maximus101 (maximus101) wrote,
maximus101
maximus101

Categories:

Русы на Кавказе

Несколько отрывков из исторических источников, упоминающих пребывание русов в кавказском регионе. Когда-то я делал подобный подбор текстов, но раньше речь шла о завоевательных походах русов в Закавказье и на Каспии. В нынешних отрывках может подразумеваться и непосредственное проживание русов в районе Кавказа.
Первый отрывок из Балами, это одно из самых ранних упоминаний о русах вообще, в связи с этим к нему относятся критически, ибо русы в 7 веке во время первых завоевательных походов арабов, да еще на Кавказе, не выглядят особенно достоверно, здесь больше интересна вторая часть отрывка, где область Русов упоминается рядом с Джураном (возможно это Грузия) и хазарским городом Баланджаром. "Дербенты" упоминаются здесь во множественном числе, так как слово дербенд, дарбанд означает в персидском языке укрепленные ворота, а ворот-крепостей, созданных иранцами на Кавказе было много.

"В Баб-аль-Абвабе (в Дербенте) находился тогда царь, по имени Шахрияр, который пошел к Абдуррахману обратно (на встречу), заключил мир с ним, чтоб не платить дани (Арабам) и сказал следующее: "Я нахожусь между двумя врагами, один - Хазары, а другой - Русы, которые суть враги целому миру, в особенности же Арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей, никто не умеет. Вместо того, чтоб мы платили дань, будем воевать с Русами сами и собственным оружием и будем их удерживать, чтоб они не вышли из своей страны. Считайте это нам данью и податью, чтоб мы ежегодно это давали".
И обычай этот был введен во всех дербендах, что они не платят ни подати, ни дани, для того, чтоб они не допускали неверных к мусульманам, сами воевали бы с ними и удерживали бы их от земли мусульман".



Абдуррахман же сказал: "я с этим не согласен. В этих дербендах по ту сторону, когда проходят мимо Руса и Джуран, то находят государство и многие города, которые называют Баланджаром, и отсюда далее по ту сторону находится стена Искандера, называемая стеной Яджуджа и Маджуджа, которую Зуль-Карнайн соорудил на краю востока. Абдуррахман продолжал: я не удовольствуюсь, пока не достигну границы Баланджара с войском. Если б я не боялся повелителя верных, то проник бы до стены Яджуджа и Маджуджа". И взял он войско, отправился через один дербенд в поход против Баланджара, проник с войском на 200 фарсангов в этой земле, многие города обратил к исламу и пошел обратно в Дербенд".
"История царей" ат-Табари в пересказе Балами.

Абзац из "Истории Ирхана" свидетельствует о присутствии русов в горных областях Дагестана. Интересно, что именно жители поселка Авар наряду с Хадаром - чистые русы, название поселка имеет явное отношение к дагестанским аварцам, а те в свою очередь к древним аварам, создателям Аварского каганата - крупнейшего раннесредневекового гос-ва в Европе.

"Жители Хадара — неверные, смутьяны, чистые русы (Б, В — урусы); жители Андала были иудеями, [жители] области Хид (Б, В — Хидал.) были грузины, области Чаххал — христиане, Авар — все чистые русы, жители Цудакара (Б — Цидих и Ахуш; В — Цидих и Акуша.) были иудеями и так далее".
"История Ирхана" // Дагестанские исторические сочинения. М. Наука. 1993

Возможно русы попали в горные аулы в результате событий описанных ниже в "Истории Ширвана и ал-Баба", когда многие русы-наемники уходили в горы под давлением жизненных обстоятельств.

"В 378/988 году эмир Маймун восстановил цитадель ал-Баба (Дербента) и укрепился в ней. В 379/989 году в ал-Бабе начались беспорядки, вызванные Мусой ат-Тузи, проповедником из Гиляна. Этот человек прибыл из Гиляна в город ал-Баб, созвал собрание в соборной мечети, и свыше тысячи человек принесли ему покаяние (Букв, 'раскаялись'). С ними вместе он направился в башню со Сводом (бурдж ат-Так), и эмир Маймун также дал обет (таба) не пить [вина]. Дело кончилось тем, что проповедник сосредоточил в своих руках все государственные дела. Он потребовал у эмира выдать ему его телохранителей - русов (гулямов), чтобы им был предложен ислам или смерть. Так как эмир ответил отказом, начались беспорядки, и в 380/990 году эмир укрепился в цитадели против проповедника. Тузи и народ ал-Баба осаждали ее двадцать восемь дней, и дела приняли такой оборот, что эмир был вынужден просить проповедника обеспечить ему безопасность (аман) [с условием], что он сдаст ему цитадель, а сам со своими гулямами уйдет в Табарсаран, что и было разрешено".
"История Ширвана и ал-Баба"


Tags: Дагестан, Тексты
Subscribe
promo maximus101 february 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 69 comments