?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Средневековая арабская гидротехника
maximus101
Этот пост будет посвящен древней арабской гидротехнике. Конечно, это неполное освещение данного вопроса, я описал только те объекты, к которым имел личное отношение, т.е. видел своими глазами...
Как известно, у арабов всегда было очень трепетное отношение к воде, поэтому вопросам ирригации, снабжения водой своих городов, они уделяли первостепенное значение. В отличии от жителей Западной Европы которые использовали бывшие римские акведуки как каменоломни…

НИЛОМЕТР В КАИРЕ
Нил несущий процветание Египту, мог быть причиной гибели множества людей как при наводнении, так и при засухе. Колебания воды в реке вызвали необходимость ее измерения. Поэтому в 862 году на южной оконечности острова Рода по повелению халифа аль-Мутаваккиля был возведен нилометр.




Это каменный колодец с центральным столбом, на котором делались отметки уровня воды в реке. Вода в колодец поступала посредством трех туннелей расположенных на разных уровнях.





Строительством руководил известный математик и астроном из Ферганы Ахмед ибн Мухаммед аль-Хасиб или Альфраганус, так его называли в Европе. Он был выходцем из знаменитой багдадской академии – Дома мудрости, учрежденного халифом аль-Мамуном.



На столбе видны измерительные деления. На заднемем плане можно увидеть первую в мире стрельчатую арку...



АКВЕДУКИ В КАИРЕ
Первый акведук в районе современного Каира был построен Ахмадом Ибн Тулуном в 9 веке. Акведук должен был питать построенный им город аль-Катай, который находился между старым христианским городом Вавилоном и собственно Каиром, основанном Джаухаром в 10 веке. Сейчас от аль-Катая осталась только циклопическая мечеть Ибн Тулун.



Части акведука сохранились, но что то я их не нашел. Есть фотографии начала 20 го века, подтверждающие его существование, сейчас от него остались незначительные фрагменты.







Второй акведук в Каире был построен в 1311 году султаном аль-Насиром. Он питал водой каирскую цитадель, вода в акведук поступала из Нила, подымаясь на высоту с помощью специальных колес, которые до наших дней не сохранились. Мои фото акведука оказались низкого качества, поэтому его фото я нашел в интернете.





Сам акведук дошел до наших дней почти целиком,. В связи с тем, что Нил постоянно смещался на запад акведук увеличивали в длину, последним приложившим к нему руку был султан аль-Гури – в 1505 году.
Длина акведука 3405 м.



Сейчас Нил ушел «на запад» еще дальше, поэтому башня Бург аль-Сакийа, где крепились водяные колеса стоит посредине города. Есть сведения, что акведук использовался по назначению до 1872 года.
Водяные колеса в сирийском городе Хама подобны колесам на акведуке ан-Насира.


Акведук на акварели Дэвида Робертса.


БАССЕЙНЫ АГЛАБИДОВ
Следующим пунктом нашей программы будут огромные водяные цистерны города Кайруан в современном Тунисе. Ранее Кайруан был столицей халифата в Магрибе, я подробно писал о нем здесь.





«Бассейны Аглабидов» были выстроены в 9 веке, во время правления этой династии. Их размеры позволяли плавать по ним на лодках. Главный бассейн  имел в поперечнике 128 метров, в центре его возвышался пилон , где раньше стояла беседка в которой любил отдыхать халиф.





Прежде чем попасть в главную цистерну, вода очищалась в специальном бассейне отстойнике. Из главного водоема она поступала в крытую цистерну, где ее разбирали жители.







Вода в бассейны поступала с гор в районе городка Хаффиз в 36 километров от Кайруана, для этого были проложены каналы и система акведуков. Самый ранний акведук был построен еще Аглабидами. Закончил же строительство «водоводов» фатимидский халиф аль-Муиз, будущий основатель Каира.По этой ссылке можно посмотреть фото остатков арабского акведука: www.museumwnf.org/islamicart/database_item.php

Существует мнение среди всяко-разных туристов, что якобы аглабидские бассейны сделали из бетона в наше время, "типа для привлечения этих самых туристов". Дабы рассеять эти сомнения приведу несколько фото цистерн столетней давности...







"КАНАЛ ПОВЕЛИТЕЛЯ ПРАВОВЕРНЫХ" - АЛЬ ХАЛИГ В ЕГИПТЕ.
Мало кто знает, что прообраз современного Суэцкого канала существовал еще в глубокой древности. Этот древний канал связывал между собой Нил и побережье Красного моря. Сейчас на его месте пролегает канал Исмаилия, вырытый в 19 веке.
Фото современного канала Исмаилия


Свидетельства о Красноморском канале очень противоречивы, но общая суть такова. Примерно в 610 году до н.э. его начал строить фараон Нехо (хотя есть свидетельства о том, что к каналу причастны и фараоны жившие ранее) Канал скорее всего использовался для орошения близлежайших оазисов и не был доведен до конца. Через сто лет строительство канала продолжил персидский царь Дарий I, он рапортовал о завершении работ на своих победных стелах.
Геродот писал о канале, что он был достаточно широк – две лодки с веслами могли плыть рядом. Канал впадал в Нил в районе Старого Каира, там персы построили свою крепость, которая дала начало греческому, а позднее римскому городу Вавилон. Канал расширяли при Птолемеях и при императоре Траяне. Можно сказать, что именно «канал фараонов» способствовал возникновению всех городов на Ниле в районе современного Каира.
По карте видно, что красноморский канал шел от озера Тимсах(справа) на запад по Вади Тумилат в сторону Бубастиса( на севере) и Вавилона (на юге)



