?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Кесария Каппадокийская. Повелитель зверей и Господин меча
maximus101
Продолжение рассказа о Кесарии Каппадокийской и связанных с ней мифах и легендах. Ранее мы выяснили, что по представлению арабских авторов (Бакуви, Казвини) гора Эрджияс, что рядом с нынешним турецким Кайсери, была местом Сокрытия (Гайбат) Мухаммеда ибн ал-Ханафии - приемного внука пророка Мухаммеда и первого скрытого имама в истории шиизма. Само представление о сущности Великого сокрытия несомненно уходит своими корнями в глубокую древность. Эту тему мы будем разбирать позднее. Сейчас, я хотел бы подробней рассмотреть основания, которые позволили арабским историографам утверждать, что сам Махди - провозвестник конца света укрылся именно на Аргейской горе (вулкан Эрджияс).

Несомненно, что идея о Махди и Скрытом имаме на горе Эрджияс появилась у арабских авторов в связи с переосмыслением культов христианских святых, связанных с Кесарией Каппадокийской. Речь идет, прежде всего, о Св. Маманте и Св. Меркурии Кесарийском. Хотя понятно, что само представление о грядущем Мессии (Махди) восходит к глубокой древности.

Средневековые иконы Св. Маманта с его стандартной иконографией - верхом на льве и с жезлом в руке.


Как известно, Св. Мамант жил на Аргейской горе среди животных над которыми имел власть. Главным животным святого был несомненно лев, он чаще всего упоминается в его житии. Об этом свидетельствуют и многочисленные изображения Св. Маманта верхом на льве. Как мы помним, львы охраняли и Мухаммеда ибн-ал-Ханафию (когда он пребывал на горе Радва (Эрджияс) между львом и тигром по аш-Шахрастани) и львы - это главные животные богини Кибелы - Великой Матери богов.

Богиня Мать верхом на льве, в руке она держит длинный жезл. На обоих изображениях он не сохранился. Слева, Рея-Кибела с Пергамского алтаря, 2 век до н.э. Справа, римская статуэтка Кибелы, 2 век н.э..
imgonline-com-ua-2to1-KWQYoFsWQ8A.jpg

Житие и страдание святого мученика Маманта
Ангел же, взяв мученика, отвязал свинец и, приведя на высокую гору у пустыне, близ Кесарии, повелел ему жить там.

Житие в пустыне св. Мамант начал постом. На горе той он постился сорок дней и сорок ночей и явился как бы второй Моисей (Исх.24:18), коему в руки дан был новый закон: ибо сошел к нему с неба голос и жезл. Приняв сей жезл, Мамант, по повелению свыше, ударил им в землю, и тотчас из глубины земли явилось Евангелие. После сего построил он небольшую церковь и молился в ней, читая святое Евангелие. По повелению Божию, к св. Маманту собирались из той пустыни звери, как овцы к пастырю, и как будто существа разумные слушали его и повиновались ему.


Надо добавить, что львы в житии Св. Мамонта могли быть весьма агрессивными и активно нападать на людей. Эту проблему мы рассмотрим позднее.

Житие и страдание святого мученика Маманта
В это время прибежал лев – тот самый, который пришел со святым из пустыни, и, вскочив в цирк, проговорил к святому человеческим голосом (ибо Бог, в явление всемогущей Своей силы, открыл уста зверю, как некогда ослице Валаамовой, следующие слова:

– Ты – пастырь мой, который пас меня на горе!

И, проговорив сие, тотчас бросился на народ, которого там было бесчисленное множество, и еллинов и иудеев, и взрослых и детей. По воле Божией, двери цирка заперлись сами собой, и растерзал там зверь множество народа, так что едва спасся сам наместник: весьма немногие из бывших в цирке избежали ярости льва, который хватал и терзал всех с лютостью. Но святой укротил льва и отослал его в пустыню.


