?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Армянские церкви на старых фото
maximus101
Армянские храмы, ныне существующие, и нет. Почти все фото конца 19 - начала 20 века. Большая часть фотографий сделаны Дмитрием Ермаковом (1845—1916) и Торосом Тораманяном (1864-1934)

Церковь 10 века в деревне Огузлу (Турция). Сейчас храм сильно разрушен.


Церковь в Огузлу.


Руины церкви Сурб Пркич 897 года в Ширакаване - столице Багратидов (ныне Турция). Сейчас от храма почти ничего не осталось.


Церковь Святых Апостолов 10 века в Карсе (Турция).


Церковь в Аграке (Турция). Сейчас от нее почти ничего не осталось.


Церковь в Аграке.


Кафедральный собор в Ани, построен в 989—1001 гг. (Турция)


Кафедральный собор в Ани


Кафедральный собор в Ани, один из заложенных входов в храм.


Монастырь Нарекаванк (основан в начале 10 века) у южного берега озера Ван (Турция). Ныне разрушен.
Фото демонстрирует, как выглядели армянские поселения в древности. В центре укрепленный монастырь, а вокруг дома, сложенные из малообработанных камней, с земляными крышами. Раньше, такие селения существовали вокруг каждой церкви. Храмы (или их руины) остались, а поселения полностью исчезли, так как подобные постройки недолговечны - за сотню лет они сливаются с ландшафтом. В итоге, сейчас, армянские кафедральные соборы стоят в чистом поле, что меня всегда поражало.


Монастырь Мармашен ( 10 - 13 вв.) и руины поселения вокруг него (Армения).


Монастырь Мармашен


Кафедральный собор Св. Григория, построенный в 7 веке в Аруче (Армения)


Собор в Аруче.


Собор в Аруче.


Руины церкви Спитакавор (6-10 вв.) в Аштараке (Армения).


Руины церкви Сурб Геворг, 7 в. в Артике (Армения)


Руины церкви Сурб Геворг в Артике.


Руины кафедрального собора Звартноц 7 в. (Армения)


Части собора Звартноц.


Общий вид руин Звартноца.


Храм Звартноц - реконструкция.


Руины грузинского собора в Бана (8-10 вв.) Собор в Бана был почти копией армянского Звартноца.


Мастара - Церковь Святого Иоанна Крестителя 5-6 вв. (Армения)


Монастырь Багнайр,10 в. (Турция)


Монастырь Варзахан (11 в.) Ныне почти полностью разрушен (Турция).


Кафедральный собор в Мрене, 7 века. (Турция)


Монастырь Оромос, 10 век. (Турция)


Монастырь Оромос


Монастырь Оромос


Монастырь Оромос


Монастырь Хцконк (Турция) Ныне сильно разрушен, остались руины только одной церкви.


Монастырь Хцконк


Церковь св. Саргиса в Текоре (478-490 гг.), древнейшая крестовокупольная базилика в Армении. Ныне почти полностью разрушена (Турция)


Этапы разрушения базилики в Текоре - в 1919 году от землетрясения рухнул купол.


Фасады базилики в Текоре.


Текор - фасады.


Церковь в Текоре.


Кафедральный собор в Аване (6 в.) Древнейшая церковь на территории современного Еревана.


Портал собора в Аване.


Церковь св. Теодороса в Багаране, 7 век. (Турция)


Церковь в Багаране.


Церковь в Багаране.


Базилика в Ереруйке, 5 век (Армения)


Базилика в Апаране (4-5 вв.), одна из древнейших церквей Армении.


Базилика в Апаране


Монастырь Кечарис, 11 века (Армения)


Церковь Лмбатаванк, 6 век, в Артике (Армения)


Руины античного храма в Гарни, еще до его реконструкции.


Фигуры апостолов в монастыре Агджоц Сурб Степанос, 13 век (Армения)


Кафедральный собор в Талине, 7 век (Армения)


Кафедральный собор в Талине


Кафедральный собор в Талине


Стена из хачкаров. Честно говоря, не знаю где.


Малая церковь в Талине (613-615)


Руины колокольни-усыпальницы в монастыре Нораванк (Армения)


Монастырь Гегард (Армения)


Монастырь Санаин (Армения)


Церковь Тайлар, 10 век (Турция)


Руины монастыря  Ованаванк (13 век) еще до рестоврации (Армения) Я как-то писал о нем.


Церковь Григор Лусаворич в Ани, 13-го века (Турция)


Руины армянской крепости Тигнис (Турция)


Еще один подобный пост - фото английского путешественника Генри Линча:
Путешествие по Армянскому нагорью в 1890-х гг.

promo maximus101 february 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

  • 1
1. Ну я же говорю, полностью они не исчезли. Со Средней Азией я сравнить не могу, к сожалению, плохо знаком с ее культурой. Полагаю, что все же поселения заброшены там позже, чем в Армении, то есть стены обновлялись.

2. У монастырей может и были глинобитные, но у городов и замков должны были быть каменные. те же стены Арташата вполне себе каменные. То же относится и к Армавиру, а также к Ервандашату, Эребуни и др.

