?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Стены Дербента на старых фото
maximus101
Старые фото Дербента и его исторические описания, это отрывки из текстов путешественников, посещавших Город Железных ворот. Основные источники фото - хороший сайт о Дербенте pro-derbent.ru и блог humus. Источник текстов сайт Востлит.
На многих старых изображениях перепутаны названия ворот, поэтому я снабдил фото своими комментариями.

Вид на цитадель Дербента и ворота Баят-капы.



Вид на южную стену Дербента, цитадель Нарын-Кала, ворота Баят-капы и верхний аристократический квартал города, когда-то здесь жила вся знать Дербента. Фото сделано еще до разрушения здания ханского дивана над воротами цитадели, видны также строения ханского дворца в крепости. Современное состояние стен Дербента можно увидеть в моем прошлом посте.


Абу Исхак аль-Истахри (около 850—934)
«Баб-ул-Абваб (Дербент) лежит на Табаристанском море. Город этот больше Ардабиля (Якут добавляет: «около двух миль в длину и в ширину»), и там много посевов, но незначительное количество плодов, не считая того, что привозят сюда из окрестных стран. Вокруг этого города стена из камня, обожженного кирпича и глины, и город этот служит портом на Хазарском море для Серира и иных стран «кяфиров»; он служит также портом для Джурджана, Табаристана и Дейлема. Из Баб-ул-Абваба вывозятся полотняные одежды, и не выделывается полотняных одежд в Арране, Армении и Адербейджане нигде, кроме этих мест. Там же произрастает шафран. В Баб-ул-Абвабе встречаются рабы из разных стран «кяфиров».

Город Баб-ул-Абваб держит при море, а в центре его рейд для судов. Между рейдов и морем выстроено параллельно берегам моря две стены; проход для судов тесен, а вход сделан извилистым, и в устье порта протянута цепь, так что не может судно ни выйти, ни войти иначе как с разрешения. Эти две стены из камней и свинца».

Несмотря на то, что в 1811 году российский инженер Карпов перестроил ворота Баят-капы, на фото начала 20 века они выглядят сильно разрушенными также как и вся южная стена Дербента.


Йакут ал-Хамави (род. между 1178 и 1180 годом, — ум. 1229 г.)
«Вокруг города каменная стена, простирающаяся от горы к морю, длинная, но не широкая. Через гору у этого города нет пути в города мусульман вследствие испорченности дороги и затруднительности путешествия из земель «кяфиров» в земли мусульман. При (значительной) длине стены в море еще вдается подобно длинному (имеет: «величиною в шесть валов») носу часть ее, и таким образом город со стороны стены защищен от приближения судов. Стена эта основательной постройки на огромном фундаменте; строил ее Ануширван.

Баб-ул-Абваб одна из знаменитых и значительных пограничных местностей ( «и этот город велик и славен»), потому что в весьма громадном количестве окружают ее враги разных национальностей и языков в большом числе.

Рядом с городом находится высокая гора по имени «Дзы'б». На вершине этой горы ежегодно собирают большое количество дров и зажигают на ней костры в случае необходимости, и таким образом жители Адербейджана, Аррана и Армении предупреждаются о внезапном нападении врагов.

Воды моря иногда повреждают стену этого города».

Южная стена Дербента и верхний квартал города. Видно, как Дербент рос к югу, взламывая свои крепостные стены.


Кудама ибн Джафар (родился около 873 года, умер между 932 и 948 годами).
«Ануширван принялся за постройку стены и отстроил ее между морем и горами, выведя ее в вышину на 300 локтей, из каменных глыб и свинца. Затем он приказал возить камни на судах и бросать их в море, пока не подымется насыпь над поверхностью воды; на этой насыпи он продолжал постройку стены и вогнал стену в море на три мили. Окончив постройку стены, он повесил в проходе железные ворота и приставил к ним 100 конных стражников, тогда как раньше ему нужно было назначать туда 50 000 войска; выстроил он также там подвижную башню».

Общий вид Дербента. Северный край города вплоть до 20 века не переходил через линию северной крепостной стены, Дербент рос только к югу.


Слева, за северной стеной, видно кладбище Кырхляр, это небольшой мавзолей и мемориал 40 шахидов - важнейшее культовое место в Дербенте.