300841.p.jpg

Во основе имени Св. Маманта лежало общеиндоевропейское слово "мама, мать". Здесь можно вспомнить фригийское имя Великой богини - Ма, Матар. О происхождении имени Маманта можно узнать и из самого жития святого:

Житие и страдание святого мученика Маманта
Младенец возрастал, но до пяти лет ничего не говорил. Первое же слово, какое он сказал Аммии, ставшей для него как бы второй матерью, было «мамма» (греч. сосцы или мать.), и от этого слова был назван Мамантом.

Смерть мученика Св. Маманта описывается как некое сокрытие в пещере. Сокрытие, сон в пещере, подземном помещении - это важное представление, характерное для многих религий. Первый срытый имам шиитов также "спал" на горе Радва. Двенадцатый имам шиитов Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Махди ушел в свое Великое сокрытие, как известно, спустившись в Подвал (Подвал гайбата, араб. سرداب الغيبة‎) в городе Самарра. Как мы писали ранее, внутри горы Эрджияс (и не только там ) "скрывались" и Кырк Кыз (Сорок девушек), Чильтан (Сорок праведников), вошедшие внутрь скалы вместе со Скрытым имамом.
Святой Мамант жил именно на горе Эрджияс и отдал Богу душу в ее чреве:

Житие и страдание святого мученика Маманта
Пройдя около 200 саженей, св. Мамант обрел в каменной скале пещеру и уснул в ней. Здесь он услышал голос с неба, призывающий его в горние селения, и с радостью предал дух свой в руки Господа, за Коего усердно пострадал.

Интересно упоминание в житии Св. Маманта его посоха, он всегда изображался держащим в руке некий жезл.

Житие и страдание святого мученика Маманта
и явился как бы второй Моисей (Исх.24:18), коему в руки дан был новый закон: ибо сошел к нему с неба голос и жезл. Приняв сей жезл, Мамант, по повелению свыше, ударил им в землю, и тотчас из глубины земли явилось Евангелие.

На римских монетах отчеканенных в Кесарии Каппадокийской можно увидеть божество на вершине Аргейской горы с длинным жезлом в руке. Как правило, это божество считают Митрой-Гелиосом. Но, в музее Анталии есть плита, на которой присутствует некая богиня, чье изображение имеет все признаки иконографии этого Митры-Гелиоса. Нет сомнений, что перед нами все та же Богиня Мать в облике солнечного бога. О том, что Митра мог быть женским божеством писал еще Геродот.

Дидрахма Веспасиана 69-79 гг. н.э. Чекан Кесарии Каппадокийской. Мы видим изображение Аргейской горы (вулкана Эрджияс), на вершине которой стоит некое божество с солнечным нимбом на голове и длинным жезлом в руке. Фото из хорошей статьи, посвященной монетам Кесарии Каппадокийской. Ниже все монеты оттуда же.
дидрахма Веспасиана.jpg

Изображение Великой Матери с солнечным нимбом над головой и длинным жезлом в руке. В левой руке она держит лук, из чего можно заключить, что перед нами образ Артемиды. Музей Анталии, 1-3 вв.


На некоторых монетах из Кесарии Каппадокийской можно разглядеть не только антропоморфное изображение бога/богини на вершине, но и какую-то пещеру в центре горы. Вполне возможно, что эта пещера с монет Кесарии дает ответ на вопрос - где "скрывались" многие, связанные с этой горой и городом персонажи. Не будем забывать, что и сам Митра родился в горе.

Дидрахма Траяна 112-117 гг.н.э. Чекан Кесарии Каппадокийской. Здесь мы видим изображение горы с какой-то полостью внутри, наверно, это даже не столько гора, а образ пещеры в горе. Наверху, изображение рогатого жертвенника.
дидрахма Траяна.jpg

Драхма Септимия Севера 205 г.н.э. Чекан Кесарии Каппадокийской. На реверсе - Аргейская гора и звезда, древний символ планеты Венеры - Иштар/Инанны.
драхма Септимия Севера.jpg

Несомненно, что образ шиитского Махди, "спящего" на горе Эрджияс, складывался из представлений о многих христианских святых. Кроме Св. Мамы (Маманта) на него повлиял культ Мученичества Св. Меркурия Кесарийского. Как мы увидим ниже, возможно, что именно образы святых христианских воинов, таких как Меркурий, легли в основу иконографии Махди - всадника с мечом, предвозвестника конца света.

