maximus101 (maximus101) wrote,
maximus101
maximus101

Categories:

О кремации у тюрок

Несмотря на тысячелетнее засилье зороастризма в Центральной Азии в этом регионе длительно сохранялся древний погребальный обряд кремации. Сожжение мертвых практиковалось у элиты тюркских и монгольских племен, как правило, кремация сопровождалась созданием специальных изображений умерших людей. Особенно ярко подобная обрядность проявилась в погребениях таштыкской культуры, существовавшей на территории современной Хакасии в первых веках н.э. Таштыкские погребальные маски из Гос. Эрмитажа я выкладывал ранее. Возможно именно традиции таштыкского населения повлияли на тюрок первых каганатов 6-7 вв. н.э., знаменитые тюркские каменные статуи могли быть продолжением таштыкской погребальной традиции.

Китайская хроника Чжоу-шу о погребальном обряде тюрок, VII в. н. э.:
« Потом в избранный день берут лошадь, на которой покойник ездил, и вещи, которые он употреблял, вместе с покойником сожигают; собирают пепел и зарывают в определённое время года в могилу. Умершего весною и летом хоронят, когда лист на деревьях и растениях начнет желтеть или опадать; умершего осенью или зимой хоронят, когда цветы начинают развёртываться. В день похорон, так же как и в день кончины, родные предлагают жертву, скачут на лошадях и надрезывают лице. В здании, построенном при могиле, ставят нарисованный (созданный) облик покойника и описание сражений, в которых он находился в продолжение жизни. Обыкновенно если он убил одного человека, то ставят один камень. У иных число таких камней простирается до ста и даже до тысячи. По принесении овец и лошадей в жертву до единой вывешивают их головы на вехах»

Маски погребальных кукол таштыкских воинов. I — VII вв. Хакасия Гос. Исторический музей, Москва.


В этом отрывке отображаются основные ритуальные действия - сожжение с покойным его вещей и коней, длительный период пребывание останков человека вне могилы (тоже самое практиковалось у скифов), создание памятного изображения покойного и его поминального мавзолея (естественно, это правило соблюдалось только богатыми) и жертвоприношения животных на могиле усопшего.

Интересное описание похорон царевича хионитов, погибшего при осаде римского города Амиды (ныне Диярбакыр в Турции). Аммиан Марцеллин принимал участие в обороне, поэтому был непосредственным участником событий штурма города персами в 359 г. Кочевники хиониты входили в состав персидского войска.

Аммиан Марцеллин "Римская история"
«Эта смерть повергла в горе царский дом, все вельможи были тяжело поражены вместе с отцом внезапной утратой; объявлена была приостановка военных действий, и стали оплакивать по местному обычаю юношу, выделявшегося своей знатностью и пользовавшегося любовью. В военном облачении был он вынесен и помещен на обширном высоком помосте; вокруг было расставлено десять лож с изображениями умерших людей, которые были так хорошо изготовлены, что совершенно походили на покойных. В течение десяти дней все люди пировали, разделившись на группы по палаткам и отрядам, и пели особые погребальные песни, оплакивая царственного юношу.
А женщины скорбными стенаниями по своему обычаю оплакивали надежду народа, погибшую во цвете юности, подобно тому как можно видеть проливающими слезы жриц Венеры на празднике Адониса, – по мистическим толкованиям этот праздник является символом созревания хлебов.

Когда труп был предан огню, и кости собраны в серебряную урну, чтобы, согласно воле отца погибшего юноши, отвезти их для предания родной земле, принято было на военном совете решение совершить умилостивительную жертву манам убитого разрушением и сожжением города, так как Грумбат не допускал самой возможности идти дальше, не отомстив за смерть единственного сына»

Амиан Марцеллин отметил, что хиониты имели какие-то изображения своих умерших, царевич был кремирован, его останки должны были отправиться куда-то на его родину, скорее всего в степи Средней Азии. Не стоит забывать, что хиониты присутствовали в войске персов сасанидов - ярых огнепоклонников, для которых сожжение трупа было страшным преступлением.

Маски погребальных кукол таштыкских воинов. I — VII вв. Хакасия Гос. Исторический музей, Москва.


Гардизи в своем Зайн аль-ахбар («Украшение известий») отметил обычай кремации у кыргызов, кроме того Гардизи считал, что государственность каргызам принесли некие славяне.

«Кыргызы, подобно индусам, сжигают мертвых и говорят: «Огонь - самая чистая вещь: все, что попадает в огонь, очищается; так и мертвого огонь очищает от грязи и грехов».

Обычай создания погребальных кукол и кремации у кочевников Центральной Азии сохранился до начала XX века и был описан этнографами.

Каменные бабы "Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона"
«До сих пор после трупосожжения, практикуемого еще иногда у торгоутов (см. Калмыки и Калмыцкое вероучение), пепел собирается ламой в небольшой медный сосуд и уносится в монастырь, где из него в смеси с глиной лепится небольшая статуя покойного, коша-чулу»

Федор Фиельструп "Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века"

О создании кыргызами куклы умершего человека:
«В доме или юрте умершего отгораживается занавеской угол, где на вертикально поставленную подушку надевают халат покойного, сверху кладут приготовленную для надевания чалму. Это подобие куклы и должно представлять умершего, продолжающего находиться среди своих в ожидании поминок. К уголку, где находится кукла, подходят с почтением. Один касанец (житель селения Касан в Ферганской долине. — Б.К., С.Г.) рассказывал мне, что в кыргызской семье в урочище Тоджер (в окрестностях с.Баястан) он видел такое изображение покойника, хотя прошло уже более года после его смерти.»

Кремация шамана у северных бурят:
«Приготовив все необходимое к сжиганию покойника (в старые времена), собравшиеся буряты снаряжали коня для покойника, на коня надевали всю лучшую сбрую и лучшее седло. Готового коня привязывали к сэргэ — к столбу для привязывания коней. После этого покойника выносили и сажали на коня, поддерживая его с обеих сторон; коня вел за повод один из участников похорон или слуга покойника, если он у него был.

...Потом все оружие и все вещи раскладывали около покойника, а иногда стрелы, лук, копье и прочие вещи ломали; коня покойника убивали, если был слуга, то убивали и его.
Коня умершего шамана Галши убивали; также убивали всех рабов, которых и сжигали на костре.»

Маски погребальных кукол таштыкских воинов. I — VII вв. Хакасия Гос. Исторический музей, Москва.



Tags: Тексты, кочевники, тюрки
Subscribe

Posts from This Journal “тюрки” Tag

  • Родина сербов Монголия?

    Еще в 19 века сербский исследователь Милош Милоевич предположил связь между кочевыми племенами сяньби и балканскими сербами. Китайцы не выговаривали…

  • Сербы - древнейшие славяне. Откуда они пришли?

    Сербы - важнейший славянский этноним, известный еще с античности. Есть основания думать, что сербы - это одно из обобщающих названий всех славян. По…

  • Тюрки - исконные жители Закавказья

    Упоминание тюрков в древнейших грузинских хрониках при описании самой ранней истории Закавказья (6-4 вв. до н.э.) ставило в тупик многих…

promo maximus101 february 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments