?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Кесария Каппадокийская. Тайны горы Эрджияс
maximus101
Это рассказ о тайнах Аргейской горы (ныне вулкан Эрджияс в Турции) близ которой был основан город Мазака, больше известный как Кесария Каппадокийская. Удивительно, что несмотря на распространенность в Малой Азии в древности почитания гор, самая высокая гора Анатолии - вулкан Аргей (Эрджияс), очень редко упоминался как место связанное с каким-либо религиозным культом. Страбон об Аргее оставил сообщение, что с его вершины можно видеть сразу два моря - Средиземное и Черное. Но больше ничего к своему рассказу не добавил. Описания столицы Каппадокии - города Кесарии до христианских времен также были лишены каких-либо деталей связанных с активной религиозной деятельностью. Только с принятием христианства появляется множество сообщений о Каппадокии и ее столице как о важнейшем духовном центре всей Восточной Римской империи. С Кесарией были связаны имена таких христианских мыслителей как Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Григорий Просветитель и другие.

Остатки крепостных стен на месте античной Кесарии Каппадокийской. Датируют их первыми веками н.э., хотя вопрос этот очень слабо изучен, что это за стены в сущности неизвестно. Фото из турецкого сборника Kayseri Taşınmaz Kültür Varlıkları Envanteri



Несомненно, что крупный христианский духовный центр в столице Каппадокии не мог возникнуть на пустом месте. Можно предположить, что сложению богословской школы Кесарии поспособствовали влиятельные жреческие кланы из святилищ Каппадокии - в Зеле, Команах и т.д. Все они почитали Великую Мать богов, о чем мы писали в прошлый раз. Каппадокия во многом имела теократическое управление, по свидетельству Страбона главный жрец святилища в Комане "являлся вторым по значению в Каппадокии лицом после царя. Обычно жрецы принадлежали к тому же роду, что и цари". С приходом христианства интеллектуальный потенциал старых жреческих фамилий видимо послужил основой для создания нового уже христианского богословия.



О духовной жизни в Кесарии Каппадокийской до торжества христианства можно судить только по поздним упоминаниям. Но даже эти рассказы весьма интересны.

Путешественник XVII века Симеон Лехаци оставил интересное сообщение о почитании Пресвятой Богородицы где-то на вершине вулкана Эрджияс. Естественно, в зоне снегов на самой вершине горы не могло быть никаких церквей или древних языческих храмов. Но хорошо известно, что жители в Анатолии, действительно, поднимались на вершины гор, где совершали жертвоприношения в честь Великой Матери богов.

Симеон Лехаци "Путевые заметки"
...на расстоянии одной мили к югу, находится прославленная, всем известная древняя гора Эрджиас, похожая на Кешиш-Даг Бурсы, только еще больше и выше; зимой и летом на ней виден снег тысячелетней давности; его было так много, что он даже падал вниз. Сказали, что [там] есть много церквей, а кафедральная церковь – большая, каменная, куполообразная, с мраморными колоннами, но и она разрушена. Сказали, что каждый год в день Святой Богородицы горожане с жертвенными [животными] поднимаются к ней. Мы также захотели подняться, но нам сказали, что подъем очень высокий и трудный, а наверху острые скалы и снег; в скалах и снеге выдолблены места для ног, подниматься надо при помощи разных приспособлений, иначе, если упадешь, разобьешься на тысячу кусочков. Сказали, что [гора] покрыта глубокими снегами, [там] холодно и [дует] сильный ветер.

Мазака.jpg

TAŞLIBURUN.jpg

Также интересно упоминание Симеона Лехаци о развалинах античной Кесарии на склонах горы Эрджияс. Они находились южнее средневекового города, ставшего центром нынешнего турецкого Кайсери. О средневековой Кесарии мы писали ранее.