3. Да так, но восстанавливать стены монастыря имеет смысл, а восстанавливать стены покинутого города - нет :)

4. По поводу Ирана, Индии и Китая, а также Средней Азии повторю свое предположение - видимо эти стены сохраняли свое значение. Если найдем какой-нибудь город, покинутый 1600 лет назад, как Арташат, в сейсмически опасной зоне, сомневаюсь, что сохранность будет такой же хорошей :)

5. в Аруче усыпальница Мамиконянов вроде?
Вот Одзун, какие-то остатки стены есть, возможно какая-то крепость была. http://www.panoramio.com/photo/110860573 Специально не изучал.
Вот пока искал Одзун, в нескольких км. от Ахпата нашел случайно эту красавицу http://www.panoramio.com/photo/53859996 (никогда не видел и не знал о ее существовании).

6. Основная проблема почему города плохо раскопаны - с археологией. Это серьезная проблема.

7. Версия с плохой фортификацией объяснила бы "многострадальную" историю Армении достаточно легко. Наверное фортификация была "хуже чем надо". Но совсем слабой она быть не могла, иначе Армения бы и пары лет не протянула, в конце концов если бы кто пронюхал, что стен в Армении нет, то долго ждать бы не пришлось, со всего мира потянулись бы КОРОВАНЫ :)))

Ваше фото из Одзуна - это современный забор вокруг церкви)
Глинобитные крепости Средней Азии легко гуглятся, их очень много. Я просто кину пару ссылок с некоторыми фото, где большая часть крепостей не уступает возрастом Арташату http://www.emilkhalilov.com/blog/2008/12/07/%D1%80%D1%83%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%BC%D0%B0-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-i/
Аяз-Кала
https://de.wikipedia.org/wiki/Ayaz_Kale?uselang=ru

Потом, тот же Арташат можно было как-то использовать - превратить в монастырь, например. Что собственно и сделали, там основали Хор Вирап, но уже в средние века. И, кстати, известно, что поселение на месте Арташата существовало вплоть до средневековья.

Теперь по поводу стен.
Стены в древней Армении строили по старой технологии, восходящей еще к Урарту. В основание закладывали большие камни, а верх делали глинобитным. Так были построены все крепости Урарту и даже все древние крепости востока Малой Азии. И в Армавире, и в Ервандашате, и в Эребуни эта технология сохранялась. Эребуни сейчас, правда, кажется полностью каменным, но это, я думаю, фантазия реконструкторов - его с самого начала готовили как туристический объект, поэтому стены надстроили, для солидности:)
Лучше всего древняя технология крепостного строительства сохранилась в урартской крепости Тейшебаини, что на западе Еревана. Я делал как-то о ней пост: http://maximus101.livejournal.com/76477.html#cutid1

А в средние века стены часто возводили и без каменного основания, как в Иране и Средней Азии.

По поводу сейсмичности Армении вы правы, но повторю, глиняные валы, если они существовали и имели большие размеры, оставляют после себя значительные следы. Тем более останутся каменные блоки, если стены были каменными. Поэтому, я считаю, проблема укреплений раннесредневековой Армении лежит в какой-то иной плоскости. Возможно, стены резиденций армянских правителей были срыты специально при Халифате, поэтому мы имеем фортификацию только позднего времени.

1. По Одзуну - нижняя часть забора - раствор, то есть он имел внешнюю облицовку другую и по-другому, чем сейчас.

2. Спасибо за ссылки, пойду гуглить дальше. Но по поводу этой скажу, что все-таки ненастолько и лучше она сохранилась, по сравнению с Арташатом. Там тоже что-то есть, только дальше от Хор-Вирапа. И по поводу Арташата, важно не то, когда он был построен, а то, когда он был покинут. Как город он был покинут, примерно 1500-1600 лет назад, там экологическая обстановка и т.д., в особенности после нападения персов в конце 4 века он обмелел и кстати стены срыли как раз персы. Поселение наверное и было, но вряд ли городское.

3. Вероятнее всего вы правы, спасибо, попробую разобраться. Но глинобитные стены это не так уж и круто, в том смысле, что по прочности сильно уступает камню. Кстати говоря, я был в Ване и мне не понравилось как там крепость Ван-Тосп реставрируется - вместо глинобитных стен возводятся каменные, причем в стиле современных кавказских ресторанов, с красивыми камешками разной формы. :/

4. Каменные основания, как я в позапрошлом сообщении писал, кое-где очень даже проглядываются. Но они действительно состоят из нескольких рядов, возможно выше действительно была глина. Вполне вероятно. Постараюсь не полениться и завтра поехать в Армавир, попробую следы найти. :)

кстати пока присматривал маршрут, случайно наткнулся на это: http://www.panoramio.com/photo/24803756 явно от землетрясения или срытия, но следов глины нет вообще, хотя и следов высокой крепости тоже не видно на этом фото.

Edited at 2015-08-15 06:55 pm (UTC)

По поводу последней ссылки могу повторить, что в горных районах, где было много камня, могли в древности строить только из валунов. Такие циклопические крепости известны. Но, на равнине - в Армавире, Арташате, Двине, Вагаршапате стены возводили из сырцовых кирпичей на каменном основании. Так строили по всей Малой Азии, так строили еще хетты в Хаттусе, и фригийцы в Гордионе.
Конкретно, на вашем фото крепость поздняя - 10 века (но возможно на старом архаичном основании) В позднее средневековье, стали отходить от древних техник, поэтому большинство стен монастырей в 10-13 вв. и далее каменные. Но в Вагаршапате сохранились и поздние земляные стены 18 века, их остатки и сейчас можно увидеть.


Потом, урарты на северо-востоке Армении часто захватывали крепости местного населения (скорее всего протогрузинского), и они могли отличаться от аналогов в Малой Азии, но этот вопрос плохо изучен.

  • 1