?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Великая Мать богов
maximus101
Длинный и нудный пост в который я собрал различные упоминания и изображения главного божества древнего мира. Главными символами Великой Матери богов были горы, пещеры и холмы поросшие лесом. Ее священные деревья - дуб и сосна. Священные животные - лев и лошадь. Ей приносили в жертву быков и людей.

Имена Великой Матери и производные от них понятия имеющие схожую этимологию со славянским Перуном и балтийским Перкунасом.
Перун хетт.perun, peruna «скала», мать каменного героя Улликумми.
Пирва хет.-лув. peru-, pirwa «скала» хетто-лувийский конный бог/богиня. Каппадокийск. Perua, Pirwa — главное (двуполое) божество города Канеса (Кесария Каппадокийская).
«Название гористой местности рядом с Зелеей Πειρωσσός (Strab. XIII, 1,17), прямо соответствующее лув. Pirwassa, *perwosso-/perwassa- «каменистая, горная местность» «Посвященный Пирве», почитавшемуся на скалах богу, также хет.-лув. peru-, pirwa «скала» Л. А. Гиндин, В. Л. Цымбурский "Гомер и история Восточного Средиземноморья"
Парвати ( pārvatī «горная, гора») жена Шивы.

Перка, Περκη [χώρα] - «гористая, поросшая соснами и дубами страна» - древнее название Фракии. Стефан Византийский «А Фракия - страна, которая называлась Перка и Ария».
Перкон, Перк Περκων - обращение к фракийскому всаднику, его часто изображали спутником Матери богов. Надпись из Варны начала н.э. «Хэросу Перкону от Менандра, (сына) Аминтора»
Фьёргун (Fjörgyn, гора) - мать бога Тора. Лат. quercus - дуб, кельт. Hercynia (silva) - лес и горы в Средней Германии, также англ. fir ель. ср. др.-в.-нем. forha «сосна», др.-исл. fura «сосна».
Еркин и еркир (арм. erkin 'небо' и erkir 'земля') Близость к армян. erkin 'небо' кельт. Hercynia - горный лес, также Fjörgyn, гора.

Фракийский всадник и Мать богов, II - I вв. до н.э.



Варианты трактовок образа Матери богов со схожим смыслом. Все они имеют значение горы, скалы и т.д., такое же как у имен схожих с Перуном и Перкунасом.
Рея - древнегреческая мать олимпийских богов. (микен. o-re-i горы: orei -‘в горах’, (ср. о-re-a) = orehās;  (др. греч. Ορος — ‘гора’).
Кибела (фриг. Matar Kubileya/Kubeleya) Мать Горы, Горная Мать - главное божество фригийского пантеона, прародительница всего сущего. Во Фригии существовала одноименная гора - Kubeleya. Возможно, Matar Kubileya - «Лошадиная Мать». О. Н.Трубачев пытался выводить от имени Кибелы славянское слово "кобыла", так как Мать богов покровительствовала лошадям. По Трубачеву "кибела/ kubeleya" - это фракийско-фригийское название лошади, возможно "горной лошади" по аналогии с шумерским названием коня - ansu kura "горный осел".
Анаит, Анахита (авест. пречистая, могучая) главная богиня Персидской империи. В Малой Азии ассоциировалась с горой. Фавстос Бузанд - некий монах «жил на большой горе на месте богов (капищ), которые называют Атор Анахит — то есть престол Анахиты»

Мнение Великой матери богов о себе самой в интерпретации Апулея:

