?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
О кремации у тюрок
maximus101
Несмотря на тысячелетнее засилье зороастризма в Центральной Азии в этом регионе длительно сохранялся древний погребальный обряд кремации. Сожжение мертвых практиковалось у элиты тюркских и монгольских племен, как правило, кремация сопровождалась созданием специальных изображений умерших людей. Особенно ярко подобная обрядность проявилась в погребениях таштыкской культуры, существовавшей на территории современной Хакасии в первых веках н.э. Таштыкские погребальные маски из Гос. Эрмитажа я выкладывал ранее. Возможно именно традиции таштыкского населения повлияли на тюрок первых каганатов 6-7 вв. н.э., знаменитые тюркские каменные статуи могли быть продолжением таштыкской погребальной традиции.

Китайская хроника Чжоу-шу о погребальном обряде тюрок, VII в. н. э.:
« Потом в избранный день берут лошадь, на которой покойник ездил, и вещи, которые он употреблял, вместе с покойником сожигают; собирают пепел и зарывают в определённое время года в могилу. Умершего весною и летом хоронят, когда лист на деревьях и растениях начнет желтеть или опадать; умершего осенью или зимой хоронят, когда цветы начинают развёртываться. В день похорон, так же как и в день кончины, родные предлагают жертву, скачут на лошадях и надрезывают лице. В здании, построенном при могиле, ставят нарисованный (созданный) облик покойника и описание сражений, в которых он находился в продолжение жизни. Обыкновенно если он убил одного человека, то ставят один камень. У иных число таких камней простирается до ста и даже до тысячи. По принесении овец и лошадей в жертву до единой вывешивают их головы на вехах»

Маски погребальных кукол таштыкских воинов. I — VII вв. Хакасия Гос. Исторический музей, Москва.


В этом отрывке отображаются основные ритуальные действия - сожжение с покойным его вещей и коней, длительный период пребывание останков человека вне могилы (тоже самое практиковалось у скифов), создание памятного изображения покойного и его поминального мавзолея (естественно, это правило соблюдалось только богатыми) и жертвоприношения животных на могиле усопшего.

Интересное описание похорон царевича хионитов, погибшего при осаде римского города Амиды (ныне Диярбакыр в Турции). Аммиан Марцеллин принимал участие в обороне, поэтому был непосредственным участником событий штурма города персами в 359 г. Кочевники хиониты входили в состав персидского войска.

Аммиан Марцеллин "Римская история"
«Эта смерть повергла в горе царский дом, все вельможи были тяжело поражены вместе с отцом внезапной утратой; объявлена была приостановка военных действий, и стали оплакивать по местному обычаю юношу, выделявшегося своей знатностью и пользовавшегося любовью. В военном облачении был он вынесен и помещен на обширном высоком помосте; вокруг было расставлено десять лож с изображениями умерших людей, которые были так хорошо изготовлены, что совершенно походили на покойных. В течение десяти дней все люди пировали, разделившись на группы по палаткам и отрядам, и пели особые погребальные песни, оплакивая царственного юношу.
А женщины скорбными стенаниями по своему обычаю оплакивали надежду народа, погибшую во цвете юности, подобно тому как можно видеть проливающими слезы жриц Венеры на празднике Адониса, – по мистическим толкованиям этот праздник является символом созревания хлебов.

Когда труп был предан огню, и кости собраны в серебряную урну, чтобы, согласно воле отца погибшего юноши, отвезти их для предания родной земле, принято было на военном совете решение совершить умилостивительную жертву манам убитого разрушением и сожжением города, так как Грумбат не допускал самой возможности идти дальше, не отомстив за смерть единственного сына»

Амиан Марцеллин отметил, что хиониты имели какие-то изображения своих умерших, царевич был кремирован, его останки должны были отправиться куда-то на его родину, скорее всего в степи Средней Азии. Не стоит забывать, что хиониты присутствовали в войске персов сасанидов - ярых огнепоклонников, для которых сожжение трупа было страшным преступлением.

Маски погребальных кукол таштыкских воинов. I — VII вв. Хакасия Гос. Исторический музей, Москва.


