?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Асгард. Кто такие Ваны исландских саг?
maximus101
Про асов скандинавских саг я уже писал ранее, определить их этническую принадлежность просто, так как во всех исландских текстах они однозначно называются тюрками. Выяснить, кем могли быть их извечные противники и союзники Ваны намного сложнее, ибо любые предположения об их этносе можно делать только по косвенным выводам. Снорри Стурлусон и другие скандинавские авторы не посчитали нужным прямо обозначить к какому народу, по их мнению, относились жители легендарного Ванахейма. Но исландские сказители дали в своих сагах достаточно фактологического материала, который может указывать на этнос (или этносы) Ванов. Например, в "Саге об Инглингах" Снорри Стурлусон детально описывает погребальные и брачные обряды своих героев. В археологии этническая принадлежность может определяться только по одним погребениям. Соответственно, предположить, кого считали Ванами исландские скальды все же вполне возможно. Заодно, разберем еще раз и Асов скандинавского эпоса.



Как правило, информация об исходе Одина и его людей из Асгарда полностью игнорируется многочисленными исследователями и популяризаторами. Или она признается абсолютно неправдоподобной, или изменяется в зависимости от личных пристрастий. Как ни странно, видимо, только один Тур Хейердал буквально случайно обозначил правильное направление поисков. Норвежский исследователь, допустив великое множество ошибок и фантастических предположений, решил, что родиной скандинавских Асов и Ванов могут быть области к северу и югу от Кавказских гор. В "Саге об Инглингах" легендарные Асгард и Ванахейм привязываются к реке Дон, но Хейердал предположил, что место поисков "страны богов" стоит сдвинуть к югу, в частности, в сторону Азербайджана. И видимо, это предположение может быть действительно верным, тем более в "Саге об Инглингах" прямо указывается, что у Одина были большие владения южнее Кавказа.

"Сага об Инглингах"
«Бoльшoй гopный xpeбeт (Кавказ) тянeтcя c ceвepo-вocтoкa нa югo-зaпaд. Oн oтдeляeт Beликyю Швeцию (Скифию) oт дpyгиx cтpaн. Heдaлeкo к югy oт нeгo pacпoлoжeнa Cтpaнa Typoк. Taм были y Oдинa бoльшиe влaдeния».

Правда, лингвистические изыскания Хейердала про возможную связь между именем Одина и названием албанских племен удинов или названием озера Ван и соответственно, скандинавских Ванов, нужно признать абсолютно несостоятельными. Но его идея о связи родины скандинавских богов и Кавказской Албании в целом соответствует информации из средневековых саг.

Албанский царь Урнайр и сасанидский царь Шапур II с воинами. Миниатюра из книги "История страны Алуанк".


Итак, начнем разбор текста "Саги об Инглингах", чтобы выяснить, кем могли быть Ваны - легендарные жители Ванахейма.
Снорри Стурлусон помещает Ванахейм в район устья реки Дон:

«...тeчeт пo Швeции (Великой Скифии) peкa, пpaвильнoe нaзвaниe кoтopoй Taнaиc. Oнa нaзывaлacь paньшe Taнaквиcль, или Baнaквиcль. Oнa впaдaeт в Чepнoe мope. Mecтнocть y ee ycтья нaзывaлacь тoгдa Cтpaнoй Baнoв, или Жилищeм Baнoв».

Из отрывка видно, что Стурлусон помещает Страну Ванов в устье Дона только на основе небольшого созвучия слов Taнaквиcль и Baнaквиcль. И возможно информации из средневековых европейских хроник, в частности "Книги истории франков" VIII в., где германские племена франков временно локализуются в районе Меотиды. Также о важности устья Дона для истории расселения германских племен писали и другие авторы - Иордан в «Гетике» и Стефан Византийский. Естественно, никаких упоминаний легендарных Ванов во всех текстах этих авторов нет.

Создателю "Саги об Инглингах" было важно как-то совместить сведения о важности Меотиды для истории германцев и известных ему скандинавских богов Ванов. Поэтому простодушно изменив первую букву в латинском названии реки Дон (Танаис, Тана, Taнaквиcль) на Baнaквиcль, Снорри Стурлусон получил топоним в переводе обозначающий - «pyкaв peки, y кoтopoй живyт Baны». Естественно, слово Baнaквиcль было изобретено самим Стурлусоном и нигде более в источниках не встречается, поэтому связь Ванахейма (Страны Ванов) с устьем Дона является его фантазией. Соответственно, нет никакого смысла использовать эту информацию.