Апулей, «Метаморфозы или Золотой Осел»
«Вот я пред тобою, Луций, твоими тронутая мольбами, Мать природы, Госпожа всех стихий, изначальное порождение времен, высшее из Божеств, владычица душ усопших, первая среди небожителей, единый образ всех Богов и Богинь, мановению которой подвластны небес лазурный свод, моря целительные дуновенья, преисподней плачевное безмолвие. Единую владычицу, чтит меня под многообразными видами, различными обрядами, под разными именами вся Вселенная. Там фригийцы, первенцы человечества, зовут меня Пессинунтской Матерью Богов, тут исконные обитатели Аттики - Минервой Кекропической, здесь кипряне, морем омываемые, - Пафийской Венерой, критские стрелки - Дианой Диктиннской, трехъязычные сицилийцы - Стигийской Прозерпиной, элевсинцы - Церерой, древней Богиней, одни - Юноной, другие - Беллоной, те - Гекатой, эти - Рамнузией, а эфиопы, которых озаряют первые лучи восходящего солнца, арии и богатые древней ученостью египтяне почитают меня так, как должно, называя настоящим моим именем - царственной Изидой…»

Изображения Великой Матери первых веков н.э.


Интересное свидетельство Плутарха о том, что главная богиня каппадокийцев могла быть божеством грозы и молний. О том, что Великая Мать могла исполнять и роль громовержца я писал ранее - О женской сущности Перуна и Одина

Плутарх
«Да и самому Сулле, как рассказывают, во сне явилась богиня, чтить которую римляне научились от каппадокийцев, это то ли Луна, то ли Минерва, то ли Беллона. Сулле снилось, будто богиня, представ перед ним, протягивает ему молнию и, называя по имени каждого из его врагов, повелевает поразить их, и, пораженные молнией, они падают и исчезают».

Софокл
молитва хора из «Филоктета»

«Царица гор, ключ жизни вечный, Зевса матерь самого, Что златоносного Пактола Блюдешь течение — Земля! Чьей волей над быком могучим Ретивый торжествует лев...»

Терзание львом быка - символ Новруза (иранского праздника начала весны). Рельеф из ахеменидского дворца в Персеполе. Главным символом Матери богов был как известно лев. Терзание львом быка трактовалось как торжество света над тьмой, добра над злом, порядка над хаосом и т.д. В жертву Великой Матери всегда приносили быков. Тавроболий (лат. Taurobolium) обряд жертвоприношения быков - основа культа Великой Матери.
Nowruz_Zoroastrian.jpg

Страбон "География"
«Что касается берекинтов - одного из фригийских племен и вообще фригийцев, а также троянцев, живущих в окрестностях Иды, То они почитают Рею, справляя ей оргии, и называют ее Матерью богов, Агдистидой и Великой фригийской богиней, а также от имени местностей - Идеей, Диндименой, Сипиленой, Пессинунтидой, Кибелой и Кибебой. Греки же называют ее служителей тем же именем куретов; однако они не заимствуют это название из того же круга мифических рассказов,  считают их какими-то демонами-помощниками подобно сатирам. Их же называют корибантами».

Евстафий Фессалоникский отмечает, что в Вифинии (северо-запад Малой Азии) верховного бога Зевса почитали как Аттиса - спутника Великой Матери, умирающего и воскресающего бога-скопца. Хорошо известно, что все жрецы Матери богов были также скопцами. В сущности, жители Вифинии считали Зевса одним из вариантов Великой Матери.

Евстафий митрополит Фессалоникский, вторая половине XII в. н. э. Схолия к "Илиаде" Гомера.
«Здесь же пригодно и свидетельство Арриана, сказавшего в «Βιθυνιακα», что вифинцы, всходя на вершины гор, называли Зевса папою и его же Аттисом»

Слева, Аттис в облике Великой матери (он сидит верхом на льве), справа, тоже Аттис - бог-скопец, он всегда изображался с открытыми гениталиями и женственными формами тела.
imgonline-com-ua-2to1-Jusp0N3VbL.jpg

Интересно сообщение Геродота, в котором он отмечает, что персы считали бога Митру женским божеством - богиней Венерой (Уранией, семитской Иштар). Длительное время считалось, что Геродот ошибался в этом вопросе и перепутал персидских богов, но, скорее, отец истории был прав. Митра, будучи спутником верховной иранской богини Анахиты, действительно, мог трактоваться и как женское божество. Тем более, что впоследствии, на рубеже н.э. культ Митры (римский митраизм) был схож с почитанием Великой Матери. Римский Митра также связывался с горами, пещерами и тавроболией.

