?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Асгард - город Богородицы
maximus101
Семантика скандинавского термина Асгард (Ásgarð) как известно сближается с понятием христианского рая, так как Асгард - это не только город богов, но и место куда попадают павшие воины. Знаменитая Вальхалла (др.-исл. Valhöll, прагерм. Walhall — «дворец павших») находилась непосредственно в Асгарде. В европейских языках рай обозначается словом "парадиз" (англ. paradise, фр. paradis), которое восходит к греч. parádeisos (παράδεισος) и латин. paradisus. Происхождение термина "парадиз" хорошо известно - из др.иранского языка оно попало в Ветхий Завет (др. еврейский pardes) и греческие тексты. Изначально этот термин означал персидские сады/парки очень популярные в империи Ахеменидов, их название происходит от авестийского pairidaeza- (огороженный стеной участок), параллельно ему существовали pardesu (закрытый парк) в аккадском языке, эламский partetas (сельское поместье), арамейский pardaysa (царский парк).

Так как словом "парадиз" называли парки персидских царей, то в Библии в большинстве случаев греческий parádeisos (παράδεισος) и др.еврейский pardes обозначают не рай в его общепризнанном смысле, а именно парки, сады и даже леса и рощи. Снорри Стурлусон в своем названии города богов (Асгард, Ásgarð) сближает семантику рая с изначальным смыслом слова "парадиз" в значении огороженного пространства, парка. Ведь скандинавский термин garðr имеет абсолютно такое же толкование как и авестийское pairidaeza-, это огороженный стеной участок, ограда. В Скандинавии словом garðr называли сельские поместья, хутора (как и в эламском - partetas), а также хозяйственные дворы. Асгард - это огороженный участок, двор богов-асов. Термин гард (garðr) в Скандинавии никогда не использовался для обозначения города (как это было на Руси), я писал об этом ранее. Т.е. для Стурлусона Асгард - это и рай, так как туда попадают праведники, и некий огороженный участок, прямая калька с термина "парадиз" в значении огороженного сада.

Райский сад. Дева Мария в "парадизе" - огороженном саду. Германия, 1410 г.



Здесь мы получаем интересное сближение термина Асгард с важным символом Богоматери, а именно hortus conclusus "огороженный, запертый сад". В трудах святых отцов термин "огороженный сад" понимался как символ девственности Богородицы. Осмысление сущности "огороженного сада" выводилось из абзаца Песни песней Соломона (Песн. 4: 12-15).

«Запертый сад  — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами».

"Песнь песней" несет в себе много персидских влияний, кроме собственно понятия "парадиз" (запертого сада), здесь присутствует представление о невесте (любовнице) как сестре, популярное в Персидской империи и далее у Сасанидов. О том, что персидские цари женились на своих сестрах и даже дочерях и матерях, я писал ранее.
Несомненно текст "Песни песней Соломона" был посвящен какому-то женскому божеству, видимо Иштар/Астарте в облике Артемиды (богини девственности, охоты, лесов (соответственно, парков) и плодородия, а также возможно ее возлюбленному - Аттису, Адонису, Думузи (Таммуз) - умирающему и воскресающему богу, роль которого мог исполнять "священный царь".
Собственно, популярность культа Иштар во многом вытекала из-за признанной в древнем мире идеи о легитимизации этой богиней царской власти. Если говорить проще, то цари в Передней Азии получали власть над своими подданными (вступали на царство) посредством ритуала любовной связи с Иштар. Видимо, при этом акте богиню замещала ее храмовая жрица.

Сквозь любовную лирику "Песни песней" пробиваются многие воинственные эпитеты богини. Она образ города, лошадь в колеснице, связана с горами, львы и вообще кошачьи - символы Иштар наряду с лошадьми. Здесь интересно, что женская ипостась скандинавского Одина - богиня Фрея ездила в колеснице, которую везли кошки.

