?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Каменные изваяния Азербайджана
maximus101
Фото каменных монументов из азербайджанских музеев я вынес в отдельный обзор, ибо они того стоят. Древние изваяния Кавказа выглядят как правило весьма архаично, хотя создавали их в большинстве случаев уже во времена существования развитых цивилизаций Востока и даже в средние века. Видимо, племена Закавказья подвергались меньшему культурному влиянию из Месопотамии и Малой Азии, чем принято об этом думать.
Этническая атрибуция также как датировки этих памятников почти всегда проблематичны, если на них отсутствуют какие-либо надписи или узнаваемые символы. Хотя даже наличие надписей не всегда помогает атрибуции монументов, ибо они могли быть нанесены в более поздние времена. Это не говоря о сознательном искажении фактов в угоду современным политическим нуждам так распространенном в странах Закавказья.

1. Каменное изваяние лошади. XVI в. Лачин. Национальный музей искусств Азербайджана.
IMG_1436.JPG

2. Несколько каменных фигур на площади так называемого базара в Ичери-Шехер в Баку. Особый интерес представляет здесь центральная фигура с поднятыми руками. Несколько подобных изваяний были найдены в Агдамском районе Карабаха.
IMG_1315.JPG

В Азербайджане фигуры из Агдама принято датировать VII в. н.э., чтобы притянуть их к большому массиву тюркских статуй того же времени и соответственно объявить их тюркскими. Естественно, к реальной атрибуции памятников эти попытки отношения не имеют, ибо их стилистика в корне отличается от тюркских изваяний. Фигуры из Агдама намного старше. Со временем, я напишу о них специально, так как эти статуи невероятно интересны.
3.
IMG_1470.JPG

Ниже, фото каменной головы из Газаха, предположительно VIII в. до н.э. Национальный музей искусств Азербайджана.
Непонятно, почему в музее были только фото экспонатов. Сама голова интересна своими угловатыми формами. Именно так выглядели древние идолы в Закавказье и на Армянском нагорье без влияния развитого искусства соседнего Междуречья. При этом полностью исключить это влияние нельзя, так как я предположил бы, что здесь мы видим изображение Великой матери богов - Кибелы, Кубабы, богини Ма и т.д.- главного божества Малой Азии. На голове у нее характерный массивный цилиндрический головной убор (или нечто на него похожее). Эта шапка сидит очень высоко на черепе, что может свидетельствовать о его деформации (удлинении). Также возможно, что это прическа, где виски у богини высоко обриты. Подобное изображение Великой богини можно увидеть на войлочном ковре из Пазырыка.
4.
IMG_1473.JPG

5. Еще два фото каменных голов, датируются они уже более поздним временем - началом I тыс. н.э., правда, непонятно на каких основаниях. Голова, что слева, близка каменному изваянию (ниже) из Еревана. Национальный музей искусств Азербайджана.
imgonline-com-ua-2to1-i3HNRhybZiADKJsQ.jpg

6. В Ереване эту голову датируют тоже началом I тыс. н.э. Музей Эребуни.


7. Каменная статуя женщины из района Шемахи. III в. до н.э. - II в. н.э.
imgonline-com-ua-2to1-QD2mcgOllbwz0iH.jpg

8. Каменный идол из района Товуза, III в. до н.э. - II в. н.э. На табличке написано, что у него якобы деформирована голова, но можно было бы допустить, что на голове идола надет конический шлем.