Ал-Мукаддаси (946/947, — после 1000)
«Баб-ул-Абваб на Хазарском море укрепленный стеной со стороны хазар; в стене трое ворот: ворота большие, ворота маленькие и еще одни ворота близ моря закрытые; они никогда не отворяются. И много есть ворот со стороны моря и со стороны исламских земель. Стена тянется от гор в море, а на стене башни; в городе мечеть; охраняют его часовые; соборная мечеть посреди площади; в городе есть источники; постройки жителей из камня; дома их из дерева; есть у них и проточная вода».

Ворота Орта-капы или Баб аль-хадид (Железные) - главные ворота Дербента.


Бастион ворот Орта-капы.


Вид из города на юг через ворота Орта-капы.


Ал-Масуди (ок. 896, — сентябрь 956)
«...город Баб-валь-Абваб построен при выходе из одного такого ущелья; основан он Хосроем Ануширваном. Устроил он его между ущельем и морем.

Ануширван сделал эту стену выступающей на одну милю от берегов в море, а с другой стороны протянул ее до вершин гор Кабх (Кавказ) и сделал ее спускающеюся в ущелья гор, продолжая ее до тех пор, пока не довел до укрепления по имени Табарсеран. На каждых трех милях этой стены, а то и больше или меньше, сообразно с дорогами, соответственно которым он поставил ворота, он сделал железные ворота и поселил там с внутренней части каждых ворот народ, обязанный охранять эти ворота и соседнюю часть стены. Все это служило для защиты от нападений народов, примыкающих к горам Кабх, каковы хазары, аланы, турки, сериры и иные племена кяфиров».




Ибн-Хаукаль (10 в.)
«Баб-уль-Абваб город на Хазарском море и в середине города гавань для судов. В этой гавани, тянущейся из моря, от моря до города есть сооружение, имеющее форму двух стен с обеих сторон; по нему проходят суда от того места, где фарватер сделан извилистым. В устье фарватера протянута цепь, подобно цепи в Тире и Бейруте, а на ней запоры, находящееся в ведении того, кто наблюдает за состоянием моря; судно не входит и не выходит иначе как с разрешения.

Эти две стены сделаны из камня и свинца (Р вместо этого дает: «.подобно стене между (краями), сделанными над водой этой гавани с наружной стороны ее; вода гавани из Хазарского моря. В этой стене находятся висящие над водой ворота; они сделаны крепко и створы их на сводах, а своды выведены над самой водой и вода доходит до самых створ. Для судов извилистый вход со стороны ворот; у устья пролива, в который входят суда, протянута цепь, а на ней запоры, находящееся в введении наблюдающего за состоянием воды. Судно не входит и не выходит иначе, как с разрешения заведующего запорами. Стена из камня и свинца»).

Жители Дербента.


Татарская (азербайджанская) девочка из Дербента.




«Дербенд-наме»
«Кубад, когда добивался [постройки] этой стены, увидел в летописи (тарих) и услышал от некоторых людей, что это место благословенное и что по указанию Джебраила - да будет над ним мир! - здесь построил [в свое время] стену и крепостной вал Искендер Зулкарнейн. Тогда Кубад распорядился раскопать место расположения той стены, и она обнаружилась; стена эта была занесенной песком.

Кубад в один год с помощью своих войск подправил сломанные места. В разных местах [стены], вплоть до прохождения через Табарсаран (Каз.: "один край стены Искендера доходил до Черного моря"), он распорядился установить железные ворота (Каз.: у стены Искендера построили "великий город и назвали его Баб ал-абваб Дербенд"). Когда он привел это укрепление в полное совершенство, то начал строить новый крепостной вал и стену с южной стороны. Всем войском в течение семи месяцев они полностью построили стену на южной стороне».

Неопознанные и ныне разрушенные ворота Дербента, скорее всего, это Енги-капы южной стены, вид из города.


Те же ворота, вид снаружи.


«Дербенд-наме» об арабском строительстве в городе:
«Абу] Муслим, придя в Дербенд, сначала восстановил и привел его в порядок, установил железные ворота и [затем] ушел. Абу Муслим прибыл во второй раз, разрушил постройку, известную под названием Сехрендж (араб, сихридж — "цистерна"), которая была сделана раньше Ануширваном, и реставрировал башни Дербенда. Для хранения казны и оружия он восстановил один огромный оружейный склад (джеббахане) под названием Кайд и благоустроил его. Стену Кайда он продолжил в море на сто пять локтей (ареш). Дал [указание] отремонтировать разрушенные места города и крепости.

