?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Первое Западное описание Руси
maximus101
Несколько абзацев из записок фламандского рыцаря Жильбера де Ланнуа (1386-1462) Это первое описание русских земель сделанное западноевропейским путешественником.

>>>>Великий Новгород — удивительно большой город; он расположен на большой равнине, окруженной большими лесами, и находится в низкой местности среди вод и болот. Посреди упомянутого города течет большая река по имени Волхов. Город обнесен плохими стенами, сделанными из плетня и земли, тогда как башни каменны.

>>>>>Они имеют в своем городе рынок, на котором продают и покупают себе женщин, имея на это право, (но мы, истинные христиане, не осмелились бы сделать этого никогда в жизни) и покупают своих женщин одну вместо другой за кусок или за два серебра как сойдутся — так, чтобы один дал достаточно другому.

Женщины носят волосы, заплетенные в 2 косы, висящие сзади на спине, а мужчины — одну косу.

Новгородцы, с волосами заплетенными в косы, охотятся в лесах. Резные панели собора св. Николая в Штральзунде, 1400 год.



>>>Они имеют замок, расположенный на берегу упомянутой реки, и в нем соборная церковь  св. Софии, которую они почитают, и там живет их упомянутый епископ.
Внутри упомянутого города живет много больших сеньоров, которых они называют боярами, и там есть такие горожане, которые владеют землей в 200 лье длины, богаты и могущественны удивительно

>>>>Псков очень хорошо укреплен каменными стенами и башнями, и в нем находится один очень большой замок, куда ни один истинный христианин (franc cristion) не может войти, не подвергаясь опасности смерти. Этот город лежит на устье.
Pyccкие этого города имеют длинные волосы, распущенные по плечам, а женщины имеют круглую диадему на макушке, как у святых.

Путешествие по южным землям современной Украины в 1421 году.

>>>>Из Монкастро я отправил часть моих людей и моих драгоценностей морем в Каффу, а сам с другими поехал сухопутью, направляясь из Валахии, чтобы ехать в упомянутое место — Каффу, по обширной татарской пустыне, которую я проехал только в 18 дней. Я переехал через Днестр, Днепр, на котором я нашел одного татарского князя, друга и слугу великого князя Витольда, а также большую деревню, населенную татарами, подданными Витольда. Мужчины, женщины и дети не имели домов, а располагались просто на земле. Этот князь, по имени Жамбо (Jambo), предложил мне много рыбы осетрины и дал мне сок из лугового ранункула, чтобы ее приготовить, и хорошо угостил меня. Потом он переправил меня, моих людей и мои повозки посредством своих татар на другой берег реки, имевшей лье в ширину, удивительным образом, в маленьких лодках, из цельного куска дерева.>>>>

Интересных Жильбер де Ланнуа встретил татар - они занимаются рыбной ловлей на Днепре и плавают в лодках долбленках. Видимо, это тюркизированное славянское население юга Руси.

Русские и немецкие купцы. Резные панели собора св. Николая в Штральзунде, 1400 год.


Молящиеся новгородцы с косами. Икона из церкви Св. Николы Кочанова в Новгороде, 1467 г.

promo maximus101 февраль 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

  • 1
Парень бродяжничал, таскал за собой немалый, видимо с золотом скарб, кто охранял этот скарб? Попутно воевал, местные ему помогали, высшие чины принимали с распростёртыми объятьями. Чудеса да и только. Поди ещё в рыцарских доспехах). И на каком наречии он изъяснялся с многочисленными народами по пути? Или уже тогда Европой правило одно семейство? Тогда было бы понятно - гонцы, сопровождение, перекладные, проводники, переводчики. А так, автостопом по враждующим между собой княжествам, да уж.

А шо, наемников отменили уже в 15 веке? Какая проблема подрядить наемный отряд для охраны каравана? И с языками ужас какая проблема - латынь и древнегреческий, тогдашние аналоги современного английского, плюс местные наемные толмачи, которые специализировались на обслуживании купцов и прочего проезжего люда, кто мог оплатить их услуги.

То есть феодалы мочакают друг-друга почём зря, но в тоже время находятся продажные экстремалы, готовые умереть за неизвестно кого, вместо того, чтобы просто изъять у этого неизвестного ценности? И чего они убоятся? Ноты МИД? Ой, ну конечно в каждом селе или хуторе все говорят исключительно на латыни или со словарём, а как же. Встречные странникам сразу так - Μιλάτε ελληνικά? Tu Latine non loquuntur?

\\То есть феодалы мочакают друг-друга почём зря, но в тоже время находятся продажные экстремалы, готовые умереть за неизвестно кого, вместо того, чтобы просто изъять у этого неизвестного ценности? И чего они убоятся? Ноты МИД? \\
Ви таки будете сильно смеяться, но убоятся они репутации. Институт кондотты к тому времени был развит неплохо. 100 процентной гарантии честности наемников это, естественно, не гарантировало, но работало. Откровенных отморозков было не так много, потому как уделать клиента можно раз, ну два, после чего нанимать таких перестанут, а начнут мала-мала резать и гонять ссаными тряпками.