О Ванах можно узнать только по косвенным данным. Наиболее информационным местом в "Саге об Инглингах" является абзац с описанием брачных обрядов Асов и Ванов. Как известно, Асы и Ваны для заключения перемирия обменялись заложниками. Поэтому несколько Ванов попали к Асам:

"Сага об Инглингах"
«Oдин пoшeл вoйнoй пpoтив Baнoв, нo oни нe были зacтигнyты вpacплox и зaщищaли cвoю cтpaнy, и пoбeдa былa тo зa Acaми, тo зa Baнaми. Oни paзopяли и oпycтoшaли cтpaны дpyг дpyгa. И кoгдa этo и тeм и дpyгим нaдoeлo, oни нaзнaчили вcтpeчy для пpимиpeнья, зaключили миp и oбмeнялиcь зaлoжникaми. Baны дaли cвoиx лyчшиx людeй, Hьёpдa Бoгaтoгo и cынa eгo Фpeйpa

Oдин cдeлaл Hьёpдa и Фpeйpa жpeцaми, и oни были диями y Acoв. Фpeйя былa дoчepью Hьёpдa. Oнa былa жpицa. Oнa пepвaя нayчилa Acoв кoлдoвaть, кaк былo пpинятo y Baнoв. Koгдa Hьёpд был y Baнoв, oн был жeнaт нa cвoeй cecтpe, ибo тaкoй был тaм oбычaй. Иx дeтьми были Фpeйp и Фpeйя. A y Acoв был зaпpeщeн бpaк c тaкими близкими poдичaми».

Богиня Фрея. Картина шведского художника Йона Бауэра (1905 г.)


Оказывается, Ваны практиковали кровнородственные браки - Ньерд был женат на своей сестре, также их дети - близнецы Фрейр и Фрейя были любовниками, как известно из скандинавской мифологии. Только один этот факт сильно сужает область поисков Страны Ванов, ибо в данный временной промежуток в районе Кавказа только один народ порождал такие экстравагантные брачные обычаи и имя ему - персы. У тюрок-асов о подобном брачном обряде, действительно, ничего неизвестно.

Все персидские цари женились на своих родных сестрах, а некоторые даже на родных дочерях. Так персидский царь Камбис (ум. в 522 г. до н.э.) был женат на двух своих родных сестрах, Шапур I (пр. в 239-272) женился на своей дочери Адур-Анахит, а парфянский царевич Фраатак даже спал со своей матерью.
Об этой особенности персидских магов писал еще Ксанф Лидийский (ок. 484-425 до н.э.).
"Мужчины-маги сожительствуют со своими матерями. Они также могут вступать в связь с дочерьми и сестрами".

Персидская царица. Предположительно, это портрет Атоссы сестры и жены ахеменидского царя Камбиса. Имя Атосса также имела жена и дочь еще одного персидского царя - Артаксеркса II. На заглавной картинке здесь тоже она на картине современного иранского художника.


С чем была связана такая склонность к кровосмешению у иранцев доподлинно неизвестно. Но уже в Авесте обычай близкородственных браков "хваэтвадата" (кровосмешение) был признан священным и даже попал в зороастрийский символ веры Фраваран (Ясна.12,9)
"Я объявляю себя приверженцем веры, почитающей Мазду, веры, которая заставляет врагов сложить оружие, которая поддерживает обычай хваэтвадата, который праведен"

Нет никаких сомнений, что обычай хваэтвадата соблюдали все ветви закавказских правителей - Аршакидов: армянские, грузинские и албанские. Так как территория Закавказья в первые века н.э. находилась под сильным политическим и культурным влиянием зороастрийского Ирана. Это влияние могло ощущаться и на Северном Кавказе, например, в Алании, но о ее царских династиях известно немного.

К сожалению, происхождение самого слова "Ваны" до сих покрыто мраком. Но можно предположить, что ближе всего к этому термину обобщенное название кавказских племен, живших на территории современных Дагестана и Азербайджана, а именно кавказских албанцев. Армяне называли их алванами, ранами, а саму Албанию - страна Алуанк, Алванк, Раник, Ран. В грузинском языке Албания - Рани. Отсюда устойчивое арабское название Кавказской Албании - Арран, Аран. Не исключается происхождение этнонима алван от латинского albus (белый), также как и от самоназвания алан, т.е. свою очередь от древнеиранского *ārуаnа. Тогда Арран будет близок к названию самого Ирана.