Геродот "История"
«Так, Зевсу они обычно приносят жертвы на вершинах гор и весь небесный свод называют Зевсом. Совершают они жертвоприношения также солнцу, луне, огню, воде и ветрам. Первоначально они приносили жертвы только этим одним божествам, затем от ассирийцев и арабов персы научились почитать Уранию (ассирийцы называют Афродиту Милиттой, арабы – Алилат, а персы – Митра)»

Митра в облике Аттиса убивает быка. Эта статуэтка из Керчи начала н.э. дает представление о том, что митраизм в своей основе был почитанием той же самой Богини Матери. Ведь Аттис всегда неразрывно связан с главной Богиней древнего мира.
Митра-Аттис убивает быка. Найдено в Керчи. Одесский археологический музей.jpg

Многочисленные свидетельства античных авторов о том, что культ Артемиды Таврической  (Кибелы, Матери богов и т.д.) был перенесен из Крыма следует трактовать наоборот. Культ Богини Матери в Малой Азии появился еще в неолите, поэтому именно из Анатолии он попал в Крым и на северное побережье Черного моря. Вполне возможно, что в Крыму у тавров культ верховного женского божества сохранился в более архаическом виде.

Страбон "География"
«На этом Антитавре находятся глубокие и узкие долины, в которых расположены город Команы и святилище Энио, которую местные жители называют Ма. Это — значительный город, однако большая часть его населения состоит из одержимых божеством и храмовых служителей. Жители города — катаонцы; вообще они подвластны царю, но в большинстве случаев подчиняются жрецу. Жрец — глава храма и храмовых рабов, которых во время моего пребывания там было больше 6000, мужчин и женщин вместе. Храму принадлежит также большой участок земли, доходами с которого пользуется жрец. Он является вторым по значению в Каппадокии лицом после царя. Обычно жрецы принадлежали к тому же роду, что и цари. Эти священные обряды — обряды Артемиды Таврополос, по-видимому, перенесли сюда из таврической Скифии Орест и его сестра Ифигения; здесь они положили свои волосы»

Геродот "История"
«У тавров существуют такие обычаи: они приносят в жертву Деве потерпевших крушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море следующим образом. Сначала они поражают обреченных дубиной по голове. Затем тело жертвы, по словам одних, сбрасывают с утеса в море, ибо святилище стоит на крутом утесе, голову же прибивают к столбу. Другие, соглашаясь, впрочем, относительно головы, утверждают, что тело тавры не сбрасывают со скалы, а предают земле. Богиня, которой они приносят жертвы, по их собственным словам, это – дочь Агамемнона Ифигения. С захваченными в плен врагами тавры поступают так: отрубленные головы пленников относят в дом, а затем, воткнув их на длинный шест, выставляют высоко над домом, обычно над дымоходом. Эти висящие над домом головы являются, по их словам, стражами всего дома».

Анатолийский всадник (аналог фракийского всадника в Анатолии) Какасбос с дубиной в руке. Именно дубиной чаще всего убивали жертв в Каппадокии. Справа, Мать богов и всадники. Изображения первых веков н.э. из музея в Анталии.


Страбон "География"
«В Каппадокии (так как здесь есть большой клан магов, которые называются пирефами, и множество святилищ персидских божеств) при жертвоприношениях не применяют ножа, а пользуются чем-то вроде полена, убивая жертву как бы молотом».

Какасбос - анатолийский всадник, III-IV вв.
Stele of Promise (region Kibyra). Anatolian rider deity Kakasbos.jpg

Кассий Дион
"Римская история"

Комана принадлежит к нынешней провинции Каппадокия, и предполагалось, что вплоть до того времени в ней находились статуя Артемиды Таврической и потомков Агамемнона. В Каппадокии существует два города с таким названием, недалеко друг от друга, которые претендуют на одни и те же почести; ибо истории, которые они рассказывают, и реликвии, которые демонстрируют, одинаковы, в том числе меч, имеющийся в каждом из городов и предположительно принадлежавший Ифигении».