Песнь песней
«шея твоя — как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем — все щиты сильных»
«Кобылице моей в колеснице фараоновой я уподобил тебя, возлюбленная моя».
«спеши с вершины Аманы, с вершины Сенира и Ермона, от логовищ львиных, от гор барсовых!»
«Прекрасна ты, возлюбленная моя, как Фирца (столица северного Израильского царства), любезна, как Иерусалим, грозна, как полки со знаменами».
«Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами?»


"Вертоград заключенный" - Богоматерь в огороженном саду.  Икона 1670-е гг.


Парки персидских царей предназначались в том числе и для охоты. Видимо, охота была не только развлечением у ахеменидов, но ей предавался и какой-то ритуальный смысл до конца еще не понятный. Известны многие рельефные изображения сцен охоты из дворцов ассирийских царей (в частности охота на львов). Несомненно между персидскими царскими охотами и ассирийскими была прямая связь.
О парке царя Кира в Малой Азии (в Келенах) писал Ксенофонт в своем Анабасисе.

Ксенофонт. Анабасис.
«Здесь у Кира был дворец и большой парк, полный диких зверей, на которых он охотился верхом, когда считал нужным поупражнять самого себя и своих коней. Посреди парка протекает река Меандр, но истоки ее находятся во дворце; она протекает также через город Келены».

Похожий парк описывает Мовсес Хоренаци в рассказе об основании города Ервандашата в Армении, где царь Ерванд из персидской династии Ервандидов обустроил огороженный стеной лес.

Мовсес Хоренаци. О насаждении леса, именуемого Цнндоц
«Насадил он и обширный лес с северной стороны реки и, ого­родив его стенами, собрал в нем быстроногих серн, стада ланей и оленей, онагров и кабанов. Размножились они и заполнили лес и служили забавой царю в дни охоты. Лесу он дал название Цнндоц «(Лес) рождений».

Охота ассирийских царей. Дворец царя Ашшурбанапала в Ниневии, 668-627 до н.э.


О том, что персы наследовали охотничьи угодья у лидийцев писал Страбон.
Страбон
«Что касается Терейской горы, то одни считают ее цепью гор в Пироссе (Πειρωσσός), которые занимают кизикцы вблизи Зелии, где устраивалась царская охота лидийцами, а затем персами».

Очень интересно наблюдение Гиндина о названии местности, где устраивались охоты царей Лидии и Персии.
«название гористой местности рядом с Зелеей Πειρωσσός (Strab. XIII, 1,17), прямо соответствующее лув. Pirwassa, *perwosso-/perwassa- «каменистая,горная местность» «Посвященный Пирве», почитавшемуся на скалах богу, также хет.-лув. peru-, pirwa «скала»
Л. А. Гиндин, В. Л. Цымбурский "Гомер и история Восточного Средиземноморья"

Можно утверждать, что как минимум один царский охотничий парк в Малой Азии был связан с местностью носившей имя хеттского бога Пирвы (как вариант, Перун - хеттск.perunas (скала) . Как мы рассматривали раньше, Пирва был связан не только с горами, но и возможно с женскими божествами покровителями лошадей и плодородия - Иштар, Шавушкой, Пиринкир.

Интересно, что тема охоты была также продолжена в христианстве, и связана она была опять же с символикой Богоматери. В средние века бытовало представление, что только Богородица (девственница) может укротить единорога в своем огороженном саду.



Важной особенностью персидских садов была их регулярная планировка - деревья сажались стройными рядами, дороги и ирригационные каналы прокладывались тоже по прямым и перпендикулярным линиям. Остатки подобного сада до сих пор можно увидеть в Пасаргадах - первой столице Ахеменидской империи.
Ксенофонт описывал подобный персидский сад в Сардах в Малой Азии.

Ксенофонт. Сократические сочинения
«Лисандр восхищался садом, что деревья красивы, посажены все на одинаковом расстоянии, ряды деревьев прямы, все красиво расположено под прямыми углами, благоухания разного рода сопровождают их при прогулке. В восторге от этого Лисандр сказал: «Конечно, Кир, я восхищаюсь красотой всего этого; но еще гораздо больше я удивляюсь человеку, размерившему и распланировавшему тебе все это». При этих словах Кир обрадовался и сказал: «Так вот, Лисандр, все это размерил и распланировал я, а некоторые растения и посадил сам».

В христианское время представление о том, как должен выглядеть "парадиз", сохранилось. Во многом правильность линий персидских садов повлияла на осмысление христианского рая как места упорядоченной гармонии.

Рай в видении Андрея Юродивого
«А те прекрасные сады стояли в удивительном порядке, подобно полку, стоявшему против полка. Когда же с веселием сердца ходил я в этих райских садах, то увидел там великую реку, протекавшую среди садов и орошавшую их. По обеим сторонам реки росли виноградные лозы, которые украшены были золотыми листьями и златовидными плодами».

Небесный Иерусалим в изображении итальянского художника XIV века Якобелло Альбереньо. Государственный Эрмитаж, Санкт Петербург.


Регулярность планировки также прослеживается в облике Небесного Иерусалима из Откровения Иоанна Богослова (также как и в видении Нового Храма пророка Иезекииля). Небесный град Иерусалим у Иоанна сравнивается с невестой как и Запертый сад в Песни Песней, он также имеет вид "парадиза" - огороженного стеной упорядоченного пространства.

Откровение Иоанна Богослова
«И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.
«и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны».


Двенадцать ангелов Небесного Иерусалима похожи на диев из Асгарда по описанию Снорри Стурлусона.

Круг земной. Сага об Инглингах.
«Taм былo бoльшoe кaпищe. Пo дpeвнeмy oбычaю в нeм былo двeнaдцaть вepxoвныx жpeцoв. Oни дoлжны были coвepшaть жepтвoпpинoшeния и cyдить нapoд. Oни нaзывaлиcь диями, или влaдыкaми. Bce люди дoлжны были им cлyжить и иx пoчитaть».

Изображение Небесного Иерусалима квадратной формы с 12 ангелами. Испанская миниатюра, 1047 г.


Описание реки Небесного Града удивительно совпадает с текстом Ксенофонта из Анабасиса, где описывается персидский парк в Келенах, и также имеет параллель в Авесте - в Видевдате (Законе против дэвов), где герой Йима создает некое укрытие/крепость вару - правильной формы, снабженную водным каналом.

Откровение Иоанна Богослова
«И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни...»

Ксенофонт. Анабасис.
«Посреди парка протекает река Меандр, но истоки ее находятся во дворце; она протекает также через город Келены»

Видевдат. Авеста.
«Сделай же Вар размером в бег на все четыре стороны для жилья людей и размером в бег на все четыре стороны для помещения скота&
Там воду проведи по пути длиною в хатру, там устрой луга, всегда зеленеющие, где поедается нескончаемая еда, там построй дома, и помещения, и навесы, и загородки, и ограды».


До сих пор нет однозначного мнения о форме Вара из Видевдата. Исследователи трактуют отрывок "размером в бег на все четыре стороны" по-разному. С. П. Толстов считал, что вара - квадратная крепость, подобная многим глиняным крепостям Хорезма, М. И. Стеблин-Каменский, что круглая, и сближал вару с круглыми протогородами наподобие Аркаима.

Сад Шахзаде в Кермане, 1850 г.


Смысл слова Вара идентичен терминам гард (garðr)  и парадиз. Это все тот же огороженный участок, ограда, забор.
Древневерхненемецкий - bara "огороженная земля", ср.-в.-н. bаr "барьер, ограда", греч. φάρος "участок земли, борозда"; варок - (др.славянское) "загон для скота", вора «забор, ограда», диал., др.-русск. воръ, вора – то же; лит. apivaras «загон», серб. варош «городок»

Также сближает Небесный Иерусалим и авестийскую вару запрет на посещение этих мест разного рода убогими существами.

Откровение Иоанна Богослова
«И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни».