Непосредственно в скандинавских сагах можно найти еще одно решение проблемы этимологии слова Ваны (или этого понятия). В некоторых текстах Ваны сближаются с Альвами (небезызвестными эльфами). В Старшей Эдде есть упоминание о том, что в молодости глава Ванов Фрейр получил от богов во владение Жилище Альвов (Альвхейм).

Речи Гримнира (Старшая Эдда)
«Священную землю вижу лежащей близ асов и альвов;
Идалир — имя месту, где Улль палаты построил.
Некогда Альвхейм был Фрейром получен от богов на зубок».

Сближение Ванахейма и Альвхейма приводит к простому (и видимо не очень приятному для всех поклонников эльфов:)) выводу, что Кавказская Албания (т.е. современные Азербайджан и Дагестан) и была Страной Эльфов, так как в данном случае этимологическая близость становится абсолютной, ибо альвы и алваны могут происходить от одного латинского слова albus (белый, светлый).
Если проанализировать профессиональную деятельность германских альвов, выяснится, что они практически поголовно признавались искусными кузнецами. В связи с этим можно вспомнить, что родиной почти всей мировой металлургии считается северо-восток современной Турции, где жили легендарные изобретатели стали халибы. Греческое слово Χάλυβας — «сталь», «железо» произошло от названия этих анатолийских племен, которые с большой степенью вероятности говорили на каких-то кавказских языках.
Основа имени халибов (-алиб-, -алб-,-алв-) полностью созвучна и альвам, и алванам.



В II веке до н. э. Аполлоний Родосский писал о халибах:

«Халибы — скифский народ за Термодонтом; они, открыв железные рудники, занимаются их разработкою. Халибами они названы от Аресова сына Халиба. Упоминает о них и Каллимах; „да погибнет род халибов, которые открыли это злое творение, поднимающееся из земли (т.е.железо)“.»

Халибы в древности поставляли стальные изделия, прежде всего оружие, по всему древнему миру. Кузнецы альвы ковали железные предметы для всех скандинавских богов - молот Тора или даже металлического (или золотого) вепря Гуллинбурсти (Золотая щетина) для Фрейра.

Для нашего исследования представляет значительный интерес символ Ванов Фрейра и его сестры Фрейи. Как известно, это был кабан. Видимо, это животное являлось важным тотемом всех Ванов.



На Северном Кавказе в I тыс. находилось крупное государственное объединение, чьи правители считали своим символом кабана. Это был Сарир. Сахиб ас-сарир "владелец трона" так называли местных правителей арабы. Цари Сарира носили титул кагана также как правители Хазарии. Несомненно, Сарир развивался под культурным влиянием Кавказской Албании и сасанидского Ирана. Собственно, свой самый известный титул варазран-шах (кабаний шах или царь вепрей) правители Сарира получили от Хосрова Ануширвана уже в VI веке. Тогда сасанидские цари стали метить зависимых от них правителей Кавказа особыми титулами. Существовали шахи львов, слонов, правитель Сарира носил звание именно "кабаньего царя".

Фрагмент кафтана с головами кабанов посла прибывшего в Афрасиаб. Фрагмент фрески из Афрасиаба (ныне Самарканд). Источник - Альбаум, 1975.


Стоит отметить, что именно Сарир был самым северным форпостом Ирана на Кавказе. Соответственно, именно Сарир мог стать легендарным Ванахеймом (Жилищем Ванов), так как он ближе всего располагался к территории Асаланда (Страны Асов), т.е. к северо-восточному Предкавказью.

Богиня Фрея на своем кабане


В Саге об Инглингах есть описание и погребального обряда Ванов. Когда умер бог Фрейр его не стали сжигать по обряду принятому у Асов, а положили в курган, туда же ссыпали золото и серебро.

"Сага об Инглингах"
«Фpeйp зaбoлeл, и кoгдa eмy cтaлo coвceм плoxo, люди cтaли coвeщaтьcя и никoгo нe пycкaли к нeмy. Oни нacыпaли бoльшoй кypгaн и cдeлaли в нeм двepь и тpи oкнa. A кoгдa Фpeйp yмep, oни тaйнo пepeнecли eгo в кypгaн и cкaзaли швeдaм, чтo oн жив, и coxpaняли eгo тaм тpи гoдa. Bce пoдaти oни ccыпaли в кypгaн, в oднo oкнo — зoлoтo, в дpyгoe — cepeбpo, a в тpeтьe — мeдныe дeньги.

