Previous Entry Share Next Entry
Археологический музей Амасьи
maximus101
В Амасье есть весьма примечательный археологический музей. Как и многие турецкие провинциальные музеи он небольшой, но в нем выставлено несколько интересных экспонатов ради которых сей музей желательно посетить. Эти экспонаты делятся на три вида - интересные, забавные и откровенно страшные, я даже не ожидал, что в таком маленьком музее будет подобное разнообразие.

Одного жутковатого персонажа из музея Амасьи я решил выставить заглавным фото. Это мумия монгольского военачальника Исбуги нойона, он управлял Амасьей во времена господства в Малой Азии монгольского улуса Хулагу и умер в 1320 году. Так как вел жизнь он сугубо ратную, то, стоит думать, что передние зубы ему выбили еще при жизни.

IMG_7399.JPG

Территория музея в Амасье, как это принято в Турции, заставлена различными мраморными фрагментами. Также во дворе музея стоит исламская гробница которая приписывается султану Масуду и датируется 13-14 вв.
IMG_7271.JPG

Мраморные капители из исламских мечетей.
IMG_7274.JPG

Исламские надгробия.
IMG_7275.JPG

IMG_7276.JPG

При входе в музей лежат несколько керамических гробов римского времени.
IMG_7285.JPG

К сожалению, в музее по неизвестной причине отсутствовал главный его экспонат (из разряда интересных) - это бронзовая статуя хеттского бога грозы Тешуба. Поэтому его фото я нашел в интернете.
Hittite_Statue_in_Amaysa-0.jpg

IMG_7290.JPG

Пара саркофагов в виде ванн, один бронзовый, другой керамический начала н.э.
IMG_7291.JPG

Шлем эллинистического периода.
IMG_7297.JPG

Экспонат из разряда забавных. Реконструкция по черепу якобы турецкой девочки, которая умерла примерно в 1020 году под Амасьей. Ее могилу нашли на холме древнего городища Олуз хююк. Как изображали сами себя первые тюрки-сельджуки можно посмотреть здесь, я делал специальный пост на эту тему.

IMG_7298.JPG

Ниже, то, как видят эту девочку турецкие исследователи. Можно заметить, что у изначально европеоидной реконструкции появились монголоидные черты. Турецкие археологи указывают, что девочка была погребена по мусульманскому обряду, что должно свидетельствовать о появлении тюрок в Малой Азии до битвы при Манцикерте в 1071 году, когда сельджуки разгромили византийскую армию. Сразу непонятно несколько вещей, исламский обряд погребения отнюдь не подразумевает тюркскую (языковую) принадлежность погребенного, а реконструкция по черепу явно не подразумевает монголоидную внешность. Также непонятно как датировали возраст погребения и многое другое. Единственное, что тут ясно, это то, что из этой девочки хотят сделать "бабушку" турецкого народа) Хотя, собственно, никто не сомневается, что тюркоязычное население могло присутствовать в Малой Азии и до 11 века.
238359-anadoluturkler8.jpg

Еще один череп с холма Олуз хююк, только намного более ранний. К сожалению, табличку к нему забыл отснять, но его украшения были изготовлены явно до н.э. Но если присмотреться, то на цепочке под черепом можно увидеть христианскую хризму. Что это значит непонятно, но исследуя другие экспонаты, придется признать, что сотрудники музея здесь большие "шутники".

IMG_7306.JPG

Вот статуя Девы Марии, явно не раньше 17-19 вв. Откуда ее притащили неизвестно, ведь в Амасье сейчас нет ни одной церкви. На табличке к статуе ничтоже сумняшеся стоит "Византия, Римский период".
IMG_7309.JPG

IMG_7311.JPG

Эта статуя мне просто понравилась. Может даже и амазонка какая)
IMG_7318.JPG

Керамика античного времени.
IMG_7319.JPG


IMG_7342.JPG

Богиня Мать. Это вам не классическая Греция или Рим, что это такое я и сам не знаю. Видимо, не знают и работники музея, ибо таблички к объекту нет.


Еще забавное. Два каменных льва, ближний - совершенно китайский по исполнению. Где его нашли неизвестно, никаких пояснительных табличек к артефактам нет.
IMG_7359.JPG

Китайский лев из Амасьи. Я таких в Пекине почти на каждой улице видел. Можно предположить, что мастера сработавшие льва действительно явились с Дальнего Востока, ибо монголы из улуса Хулагу активизировали в городе серьезное строительство. Например, они возвели в Амасье психиатрическую лечебницу бимархане, о чем я писал ранее. Поэтому вполне могли и льва подбросить.

IMG_7361.JPG

IMG_7363.JPG

IMG_7364.JPG

Деревянные врата из Гек медресе, если не врут, то они были изготовлены в 1267 году.
IMG_7369.JPG

Деревянное надгробие 14 века.
IMG_7372.JPG

Теперь о самых жутких экспонатах из музея Амасьи. Это 8 средневековых мумий. Насколько я помню относительно укомплектованных мумий там было 6 и две в виде отдельных фрагментов.
Информации по ним очень мало, прежде всего не ясно с какой мумификацией мы здесь имеем дело - с естественной или специальной, хотя возможно и то, и другое вместе. Турки утверждают, что все мумии пропитывались каким-то составом, я бы предположил, что нет.
Все мумии датируются концом 13 века - началом 14.
Происходят они из двух мест - две самые старые из склепа мавзолея Бурмалы мечети, другие из мечети Фетхие Джами.

Фетхие Джами в Амасье объект весьма загадочный. Когда-то она была христианской церковью, потом была перестроена в соборную мечеть, которая вроде как сохранилась и сейчас. Фетхие Джами после многочисленных разрушений и перестроек сильно уменьшилась в размерах, я ее не посещал, но увидеть ее можно на турецких фото. От церкви там сохранилась одна или две стены, ибо очень уж мала - сложно представить, что когда-то эта мечеть была соборной, а до этого видимо главным христианским собором Амасьи. Именно так о ней писал в 17 века Эвлия Челеби, уже в его время она была разрушена:

ЭВЛИЯ ЧЕЛЕБИ
КНИГА ПУТЕШЕСТВИЙ
"Соборная мечеть при суде — Мехкеме-джами крыта тесом. Много скелетов в полный рост покоится в гробах [в подземных] нишах этой соборной мечети; ее минарет деревянный. Соборная мечеть Фетхийе, [перестроенная] из церкви, разрушена и без минарета"

Мумия сына Иззедина Перванэ Бея, начало 14 века. Все мумии семьи Иззеддина Перванэ Бея были найдены в Фетхие Джами, бывшем главном соборе Амасьи.
IMG_7381.JPG

Еще один сын Перванэ Бея
IMG_7387.JPG

Мумия наложницы Иззеддина Перванэ Бея.
IMG_7391.JPG

Вот и сам Иззеддин Перванэ Бей, он был правителем Амасьи и Синопа. Это останки человека с явным избытком веса и пожилым, он умер в 60-65 лет.
IMG_7392.JPG

IMG_7394.JPG

Мумия монгольского полководца Ишбуги нойона, он был правителем Амасьи в 14 веке. Мумию извлекли из мавзолея при мечети Бурмалы.
IMG_7396.JPG

Шатровый мавзолей при мечети Бурмалы Джами, именно в нем обнаружили мумии двух монгольских правителей Амасьи.
IMG_7502.JPG

IMG_7399.JPG

Общий вид зала в котором выставлены мумии.
IMG_7400.JPG

Еще одна мумия из гробницы в Бурмалы Джами. Возможно, это самый интересный персонаж здесь. Эту мумию определяют как шехзаде Джумудара, умер этот человек в 1297 году. Шехзаде - наследник престола, только непонятно какого, ведь в конце 13 века Амасья входила в состав монгольского государства - Улуса Хулагу. С этой мумией связана интересная история, в 2010 году Амасью посетили некие сотрудники посольства Монголии, которые определи, что сей Джумудар является внуком хана Хулагу

Если это так, то перед нами мумия праправнука самого Чингисхана.
IMG_7407.JPG

Другие мои посты про Амасью:

Старый город Амасьи
Гробницы понтийских царей в Амасье
Канал Фархада в Амасье

Posts from This Journal by “Турция” Tag

  • Канал Фархада в Амасье

    В Амасье сохранились не только туннели в Цитадели, вырубленные в массиве скалы, но и весьма внушительный водовод такого же рода. Создан он был…

  • Старый город Амасьи. Вторая попытка

    Я заменил все неработающие ссылки в прошлом рассказе про Амасью, теперь все фото должны быть видны. В этот пост вошли фото достопримечательностей…

  • Старый город Амасьи

    В этот пост вошли фото достопримечательностей турецкого города Амасья. Про здешние грандиозные гробницы понтийских царей я уже писал, теперь пришла…

  • Самые большие скальные гробницы в Турции

    Несколько роликов и фото фасадных гробниц из Турции. Все они появились в Малой Азии после персидского завоевания 6 в. до н.э. О их происхождении я…

  • Гробницы понтийских царей в Амасье

    По турецкой традиции древний город Амасья является местом действия знаменитого персидского эпоса о Фархаде и Ширин. В 12 веке Низами Гянджеви, как…

  • Фригийские скальные монументы

    Среди обширного многообразия скальных монументов в Малой Азии особо выделяются фригийские "фасадные" (или портальные) памятники. Они…


promo maximus101 february 7, 2017 12:38 42
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

  • 1

отлично,спасибо


Очень "пестрый", но любопытный музей!) Некоторые мумии выглядят, скажу странно, как сделанные из меди)
Мумия Иззеддина Перванэ Бейя прямо-таки выглядит как останки терминатора!)