Во времена владычества Византии в Египте красноморский канал перестал функционировать. Зато его достоинства сразу же оценили арабы, в 7 веке завоеватель Египта Амр Ибн аль-Ас приказал заново вырыть канал, и предок Каира город Фустат опять стал морским портом. "Канал повелителя правоверных" стал первым крупным строительным предприятием арабов в Египте. Посредством канала Амр Ибн аль-Ас спас от голода население южной Аравии, направив туда баржи с хлебом из Египта.

По поводу дальнейшего существование канала есть очень противоречивые сведения, в 772 году канал якобы засыпали, дабы направить поток товаров из Азии через земли Халифата в Иордании и Палестине. Есть весьма противоречивые свидетельства, что канал был заново прорыт при мамлюкском султане аль-Насире, он же построил Каирский акведук в начале 14 века.

Канал (аль-Халиг) проходил мимо западных стен Каира, неся при этом и оборонительные функции. Длительное время он впадал в Нил в районе башни Бург аль-Сакийа принадлежавшей Каирскому акведуку. По мере смещения реки к западу канал переместили к северу в район современного района Булак, где уже в 16 веке находился крупный порт.

На схеме аль-Халиг проходит слева вдоль линии стен фатимидского Каира.


Скорее всего Красноморский канал периодически мелел на протяжении тысячелетий своего существования, его банально заносило песком. Его общая длина порядка 170 км, постоянно отслеживать уровень воды в нем очень тяжело. Возможно, в одно время он был судоходен от начала и до конца, в другое, только наполовину и т.д. На данный момент, то как он выглядел в своем расцвете, демонстрирует пресноводный канал Исмаилия.
Жизнь на одном из каналов под Каиром. Возможно так выглядел знаменитый "Канал повелителя правоверных"

promo maximus101 февраль 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

Спасибо большое. Смотрели всем кагалом :)

Рад что понравилось!

(Deleted comment)
Совершенно верно - по уровню паводка вычисляли площадь обрабатываемых земель, а отсюда и налоги.

Очень любопытно, спасибо! Про многое слышала, но так подробно вместе и с картинками - здорово!

Водяные колеса очень средневековые!

Не, я думаю, что средневековые все развалились - этим лет сто, наверное..

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Правители ценили воду - а жители трущоб Каира используют каналы как мусорку.

В Каире воду все ценят, просто сейчас город сильно перенаселен. Очень много крестьян разоряются и едут в столицу, от этого такая скученность и грязь.

Потрясающий акведук! Особенно впечатлил первый снимок Нилометра, где столб снят немножко сбоку, и видна его глубина. И стрельчатые арки - почти готический европейский стиль!

спасибо! очень интересно и познавательно.

На самом деле ниломер Рода был сооружен на месте древнеегипетского ниломера - в этом месте (Атхар эн-Неби) был один из центров почитания Хапи, духа разлива, причем ежегодно рядом с ниломером здесь воздвигались "статуи" Запи и его супруги Репит из цветов на деревянном каркасе. Эта практика, известняа как минимум с 13 в. до н.э., послужила прообразом для легенды о "невесте Нила" - по окончании праздников образы бросали в воду. Древнеегипетский ниломер, увы, был почти полностью уничтожен при перестройке.

Конечно не арабы придумали ниломер, древние египтяне их возводили по всему Нилу. Тут мне интересно почему пригласили ученого из Багдада. Мне думается, что сама конструкция сооружения проста, колодец и столб, но вот с интеллектуальной составляющей здесь сложнее. Альфраганус был прежде всего "звездочетом" и математиком, а не архитектором и он решал задачу как высчитывать площади затопления. Скорее всего наука в Египте после краха античной цивилизации была в кризисе и своих специалистов не хватало. К тому же как тут писали выше дело касалось налогообложения - надо было старое изобретение перевести в арабскую систему мер, Багдад хотел контролировать эти вычисления. Вообщем наверно арабам пришлось заново "придумать" нилометр...

Без воды нет жизни.
Спасибо, очень интересно.

Класс!!! Столько всего собрать воедино! А судьба каирского акведука действительно интересна; в том смысле, куда он делся. На гугл-мэпс смотреть не пробовал?

Пробовал конечно, даже нашел "нечто"не далеко от мечети Ибн Тулун
Какая то толстая стена по центру снимков идущая от мечети к Нилу.




Но проблема в том, что на старых фото (если конечно они достоверны ) акведук проходит по весьма пустынной местности. А на месте аль-Катая и главной мечети Тулуна уже давно все было обжито. Поэтому складывается ощущение что акведук шел к Нилу не по прямой кратчайшей...а может он шел и вообще не к Нилу...

Спасибо, очень интересно.

не мог оторваться. было очень интересно. спасибо.

Спасибо - было не только интересно прочитать, но и просто приятно встретить рассказ на такую тему.