Koгдa вce швeды yзнaли, чтo Фpeйp yмep, a блaгoдeнcтвиe и миp coxpaняютcя, oни peшили, чтo тaк бyдeт вce вpeмя, пoкa Фpeйp в Швeции, и нe зaxoтeли cжигaть eгo, и нaзвaли eгo бoгoм блaгoдeнcтвия, и вceгдa c тex пop пpинocили eмy жepтвы зa ypoжaйный гoд и миp».

Несомненно, похороны Фрейра напоминают погребальные обряды иранских кочевников, которые никогда не сжигали умерших и часто долго сохраняли тела своих правителей посредством мумификации. И скифы, и сарматы, и аланы хоронили своих мертвых исключительно по обряду ингумации (трупоположения). Собственно, именно поэтому Асы исландских саг никоим образом не могут считаться аланами и прочими иранцами, как об этом часто пишут в популярной литературе. Погребальный обряд Асов - кремация, он был свойственен именно тюркам, о чем ранее я делал специальный пост.

"Сага об Инглингах"
«Oдин ввeл в cвoeй cтpaнe тe зaкoны, кoтopыe были paньшe y Acoв. Oн пocтaнoвил, чтo вcex yмepшиx нaдo cжигaть нa кocтpe вмecтe c иx имyщecтвoм. Oн cкaзaл, чтo кaждый дoлжeн пpийти в Baльгaллy c тeм дoбpoм, кoтopoe былo c ним нa кocтpe, и пoльзoвaтьcя тeм, чтo oн caм зaкoпaл в зeмлю».

В "Саге об Инглингах" весьма правдоподобно описывается брачный обряд у тюрок-асов. Когда Один немного загулял, его братья женились на его жене, причем одновременно.

«У Oдинa былo двa бpaтa. Oднoгo из ниx звaли Be, a дpyгoгo Bили. Oни пpaвили дepжaвoй, кoгдa Oдин был в oтлyчкe. Oднaжды, кoгдa Oдин oтпpaвилcя дaлeкo и дoлгo был в oтлyчкe, Acы пoтepяли нaдeждy, чтo oн вepнeтcя. Toгдa бpaтья cтaли дeлить eгo нacлeдcтвo, и oбa пoжeнилиcь нa eгo жeнe, Фpигг. Ho вcкope пocлe этoгo Oдин вoзвpaтилcя дoмoй, и oн тoгдa вepнyл ceбe cвoю жeнy».

Широко распространенный обычай левирата особенно часто фиксировался у тюркских кочевников. В данном случае он совмещен с полиандрией (многомужеством), когда оба брата Одина женились на его жене. Видимо, это свидетельство наследования (в том числе и власти) только по женской линии, иначе зачем сразу двум братьям жениться на предполагаемой вдове правителя. Дуализм правления был также свойственен тюркским племенам на Северном Кавказе (можно вспомнить двух правителей Хазарского каганата - кагана и бека).

Эпизод с женитьбой братьев Одина на его жене интересен тем, что опровергает популярное представление о том, что Асы в сагах выглядят менее архаично чем Ваны. Полиандрия Асов не менее архаичный брачный институт, чем кровосмешение у Ванов.

В заключении, можно констатировать, что взаимоотношения Ванов и Асов в исландских сагах похожи на историческое взаимодействие иранских народов (или племен находившихся под сильным иранским влиянием, например, кавказских албанцев, жителей горного Сарира и т.д.) с тюркскими племенами кочевников. Тюрки-асы теснили с севера древние городские центры Кавказской Албании, входившие в состав Сасанидской империи. При этом Асы перенимали у местного населения Кавказа оседлую культуру. Не зря Снории Стурлусон уточняет, что колдовство Ванов (местных жителей Кавказа) было более продвинутым. Даже сам Один учился колдовству у Ванов.