9. Если деформация головы все же присутствует, то это изваяние стоит рассматривать вместе с тем, что на фото 4.
IMG_0584.JPG

10. Три каменные статуи из Шемахи, III в. до н.э. - II в. н.э. Очень похожи на скифские, но с местной "угловатой" стилистикой. Расположение рук у фигур похоже на подобное у женского изваяния, что было выше. Тем более происходят все эти фигуры из одного района.
IMG_0632.JPG
11.
IMG_0633.JPG

12. Каких либо головных уборов или причесок статуи не имеют, зато их уши изображены со всей тщательностью.
imgonline-com-ua-2to1-ncFjvFLmDkNyWdn.jpg

13. Еще один подобный персонаж. Национальный музей искусств Азербайджана.
IMG_1435.JPG

14. Каменное изваяние. Музей археологии и этнографии (Баку)
IMG_1107.JPG

15. Каменная лошадь из Лачина, 16 век.
IMG_1439.JPG

Подобные зооморфные изображения (лошадей, баранов) как правило устанавливали на кладбищах, т.е. это погребальные монументы. При этом я нигде не читал, чтобы когда-либо анализировались сами захоронения под этими монументами. Вполне возможно, что это могут быть кенотафы, очень распространенные в тюркских каганатах раннего средневековья.
16.


"Татарская могила в Шуше". Рисунок Василия Верещагина, 1865 год.


17. Каменное изваяние барана с сопутствующими изображениями оружия и бытовых предметов. Скорее всего, монумент датируется 18-19 вв. как и многие ему подобные. При этом существуют древнейшие каменные бараны, которые имеют на себе надписи с более ранними датами (вплоть до 10-11 вв.). Можно предположить, что традиция устанавливать зооморфные изображения на могилах была принесена в Закавказье тюрками-огузами в начале 11 века.
IMG_1322.JPG

18. Каменная мемориальная плита  типа «сандуга» (по-русски - сундук) с изображениями всадников. Происходит из Мингечевира. Надписи на камне - дата 684 год хиджры (1285—1286) и аят из Корана.
IMG_0796.JPG

Всадники здесь интересные. Один в полном вооружении борется со змеем, что изображен внизу. Второй держит в руке птицу, которая может символизировать душу покойного. Оба всадника олицетворяют переход души умершего в мир иной и ее бессмертие. Удивительно, но сюжет на этом скорее всего тюркском средневековом надгробии полностью идентичен изображениям на античных погребальных монументах (Диоскуры, Фракийский всадник, Дакийские всадники).
19.
IMG_0799.JPG
20.
IMG_0797.JPG

21. Обратная сторона монумента со всадниками, здесь арабская надпись и изображения животных.
IMG_0795.JPG

22. Торцевая грань монумента. Здесь мы видим усатую мужскую фигуру в длинном одеянии, его руки подняты вверх. Молитвенная поза этого персонажа до деталей повторяет изображения Великой матери богов.
imgonline-com-ua-2to1-vHnZhGxTAmqz.jpg

23. Изображение сокола на другом торце плиты.


24. Каменная фигура барана из Нахичевани (по С.Ашурбейли, на музейной табличке указан Карабах), XVI в. На спине барана присутствует арабская надпись «Аллах, Мухаммед Али… Ара» и слово, которое можно прочесть как «падар» (по С.Ашурбейли)
IMG_0780.JPG

25. Сцена охоты на боку барана. Охотничьи сцены - важнейшая часть иконографии большинства античных погребальных монументов (Фракийский всадник, мемориальные сцены Боспора и т.д.)
IMG_0781.JPG

26. Всадник с саблей в руке в окружении безоаровых козлов.
IMG_0787.JPG
27.
IMG_0786.JPG
28.
IMG_0788.JPG

29. Каменное надгробие со сценой обретения героем бессмертия. Композиция полностью идентична иконографии античных монументов с Фракийскими всадниками. Мы видим героя на коне с копьем, перед ним стоит некий персонаж, возможно это изображение богини.
IMG_0903.JPG

Несколько ссылок на предыдущие посты:
Национальный музей истории Азербайджана
Парадное оружие Азербайджана
О женской сущности Перуна и Одина

Recent Posts from This Journal


promo maximus101 февраль 7, 2017 12:38 42
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

  • 1
Для лохов туристов, налепили хрени , теперь местные историки подводят теоритическую базу, а по сути лепят горбатого:)

  • 1