В городе Дербенде сделал семь кварталов (махалла) (Каз.: доб.: "мечетям дал наименования по названиям племен" ). Для ополчения (таифа) Урдун построил в одном месте мечеть и сделал один квартал. Говорили, [что это] мечеть хазарского ("первая — Хазарская мечеть" ) племени. Для ополчения Филистина (из Палестины) сделали один квартал и мечеть, которую назвали Филистинской мечетью. Для ополчения Димишки (из Дамаска) сделали один квартал и построили мечеть, [которой] дали имя Димишкинская мечеть. И для ополчения Хумиса (из сирийского Хомса) сделали мечеть с названием Хумисская. И для ополчения Кайсерина сделали один квартал и оставили [для них] мечеть с названием Кайсеринская. Выполнили требование и ополчения из Джезиры. Для народа (халк) из Мусыла сделали один квартал. Кроме этих мечетей построили одну большую Соборную мечеть для совершения в ней пятничной молитвы.
Когда там была сделана Соборная мечеть, в нескольких местах в Дербенде построили хранилища для воды.

Ворота южной стены Дубары-капы.


«Дербенд-наме»
«Решили [построить] шесть [городских] ворот (Каз.: "[Маслама] распорядился построить для города [Дербенда] шесть железных ворот. Городским воротам дал наименования" ). Одни [из них] называли Баб ал-мухаджир, [вторые] - Баб ал-мектуб, [третьи] - Баб ал-хумис, [четвертые] - Баб ал-касир, [пятые] -Баб ал-джихад , [шестые] - Баб ал-алкама

(Каз.: названия шести ворот Дербента идентифицированы с более поздними их наименованиями следующим образом: "Баб ал-мухаджир теперь называют Джарчы-капу; Баб ал-джихад [теперь] называют Кырклар-капу; Баб ал-хумис [теперь] называют Йенги-капу; Баб ас-сакир (кайсер?) [теперь] называют Туркман-капу; Баб ал-мектуб (ал-мектум?) теперь называют Байат-капу; Баб ал-алкама [теперь] называют Нарынкала-капу").

Седьмые ворота (Каз.: сведения о седьмых воротах отсутствуют) - Баб кучук - открывались в сторону моря. В случае если мусульмане посылали человека по поводу примирения (мусалаха), то они выводили его через [ворота] Баб кучук. Когда в его (т.е. Абу Муслима) время полностью закончили проведение этих благоустройств, город Дербенд обрел порядок.

Когда наступил сто шестидесятый (776-77) год хиджры, халиф Багдада дал повеление и в Дербенде построили большой дворец. Налоги, поступавшие с разных сторон собирали там».


Детали ворот Дубары-капы, сейчас их облик сильно изменен фантазийной реконструкцией 2015 года.


Дубары-капы, вид изнутри города.


Гильом де Рубрук (ок. 1220 — ок. 1293) «Путешествие в восточные страны»
«На следующий день мы добрались до Железных ворот, которые соорудил Александр Македонский. Это — город, восточная оконечность которого находится на берегу моря, и между морем и горами имеется небольшая равнина, по которой тянется самый город вплоть до вершины горы, прилегающей к нему с запада; таким образом, выше нет никакой дороги из-за непроходимых гор, а ниже нельзя пройти по причине моря, и дорога лежит единственно прямо посередине города поперек, где находятся Железные ворота, от которых назван город. Он имеет в длину более одной мили, а на вершине горы стоит крепкий замок; в ширину город простирается на полет большого камня. Он окружен крепчайшими стенами без рвов, с башнями, построенными из больших обтесанных камней. Но татары разрушили верхушки башен и бойницы стен, сравняв башни со стеною».

Берег Каспийского моря в районе Дербента.


Общий вид Дербента со стороны моря - город широкой полосой спускается с горы Джалган.


Эвлия Челеби (1611—1682 гг.) и его "Книга путешествий" о Дербенте:
«Топография крепости Демиркапу. Первым ее основателем является Искандер Зулькарнайн, о пророчестве которого существует разногласие. Позднее, во времена омейядского халифа Иазида ибн Абд ал-Малика, [крепость] была отнята у чужеземцев, и все население Дагестана приняло ислам. Впоследствии она неоднократно подвергалась осадам, бывала разрушена, восстанавливалась. Наконец, в 986 (1578-79) году один из везиров Мурада III, Оздемир-заде Осман-паша, главнокомандующий бесчисленным войском, двинулся на эту крепость, взял в плен ее правителя Чираг-хана, и тот сдал ему крепость без боя. Оставленный за это правителем Ширванского эйялета, он восстановил и благоустроил крепость. Мусульманские газии, выходя из этой крепости, совершали внезапные нападения на страну Ширван и захватили семьдесят крепостей. В крепости были размещены тысяча янычаров, четыре бёлюка сипахиев, десять ода джебеджи, десять ода топчу его величества, шестьдесят пушек, пятьсот ящиков боеприпасов и другое необходимое снаряжение. Вместе с пятнадцатитысячным войском они остались здесь для охраны. Благодаря правильному и справедливому управлению эти места были благоустроены».