«Фpeйя былa дoчepью Hьёpдa. Oнa былa жpицa. Oнa пepвaя нayчилa Acoв кoлдoвaть, кaк былo пpинятo y Baнoв»

Ванов в сагах называют "мудрыми", они несомненно выглядят в сравнении с Асами как люди более древней культуры. Что соответствовало исторической реальности - тюркские пришельцы Асы перенимали городскую культуру у местных иранизированных кавказских племен - Ванов. Именно таким образом асы смогли создать свои крупные гос. объединения - государство гуннов в Дагестане, а затем Хазарский каганат - самое мощное гос-во в Восточной Европе до появления древней Руси.

Пepeвoд "Саги об Инглингах" M. И. Cтeблин-Kaмeнcкoгo.
Иcтoчник: Cнoppи Cтypлycoн. Kpyг 3eмнoй. — M.: Hayкa, 1980. Издaниe пoдгoтoвили: A. Я. Гypeвич, Ю. K. Kyзьмeнкo, O. A. Cмиpницкaя, M. И. Cтeблин-Kaмeнcкий.

Предыдущие посты посвященные тайне Асгарда:
Асгард. Как тюрки стали богами скандинавов
Асгард. Германия на Азовском море

Posts from This Journal by “Тексты” Tag

  • Русы на службе у хазар

    Многочисленные упоминания арабскими хронистами русов в Хазарском каганате не оставляют тени сомнения в том, что значительная часть русов проживала на…

  • Еще про ханов-каганов)

    Просто понравилось:) Подсмотрел у novy_chitatel Во имя аллаха милостивого милосердного. С милостию и помощью господа всевышнего и…

  • Дионис и бессмертие в некрополе античного Термессоса

    Античный Термессос занимает огромную территорию в горах севернее Антальи. Мне кажется, что обойти его целиком за один день невозможно. Я осмотрел…

  • Эфес и поиски живых мертвецов

    В древней литературе тема Сокрытия в пещере была неразрывно связана с регионом Малой Азии. До того как будущий предвозвестник конца света Махди…

  • Тайна "Журавлей" Расула Гамзатова

    Песня "Журавли" в советское время стала настоящим гимном памяти о погибших в Великую Отечественную войну. Удивительно, как простые строки…

  • О происхождении Эльфов и Гномов

    Альвы (эльфы и гномы) - в германской мифологии существа как правило небольшого роста. Они славились как искусные металлурги, музыканты и волшебники.…


promo maximus101 february 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

  • 1
Тот факт, что в «Саге об Инглингах» указывается, что асы жили на восток от Дона (Танаквисля или Ванаквисля), а их главные соперники ваны – возле устья этой же реки Ванаксвиль (а их страна называлась Ванахейм), дает основание предположить, что термин «ваны» является определением наследственности от ewan > «эн» – «князей» шумеров, святилище которых – «Каменная могила» – существовало в Приазовских степях Украины (по А. Кифишину и Ю. Шилову) . Затем, с приходом сюда индоарийских кочевников, понятие «ваны» как «княжеские, царские» переосмыслилось на уничижительное «ваны» – «жители камышовых зарослей (вдоль русла реки)» (< санскр. vāṇī «тростник, камыш», veṇu «бамбук, тростник, камыш»; русск. веник, лат. vineo «плести, сплетать, вить», нем. binden «связать, связывать (вместе)», кит. 编 [biān] «плести, сплетать» [Сиргис, Ванаксвиль, Дон // http://trueview.livejournal.com/151424.html], а затем последнее было буквально переведено последующими насельниками этой земли – северными иранцами (сираки, греческое Sirakoi, латинское Siraci) и тюрками («… Хин Керман расположен на реке Шир [Дон], названной так потому, что изобилует ширами – прибрежными камышовыми зарослями... В устье Шира находится город Ширдан (современный Азов), почти все жители которого – это пограничники и моряки» [Бахши Иман. Джагфар тарих: Отрывок из описания Саксина //http://xacitarxan.narod.ru/saksin.htm ; http://baltavar.narod.ru/Tom3.htm]).
Если предположить происхождение теонима «ваны» от шумерского *ewen > en «князь, владыка» (ср.: шумер. «ануннаки» – «семья князя» , группа божеств-покровителей, заступников и посредников между землей и небом, а с аккадского времени — боги земли и подземного мира, в то время как «игиги» — «космические боги»), тогда «асы» < «ансы» может происходить от шумерского «анзуд» (шумерское имя, истолкованное аккадцами фактами своего языка: шумер. «анзу» – «буря, ветер» ~ хетт. huvant «ветер», huves «жить»), названия гигантской божественной птицы – львиноголового орла, которого изгнал Гильгамеш с гнезда дерева богини Инанны-Иштар «хулуппу». В этом контексте показательна и борьба между асами и ванами, невозможность сторонами достичь победы и заключение договора. Согласно сюжету, Анзуд завладел инсигниями бога-игига ЭнЛиля и таблицами судьбы – «Ме» (ср.: бог-асс Один прибил себя копьем к мировому дереву Иггдрасиль и благодаря этому испытанию получил знание священных рун). Орел Анзуд не просто претендует, а похищает таблички Ме не у Нинурты, а у самого Энлиля. Причем, предварительно Анзу назначили быть привратником дворцов и храма Энлиля. После похищения табличек, боги созывают совет и просят Нинурту вернуть таблички. Бой идет, но уже без катастрофических разрушений, Нинурта бессилен против Анзу, а Энлиль подсказать не может (у него украли «Ме»). Тогда подсказку дает Энки, тот у кого изначально были все таблички. Нинурта побеждает Анзу и тот становится его трофеем.

