?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Загадочный некрополь московских царей
maximus101
Несколько фотографий некрополя кремлевского Архангельского собора, где как известно хоронили всех московских царей. Фото взяты из статьи Рогозиной М.Г. Ремонтно-реставрационные работы 1905 года в Архангельском соборе в фотографиях К. Фишера (из коллекции Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева).
Комментарии к фотографиям тоже Рогозиной М.Г., я их выделил курсивом.

Фотографии эти опубликованы уже давно, но я как-то не обращал внимание на их "загадочность", а она там явно есть.
Фактически, только эти фотографии Фишера и Барщевского демонстрируют состояние интерьеров и некрополя Архангельского собора Кремля в конце 19 - начале 20 века.
Прежде всего обращает внимание отображенный на фото хаос, ведь, не забываем, что речь идет об одном из главных соборов России - усыпальнице всех московских царей.

Архангельский собор. Общий вид с севера. Фото И.Ф. Барщевского. 1889 г. Из коллекций музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер: МРА 2032.


Ниже самое старое фото Барщевского 1895 г., на нем мы видим надгробие кн. Андрея Радонежского до реставрации 1905 г., еще со старыми чугунными полами, их потом заменили на гранитные. Видно, что надгробие "вросло" в пол, также можно отметить невероятный аскетизм обстановки, откровенную грязь и дикую неравномерную окраску надгробия. Не забываем еще раз - Архангельский собор важнейший храм в России.

Архангельский собор. Надгробие кн. Андрея Радонежского у северной стены. Фото И.Ф. Барщевского 1895 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер: МРА 2498.


Ниже, тоже самое надгробие после снятия пола. Заметно, что белокаменная плита боковой стенки стоит на каких-то кирпичах, т.е. располагается существенно выше поверхности пола. А пол, надо полагать, земляной. Никакого особого криминала тут нет, как известно, полы в церквях нарастали с каждым столетием. Видимо, в 1905 г., когда сняли чугунные плиты (а установили их, скорее всего, в 18 веке - тогда это было модно), срыли и часть подсыпки, на которой эти плиты и лежали.

Вид на боковые стороны надгробий кн. Андрея Владимировича Радонежского (после 1372-1426) и Андрея Васильевича Углицкого (1446-ок.1494). Надгробия расположены у северной стены. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-30, 31.


Нужно конечно обрисовать то, что из себя представляли сами надгробия. Это были кирпичные коробы, с боков они облицовывались белокаменными резными плитами. Сами захоронения находились под полом в склепах (правда, непонятно как глубоко). Надгробия же в большинстве случаев все поздние - их начали создавать только с 17 века, в то время как сам собор возвели в 1505-1508 гг.

Архангельский собор. Перспектива торцов надгробий царя Алексея Михайловича (1629-1676), царевича Алексея Алексеевича (1654-1670), царя Михаила Федоровича (1596-1645), царевичей-младенцев Василия и Ивана Михайловичей. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-27, 55.


Заметно, что надгробия "стоят" очень высоко относительно старого пола, его мы обнаружим на фото далее.
Проблема заключается в том, что исходя из этих фотографий никоим образом не заметны наслоения древних полов, виден только слой земли. Если предполагать, что полы покрывали надгробия с запасом, как на втором фото здесь (Барщевского 1895 г.), то слой земли в соборе может доходить до полуметра и более. А это как-то подозрительно много для простой подсыпки под снятые чугунные плиты 18 века.

Архангельский собор. Вид на боковую сторону надгробия кн. Георгия Ивановича Дмитровского (1483-1509). Надгробие расположено у северной стены у лопатки. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-60, 61.


Лично я не смог найти какие-либо упоминания о древних полах Архангельского собора, кроме тех, что видны на фотографиях Фишера и Барщевского, и тех, что существуют сейчас.
На фото 1905 г., что ниже, виден некий старый каменный пол, засыпанный толстым слоем грунта. Возможно слой земли был еще толще, если судить по другим фотографиям. На нем лежали чугунные плиты, их полностью убрали, поэтому на фото этих плит нет.

Но, главное, не видно никаких "промежуточных" полов. Возможно, плиточный каменный пол - это полы собора 1505 г., а далее идет толстый слой земли, на котором лежал чугунный пол 18 века - и это все.
Лично мне непонятно, зачем нужно было наваливать полметра земли на старый пол? Если нужно было подсыпать грунт под чугунные плиты, можно было ограничиться и слоем в 5-10 см. Но полметра зачем?