Симеон Лехаци "Путевые заметки"
Обернувшись на восток, мы увидели около Кесарии большие и древние каменные здания, подземелья. Сказали, что их (подземелья) называют Батал-гази, там есть огромные пещеры и скалы. Говорили, что раньше здесь находился город, построенный царем Кесарем

В нынешнем районе Кайсери Караджаоглу сохранилась мечеть Баттал-Гази, ее считают самой древней мечетью города. Несомненно, что "подземелья Батал-гази" в рассказе Симеона Лехаци связаны именно с этой мечетью. Исследования показали, что данное сооружение могло быть изначально каким-то византийским строением. Точной датировки данного памятника нет. Известно только, что сооружение многократно перестраивалось. Имя Баттал-Гази мечеть получила от легендарного арабского борца за веру, в коем признают арабского полководца VIII века Абдаллу аль-Баттала. Баттал-Гази чем-то похож на Илью Муромца из русских сказок, в тюркской среде он стал героем народного эпоса. Этот герой воевал в византийско-арабском пограничье, считается, что его могила, ныне весьма почитаемая, находится рядом с городом Эскишехир. Ал-Масуди писал, что он был одним из прославленных мусульман, чьи портреты греки выставляли в своих церквях.

Фото мечети Баттал-Гази 1969 года. Фото из KAYSERİ, BATTAL GAZİ CAMİİ VE KIRK KIZLAR TÜRBESİ
Screenshot_2019-02-14 Yurdakul Çayırdağ pdf.png

Как Баттал-Гази мог быть связан с городом Кайсери неизвестно, но его именем называли многие объекты в Анатолии. Есть предположение, что мечеть Баттал-Гази была возведена арабами еще в VIII веке, когда Кесария Каппадокийская входила в состав арабского Халифата.

Screenshot_2019-02-14 Yurdakul Çayırdağ pdf(2).png

Не менее интересен мавзолей (вернее его руины) пристроенный к мечети Баттал-Гази. Носит он название Кырк кыз, что в переводе с турецкого означает Сорок девушек. Это название наполняет особым смыслом сообщение Симеона Лехаци о том, что "их (подземелья) называют Батал-гази, там есть огромные пещеры и скалы". По Лехаци Батал-гази это именно некое подземелье, пещера, а не строение, стоящее на земной поверхности. Знаменитые по всей Центральной Азии «Сорок дев» (человек, духов) или Кырк кыз почти всегда были связаны с сокрытием в пещерах и скалах. Подобного размещения требовала их внутренняя сущность, ибо по иранским представлениям Чильтан - перс., тадж. «сорок людей» - «это сорок могущественных святых, управляющих миром. Чильтан могут быть невидимы для людей, а могут в человеческом облике жить среди них (нередко принимая образ бедного, презираемого окружающими человека). Если кто-то из Чильтан умирает, оставшиеся избирают из людей достойного занять его место. Обычный эпитет Чильтан - гайиб эрен «невидимые святые». «Мифы народов мира». Андреев М. С., Чильтаны в среднеазиатских верованиях, в кн.: В. В. Бартольд, Таш., 1927

Мечеть Баттал-Гази и основание мавзолея Кырккызляр. Фото из блога Osman Gerçek
kirk_kizlar_katliami_mogollarin_eseri_h15928_275cb.jpg

Под влиянием тюркского (или шире - туранского) феминизма Сорок святых превратились в Сорок девушек (Кырк кыз). Об амазонстве среди тюрок я делал когда-то специальный пост, там же приводил отрывки из каракалпакской поэмы Кырк Кыз, посвященной воинственным девам. По турецким преданиям Сорок девушек обосновались в пещере рядом с мечетью Баттал-Гази в XIII веке, якобы прячась от монгольских завоевателей. Но не вызывает сомнений, что это более древний культ, который появился в Каппадокии намного раньше. Особое значение для Анатолии имело, как известно, христианское почитание Сорока мучеников Севастийских. На данный момент не представляется возможным ответить на вопрос - какой культ появился ранее, иранский Чильтан или Сорок мучеников из Севастии Каппадокийской (ныне Сивас), так как Мученичество воинов христиан из Севастии датируется 320 годом, все же упоминания о Чильтан и Кырк Кыз более поздние. Вполне возможно, что именно распространение христианства в Центральной Азии создало условия для возникновения культа Сорока (Чильтан) в этих краях.