Страбон "География"
«Саки совершали набеги подобно киммерийцам и трерам: одни набеги более дальние, другие же — на близкое расстояние. Так они захватили Бактриану и завладели лучшей землей в Армении, которой они оставили название от своего имени — Сакасена; они дошли вплоть до страны каппадокийцев, в частности до тех, кто живет на Евксинском море и теперь называется понтиками. Персидские полководцы, находившиеся тогда в той стране, напали на них ночью во время всенародного праздника после дележа добычи и совершенно уничтожили это племя. Возведя на этой равнине на какой-то скале насыпь, полководцы придали скале форму холма, затем построили стену и воздвигли святилище Анаите и богам, имеющим с ней общий алтарь, — персидским божествам Оману и Анадату, установив ежегодное священное празднество Сакеи, которое жители Зел (так называется это место) справляют еще и теперь. Зелы — городок, принадлежащий большей частью храмовым служителям»

Богиня Мать передает напиток бессмертия герою. Золотая пластина из скифского кургана, с.Сахновка, IV в. до н. э.
4-сцена-бракосочетания-двух-богов  кургана у деревни Сахновки.jpg

Страбон "География"
«По словам других, Кир пошел походом на саков, но, побежденный в сражении, бежал. Потом, расположившись на стоянку в том месте, где он оставил багаж со множеством всевозможных припасов и особенно вина, Кир дал войску немного отдохнуть и затем, оставив палатки, полные припасов, под вечер выступил, делая вид, что бежит. Пройдя вперед, сколько ему казалось нужным, Кир остановился. Саки между тем подошли и, захватив лагерь, покинутый людьми, полный съестного, наелись до отвала. Тогда Кир возвратился и застал саков обезумевшими от пьянства; одни из них были перебиты спящими мертвецким сном, другие же пали от мечей неприятеля в то время, когда плясали без оружия в вакхическом исступлении, и почти все погибли. Кир же, считавший свою удачу ниспосланной божеством, посвятил этот день отеческой богине, назвав его Сакеями. И всюду, где есть святилище этой богини, там по обычаю справляется праздник Сакеев — нечто вроде вакхического праздника, на котором одетые в скифскую одежду мужчины пьют и непристойно заигрывают друг с другом и с пирующими вместе с ними женщинами».

Богиня Мать на троне и всадник. Ранний сюжет, ставший на рубеже н.э. прообразом иконографии Фракийского всадника. Золотая пластина из кургана с. Мерджаны (рядом с Анапой), IV—III вв. до н. э


Страбон "География"
«Мидийцы и армяне почитают все священные обряды персов. В особом почете культ Анаитиды у армян, которые в честь этой богини построили святилища в разных местах, в том числе и в Акилисене. Они посвящают здесь на служение богине рабов и рабынь. В этом нет ничего удивительного. Однако знатнейшие люди племени также посвящают богине своих дочерей ещё девушками. У последних в обычае выходить замуж только после того, как в течение долгого времени они отдавались за деньги в храме богини, причём никто не считает недостойным вступать в брак с такой женщиной».

Диоген Лаэртский. О знаменитых философах
«Маги проводили время в служении богам, жертвоприношениях и молитвах, полагая, что боги внемлют только им; рассуждали о сущности и происхождении богов, считая богами огонь, землю и воду; отвергали изображения богов, в особенности же различение богов мужеского и женского пола.

Они не носили золота и украшений, одежда у них была белая, постелью им служила земля, пищей – овощи, сыр и грубый хлеб, посохом – тростник; тростником же они прокалывали и подносили ко рту кусочки сыра за едой. По учению магов, люди воскреснут из мертвых, станут бессмертными и что только заклинаниями магов и держится сущее; то же самое рассказывает и Евдем Родосский».