Архангельский собор. «Вид древнего убранства стен и плиточного каменного пола, засыпанных землею в приходе из Алтаря в дьяконик». Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-38, 69.


Напрашивается невероятно дикий вывод - грунт не подсыпался, он рос сам по себе, как культурный слой, потому что полы не мыли и не убирали. И это в Кремле - в главной усыпальнице всех московских царей!! А потом на эти кучи земли положили чугунный пол в 18 веке. Как вариант - землей в 18 веке хотели скрыть страшный ад и Израиль, который творился в нижнем ярусе собора, т.е. не чинить, не исправлять, а взять все и засыпать землей:)

В данном случае, я руководствуюсь только тем, что вижу на фото, никаких исследований на эту тему мне неизвестно.
Но, косвенно этот вывод может подтверждаться ужасным состояние всего собора.
Внизу, интересная дырка в надгробии Петра II, видимо кому-то было очень интересно, что же там внутри)

Архангельский собор. Общий вид надгробия имп. Петра II сбоку, на заднем плане часть северо-западного столба. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-21.


Архангельский собор. Склеп у юго-западного столба с северной стороны, где похоронен Казанский царевич, во св. крещении Александр Сафасиреевич. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-34.


Особый художественный жанр - это покраска надгробий чем-то темным. Я уже упомянул здесь неравномерную окраску надгробия на втором фото здесь (Барщевского 1895 г.) Может показаться, что краска просто облупилась со временем, но фото ниже доказывает, что это не так. Видно, что кто-то пытался сделать два широких мазка - один горизонтальный, а другой вертикальный (справа). Все вместе, это живописное творчество напоминает сон пьяного маляра) Не забываем опять, что это главный некрополь гос-ва - могилы Иван III и Василия III, величайших правителей России, в правление которых и строился Архангельский собор. И дело происходит не в богомерзкие советские времена, а в православной Российской империи, и не в каком-то далеком монастыре, а в центре московского Кремля.

Архангельский собор. Торцы надгробий Вел. князей Василия II Темного (1415-1462), Ивана III (1440-1505) и Василия III (1479-1533) и царевича Дмитрия (1552-1553). Фотография К.А. Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866- 65, 66.


Тоже совершенно аляповатая раскраска надгробий и полная разруха.
В общем, ясно, что Архангельский собор московского Кремля был чрезвычайно загадочным местом)

Архангельский собор. Вид торцов надгробий царя Василия Ивановича Шуйского (1557-1613), князей Старицких: Владимира Андреевича (после 1533-1569), Василия Владимировича (ок. 1552-ок. 1574) и Андрея Ивановича (1490-1536). Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-62, 63.


Архангельский собор. Перспектива нижних частей торцов надгробий Вел. кн. Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389) и кн. Дмитрия Ивановича Жилка Углицкого (ок.1481-1521). Надгробия во 2-ом ряду у южной стены. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-16, 17, 18.


Архангельский собор. Продольная сторона надгробия кн. Дмитрия Ивановича Жилка Углицкого (ок. 1481-1521). Крайнее надгробие во 2-ом ряду у южной стены. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-04, 05.


Архангельский собор. Перспектива торцов надгробий царей Федора (1661-1682) и Ивана (1666-1696) Алексеевичей. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. «в). Каменные плиты, перекрывающие склеп, находящийся под кирпичными надгробиями». Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-12, 32.


Архангельский собор. Перспектива торцов надгробий Вел. кн. Василия I Дмитриевича (1371-1425), кн. Ивана Ивановича Молодого (до 1473-1490) и кн. Дмитрия Ивановича (1483-1509). Надгробия в 3-ем ряду у южной стены. «б). Верхняя часть каменного гроба, находящаяся под кирпичным надгробием в уровень ныне существующего пола». Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-71, 72, 73.


Архангельский собор. Вид торцов надгробий Вел. кн. Ивана Даниловича Калиты (ум.1340) Симеона Ивановича Гордого (1316-1353)и кн. Георгия Васильевича (1533-1563) Надгробия в первом ряду у южной стены. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КП-оф 4866-20, 56.