Гардизи в своем Зайн аль-ахбар («Украшение известий») отметил обычай кремации у кыргызов, кроме того Гардизи считал, что государственность каргызам принесли некие славяне.

«Кыргызы, подобно индусам, сжигают мертвых и говорят: «Огонь - самая чистая вещь: все, что попадает в огонь, очищается; так и мертвого огонь очищает от грязи и грехов».

Обычай создания погребальных кукол и кремации у кочевников Центральной Азии сохранился до начала XX века и был описан этнографами.

Каменные бабы "Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона"
«До сих пор после трупосожжения, практикуемого еще иногда у торгоутов (см. Калмыки и Калмыцкое вероучение), пепел собирается ламой в небольшой медный сосуд и уносится в монастырь, где из него в смеси с глиной лепится небольшая статуя покойного, коша-чулу»

Федор Фиельструп "Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века"

О создании кыргызами куклы умершего человека:
«В доме или юрте умершего отгораживается занавеской угол, где на вертикально поставленную подушку надевают халат покойного, сверху кладут приготовленную для надевания чалму. Это подобие куклы и должно представлять умершего, продолжающего находиться среди своих в ожидании поминок. К уголку, где находится кукла, подходят с почтением. Один касанец (житель селения Касан в Ферганской долине. — Б.К., С.Г.) рассказывал мне, что в кыргызской семье в урочище Тоджер (в окрестностях с.Баястан) он видел такое изображение покойника, хотя прошло уже более года после его смерти.»

Кремация шамана у северных бурят:
«Приготовив все необходимое к сжиганию покойника (в старые времена), собравшиеся буряты снаряжали коня для покойника, на коня надевали всю лучшую сбрую и лучшее седло. Готового коня привязывали к сэргэ — к столбу для привязывания коней. После этого покойника выносили и сажали на коня, поддерживая его с обеих сторон; коня вел за повод один из участников похорон или слуга покойника, если он у него был.

...Потом все оружие и все вещи раскладывали около покойника, а иногда стрелы, лук, копье и прочие вещи ломали; коня покойника убивали, если был слуга, то убивали и его.
Коня умершего шамана Галши убивали; также убивали всех рабов, которых и сжигали на костре.»

Маски погребальных кукол таштыкских воинов. I — VII вв. Хакасия Гос. Исторический музей, Москва.




Posts from This Journal by “тюрки” Tag


promo maximus101 february 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

  • 1
Маски уж больно качественно сделаны, больше похожи на слепок с лица.

В смысле, если делать вогнутую заготовку, куда потом заливать гипс? Они достаточно тонкие, потом детали потом все равно нужно подправлять, и главное, что они весьма объемные, кое-где почти целые головы.

Если тонкие, то может просто наносили гипс на лицо умершего?

Там с внутренней стороны отпечатки ткани и поверхность отображает лицо лишь условно, поэтому скорее всего на специальную болванку наносили, хотя некоторые может и правда непосредственно с лица делали.
В общем, это больше творчество скульптора, чем механический оттиск. У тех масок, что остались на черепах как из Эрмитажа http://maximus101.livejournal.com/140759.html тоже не все так однозначно, дело в том, что эти маски создавали (наносили на череп), когда лицо уже сгнило, т.е. где-то через год после смерти человека, поэтому это тоже больше творчество мастера, чем точная посмертная маска.

Но ведь то что их наносили не значит что их не сделали предварительно на лице, а потом сняли.
Впрочем в любом случае поразительно, тем более для кочевников подобное мастерство.

Те, что наносили непосредственно на череп скорее всего не могли сделать раньше, там ведь по идее отпечатывается задняя поверхность.
Да, поразительные маски, возможно у них генезис примерно такой же как у армии Цинь Шихуанди.http://maximus101.livejournal.com/136738.html

Может быть, но вроде бы если у глиняных солдат и были модели с которых их лепили, то вряд ли потом их убивали. А разные фигурки и изображения в могилах были во многих культурах. В принципе в степь из Китая частенько кто-то убегал, возможно что и навыки скульптуры с собой принесли.