Видевдат. Авеста.
«Пусть там не будет ни горбатых спереди, ни горбатых сзади, ни увечных ни помешанных, ни с родимыми пятнами, ни порочных, ни больных, ни кривых, ни гнилозубых, ни прокажённых, чья плоть выброшена, ни с другими пороками, которые служат отметинами Анхра-Манью, наложенными на смертных».

При этом нужно помнить, что авестийская Вара - это совсем не рай, а аналог Ноева ковчега из Библии.

Мои статьи о тайнах Асгарда:
О женской сущности Перуна и Одина
Асгард. Как строили стены Мидгарда
Асгард. Где находился город богов?
Асгард. Кто такие Ваны исландских саг?
Асгард. Германия на Азовском море
Асгард. Как тюрки стали богами скандинавов

Recent Posts from This Journal

  • Плиска - самый большой город древнего мира

    Этот город в Болгарии был больше Константинополя и больше самого Рима. Видимо, до того как монголы основали Пекин в Китае, это был крупнейший…

  • Россико - порт русов на Черном море

    В настоящее время на территории нынешней Болгарии можно выделить множество топонимов с корнем рос-. Однако, их связь с народом русов как правило…

  • Варна - первая столица Болгарии?

    В 670 годах кочевые племена булгар под предводительством хана Аспаруха перешли Дунай и вторглись на территорию Византийской империи. В сражении при…

  • Где жили русы?

    Для арабских авторов место обитания русов - берега реки Волги и какой-то остров, находящийся предположительно рядом с хазарами и аланами. Русы по…

  • Волжская Булгария и Яндекс Дзен

    Кто бы мог подумать, что такой важный туристический объект Татарстана как Болгар почти полностью лишен вменяемой транспортной доступности. На Яндексе…

  • Завоевание русами Азербайджана

    Рассказ о попытке завоевания русами города Барда - столицы исламского Закавказья в 944 году. Русы смогли захватить город по одним сведениям на 6…


promo maximus101 february 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

  • 1
интересно, автор в курсе что Ветхий Завет гораздо старше всяких персий? молотит ерунду, но вид умный, многие вероятно поверят.

Большая часть книг Ветхого Завета написана после 6 в. до н.э., т.е. после персидского завоевания Передней Азии. Такие важнейшие понятия как воскресение из мертвых, рай появляются в Библии только под влиянием идей зороастризма. И как правило уже достаточно поздно - в персидское время или уже в Новом Завете. Собственно, понятия "рай" не в иудаизме даже сейчас.

«Слово пардес (на персидском `сад`, ср. парадиз) встречается в библейских и талмудических источниках, однако почти никогда оно не означает небесной обители. Слово рай в значении «обитель блаженных» впервые появляется в Новом завете (Лука 23:43). Старейший собственно еврейский источник (конец 1 в. н. э.), в котором упоминаются рай и ад, — изречение Иоханана бен Заккая: «Передо мною два пути: один ведет в рай, другой в геенну» (Бр. 28б). https://eleven.co.il/judaism/theology/13409/

Ветхий Завет написан на основе ШУМЕРСКИХ рассказов, а не персидских. именно из ШУМЕРСКОГО эпоса взято всё ято вошло в библию. шумерский язык не имеет ничего общего с персидским, потому искать "следы" занятие явно не самое умное.

Прямо так написан на основе шумерского эпоса??)
Есть гипотеза о корреляции ивритского хапакса "тоху ва воху" из Берейшит с шумерским "Тиамат", а "руах элохим" с Энлилем. Так же возможно шумерское происхождение Лилит и истории о творении из ребра. Это пожалуй и все, что роднит эти тексты. Никакого "пардеза" в истории "О все видавшем" нет.

прямо или криво, но таки.