Эвлия Челеби "Книга путешествий"
«При постройке стены Искандер вставил в нее одни железные ворота и поставил там сторожей. И поскольку эти ворота простояли до времени Ануширвана, крепость называли [все это время] Демиркапу. Вторым ее основателем является Ануширван, третьим — Йездигерд-шах, четвертым — шах Исмаил, пятым — Оздемир-оглу Осман-паша. Так как западная сторона крепости обращена к Хазарскому морю, в основные ее стены бьют морские волны. Над портовыми воротами, выходящими на берег моря, на персидском языке написаны стихи и тарих (история) о том, что стены эти после Иездигерд-шаха достраивал Хазар-шах. Со стороны моря [хорошо] видна стена, которую построил Искандер. Вот какой большой и широкой была эта стена! И если будет на то желание царей, то [на участке] от той стены до крепости тут можно основать порт. Ныне стены и башни [прежней постройки] виднеются и в глубинах моря. Длина стены, идущей от берега моря, равна расстоянию, которое пролетает стрела. Если же идти от моря до горы, находящейся за крепостью, то получится, что ширина крепости равна расстоянию, на которое летит стрела пута (арбалет (?))».

Самые верхние ворота южной стена - Кала-капы.


Эвлия Челеби "Книга путешествий"
«Крепость построена на высоком холме и имеет пятиугольную форму. Хотя я не слишком много путешествовал, но на таком фундаменте столь прочного укрепления не видел. Способный инженер, понимающий назначение сооружения, построил эту крепость из трех фортов и укрепил ее крепкими трехрядными железными воротами. Один форт — это бастион с обрывом, обращенным на восток. Второй форт выходит в город. В стене, которая обращена к уязвимой стороне, имеется двое ворот. И еще двое крепких ворот открываются в нижнюю часть города. Одни из них называются Мискюрскими, так как они открываются на восток, в сторону нахие Мискюр. Выходящие из этих ворот [путники] со своими лошадьми и арбами направляются в крепость Шемаха. А из других ворот отправляются на юг (север), в сторону Кыпчакской степи, Крыма и Черкесии».


Общественный фонтан на улице Дербента.


Улица Дербента и возможно северные ворота Кырхляр.


Эвлия Челеби "Книга путешествий"
«Вся крепость имеет квадратную форму и окружность в одиннадцать тысяч шестьдесят шагов. В ней семьдесят больших башен, и в каждой из них по одному медресе и по одной мечети для пришлых и [ремесленников-] мюджерредов. Для светильников учащихся [медресе] привозят черную нефть из Баку. Из кухни, [достойной] Кейкавуса, раздают пшеничную похлебку. Этой заботой оберегают и охраняют крепость [и] для улемов. Во всех стенах крепости насчитывается семь тысяч шестьдесят бойниц и зубцов. В темные ночи крепость освещают нефтяным маслом, ибо крепость имеет семь непримиримых врагов. Один из них — это казаки Московии, которые прибывают каждый раз на судах и грабят окрестные нахие, но под самые стены крепости не подходят, потому что на берегу моря она имеет семьдесят пушек бал-емез. Все эти пушки — османские, и от чистки и шлифовки они как зеркало отражают лица людей. Другим врагом являются османы и крымские и калмыцкие татары. Враги с юга — черкесы. С кыблы их врагом является дагестанский народ кумыки. С востока врагом является Грузинская страна Теймураз-хана. Потому-то в этой крепости постоянно сидит стража, и в случае нападения разводится огонь для оповещения населения крепости».

Общий вид ворот цитадели - Нарын-калы-капы и руин ханского дворца, двухэтажное помещение ханского дивана над воротами уже полностью исчезло. Цитадели Дербента я посвятил отдельную статью.