Зачем асов от шумеров выводить - лучше сразу от индейцев майя)
Ваш комментарий яркий пример того, как можно забалтывать разным бредом действительно очень интересную тему.

Кстати, все ваши построения давно известны и не раз провозглашались разными исследователями. Так что вы не оригинальны.

Почему-то на бред вы даете кучи ссылок, а на "разных исследователей", которым давно все известно - нет.

Бритта Ферхаген ("Пришел ли Один-Водан с Востока?") считала, что ванами были греки-кололнисты, а асами были скифы (т.е. саки, но на Западе этого слова не знают, сам видел в одной из программ на Виасат История, как казахский профессор произносит "сакалар", а переводчик переводит "скифы").

Имя Ван - богом данный, это по китайски, по нашему конечно Иван, по восточному- Богдан.

Аплодирую. Солидарен. Недаром русских нарицательно кличут Иванами.

И то верно, исконно русское имя Юханан.

да, это действительно наукообразная болтовня
на деле во время ледникового периода ( напомню: край ледника доходил до нынешнего города Днипро), цивилизованные племена укрывались от холода южнее Кавказского хребта
оттуда вышли предки славян, готов, тюрков, алан-иранцев и других
озеро Ван в восточной Турции было своеобразным местом скопления и общения племён, примерно до 4 тысячелетия до н.э.
поэтому все люди Кавказской семьи народов ( "индоевропейцы") - родственники в каком-то там колене - "люди Фрейи" ( Свободы)
сказанное не относится к жёлтой, чёрной и красной расам, а также к племенам, кочевавшим вдоль границы ледника ( финская группа народностей) - "людей Финды"

А племя богини Дану (Туата де Даннан) - тут никаким боком не могло быть причастно?
Данаис, Данубий...

Там у нее ведь нет даже связи с водой. Ведь Дон, Днепр произошли от иранского названия воды/реки. Т.е. смысл имени и названия восточных рек не совпадают. А на одном созвучии слов никаких выводов делать нельзя.

Платите нам дань! Тута? да ну нах! Вот и исказили в Туата Даннан

Возможно, что "Страна Турок", о которой вел речь исландский историк, на самом деле это Туран, территория, населенная кочевыми арийскими племенами в эпоху Заратуштры и кави Висташпы. Племена Турана вели беспрестанную борьбу не только с Ираном, но и между собой. Может, кави (вождь) Один потерпел поражение в конкурентной борьбе за ресурсы и откочевал со всею своей ордой аж до самой Скандинавии. Если у арийских племен Турана сходные религиозные представления и социальное устройство с ариями Индии того времени, то ассы - это кшатрии, военная родо-племенная знать. В Иране это слово преобразилось в "сатрап". Тогда "ваны" - это "вайшья", пастухи, скотоводы, свободные общинники. Война между ванами и ассами - отголоски тех социальных, экономических изменений, которые привели к возникновению учения Заратустры. Кави со своими дружинниками постоянно нападали и грабили скотоводов. Впоследствие Туран дествительно был захвачен тюрками.