Для начала, нужно отметить в каком образе должен явиться Махди (Ведомый правильным путем). Как писал аш-Шахрастани, Махди появится в облике всадника впереди войска.

Абу-ль-Фатх аш-Шахрастани
Книга о религиях и сектах

(Третий) внук не вкусит смерти, пока не станет во главе конницы со знаменем впереди. Он скрылся невидимый среди них на время в [ущелье] Радва. Мед и вода пред ним.
Он вернется после сокрытия, чтобы наполнить землю справедливостью, как она наполнена [ныне] несправедливостью.


Главная ипостась Махди - это аль-Каим (Поднимающийся, араб. القائم), именно в облике аль-Каима должен вернуться в этот мир Третий внук пророка Мухаммеда, скрывшийся на горе Радва. Символом аль-Каима считается меч, откуда его прозвище Господин Меча (Сахиб ас-Сайф). Посредством меча аль-Каим должен устранить несправедливость на земле. Главным атрибутом Святого Меркурия, как известно, также был меч (или даже два меча).

Слева, Фреска св. Меркурия из Охрида (1295 год). Справа, Святой Великомученик Меркурий Кесарийский. Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года
imgonline-com-ua-2to1-oT5o6uinbNFpDF.jpg

Страдание святого великомученика
Меркурия

Когда, во время войны Римлян с варварами, между ними произошла продолжительная битва, Меркурию явился Ангел Господень в образе великого человека. Одетый в белые одежды и держа в своей руке меч, он сказал ему:

— Не бойся, Меркурий, и не страшись, ибо я послан на помощь тебе, чтобы сделать тебя победителем. Прими сей меч и устремись на варваров; и когда победишь их, не забудь Господа Бога твоего

Пройдя сквозь варварские полки, он достиг до самого варварского царя, убил его мечом и поразил вместе с ним великое множество храбрых воинов, так что меч прилип от крови к руке его


Из жития Меркурия известно, что его отцом был скиф: "Отца моего звали Гордианом, по происхождению он скифянин". Как известно, меч был олицетворением божества скифов, об этом писал Геродот.

Геродот. История
В каждой скифской области по округам воздвигнуты такие святилища Аресу: горы хвороста нагромождены одна на другую на пространстве длиной и шириной почти в 3 стадии, в высоту же меньше. Наверху устроена четырехугольная площадка; три стороны ее отвесны, а с четвертой есть доступ. От непогоды сооружение постоянно оседает, и потому приходится ежегодно наваливать сюда по полтораста возов хвороста. На каждом таком холме водружен древний железный меч. Это и есть кумир Ареса. Этому‑то мечу ежегодно приносят в жертву коней и рогатый скот, и даже еще больше, чем прочим богам.

Здесь же интересно упоминание Кассия Диона о важнейшей реликвии в храмах Каппадокии - мече, якобы принадлежавшем Ифигении. Меч находился в каждом храме Богини Матери в Каппадокии, и видимо был ее важным символом.

Кассий Дион
"Римская история"

Комана принадлежит к нынешней провинции Каппадокия, и предполагалось, что вплоть до того времени в ней находились статуя Артемиды Таврической и потомков Агамемнона. В Каппадокии существует два города с таким названием, недалеко друг от друга, которые претендуют на одни и те же почести; ибо истории, которые они рассказывают, и реликвии, которые демонстрируют, одинаковы, в том числе меч, имеющийся в каждом из городов и предположительно принадлежавший Ифигении».

Коптские иконы Св. Меркурия работы армянского иконописца Юханна аль-Армани, начала 18 века.
imgonline-com-ua-2to1-0VboQ853GygLCSi.jpg

В связи с важностью культа меча для Каппадокии, становится понятно, почему Св. Меркурия отправили погибнуть от него именно сюда. В Кесарии Каппадокийской мученику Меркурию отрубили голову. О культе отрубленных голов в Малой Азии я напишу впоследствии.