\\Ой, ну конечно в каждом селе или хуторе все говорят исключительно на латыни или со словарём, а как же. Встречные странникам сразу так - Μιλάτε ελληνικά? Tu Latine non loquuntur? \\
А в каждом селе или хуторе это и нафиг не надо, достаточно десятка-другого наиболее употребимых местных слов и умения показать на пальцах чего хочешь и сколько готов заплатить. Кроме того, в оном селе или хуторе с высокой долей вероятности сыщется приходской священник, который либо латынь либо греческий (в зависимости от конфессии) худо-бедно понимает и опять-таки объясниться на бытовом уровне получится.


Edited at 2016-01-08 10:34 pm (UTC)

У меня такое чувство, что вы о туроператорах рассказываете, а не о средневековье, где каждый видел демонов и оборотней.

У меня такое чувство,что Вы средневековье себе представляете исключительно по дешевым голливудским псевдоисторичкам.

Не совсем, скорее по историям путешественников 19 века в Среднюю Азию, Африку и современных от Нэшнал Джиографик куда нибудь в индейские племена Амазонии или Индонезии. С поправкой на перенаселение, климат, орудия труда, страсти, динамику человеческого развития и вооружения самих путешественников.

Ви таки будете сильно смеяться, но на таком материале Вы сделаете совершенно неправильные обобщения, потому как в указанных Вами случаях путешественники не сталкивались с европейским средневековьем, выросшим из римского наследия. Ви таки будете сильно смеяться, но европейские феодалы очень быстро усвоили простую истину - деньги хорошо получать регулярно, пусть и понемногу, чем много, но лишь раз. Поэтому любой вменяемый феодал был "кошельково" заинтересован в том, чтобы через его земли ездили, много и часто. Потому как с каждого проезжающего он имел дорожную подать, мостовую подать, въездную пошлину. Потому как слух о том, что те, кто едет через земли барона N пропадают с концами распространялись быстро и ездить там переставали, зато начинали ездить через земли князя М, где дороги регулярно мостились древянным кругляком, мосты каменные, а на расстоянии суточного перехода стоят постоялые дворы с крепкими амбарами, дешевым пивом и продажными девками. Кроме того, Вы плохо себе представляете институт "профессиональных караванщиков", для которых проводка торговых караванов и путешественников была заработком. Собрать и провести собственный караван мог только ОЧЕНЬ богатый купец. Те, кто победнее, собирались кучкой - и шли на поклон к какому-нибудь Охриму Кожемяке, у которого был штат профессиональных охранников, разработанные и разбитые на переходы маршруты, договоренности с владельцами постоялых дворов и прикормленные сборщики дорожных и мостовых податей, которые за некоторую мзду в их карман могли "скинуть" за проезд. Поинтересуйтесь ради интереса "волоковым промыслом" на порогах Днепра. С него кормились деревнями и как-то случаев массового грабежа проезжающих особо не отмечалось.

Edited at 2016-01-08 11:10 pm (UTC)

Хотела было всплакнуть, да ладно, думаю, чего не посмеяться, если добрый человек предлагает.
Естественно для людей реальные деловые и правовые отношения более позднего периода без всяких поправок перенести на более ранние временные промежутки. Может, всё так и было, как вы описываете, только где-нибудь в средине 16 века или даже в 17. Что и запечатлено в печатных, не побоюсь этого слова, изданиях. Но при всём возможном генетическом единстве населения северной Европы и множестве диалектов описываемого периода, чужим бродить по местным дорогам вряд ли было бы дозволено. Перепродавай на главном рынке и катись восвояси. В горах – пропасти и камнепады, на равнинах - болота, реки, дикие звери, медведи, рыси, стаи волков. Тут и за свою жизнь не каждый поручиться. Чтобы караваны беспрепятственно водить, надо сначала покорить местное население.
Само сочинение похоже на сборник рассказов разных наместников в уже Ольденбургской Европе.

Плакать или смеяться решайте сами, но дела обстояли именно так, как я и описал. Про "волоковый промысел" как я понимаю, Вы даже не стали искать информацию? А это отнюдь не 17 и даже не 16, это лет на 600 пораньше. Никто не спорит, что такие путешествия были делом очень опасным, но он и не были совершенно невозможными. Та же система караван-сараев на Ближнем Востоке возникла отнюдь не в 16 веке. А раз существовали такие заведения - значит на них был спрос. Великий Шелковый путь известен минимум со 2го века до нашей эры. Причем одним из наиболее безопасных периодов его существования были 13-14 век, когда его почти полностью контролировали монголы. Именно благодаря монгольским строгим порядкам на этом пути Марко Поло добрался до Китая. Впрочем - не хотите верить, дело Ваше, не настаиваю.

  • 1