Предположение о турках-туранцах не согласуется с другой информацией об асах. Фактически, речь может идти только о похожести названий.
Должно совпадать несколько пунктов из саг:
1)Время. Все же история об Одине относится к раннему средневековью, максимум, начале рубежа н.э. В то время как туры упоминаются уже в гатах, а это более раннее время - начало I тыс. до н.э.
2)Территориальная близость - т.е. Асгард и его окружение должны быть где-то в районе Кавказа. И Асы не должны жить далеко от Ванов. В случае, асы-тюрки, а ваны некие иранизированные жители Кавказа и Закавказья - этот пункт совпадает.
Туранцы были известны для Средней Азии, для Кавказа этот термин не совсем корректен.
3)Погребальная обрядность. У тюрок - это кремация как и написано в сагах. Туры - это те же иранцы, а они кремацию не практиковали. Это важнейшее условие.
4) Брачные обряды. Для тюрок-асов и ванов как неких иранцев все совпадает. Если и ваны и асы являются иранцами (в случае туранцев-асов) непонятно, почему у них разные брачные обряды.

Не понятно, если индоевропейские племена расселились в Скандинавии и Германии 1000 лет до н.э., то почему свою мифологию они начали придумывать в раннее средневековье. Вероятно, у них изначально была общеиндоевропейская религия и идеология, а потом с изменением жизни на индоевропейскую основу накладывались новые пласты, слои.

Это понятно, индоевропейцы присутствовали в Европе уже с 5 тыс. до н.э. Но это были племена напрямую не связанные с германцами. Весь скандинавские саги - это прежде всего германское творчество. А сами германцы проявились в Европе не раньше 5 века до н.э. а скорее и позже. Германские языки выделились достаточно поздно, в сущности, только к рубежу н.э. можно говорить о присутствии именно германцев. До них в Европе властвовали кельты, а у них несколько другой фольклор и пантеон богов.

Непосредственно, Один (Вотан) появился у германцев еще позже - где-то с первых веков нашей эры у германцев римляне описывали некоего бога Меркурия, возможно это первое упоминание об Одине. И культ Один скорее всего постоянно изменялся со временем, т.е. Один начал н.э. возможно отличался от средневекового.
Поэтому не имеет смысла копать какие-то дальние индоевропейские корни рассказа об Асгарде. Ведь у тех же тюрок также существовал индоевропейский пласт. В сущности легенда об Одине и Асгарде как и большая часть всех сюжетов из скандинавских саг связаны с Великим переселением народов (3-7 вв.), а не какими-то более ранними временами.

Edited at 2018-08-21 12:05 pm (UTC)

А как произошло, что персонажи из легенд стали Богами? Да, я согласен, что все выглядит достаточно логично с корнями. Но в легендах говорится о Богах. Не о славных героях прошлого, а о Богах.

На этот вопрос сложно ответить однозначно, ибо это важнейшая проблема религиоведения - откуда взялись боги, почему кого-то считали богом, а кого-то нет. На эту тему можете почитать статью в википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC

За статью - спасибо. Но Ваше мнение? Или все Ваши исследования в границах каноничного материализма? С уважением.

Вам нужно конкретизировать вопрос. Вы хотите узнать, могут ли некие люди в принципе стать богами, или какие-то конкретные персонажи. И конечно любая наука базируется на материалистических концепциях.

Историю о среднеазиатском происхождении скандинавских богов я слышал давно. Еще до развала Союза, мне случилось жить около такого города как Ниса. Туркмения. В музее видел и трон из слоновьей кости (реконструкция?), обозначенный как трон Одина. Поэтому эта тема конечно интересна, как и многие находки, не вписывающие в официальную историографию. Поэтому очень конкретно (извините), а Вы никогда не рассматривали эти саги, как саги не о людях. С уважением.

>>>обозначенный как трон Одина

Там так и было написано?:) Вроде бы Асгард - Ниса - это концепция Щербакова. По моему мнению, обосновать ее он, естественно, так и не смог, но написал очень увлекательную книжку.

>>как саги не о людях.

А о ком?) Можно конечно предположить, что Снорри Стурлусон все придумал. Возможно так и есть, но несомненно он описал некую реальность, которая существовала или для него лично, или для круга средневековых людей подобных ему. Т.е. в любом случае саги - источник информации. Кстати, совсем не обязательно, что это источник именно по германской мифологии, возможно в сагах описана реальность известная людям средних веков. Например, что есть такие Асы, а они, действительно, существовали на Северном Кавказе, стало быть и о Ванах могло быть некое представление, возможно искусственно составленное из характеристик разных народов.

"Саге об Инглингах" прямо указывается, что у Одина были большие владения южнее Кавказа."

Нет там ничего про Кавказ.)

  • 1