48a1def1-9223-4253-9e6c-b65763231684.png

Для понимания сущности культа Сорока (девушек, праведников, мучеников) очень важно осмысление скрытности, невидимости этих святых и их несомненной связи с пещерами и скалами, как об этом писал в XVII веке Симеон Лехаци. Хорошо известно, что Сорок христианских мучеников в Севастии приняли свою смерть вполне открыто - они замерзли в ледяном озере. В то время как тюркские Кырк Кыз несомненно имеют связь с горами и камнями, и желанием перейти к некоему скрытному (невидимому) существованию.

«Кырк Кыз (букв. «сорок девушек»), в мифологиях тюркоязычных народов Средней Азии праведницы, которых аллах по их просьбе превратил в камень (в других вариантах мифа - скрыл в скалах), чтобы спасти от преследователей - «неверных». Место, где, как считалось, это произошло, также называется Кырк Кыз (несколько десятков таких мест имеется в Средней Азии, отдельные святыни, связанные с К. к., встречаются в Азербайджане, северном Афганистане, северном Иране)». В. Н. Басилов. «Мифы народов мира».

Тайну генезиса культа Сорока невидимых девушек может раскрыть сообщение ал-Бакуви (XIV — начало XV в.), где он невероятно интересно описывает Кесарию Каппадокийскую. Информацию о Кесарии Бакуви видимо заимствовал у Закарии ал-Казвини в его «Асар ал-билад ва ахбар ал-ибад» («Памятники стран и сообщения о рабах [Аллаха]») (1275—1276 год).

Абд ар-Рашид аль-Бакуви
«Сокращение [книги о] „Памятниках“ и чудеса царя могучего»

Кайсарийа, долгота — 69°05', широта — 39°30' — большой город страны ар-Рум, с многочисленным населением и большими строениями, построен из камня. Там есть и памятники древности, посещаемые населением. Там место заключения Мухаммада ибн ал-Ханафии; там же мечеть Абу Мухаммада ал-Баттала. Есть там баня, построенная мудрецом Балинасом для царя ар-Рума, а она — одно из чудес мира, ибо [вода в ней] разогревается светильником. Близ города есть гора, полная несчетного количества змей, которые, однако, не могут выползти из нее из-за заговора мудрецов.

Входной портал мечети Баттал-Гази наглядно демонстрирует всю многослойность этого сооружения. Фото из блога Osman Gerçek
'Kayseri, Battal Gazi Camii ve Kırk Kızlar.jpg

В маленьком абзаце текста о Кесарии Каппадокийской Бакуви-Казвини скрыто смыслов примерно на несколько томов печатного текста. Но мы попробуем их как-то кратко разобрать.
Удивительно, но средневековые арабские авторы, также как и Симеон Лехаци (путешественник XVII века), упоминают лишь одно название мечети в Кесарии - это опять Баттал-Гази (Абу Мухаммада ал-Баттала). Это маленькое строение кажется им более важным, чем десятки великолепных сельджукских медресе и мечетей средневековой Кесарии. И Казвини, и Бакуви описывают состояние города видимо еще до обширного строительства Данишмендов и Сельджуков 12-13 вв, о котором мы писали ранее. Поэтому баня царя ар-Рума, это видимо какие-то ранние римские термы, а не хаммамы сельджуков (хотя царем Рума называли и сельджукского султана в том числе).

Интерьер мечети Баттал-Гази. Фото из блога Osman Gerçek
1-battal-camii.jpg

Но самая важная информация у аль-Бакуви здесь, это упоминание о «заключении Мухаммада ибн ал-Ханафии» в городе Кесарии Каппадокийской. Одно только имя этого персонажа приоткрывает завесу над тайной духовной жизни древнего мегаполиса. Ибо Мухаммед ибн ал-Ханафия (637 - 700 гг.) - сын зятя пророка Мухаммеда Али ибн Абу Талиба и первый Скрытый имам в истории ислама. Само собой, перемещение приемного внука Пророка Мухаммеда в Каппадокию маловероятно. Но, и Бакуви, и Казвини считали, что есть достаточные основания, чтобы он там появился, только видимо при переводе текста был неправильно передан смысл предложения об ал-Ханафии. Скорее всего, что в районе Кесарии имам кайсанитов пребывал не в заключении, а в Сокрытии Гайба, Гаиб (غَيْبٌ‎‎ араб. быть скрытым, невидимым). Видимо, именно на Аргейской горе Мухаммед ибн ал-Ханафия должен был стать невидимым для простых людей.