Эвлия Челеби "Книга путешествий"
«Камни, заложенные в четырех стенах крепости, громадны, как туловище слона. Пятьдесят человек не смогут поднять и один из них, даже с помощью науки о перемещении тяжестей. Внутри крепости стоит до тысячи двухсот домов, крытых глиной. В южной части, у самой стены, стоит большой дворец — один из первых дворцов, построенных на земле Персии. К этому дворцу примыкает большая мечеть, минарет которой разрушен. Поблизости от этой мечети стоит красивая баня, построенная в стиле османского зодчества; но зодчий неизвестен. Около ворот Кайик-капы, выходящих на восток, расположены соборная мечеть Оздемир-заде Осман-паши, постоялые дворы и лавки. За стенами крепости имеется до тысячи домов, с трех ее сторон много садов и виноградников. Столовой для бедных нет. Много мечетей, ханов, бань и базаров. Население в основном занято [ремеслами] и зарабатывает на жизнь шелководством. Многие из кумыкского народа куют красивые кольчуги. Население — сунниты-шафииты. По словам Ибн Хаукаля, город расположен в восемнадцатой климатической области, на краю пятого действительного климата».

Общий вид цитадели Нарын-кала.


Федор Котов «О ПУТЕШЕСТВИИ ИЗ МОСКВЫ В ПЕРСИДСКОЕ ЦАРСТВО» 1623 год.
«Дербент город каменной белой, бывал крепок, только не люден, а стоит концом на горы, а другим концом в море, а длиною в горы больше трех верст, а поперек города сажен с триста и поперек город перегорожен каменными стенами в двух местах, инно станет три города. И сказывают, что ещё того города море взяло башен с тридцать, а теперь башня стоит в воде велика и крепка, и от того города Дербеня стена была каменная через горы в Черное море, в турскую землю, а посады все в городе, а за городом башни отводные каменные. Город перегорожен поперек каменными стенами в двух местах, так что получается три города»



Северная стена Дербента спускается от цитадели.


Северная стена и цитадель Нарын-кала.


Адам Олеарий (1638 год) «Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию»
«Что касается города Дербента, то персы полагают его под 85° долготы; широту я определил здесь в 41°50’. Он тянется своими постройками в длину с 3апада к Востоку на полмили, а в ширину с С к [Ю] от одних ворот до других всего на 450 шагов, а не так, как пишет И. Барб[ар], “medii miliaris spaciuim. Он простирается от гор до моря, так что волны иногда бьют высоко об стены, а то и ударяют в них сверху. Город этот, таким образом, замыкает путь, идущий между морем и непроходимыми горами, и является здесь как бы ключом и железными воротами персидского царства, как указывает на это новый в XIII книге “Histor.”, pag. 237. Никто не может пройти в этой местности, не заходя в этот город».

Общий вид северной стены города.


Адам Олеарий (1638 год) «Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию»
«Как не только о том сообщают все писатели, но как жители и теперь еще сообщают, город построен Искандером, или Александром Великим. Им воздвигнуты, однако, лишь замок и одна стена, а именно южная, между тем как другая, по эту сторону, к северу, была, по словам жителей, построена их древним достохвальным царем Науширваном. Обе стены одинаково высоки и широки и сложены из мощных квадратных камней, объемом в 4 и 6 кубических фута. Все эти камни — что нам представилось удивительным, были как бы слиты исключительно из мелких разбитых раковинок.

На стене Александра над воротами на длинном камне были высечены три строки по-сирийски, а в другом месте была арабская надпись и еще чуждые письмена, довольно неясные вследствие древности. Я весьма точно срисовал город, чтобы его здесь воспроизвести. В нем различаются три части. Высшая из них, это — замок на горе А. Здесь живет наместник; эта часть была вооружена пушками и 600 солдата из двух племен: аюрумлу и койдурша. Средняя часть населена персами; позади она сильно опустошена, а именно собственным же их царем Эмиремзе, сыном Ходабенде, когда он вновь отнял ее у турки Мустафы, которому жители добровольно передались. Нижняя часть длиной в 2000 простых шагов, совершенно лишена домов и имеет лишь немного садов и пашен. Как они говорят, она была населена греками, вследствие чего и по сию пору именуется Шахернан — “городом греков”.

Северная стена и ворота Кырхляр-капы.


Ворота Кырхляр-капы.


Иоганн Стрейс, 1670 год.
«Этот город стоит на берегу Каспийского моря, со стороны суши с востока на запад он имеет полмили длины и вдвое меньше ширины. С другой стороны море омывает его стены и часто, в бурное время, волны перебрасываются через них. Так как вся окрестная сторона окружена непроходимыми горами, то этот город единственный вход в Персию. Каждый камень стены имеет 5-6 футов в диаметре. Александр Великий жил некогда в этих странах и приказал построить стены во время своего пребывания.