Слева, Богиня Мать, как образ огороженного пространства, укрепленного города. Ее головной убор в виде крепостной стены стал впоследствии основой для символа Богоматери hortus conclusus "огороженный, запертый сад". Я писал об этом ранее в статье "Асгард - город Богородицы". Справа, Мать богов с ее львами, рядом, видимо Гермес. Наверху, плохо различимое изображение фракийского всадника. Оба изображения Кибелы I - III в.
imgonline-com-ua-2to1-APlNCCH8dt9ln.jpg

Предыдущие посты о главном божестве древнего мира:
О женской сущности Перуна и Одина
Асгард - город Богородицы

Recent Posts from This Journal

  • Плиска - самый большой город древнего мира

    Этот город в Болгарии был больше Константинополя и больше самого Рима. Видимо, до того как монголы основали Пекин в Китае, это был крупнейший…

  • Россико - порт русов на Черном море

    В настоящее время на территории нынешней Болгарии можно выделить множество топонимов с корнем рос-. Однако, их связь с народом русов как правило…

  • Варна - первая столица Болгарии?

    В 670 годах кочевые племена булгар под предводительством хана Аспаруха перешли Дунай и вторглись на территорию Византийской империи. В сражении при…

  • Где жили русы?

    Для арабских авторов место обитания русов - берега реки Волги и какой-то остров, находящийся предположительно рядом с хазарами и аланами. Русы по…

  • Волжская Булгария и Яндекс Дзен

    Кто бы мог подумать, что такой важный туристический объект Татарстана как Болгар почти полностью лишен вменяемой транспортной доступности. На Яндексе…

  • Завоевание русами Азербайджана

    Рассказ о попытке завоевания русами города Барда - столицы исламского Закавказья в 944 году. Русы смогли захватить город по одним сведениям на 6…


promo maximus101 february 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

  • 1

Великая Мать богов

Пользователь uchitelj сослался на вашу запись в своей записи «Великая Мать богов» в контексте: [...] https://maximus101.livejournal.com/163834.html?embed [...]

Спасибо! Как всегда, пир для ума и души. Потрясающая работа с источниками.

"В древности почитание Матери Мира стояло на большой высоте. Она «жила в культах древних как земля, как солнце, как огонь, как воздух, как вода» [4, 38]. Ее Космический Аспект, или Мулапракрити, все в себе вмещающая, все в себе зарождающая, воспринимался через образы богинь в мифологическом и религиозном мышлении разных народов [3, с. 504]. В Индии Ее чтут как богиню Кали или Дургу, в Монголии и Тибете как Дуккар или Белую Тару, в Египте Ей поклонялись как богине Изиде, в Вавилоне как богине Иштар. Некоторые последователи Учения Христа, например гностики, отождествляли Святой Дух с Женским аспектом Творца. Матерь Мира в течение длительного периода эволюции человечества проявляла себя и через избранных людей – Вестников космической эволюции, осуществляя через них свое творчество на планете Земля" (http://lib.icr.su/node/2395).

Re: Матерь Мира

На здоровье)

Re: Матерь Мира

Да. Вспомнил давно прочитанную книгу Марии Гимбутас "Цивилизация Великой Богини". Тоже собран богатейший фактический материал по доисторическим верованиям.

Re: Матерь Мира

Гимбутас устарела несколько. Она в сущности отрицает древность индоевропейской культуры, по ее мнению "Цивилизация Великой Богини" не относится к индоевропейцам вообще. Это серьезная ошибка.

В Азерайджане тоже есть понятие святых мест называемых, как уже не странно Пир. Это Вековые дубы, на которые вешают тряпичные ленточки, и кладут деньги или еду,и также некие места в горах ,просить , и молится к которым идут и сейчас.
Ер (Азер. Er 'земля')
На границе с Рф есть селение Ялама. Что на алтайском означает , лента или черта. Там тоже в окрестностях, в большом количестве присутствуют,дубы Пир-ы ,
Пиши по чаще тут, как в былые.