Дело в том, что в самом Китае развитые навыки скульптуры (антропоморфных изображений) появились почти одновременно с таштыками. У таштыков есть проблемы с датировками, их погребения иногда датируют и первыми веками до н.э, а это уже времена Цинь Шихуанди. Например, у скифов из Пазырыка ничего подобного не было, хотя они применяли мумификацию.
Небольшие статуэтки не могут породить такую мощную антропоморфную традицию, тем более в таком обширном регионе от Хорезма, Алтая до Хуанхэ в Китае. Это может быть только внешнее влияние, а именно приход греков А. Македонского. У таштыков традиция ведь почти как у древних римлян - кремация и создание скульптурных бюстов предков. Раньше ничего подобного не было, а где-то с 3 века до н.э. начался процесс массового изготовления погребальных изображений людей.

Логично. Тем более если уж на развитую Индию и Иран греки оказали мощнейшее влияние, то про кочевников и говорить нечего. Интересно, у таштыков были какие-то религиозные объединения которые поддерживали искусство создания масок или передавалось от отца к сыну в определённых семьях, вряд ли это было доступно большому количеству людей?

Производство масок у таштыков было массовым, т.е. видимо у каждого была, но естественно разного качества. Про религию и прочее ничего неизвестно, ведь таштыкская культура бесписьменная.

Кстати в Вики что пишут: "На место лица куклы укладывалась портретная погребальная маска, слепленная по снятому с лица покойного слепку из глины с добавлением гипса и известняка. Иногда маски имеют форму бюста. Перед захоронением маски расписывали, как правило, красной краской: на лбу обычно изображалась спираль, на подбородок и щёки наносились имитирующие румянец пятна." - ссылаются на Хакаский музей http://www.nhkm.ru/index.php?lang=ru

Ну это википедия, на деле, как это принято говорить, не все так однозначно) Находили даже антропологические расовые расхождения между масками и черепами, например, на европеоидное лицо накладывали монголоидную маску (что само по себе интересно) Почитайте лучше статью хорошего специалиста по этому вопросу: http://kronk.spb.ru/library/vadezkaya-2004a.htm

Спасибо, обязательно прочту.
Почему-то вспомнилась эта маска, особенно с учётом ваших слов о греческом влиянии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Маска_Агамемнона

"Агамемнон" слишком древний)Тут речь скорее идет об общем нарастании антропоцентризма в Центральной Азии. Ведь до н.э. в дальней Азии изображения людей были не очень модны, там царил звериный стиль и орнамент, и только с проникновением западных культур ситуация стала меняться, особенно в первые века до н.э. (поход Македонского) Появились воины Цинь Шихуанди, изображения людей в Индии и изображения самого Будды, изображения людей в Средней Азии, и что-то подобное появилось на Алтае.

А потом пошёл обратный процесс с проникновением ислама, опять западное веяние. :)

Ислам - это не совсем западная религия, это скорее концентрированная восточная идеология. Но сам пример действительно показательный, я очень очень давно писал специально на эту тему один из важнейших своих постов, он и сейчас актуален http://maximus101.livejournal.com/36408.html

Так то да, но всё же если брать всю ойкумены, то географически чисто западное, Аравия не сильно восточнее той же Греции и Палестины, в принципе что-то своё Запад начал транслировать только во втором тысячелетии нашей эры.

Запад - это прежде всего культурное понятие, а не географическое. Магриб, например, находится много западнее Греции, но там абсолютно восточная цивилизация.
Основа западной цивилизации - индивидуализм, который начал транслироваться уже с железного века с полисных греческих государств, именно в Средиземноморье сложился культ героев, человеческого тела, индивидуального познания и т.д.

Во-первых, это красиво..

Пользователь une_hirondelle сослался на вашу запись в своей записи «Во-первых, это красиво..» в контексте: [...] Коня умершего шамана Галши убивали; также убивали всех рабов, которых и сжигали на костре.» [...]

О кремации у тюрок

Пользователь eliseevna_50 сослался на вашу запись в своей записи «О кремации у тюрок» в контексте: [...] Оригинал взят у в О кремации у тюрок [...]

О кремации у тюрок

Пользователь marafonec сослался на вашу запись в своей записи «О кремации у тюрок» в контексте: [...] Оригинал взят у в О кремации у тюрок [...]

Очень интересно.
Точно не первоапрельский юмор? :)

  • 1