От этой постройки сохранились только замок и южная стена, северная же стена на цепи скал построена по приказанию Ануширвана, знаменитого царя Мидии. Обе эти стены необыкновенной высоты и соразмерной толщины. Город разделён на верхний и нижний, и пространство между ними образует третью часть. Верхняя часть города расположена на горе, также как и замок, которого гарнизон, во время моего пребывания, был 1000 человек, замок хорошо снабжён всяко города припасами, здесь же обыкновенно пребывает султан.

Среднюю часть города занимают персияне, а нижняя не обитаема, на расстоянии его длины видны только сады и пахотные земли, эту часть называют Скагер-юнан, то есть город греков, почему можно думать, что здесь жили греки. Несколько выше города видны остатки стены, которая шла к Чёрному морю. На высотах, господствующих над городом, находятся несколько укреплений и башни, с которых обозревается окрестность. Немного далее находятся гробницы первых вождей армии мидийцев. Ближе к морю находится кладбище, окружённое стеною, где есть 40 кладбищ, как говорят, святых или принцев страны»

Верхний квартал Дербента и Джума (Пятничная) мечеть.


На улицах Дербента.




Линия северной стены города, вид с российского маяка.


Иван Густав Гербер, 1728 год.
«Дербент стоит близ Каспийского моря так, что стены его до самых берегов морских простираются, и на таком месте, где горы вдоль моря проходящие, почти с оными смыкаются. Город разделён на 4 части поперечными стенами.

Замок стоит на горе так, что оттуда можно стрелять по остальным трём городам (частям). В замке находится гарнизон, кроме них, там никого нет. В обоих средних, городах (частях) живут наиб, купцы и другие обыватели, и там же стоят караван-сараи, где собираются торговые люди. В нижней части города никто не живёт, там построены казармы для двух полков российского войска.

Вне города находятся хорошие сады. Здесь растёт превосходный виноград. Но вино из этого винограда готовять нехорошее, потому что не знают, как приготовить. Имеются здесь и пашни для скота, где ближе к горам пасутся овечьи стада, с которых получают хорошую шерсть. Также находятся в городе многие персидские, армянские, грузинские, индийские купцы и художники. С Дербентского уезда государь никаких доходов не забирал. Если только пошлину с выходящих и входящих товаров ежегодно 1000 рублей»

Мемориальный павильон, возведенный в 19 веке над хижиной Петра I, посещавшего Дербент в 1722 году во время Персидского похода.






Мои статьи посвященные Дербенту и Дагестану:
Длинные стены Дербента
2000 лет цитадели Дербента
Города Дагестана - общие впечатления

promo maximus101 февраль 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

  • 1
Спасибо! Замечательные посты. Чувствуется добросовестный подход и желание вникать в детали. Я это очень ценю в исследователях. Поэтому хочу сделать некоторые дополнения, не знаю, насколько это уместно. Но рискну.
В мире есть немало крепостей и стен, которые выполняют именно ту роль, которую Вы приписываете Дербенту. Самая известная стена, построенная для защиты от воинственных соседей , вероятно, Великая Китайская стена.

Но Дербент... совсем другое дело. Эта крепость построена в самой важной в стратегическом отношении точке. Название, в переводе с готского языка означает "там соединение". Действительно, в этом месте расположен проход из Европы в Переднюю Азию. Подобных проходов больше нет. Негде больше провести многочисленную армию, с оружием и обозами, просто по ровной дороге. Альтернативные проходы - через горные перевалы или через Босфор. Чувствуете разницу?
У Дербента было много владельцев разных в разные времена. Тот, кто держал Дербент, контролировал целый огромный регион. К тому же, взималась плата за проход с купцов и караванов. Названия многих ворот тоже понятны: одни ворота - "проходи по одному", " только для меня" (готский язык). Попытки переводить с азербайджанского или персидского менее успешны. И ещё... Эта крепость и стена надёжно "замыкала" проход. Но она не обязательно принадлежала местным "племенам". Такие точки контролируются на другом уровне. Подобная точка - Гибралтар, запирает выход из Средиземного моря в океан. "Держат " её не Испанцы или арабы, а Великобритания. А с "племенами" будьте осторожны. Этот термин может быть применён в историческом исследовании только к первобытному обществу, где не было ни государств, ни царей. От этого периода не осталось никаких нарративных источников. Ещё раз благодарю за Ваш пост.