Житие Василия Великого описывает способность образа Св. Меркурия становится невидимым. Будучи скрытым Меркурий поразил копьем византийского императора Юлиана Отступника.

Житие Василия Великого.
И вот он увидел, что образ святого Меркурия, стоявшего близ Пресвятой Богородицы, изменился, и изображение мученика на некоторое время стало невидимо. Спустя немного времени, мученик снова показался, но с окровавленным копьем. В это самое время Юлиан был пронзен на Персидской войне святым мучеником Меркурием, посланным Пречистою Девою Богородицей погубить врага Божьего.

Представление о невидимости Св. Меркурия могло стать одним из оснований отождествления этого святого с аль-Каимом с горы Эрджияс.2857_original.jpg

Предыдущие статьи посвященные тайнам Кесарии Каппадокийской:
Кесария Каппадокийская. Тайны горы Эрджияс
Начало начал. История Кесарии Каппадокийской
Сказка про жителей Одинокой Горы
Старый город Кесарии Каппадокийской

Recent Posts from This Journal

  • Плиска - самый большой город древнего мира

    Этот город в Болгарии был больше Константинополя и больше самого Рима. Видимо, до того как монголы основали Пекин в Китае, это был крупнейший…

  • Россико - порт русов на Черном море

    В настоящее время на территории нынешней Болгарии можно выделить множество топонимов с корнем рос-. Однако, их связь с народом русов как правило…

  • Варна - первая столица Болгарии?

    В 670 годах кочевые племена булгар под предводительством хана Аспаруха перешли Дунай и вторглись на территорию Византийской империи. В сражении при…

  • Где жили русы?

    Для арабских авторов место обитания русов - берега реки Волги и какой-то остров, находящийся предположительно рядом с хазарами и аланами. Русы по…

  • Волжская Булгария и Яндекс Дзен

    Кто бы мог подумать, что такой важный туристический объект Татарстана как Болгар почти полностью лишен вменяемой транспортной доступности. На Яндексе…

  • Завоевание русами Азербайджана

    Рассказ о попытке завоевания русами города Барда - столицы исламского Закавказья в 944 году. Русы смогли захватить город по одним сведениям на 6…


promo maximus101 february 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

  • 1
Интересно. А Гебекли Тепе не рассматривал, похоже некоторые смыслы еще от туда растут, а там они очень древние.
Есть еще африканские, то есть для всех народов общие.

К Гебекли-Тепе несомненно восходит культ человеческих черепов, который я здесь упоминал. Но в целом, это очень давняя история, о ней мало что известно. Имеет смысл, разбирать все же более поздние свидетельства, а главное письменные.

Да, тут нужно читаемое прочитать, что бы смыслы и закономерности понимать, а там уже глубже копать, когда письменности и в помине не было, - уверен можно очень глубоко копнуть.
Березкина не смотрел? - он про мотивы из Африки вынесенные рассказывает, правда устные, но есть ведь и изображения, а их всерьез ни кто и не пробивал на такие .

Мне кажется, что из Африки человек вышел достаточно рано, чтобы судить о каких-то культурологических смыслах.

Березкин научно доказывает обратное, есть устные мотивы которые еще из Африки, один из им озвученных в изображениях читается в палеолите, и на выходе, в Гебекли Тепе в частности, возможно есть и более поздние, но то же палеолитические, ни кто не разбирался или просто мне не известно, - интересовался поверхностно.
Те которые ты рассматриваешь, подозреваю в значительной мере еще из палеолита. Но тут нужно серьезно заниматься, расследовать.

Кесария Каппадокийская. Повелитель зверей и Господин

Пользователь varjag2007su сослался на вашу запись в своей записи «Кесария Каппадокийская. Повелитель зверей и Господин меча» в контексте: [...] Продолжение рассказа о Кесарии Каппадокийской и связанных с ней мифах и легендах от [...]

  • 1