Вот уж не подумал бы) Но наверно руки у него как у терминатора)

хорошо написано

львы похожи на бегемотов

"несколько керамических гробов римского времени"
-- а что это за гробы?

Гробы они и есть гробы) До этого в горшках хоронили, потом видимо конструкцию усовершенствовали.

Вау!
Любопытные мумии.

Пролистал этих мертвецов. Не понимаю, зачем их в музеях выставляют.

Я тоже. Представил представителей Папуасской АН, выкапывающих тела наших родственников в Европе.

Чтобы были мумии как в Египте)
Мумии семьи Перванэ бея малоинформативны, а два предположительных монгола интересны, только ими нужно заниматься. Там и остатки одежды есть, и сами персонажи заслуживают внимания. Мумии из пазырыкских курганов в Эрмитаже ведь тоже для чего-то лежат.

Наверное единственный музей в мире, где покоится настоящий древний монгол, да к тому же чингизид!)))

Вполне возможно. Я других что-то и не вспомню)

В Монголии столько нет не то, что чингизидов, но хотя бы нойонов! ))))

Сохранность тел зависит от специфичных климатических условий, плюс должна присутствовать письменная фиксация имен и званий погребенных. В Монголии средних веков таких условий не было, поэтому найти тела высокопоставленных монголов можно найти только в гробницах Передней Азии.

В Монголии трупы оставляют на съедение хищникам( см. фильм "Урга - территория любви"). А тут, в завоеванной стране, чот обряд погребения поменялси)))

Высокопоставленных мумифицировали вплоть до начала 20 века, собакам кидали бедняков-харачу.
О погребении у монголов:
https://maximus101.livejournal.com/147249.html
https://maximus101.livejournal.com/137982.html

Как было в Монголии во времена Чингисхана не совсем понятно. Возможно вот так:
https://maximus101.livejournal.com/140958.html#cutid1

Обряд погребения в Передней Азии естественно поменялся, так как монголы в тех краях приняли ислам.

Живк в 40 км от Амасьи. За 13 лет никто мне не рассказал об Амасье более емко и доступно. Спасибо. Очень познавптельнл. Однако, хотелось бы уточнить происхождение льва у автора. А не является ли он типичным для Фригии? Не согласны ли Вы, что он уж очень похож на фригийских льаоа, коих натыкано по всей Турции или все же есть отличие?
Еще есть вопрос по новому памятнику Страбону, если Вы уже успели его лицезреть. Претензии к одежде были и с предыдущим памятником, но хотя бы он не стоял за " столом из IKEA" . Или я ошибаюсь и, в Понтийском царстве, как преемнице и персидской культуры тоже, уже присутствовала чалма, сапоги и мебель, подходящее под сегодняшнее определение High Tech. В нете не нашла информации конкретно по одежде и мебели эпохи Понтийского царства. Буду благодарна, если проконсультируете.

Я видел много фигур львов в Турции, но такого первый раз. Он действительно похож на китайские средневековые образцы. Отличия здесь исключительно стилистические, ведь понятно, что все львы будут походить друг на друга) У меня есть много львов из музея в Конье, они заметно отличаются, их стилистика местная, она имеет греческое происхождение https://maximus101.livejournal.com/59342.html
Естественно, это мое личное мнение и необязательно правильное. Но этот вопрос не такой простой, как может показаться. Дело в том, что китайцы в первые века н.э. заимствовали многие античные образцы, в частности и львов. Впоследствии, в Китае выработалась своя стилистика изображений этих животных уже отличная от ирано-греко-римской. Проблема еще в том, что в Малой Азии процветало так называемое "провинциальное искусство", когда высокие образцы античности изготовлялись местными мастерами излишне примитивно, т.е. античная стилистика не сохранялась, и появлялись полчища разных мутантов. Поэтому данные львы могут быть порождением и местных периферийных мастеров.

На памятник Страбона я наверно не обратил внимание. Про Понтийское царство мало что известно. Думается, что местная культура была эллинистической по своей сути, т.е. там могло быть сочетание греческих и каких-то восточных элементов. Образцы одежды того периода можно увидеть в местных музеях. Например, по ссылке из музея в Конье можно кое-что посмотреть, там больше артефактов чем в Амасье.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account