Edited at 2017-12-14 07:05 pm (UTC)

Почему вам больше нравится готский язык для перевода слова "Дербент", чем общепризнанный персидский? Какое отношение готы могут иметь к Дербенту? И, кстати, как минимум еще один крупный проход через Кавказ есть в Дарьяльском ущелье - Аланские ворота, он был также укреплен персами.

Какое отношение готы могут иметь к Дербенту?
Сейчас Дербент - Россия. Вот, где Россия, а где Дербент?
Готы - воины. Война их главное занятие. Иордан, Прокопий Кессарийский прямо об этом пишут. Почему бы им не держать Дербент? Готские царские роды владели северной Африкой. Но это, не главное. Вы написали прекрасный пост. Я ВАм пишу: обратите ещё внимание на готов. С готского хорошо переводятся названия. Это ФАКТ. Что это означает я пока не знаю, я не занимаюсь этим периодом. Но нельзя отбрасывать факты только по причине несоответствия общепринятой теории. "Все теории стоят одна другой", - написал Булгаков. Теорий много. А фактов много меньше. Вот ваши фото - факты, названия - факты. Вот с русского языка их не перевести. По-английски, итальянски и пр. они тоже ничего не значат. Может быть, кто-то услышит суахили в этих названиях. Тогда тоже надо учитывать. Вообще, исследованию вредит слишком большая уверенность в чём бы то ни было. Надо понимать, что все теории - просто гипотезы. На них надо спокойно реагировать. Всё когда-нибудь сложится в пазл. Если вам так не понравились мои замечания, забудьте о них.

>>>Почему бы им не держать Дербент?

Прежде всего потому, что нет ни одного упоминания в источниках о готах в Дербенте. При этом я не отрицаю присутствия германцев в Дагестане и готов в частности, они вполне могли там пребывать, смешавшись с гуннами, в известном гос-ве гуннов со столицей в Варачане. Но очевидно, что германские племена не имели в Дагестане такой концентрации, чтобы влиять на местные топонимы, тем более такие известные как Дербент.

Термин "Дербент" известен по всей Азии, дарбанды/дербенты существовали (и существуют) в Иране, Средней Азии, Афганистане и т.д. И везде он означает "закрытые ворота", существует также термин дарваз/дарваза - открытые ворота или просто ворота. На Кавказе были и Дар-и Алан (Аланские ворота), как я писал. И все эти термины персидские, сомневаться в этом невозможно, если еще можно допустить германцев в Дагестане, то по всей Центральной Азии затруднительно. Я кстати, недавно выкладывал текст, где дарбанды только на одном Кавказе упоминаются во множественном числе https://maximus101.livejournal.com/149950.html

«Дербенд-наме»
«Решили [построить] шесть [городских] ворот (Каз.: "[Маслама] распорядился построить для города [Дербенда] шесть железных ворот. Городским воротам дал наименования" ). Одни [из них] называли Баб ал-мухаджир, [вторые] - Баб ал-мектуб, [третьи] - Баб ал-хумис, [четвертые] - Баб ал-касир, [пятые] -Баб ал-джихад , [шестые] - Баб ал-алкама

(Каз.: названия шести ворот Дербента идентифицированы с более поздними их наименованиями следующим образом: "Баб ал-мухаджир теперь называют Джарчы-капу; Баб ал-джихад [теперь] называют Кырклар-капу; Баб ал-хумис [теперь] называют Йенги-капу; Баб ас-сакир (кайсер?) [теперь] называют Туркман-капу; Баб ал-мектуб (ал-мектум?) теперь называют Байат-капу; Баб ал-алкама [теперь] называют Нарынкала-капу")

Готский ? может Легче перевести с арабского ? тот же тюркский и азербайджанский дает полное понимания названия ворот . Так как арабские слова за века пребывания Ислама на этих землях , ассимилировались.

1.Баб ал-мухаджир - Ворота "Мигрантов"- тех кто только приехал на ПМЖ в Дербент
2.Баб ал-мектуб - Ворота Письма (мектуб-письмо)
3.Баб ал-хумис - Ворота по названию Сирийского Хомса или мусульманского(персидского) Хумс= подояние. Может через эти ворота раздовали милостыню.
4.Баб ал-касир - Каср - Гаср - Крепость. Крепостные врата.
5.Баб ал-джихад - Вортоа Войны. Ведущие на джихад-сражение.
6.Баб ал-алкама - علقمة - возможно названы в честь ученого Алькама ибн Кайс - а. вообщем это слово, скорее всего означает - некую избранность или важность, или типо того.
7.Баб ал-кучук - маленькие ворота.