Кстати, вполне возможно, если Пир - старший, первый.
В шиитском исламе особенно много сохранилось древних верований.
Про языческие дубы в Дагестане я как-то делал пост.

«Тогда епископ и повелел срубить самое большое, посвященное скверному Аспандиату дерево – дуб, с пышной кроной, которому приносили в жертву лошадей и который окропляли кровью жертвы, а голову и шкуру ее вешали на ветви [этого самого дерева]. Этот дуб был как бы главой и матерью всех остальных высоких, покрытых густой листвой деревьев, посвященных [другим] суетным богам, которым многие поклонялись в стране гуннов, в том числе сам князь и все вельможи, считающие [дуб] спасителем [скверных] богов, дарителем жизни и всех благ».https://maximus101.livejournal.com/144089.html

Тут надо отметить что из за того что Шиизм в Азербайджане менее радикален ( он почти на 90% зависит от фетв из Ирана). Более терпим к народным обычаям ( в сравнении с Суннизмом, и тем более Вахабизмом!, все знают как у них заведено). И в дании времена, во времена продвижения ислама на Кавказ, видных мужей хоронили рядом, или не подолеку от таких деревьев - Пиров . И даже если не хоронили, мы же знаем как женщины относятся к сверхесьтественному,к пифиям,к гадалкам, к магии . Можно с 99% утверждать что поклонение Пирам продвигали именно обычные женщины. Именно они в детстве водили своих дочерей и сыновей, на обряды жертвоприношения и разного рода "закрытые Вечеринки". И в последствии когда потомство вырастало, и пыталось что то попросить у все вышних , все могущих сил, шли туда, и приносили жертву, понятное дело что все это шло через поколение. И сейчас в Азе. очень много таких мест, и есть несомненно культовые, к которым не смотря на наличие дороги, идут пешком. Культ женщины , которое продвигают женщины.

Мать всех богов - это Мати СВА, которую греки интерпретировали как Софию, а египтяне как Маат. Сва на пеядианском языке расенов означает "галактика Млечный Путь" и изображается персоной с крыльями. Человек с крыльями - это еще и эмблема галактической федерации. Кэти Перри изображает Маат или Сва. Перри - это английская интерпретация норманнской интерпретации русского имени Перун, что означает камень. Маат у египтян всегда сидит на капительном камне пирамиды. Смотри с 3:07.



Edited at 2019-02-08 12:23 am (UTC)

Лет 10 назад побывал в городе Берне на интереснейшей вставке, посвящённой кельтам. Предметы привезли со всей Европы. Так там самое часто встречающееся изображение это женская фигура между двумя симметрично расположенными животными. Так что аналогичный культ явно простирался и на запад.

Это изображения Эпоны. Я про богинь покровительниц лошадей ранее писал https://maximus101.livejournal.com/160788.html

Сестры Умай

Уважаемые эксперты, давно стеснялся спросить, но тут как раз в тему:

Как правило, любые повторяемые детали ритуальных изделий несут сакральный смысл. Вполне бывает, что он забывается, трансформируется или воспроизводится как культ "карго". Тенгрианские святыни, несомненно, оказали влияние на христианство, ведь государственной оно стала на этапах "Великого переселения народов". Интерпретируют ли эти детали историки и богословы?

https://ic.pics.livejournal.com/j6pyyima/85421346/978/978_900.png

Edited at 2019-02-10 06:44 pm (UTC)

Re: Сестры Умай

Здесь непонятно о каких "тенгрианских святынях" идет речь. Тенгрианство - это прежде всего современное неоязычество, что из себя представляла религия древних тюрок в сущности неизвестно. Видимо, это был сплав разных религий - от китайского культа Неба до иранского зороастризма.

