466 г., а его усыпальница в 1482 г. Понятно, что определение "Старый город" здесь исключительно территориальное, ибо высотная застройка вокруг намекает нам на то, что ничего "старого" в Старом городе уже не осталось.

IMG_8518.JPG

Мавзолей Ибрагима Теннури примечателен тем, что это одна из последних усыпальниц, построенных в классических сельджукских традициях.
IMG_8514.JPG

Последний объект в Старом городе - Султанские бани, они находятся непосредственно у северной стены Кайсери.
IMG_8733.JPG

Теперь мы покидаем Старый город и начинаем осматривать памятники уже за крепостными стенами.
К северо-западу от комплекса Хунат Хатун (и крепостных стен Старого города) когда-то простиралось обширное поле с многочисленными сельджукскими строениями. О том, как была обжита эта территория в средние века в сущности ничего неизвестно. В 19 веке здесь существовал пригород с одноэтажными домами, ранее это место скорее всего также было плотно заселенно. Сейчас, это центр современного Кайсери, застроенный высотными домами.

Ближайшим к крепости объектом здесь будет весьма симпатичное сельджукское медресе - Сахабие Медресе. Этот исламский учебный центр возвел всесильный визирь Фахреддин Сахиб Ата Али в 1268 году. Он же возвел известное медресе Сахиб Ата в Конье.

IMG_8639.JPG

По своей архитектуре Сахабия почти полностью копирует медресе Махпери Хатун.
IMG_8633.JPG

IMG_8631.JPG

Медресе имеет классический (иранский) открытый внутренний двор. Сейчас здесь также как и в медресе Махпери функционирует культурный центр.
IMG_8626.JPG

IMG_8616.JPG

IMG_8637.JPG

Водосток медресе Сахабия.
IMG_8636.JPG

Мечеть Куршунлу-джами 1585 года. Ее строительство приписывают самому Мимару Синану. Тут необходимо дополнить, что город Кайсери является местом рождения великого строителя, вернее он родился в селе Агирнас, что рядом с Кайсери в 1489 году.
IMG_8648.JPG

Мечеть выглядит несколько архаично для конца 16 века. Интересно, что Синан строил ее в возрасте 97 (!!) лет. В силу этого, можно предположить, что мечеть Куршунлу в Кайсери творение какого-то другого архитектора...
IMG_8650.JPG

Когда-то вокруг мечети распологалось кладбище, сейчас здесь небольшой парк.
IMG_8651.JPG

Мавзолей Шах Кутлуг Хатун, 1349 год. Это тюрбе находится чуть восточнее комплекса Махпери Хатун.
IMG_8839.JPG

Как и все ранние женские тюркские усыпальницы в Малой Азии мавзолей Шах Кутлуг имеет богатое убранство портала.
IMG_8842.JPG

Небольшой погребальный комплекс Бабек Бея, 1336 год. Видимо, когда-то этот мавзолей выглядел как башня с конической крышей, но верхняя часть не сохранилась.
IMG_8255.JPG

Нижняя дверь - вход в сам склеп, что в подвальной части.
IMG_8253.JPG

Гробница Эмир Сахаб, 1328 год
IMG_8241.JPG

Сельджукское медресе Авгунлу, расположенное также на северо-западе, дата строительства - приблизительно начало 13 века. Лучше всего сохранился мавзолей при медресе, поэтому его стены такие темные - все остальное восстанавливали реставраторы. IMG_8891.JPG

Сейчас в медресе Авгунлу обретается книжный магазин
IMG_8907.JPG

Мечеть Калайджиоглу, 18 век. Она также, как и медресе Авгунлу, находится на северо-западе старого Кайсери, вдали от городских стен. Видимо, здесь располагался большой рабад (пригород), ибо число медресе и мечетей в данном районе наибольшее в городе.
IMG_8908.JPG

Очень интересен минарет-павильон этой мечети. Подобные строения на четырех опорах характерны только для района Кайсери и вокруг. На остальной территории Турции они встречаются крайне редко. С чем связана такая популярность подобных павильонов не понятно. Здесь это маленькое строение имеет высоту сопоставимую со средним ростом человека. На крышах других мечетей в Каппадокии подобные павильоны могут быть и совсем крохотными - не больше 1,5 метра в высоту. По такой их высоте можно судить о среднем росте жителей данного региона. Видимо, средний житель Каппадокии имел соответствующий рост - не больше 1,5 метра.

IMG_8915.JPG

Деревянные части открытого айвана мечети все новые, старые бревна давно уже сгнили или сгорели. Когда-то они украшались богатым орнаментом. Подобные айваны известны в Передней Азии еще со времен Урарту и даже ранее.
IMG_8918.JPG

Предыдущие посты посвященные тайнам Кесарии Каппадокийской:
Кесария Каппадокийская. Тайна Лунной Госпожи
Кесария Каппадокийская. Повелитель зверей и Господин меча
Кесария Каппадокийская. Тайны горы Эрджияс
Начало начал. История Кесарии Каппадокийской
Сказка про жителей Одинокой Горы
Старый город Кесарии Каппадокийской

Recent Posts from This Journal

  • Плиска - самый большой город древнего мира

    Этот город в Болгарии был больше Константинополя и больше самого Рима. Видимо, до того как монголы основали Пекин в Китае, это был крупнейший…

  • Россико - порт русов на Черном море

    В настоящее время на территории нынешней Болгарии можно выделить множество топонимов с корнем рос-. Однако, их связь с народом русов как правило…

  • Варна - первая столица Болгарии?

    В 670 годах кочевые племена булгар под предводительством хана Аспаруха перешли Дунай и вторглись на территорию Византийской империи. В сражении при…

  • Где жили русы?

    Для арабских авторов место обитания русов - берега реки Волги и какой-то остров, находящийся предположительно рядом с хазарами и аланами. Русы по…

  • Волжская Булгария и Яндекс Дзен

    Кто бы мог подумать, что такой важный туристический объект Татарстана как Болгар почти полностью лишен вменяемой транспортной доступности. На Яндексе…

  • Завоевание русами Азербайджана

    Рассказ о попытке завоевания русами города Барда - столицы исламского Закавказья в 944 году. Русы смогли захватить город по одним сведениям на 6…


promo maximus101 february 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

  • 1
Ага, пасиб. Невшехир скоро выложу:)
Гереме, Учхисар и Чавушин уже были:)

  • 1