Аш-Шахрастани (1075 — 1153 гг.) в своем труде "Книга о религиях и сектах" дает достаточно полное описание сути "Сокрытия" Третьего внука Пророка (Мухаммеда ибн ал-Ханафии). "Скрытый имам" должен вернуться в этот мир, чтобы стать Махди (Ведомым верным путем), мессией исламского мира. Он придет как провозвестник близкого конца света, "чтобы наполнить землю справедливостью, как она наполнена [ныне] несправедливостью".

Абу-ль-Фатх аш-Шахрастани
Книга о религиях и сектах

Мухаммад б. ал-Ханафийа был [человеком] большой учености, обширных знаний, пылким мыслителем, обладавшим проницательным умом. Эмир верующих Али - да будет доволен им Аллах! - поведал ему об обстоятельствах грядущих бедствий и открыл ему пути познания.
Ас-Сайид аль-Химьяри и поэт Кусайир 'Аззы были его приверженцами. Кусайир сказал о нем:

Да! Имамов из курейштов, попечителей истины, четверо равных:
'Али и трое его сыновей. Это - внуки (Пророка), с которыми нет тайны.
(Один) внук - внук веры и праведности. (Второго) внука скрыла Кербела.
(Третий) внук не вкусит смерти, пока не станет во главе конницы со знаменем впереди.
Он скрылся невидимый среди них на время в [ущелье] Радва. Мед и вода пред ним.

Ас-Сайид аль-Химьяри также верил в то, что он не умер, что он пребывает на горе Радва между львом и тигром, охраняющими его. Пред ним два источника, бьющие ключом, текущие водой и медом. Он вернется после сокрытия, чтобы наполнить землю справедливостью, как она наполнена [ныне] несправедливостью. Именно ал-Химьяри первым признал сокрытие (имама) и возвращение после сокрытия, что признали [затем] шииты.


Можно заметить прямую связь между образом скрытого имама Мухаммеда ибн ал-Ханафии и скрытыми двуполыми существами Чильтан, Кырхляр, Кырк кыз (Сорок святых). Выясняется, что они "скрывались" на одной и той же горе. Многочисленные суфийские тексты почти всегда отождествляли (или соединяли) Скрытых имамов и Сорок Святых. Предполагалось, что когда Скрытый имам вошел в (на) гору Радва, вместе с ним туда вошли Сорок его сподвижников.

imam-mahdi.jpg

Нет сомнений, что Бакуви и Казвини описывали именно вулкан Аргей (Эрджияс) как гору Радва, хотя по многочисленным исламским преданиям ее располагали в разных местах. Исходя из строк аш-Шахрастани Мухаммед ибн ал-Ханафия, пребывая в сокрытии на этой горе, имел связь с тиграми и львами (в других текстах могут упоминаться только львы). С глубокой древности львы были символами Богини Матери, чье имя прямо ассоциировалось с высокими горами, о чем писалось ранее. Соответственно, культ Скрытого имама мог быть связан с древним культом Великой Матери богов. Как писал Симеон Лехаци в XVII веке, гора Эрджияс, где "укрылся" Мухаммед ибн ал-Ханафия, была местом почитания женского божества в облике Святой Богородицы.

В следующих постах мы продолжим повествование о тайнах горы Эрджияс, города Кесарии и явлении Махди в Каппадокии.

Предыдущие статьи посвященные Кесарии Каппадокийской:
Начало начал. История Кесарии Каппадокийской
Сказка про жителей Одинокой Горы
Старый город Кесарии Каппадокийской

Recent Posts from This Journal

  • Плиска - самый большой город древнего мира

    Этот город в Болгарии был больше Константинополя и больше самого Рима. Видимо, до того как монголы основали Пекин в Китае, это был крупнейший…

  • Россико - порт русов на Черном море

    В настоящее время на территории нынешней Болгарии можно выделить множество топонимов с корнем рос-. Однако, их связь с народом русов как правило…

  • Варна - первая столица Болгарии?

    В 670 годах кочевые племена булгар под предводительством хана Аспаруха перешли Дунай и вторглись на территорию Византийской империи. В сражении при…

  • Где жили русы?