На вашей картинке в центре находится фото средневековой подвески, где присутствует изображение крылатой богини. Это один из иконографических образов Богини Матери, у тюрок ее как правило называли Умай. В данном случае, это смесь различных иранских (и даже шире переднеазиатских) персонажей - Богини Матери, бога Хаомы, иранской птицы Хумай, скифской богини Аргимпасы и иранской (или переднеазиатской) Анахиты.

С Богоматерью подобное божество может быть связано только опосредствованно, через общее древнее родство с культами богинь Передней Азии - Кибелы, Иштар и т.д. Звезды на одеянии Богородицы, действительно, ранее служили символами богини Иштар. Но оказать хоть какое-то влияние на христианство религия древних тюрок не могла, ибо складывалась эта религия существенно позднее христианства. Вот в обратную сторону влияние возможно, образ Богоматери мог повлиять на сложение культа Умай, хоть это только предположение.

Почему горы и холмы? Сопоставление с женской грудью что ли?

Скорее сопоставление с другим органом. Рея родила Зевса в пещере, а пещеры бывают только в горах. Само собой, представление о зарождении жизни в пещере может восходить к самой глубокой первобытности, как мы знаем.
С пещерой был связан и Митра. В пещере родился Иисус Христос.

А отчего мог возникнуть такой культ?

Я вообще думал о древних богах. Что под ними понимали древние люди? "Богиня плодородия, богиня дождя, покровительница рожениц" и ещё что-нибудь подобное. Какие-то слишком отвлечённые понятия для древнего полудикого человека.

Подумал, что возможно первоначально эти "боги" подразумевали социальные роли в человеческом обществе. Например, под Зевсом/Юпитером/Перуном и т.п. явно просматривается глава семьи/рода/племени. Под Марсом воин-разбойник. И т.п.

Мысль человека должна была идти от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Почитание данного главы рода, должно было переходить к следующему конкретному, но такому же. Что в итоге должно было рождать отвлечённое понятие главы рода, т.е. "бога", Зевса.

В самых древних примитивных собирательских обществах, живших при матриархате, главой рода рода/общества была женщина. Все члены такого общества, наверное были разной степени её потомками. Это и породило, наверное, представление о божестве "Великой Матери".

Лишь потом с переходом к охоте, земледелию, скотоводству и возрастанием роли мужчины, на первую роль должно было выйти почитание главы большой патриархальной семьи - Зевса.

Единственно, непонятно, откуда взялось понятие о громовержестве. Ещё как-то его можно объянить для Великого Отца,который мог подгонять младших камнями или ещё чем-нибудь подобным. Но откуда могло взяться у Великой матери.
Ей должно было бы быть присуще какое-нибудь колдовство или что-то в роде.
Может быть громовержество это было свойство всё таки Отца, которое потом уже как-то размазалось, перепуталось на Матерь? Когда уже впоследствии оба культа стали затираться, терять первоначальный смысл и путаться?

>>Я вообще думал о древних богах. Что под ними понимали древние люди? "Богиня плодородия, богиня дождя, покровительница рожениц" и ещё что-нибудь подобное. Какие-то слишком отвлечённые понятия для древнего полудикого человека.

Совсем не отвлеченные понятия, а очень даже жизненные. Родит твоя жена или умрет при родах? Будет урожай или опять голод? О таких вещах было принято спрашивать у богинь посредством жрецов. И это работало и работает по сей день!

Если христиане молятся какому-то святому об урожае, это не означает, что он "святой урожая". Просто считается, что одно из его свойств приносить урожай. Примерно также, мне кажется, было и с языческими богами.

Свойство приносить урожай принадлежит единому всесильному богу. Никакой святой не может ничего делать вопреки божьей воле.

Мне кажется, что "специализация" святых возникла по образу и подобию языческих богов. Язычники плохо понимали, почему по разным вопросам нужно обращаться к одному богу. Для "обратной совместимости" пришлось ввести статус святых. Где нибудь в Библии описано, кто такие святые?

Не знаю. Но я с этим согласен.

Правда в моей теории меня смущает одна вещь. Если древние боги - это социальные роли, то поражает распространённость некоторых странных бы сейчас социальных ролей. И, наоборот, отсутствие других.