1.Джарчы-капу - двери Вестника
2.Кырклар-капу - двери Сорока (те которые ушли на Джихад и не вернулись - Сорок воинов)
3.Йенги-капу- возможно Поветуха(Йенги,Енгя) - двери(ворота) Поветухи.
4.Туркман-капу - двери Турков.
5.Байат-капу - Возможно по имени Мугама -Баяты. То есть Баят-Байат - можно перевевсти как Байки. Двери с которых рассказывают байки .ведь Байат капу,это бывщие баб аль-Мектуб, через которые раньше шли важные послания, а "сейчас" рассказывают байки.
6.Нарынкала-капу - ну и двери которые ведут в Нарын калу. Нарын- мелкая, раздробленная . Нар-гранат. Нарын-раздробленный, мелкйи.

В обратной последовательности навскидку:
6.Для ремесленников
5. городской (местные жители)
4. Молящие (паломники?)
3."иди по одному" (частные лица из числа путешествующих)
2. платить таможенную пошлину за прогон крупного рогатого скота.
1. Христиане.
Неплохо разделены потоки проходящих.
Капу - тамбур, выступающая часть ворот. То есть, не просто проём в стене, а проём, обустроенный дополнительными стенами, с выступом за ширину стены, может быть, с крышей. Очевидно, ворота сначала были просто дырой в стене, а потом получили доп. пристройки. На некоторых фото это, кстати, видно. Там, в капе, располагалась стража, таможня и пр.

Капу-Капы-Гапы (тюркский) = дверь.
аль-Баб(араб.)-дверь
Дарваз (перс.) - ворота. Дарб дверь.

надо еще понимать - где было больше христиан на севере или на юге от ворот, тогда когда их назвали (по вашим источникам) христианскими ? есть ли инфа ?

Признаюсь, что много лет изучая нарративные источники, я никогда особенно не интересовался Дербентом. Поэтому, оценивая данную работу достаточно высоко, я посчитал возможным добавить "свои три копейки" в расчёте, что это кому-то может быть полезно.
Далее...
Я не знаю, где было больше христиан. Не знаю когда. Однако примечательно, что они когда-то были. Фактов не так много. Но историкам, а этому учат ещё на 1-м курсе исторического факультета, даже это позволяет сделать некоторые выводы. В данном случае, такой перевод позволяет понять, какие были порядки в крепости. Очевидно, что потоки проходящих были разделены, а значит, что они были многочисленны. Размеры капы позволяют представить, что там в разных помещениях сидели те, кто вёл учёт, кто собирал плату за проход, там же стража.. Может быть, Вы сможете извлечь больше информации. Интересно бы посмотреть планы и размеры кап. Возможно, это подтвердило бы правильность перевода названия. Или опровергло...
И ещё:
Готы - не германцы! Это однозначно утверждает Иордан в своей "Гетике". Он пишет, также, что владения Готов на западе соседствовали с землями германцев. Что Готы превосходили германцев как телом, так и духом". Готы - не германцы. На востоке земли готов простирались до Каспийского моря, включая всю Скифию. Готы воевали с царём персов Киром (№№61), с Дарием (№63), с его сыном Ксерксом (№64). Ну, и, разумеется, с Римом, парфянами, гуннами и даже царём Египта. И это были не только военные набеги. Готы реально управляли огромной империей. И Северное Причерноморье и Северный Кавказ были под их управлением несколько столетий. Обо всё этом можете прочитать в "Гетике". Это будет Вам интересно и нетрудно. Там всего 120 стр. Это позволит взглянуть на историю Дербента ещё и с этой стороны.
Прокопий кессарийский "Война с Персами".
Дер- значит "там", дор - "дверь". Может и дверь, конечно. Пока не следует отказываться ни от какой версии.

Шикарная подборка, Максим! И текст из источников очень помогает понять все!
Какое счастье, что фотография в те времена уже существовала!)

Если бы ее (фотографию) придумали бы еще раньше, было бы намного лучше:)

очень большой объём)спасибо


Да, к сожалению (или к счастью):))

нам нужно больше и больше информации )) спасибо

Планировка города вроде довольно правильная...

  • 1