Вы в абзаце про рай из еврейской электрон. энциклопедии увидели что-то про шумеров, чтобы писать это слово капслоком? Или вы считаете себя более осведомленным, чем создатели этой энциклопедии?
Я специально дал вам ссылку именно на израильский источник.
Шумеры не имели представления о рае и воскресении из мертвых для простых смертных. Это иранские зороастрийские идеи. Данной темы я касался ранее https://maximus101.livejournal.com/152967.html

я так пишу чтобы акцентировать внимание на том что это именно шумеры послужили источником. о них отчего-то не любят говорить, постоянно "не замечают". а зря, ибо именно они были таки раньше всех и именно они послужили источником рассказов Ветхого Завета. и да, про рай у них ничего не было.

Не только лишь шумеры. В основном евреи все тырили из западносемитской мифологии. То бишь, долгое время будущие иудеи были язычниками. И Яхве - библейский бог, был одним из самых мелких божков пантеона. Ну, а следов "заимствования" из разных соседних культур да народов в библии (специально с маленькой буквы) полно. Я уже молчу про христианство, как таковое и многочисленные плагиаты из языческих культур. А потом на чужих богов рты раскрывают, суки. Рождество в Европе - это тот же Йоль, а по факту - праздник зимнего солнцестояния. День всех святых - древнеримский праздник поклонения умершим (а канун сего действия, известный, как Хэллоуин - это уже кельтский Самхейн). Европейская Пасха - это праздник богини Иштар (в других культурах - Остра, Осара, Астарта, Остара). Много чего из славянского (и не только) язычества вошло в православие. Католицизм - это вообще микс конкретный. Культ святых попахивает многобожием, троица - то же самое. Короче, если этот культ вороватых (во всех смыслах), кровожадных, полудиких фанатиков не находит в себе смелости сознаться в своих злодеяниях, и наглом воровстве, тогда пусть закроют рот и не лезут к тем, кто не принимает их губительного учения.

вот, ещё один... странный тип. я говорю за несправедливо обойдённых вниманием шумеров, а оно ОПЯТЬ про евреев...
кто не пугается слова - еврей - те прекрасно знают кто у кого что заимствовал. да, евреи всю свою мифологию, положенную ОЧЕНЬ ПОТОМ в основу Торы, заимствовали.
но что с Шумером? товарищи умники, давайте говорить не подменяя тем, а?

В библейских текстах рай упоминается не просто "пардез", а "ган пардез", или просто "ган бе эден" (сад в эдеме). "Ган", собственно, и переводится как сад.

В статье не утверждалось, что в Ветхом Завете не было других садов кроме парадизов. Другой вопрос, были ли эти сады райскими, вернее существовало ли понятие рая в Ветхом Завете вообще. Скорее всего нет.
Ибо определение рая:
РАЙ, в религиозном представлении: обитель праведных душ после телесной смерти или конца мира. На иврите рай называется גַּן עֵדֶן, Ган Эден https://eleven.co.il/judaism/theology/13409/
Естественно, что в главах Библии посвященных Эдему ничего нет про "обитель праведных душ после телесной смерти". Соответственно, называть Ган Эден раем, исходя из приведенного здесь определения, нельзя.

Асгард - город Богородицы

Пользователь matveychev_oleg сослался на вашу запись в своей записи «Асгард - город Богородицы» в контексте: [...] https://maximus101.livejournal.com/161633.html?embed [...]

Интересный образ огороженного участка, где царит порядок. Судя по всему, восходит к месту -- тому, что выметено, тому, что обработано, чтобы там жил человек, и за границей чего находится непонятный мир, где везде смерть

Асгард - город Богородицы

Пользователь varjag2007su сослался на вашу запись в своей записи «Асгард - город Богородицы» в контексте: [...] нужно помнить, что авестийская Вара - это совсем не рай, а аналог Ноева ковчега из Библии. Источник [...]

Асгард - город Богородицы.

Пользователь vladimirkrym сослался на вашу запись в своей записи «Асгард - город Богородицы.» в контексте: [...] этом нужно помнить, что авестийская Вара - это совсем не рай, а аналог Ноева ковчега из Библии. @ [...]

  • 1