    Для арабских авторов место обитания русов - берега реки Волги и какой-то остров, находящийся предположительно рядом с хазарами и аланами. Русы по…

  • Волжская Булгария и Яндекс Дзен

    Кто бы мог подумать, что такой важный туристический объект Татарстана как Болгар почти полностью лишен вменяемой транспортной доступности. На Яндексе…

  • Завоевание русами Азербайджана

    Рассказ о попытке завоевания русами города Барда - столицы исламского Закавказья в 944 году. Русы смогли захватить город по одним сведениям на 6…


promo maximus101 february 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

  • 1
Как потрясающе интересно!

Кесария Каппадокийская. Тайны горы Эрджияс

Пользователь varjag2007su сослался на вашу запись в своей записи «Кесария Каппадокийская. Тайны горы Эрджияс» в контексте: [...] Кесария Каппадокийская. Тайны горы Эрджияс [...]

"Ал-Масуди писал, что он был одним из прославленных мусульман, чьи портреты греки выставляли в своих церквях." - зачем грекам выставлять в церквях портрет мусульманина, тем более военного?

Ну, прославленный же мусульманин, вот и выставили)Вопрос зачем, всегда очень сложный)
Баттал-гази упоминается в ряду мусульманских мужей "гораздых на уловки", а также десятерых хитрых христиан. Кроме Баттал-гази упоминается, например, 'Али б. Йахйа ал-Армани - полководец Халифата видимо армянского происхождения https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B8_%D0%B8%D0%B1%D0%BD_%D0%AF%D1%85%D1%8C%D1%8F_%D0%B0%D0%BB%D1%8C-%D0%90%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8
А Йазман ал-Хадим был вообще изображен "с войском своим, и вокруг него мужи":)


"Сообщил мне некий ромей из тех, что приняли ислам, и был он праведным мусульманином, что ромеи нарисовали в одной из церквей своих десятерых христианских храбрецов, отважных и хитрых, и гораздых на уловки мусульманских мужей. Среди них муж, которого послал Му'авия, когда обманул [этот муж] некоего батрика, похитил его из ал-Кустантиниййи, отплатил ему ударом и вернул его обратно, а также 'Абдаллах ал-Баттал, 'Амр б. 'Убайдаллах, 'Али б. Йахйа ал-Армани, ал-'Арил б. Баккар, Ахмад б. Абу Катифа, Курнийас ал-Билкани, владетель города Ибрик, он был батриком павликиан, и кончина его была в двести сорок девятом году (857/8), и Харас Харис, сестра Курнийаса, Йазман ал-Хадим с войском своим, и вокруг него мужи, и Абу-л-Касим б. 'Абд ал-Баки".http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Masudi_2/frametext15.htm

Edited at 2019-02-18 10:54 am (UTC)

Понятней если честно не стало. Известны изображения в церквях мусульман?

В смысле?) Конечно - пророк Муса, пророк Иса ибн Марьям и т.д.

Ну да, как я не догадался :)

И потом, можно даже не акцентироваться на мусульманах, так как, а кто такие 10 хитрых христиан изображенных в церкви? Вы знаете, я, например, нет:)

Ну по крайней мере они христиане

Слишком у вас конфессиональный подход)
В отрывке делается особый акцент именно на хитрости и ловкости персонажей, а не на храбрости или жертвенности, как можно было бы ожидать. Ловкие христиане в церкви это уже особое осмысление) Ну и Йазман ал-Хадим вместе с войском своим - это вообще за гранью воображения)

Но это источник. Перевод, думаю, правильный, я видел несколько вариантов. Но что это означает - неизвестно.
Восприятие современного человека отягощено, как правило, специальным образованием, которое подсказывает как оно должно быть. И человек мыслит по этому шаблону. В средние века образование отсутствовало, поэтому грань между восприятием религиозных персонажей была очень зыбкой. У мусульманских авторов и Заратустра был пророком аллаха.

В отрывке есть еще батрик паликиан, который назван в числе мусульман - "владетель города Ибрик, он был батриком павликиан". В те времена павликиане имели свое гос-во в Малой Азии.

Очень интересно, спасибо, Максим!

  • 1