Что, например, за такая Артемида. Молодая девушка с поведением юноши. Откуда это?

И почему среди "богов" нет просто молодой девушки, мудрого справедливого старика - старейшины, рядового общинника - пахаря-воина или пастуха-воина.

Похоже когда эти представления складывались ещё не существовало простой парной семьи, а люди существовали в обществах похожих на какие-то обезьяньи стада.

...Либо просто мое предположение неверно )))

>>>>А отчего мог возникнуть такой культ?

Если попробовать ответить просто, то культ Богини Матери появился в результате развития древних культов плодородия. Ибо почитание Великой матери - это так называемый мистериальный культ, где большое внимание уделялось экстатическим практикам и поискам бессмертия. Еще подобные мистериальные культы - орфизм, элевсинские мистерии, культ Диониса и т.д.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8

Но подобное объяснение содержит и проблемы. Неизвестно, когда мистериальные культы появились. С одной стороны, патриархальный культ бога Отца потеснил Богиню Мать, но по факту почитание Матери никуда не делось. Главное божество минойского Крита явно Богиня Мать. У хеттов покровительница царей - солнечная богиня Аринна, жена громовержца Тархунта. И нет ясности, кто из них у хеттов был более почитаем. В Месопотамии тоже самое - шумерская Инанна и семитская Иштар, богини имеющие самый противоречивый образ. Иштар - богиня любви и войны одновременно, ее культ более чем экстатический и мистериальный. У Инанны-Иштар был умирающий и воскресающий любовник - Думмузи (будущий малоазийский Аттис). Она сама опускалась в подземный мир (умирала) и попадала на небеса (воскресала) Т.е. уже в 3 тыс. до н.э. культ Инанны был очень сложным. Отсюда возникает вопрос - а сменил ли бог Отец богиню Мать на троне? В Малой Азии, изначально, главное божество - неолитическая Богиня, потом вроде бы появились мужские боги, при этом Великая Мать так и осталась важнейшим божеством, а в железном веке во Фригии и Каппадокии она стала опять самой главной, а может быть была таковой и раньше.

С метанием молний все проще. Несомненно, молнии чаще бьют по возвышенностям, то есть можно увидеть связь между горой, дубом, который на ней растет, и молнией которая в него ударила. Именно так видимо появился культ славянского Перуна - от божества гор и деревьев он стал божеством грозы. При этом Перун сохранил экстатичность почитания Матери Богов (по славянскому фольклору, Л.С. Клейн собрал много подобного материала), громовержцу славян приносили в жертву быков, чем не тавроболии Великой Матери.

Edited at 2019-02-12 11:11 pm (UTC)

Великая Мать богов

Пользователь matveychev_oleg сослался на вашу запись в своей записи «Великая Мать богов» в контексте: [...] пост в который я собрал различные упоминания и изображения главного божества древнего мира, пишет [...]

Кобыла - не славянское слово, а - общеевропейское. Вспомните французское "cheval", от которого произошло слово "кавалерия", или испанское "caballo", благодаря которому мужчин в испаноязычных странах называют "кабальеро", то есть "всадник". Кстати, в испанском варианте может быть и игра слов, "кабальеро" - это не только наездник лошади, но и "наездник" Кибелы - Великой Матери

Нет, кобыла - это именно славянское слово)
Другое дело оно родственно лат. caballus "конь, мерин" от которого происходят все остальные романские названия. Трубачев именно что выводил славянское кобыла от фрако-фригийского kubeleya. В греческий и латинский языки это слово попало скорее всего параллельно с праславянским. И, надо сказать, что именно в славянских языках смысл раскрывается более полно, ибо у славян кобыла - всегда имеет жен. род.(в отличии от латинского и греческого). Т.е. это слово продолжает нести отголоски почитания женского божества (Кибелы, Матери богов и т.д.)

Edited at 2019-05-08 04:28 pm (UTC)

  • 1