Архангельский собор. «База пилястры, находящаяся у северной двери Собора». Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-39, 67.

promo maximus101 february 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

  • 1
По поводу "черного" пола вот что нашел:
Строительную историю царской усыпальницы мы читаем, опираясь на археологический отчет Н.С.Шеляпиной 1962-196Згг. (архитекторами-консультантами археолога были В.Н.Меркелова и С.С.Подъяпольский). Однако с некоторыми выводами исследователя согласиться трудно. Основным недостатком совместной работы археолога и архитекторов было отсутствие ясной архитектурной концепции изучаемого пространства юго-восточного компартимента. Ученые не видели остатков древних экседр над своими головами, а потому и не искали ни разделительного пилона, ни разделяющей предалтарье перегородки. Придел остался в центральной части «недокопанным». Не имея представления о том, что они ищут, ученые поспешили принять за пол царской усыпальницы найденную ими на отметке 1,72 м от существующей соборной солеи вытертую ногами, грубую, из неправильных плит вымостку. На этом полу стоят все три гробницы и сильно смещенный к востоку престол. И это действительно пол усыпальницы, но только – «черный»! Пол был вытерт после разрушения покрывавшего его сверху по тонкой известковой обмазке хрупкого керамического мощения (в древних памятниках подобное наблюдается нередко). Тут же в строительном мусоре были найдены многочисленные фрагменты звездчатого пола из полихромных покрытых прозрачными глазурями керамических плиток со следами металлического крепления, весьма тонкого и хрупкого (опубликованы: Сизов Е. С. Об изначальных чертах интерьера Архангельского собора. Табл. 4). Из-за соединения плиток пола металлическими штырями и из-за жесткой выстилки непосредственно под ними последние легко разламывались и крошились. По тесту и составу глазурей и по технологии крепления плитки твердо датируются серединой XVI в. Тип мутноватых, низкого качества глазурей тот же, что у керамики шатра собора Покрова на Рву. Вопреки стратиграфическим данным (плитки найдены только в мусоре), ученые сочли этот неудачной технологии пол, счищенный с белокаменной выстилки, относящимся к году постройки собора. Однако сами полы 1508 г. ими in situ найдены не были. В 1997 г. аналогичные плитки были найдены археологом Г.С.Евдокимовым в бытовом мусоре XVI в. на территории Большого Кремлевского дворца. О разделявших некогда алтарные компартименты перегородках необходимо сделать одно важное пояснение. В Успенском соборе Фиораванти, который в этом смысле был предшественником Архангельского собора, такие перегородки сохранились – они были кирпичные. Но всегда следует помнить, что возможны и деревянные варианты, как, например, в Преображенской церкви Кирилло-Белозерского монастыря конца XVI в. Обилие конструктивного дерева в интерьерах каменных зданий как России, так и Европы общеизвестно. Половина алтарных преград всех наших церквей делалась из дерева. Деревянной была лестница на полати и на своды собора Аристотеля Фиораванти. Из дерева делались главы, кровли, паперти, крыльца, дверные полотна, полы, межэтажные перекрытия, ризничные шкафы, клиросы, престолы и тому подобное. В том случае если перегородка южного предалтарья была деревянной, часть «вины» с археологов «снимается».
http://kawelmacher.ru/science_kavelmakher25.htm

Я читал эту статью. Как видим, ничего внятного здесь нет, нашли в мусоре несколько керамических плиток, а мы наблюдаем минимум полметра наваленной земли)

Да. Интересно. Может где-то в специальной литературе есть подробности.
Не думал, что в главной усыпальнице страны такой хаос.

судя по гирьке на предпоследней фотке - это снято в момент какого-то ремонта (гирька в качестве отвеса). рискну предположить , что решили обновить к юбилею "дома романовых". мысль такая : до того было как-то пофиг на "предков" , кои не были реальными предками , а просто "притянуты за уши" к романовым для легитимизации их власти , а тут спохватились : юбилей , как-никак , надо пиарить.
кстати , возник вопрос : а что ПОД ярусом с надгробиями? там на одной из фоток вынуты "замковые" камни и видна дыра , а значит под этим ярусом есть ещё какие-то помещения (даже допускаю , что делавшие ремонт сами с удивлением это обнаружили).

А догадаться, что под замковыми камнями гробы стоят не досуг??

  • 1