?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Пальмира - королева пустыни. Часть вторая
maximus101
Продолжение рассказа о Пальмире, первая часть была здесь. Сейчас речь пойдет о многочисленных исторических объектах вне стен города - это некрополи Пальмиры, средневековый замок на ближайшей горе и археологический музей.

На фото, руины погребальных пальмирских башен и замок Калаат аль-Маани на заднем плане.


Гробницы жителей города располагались за крепостными стенами почти по всему их периметру, но большая часть пальмирского некрополя находилась в Долине гробниц, вдоль высохшего русла реки - Вади аль-Кубур. Фактически, это была южная окраина города. Вади аль-Кубур тянется с востока на запад, и в этой долине упокоились десятки тысяч жителей Пальмиры, общее число гробниц пальмирских аристократов превышает несколько сотен, причем многие подземные склепы до сих пор не выявлены. Это делает Долину гробниц лакомой добычей для боевиков ИГИЛ, захвативших недавно город. Есть все основания полагать, что с захватом Пальмиры боевиками "исламского государства", в долине начнется гробокопательство и кладоискательство в промышленных масштабах...



Но, не будем думать о плохом - чему быть, того не миновать. Лучше немного изучим пальмирский некрополь.
Пальмира была городом интернациональным, пересечением многих торговых путей, поэтому погребальная обрядность города была пестрой, и к тому же она менялась с течением времени.
На данный момент известны несколько видов гробниц в Пальмире, самый известный - погребальные башни, также существовали подземные склепы - гипогеи, храмы-гробницы и дома-гробницы.

Про погребальный храм в черте города я писал в прошлый раз, сейчас речь пойдет о погребальных башнях и гипогеях. В Пальмире существовал и совмещенный тип погребального сооружения - подземный склеп и стоящая над ним погребальная башня. Сейчас принято считать, что древнейшие гробницы были именно таковыми - сначала вырубался в скалистом грунте склеп для многих десятков покойников, затем над ним возводили башню, где хоронили еще множество людей. Важно отметить, что в Пальмире практически нет одиночных захоронений в гробницах - пальмирские склепы, это место семейного (и нет только) упокоения.

Восточная, ближайшая к городу, часть Долины гробниц.


Погребальные башни на холме Умм аль-Кейс крупнее. Справа, хорошо сохранившаяся башня Ямвлиха (I в.)


Западная часть Долины гробниц в Вади аль-Кубур.


Западная часть Долины гробниц крупнее.


Изначально считалось, что самыми древними погребальными сооружениями в Пальмире были именно башни, и начали их строить около I в. до н.э. Затем, выяснилось, что древнейшие башни возводились над подземными склепами, которые вроде как оказались старше самих башен. Получается, что древнейшим видом погребальных сооружений в Пальмире оказались гипогеи.
Далее, начиная с I-II вв. н.э. в моду вошло строительство погребальных башен без подземной части, или гипогеи создавали отдельно от башен. А еще дальше, примерно с III в. н.э. возводить башни перестали совсем и основным видом погребения знати в Пальмире опять стали подземные склепы.

Какой из всего этого можно сделать вывод? То, что основным видом гробниц были подземные коллективные склепы, но в I в. до н.э. в пальмирском некрополе начали возводить высокие башни, и этот вид мемориального сооружения, став очень популярным, просуществовал до III в. н.э.

Пальмирские погребальные башни начала I в. н.э.


Возникает закономерный вопрос, а с чем может быть связано появление погребений в виде башен в Пальмире? И почему с III в. они постепенно исчезают?

Надо сказать, что башнеобразные гробницы не так чтобы были сильно распространены в древнем мире. Безусловно, все народы пытались создавать запоминающиеся погребальные памятники, чтобы прославить своих предков, например, здесь можно вспомнить египетские пирамиды. Кстати, от египтян пальмирцы переняли обычай мумификации своих мертвых, они пропитывали тела специальными составами и пеленали трупы.

Но, вот, зачем в Пальмире стали складировать своих мертвых по-вертикали, т.е. в башнях, а не по горизонтали, как в подземных склепах (хотя, там тоже саркофаги размещали друг над другом - экономили место) - это очень интересный вопрос. И пока внятного ответа на него нет.

На фото очень тонкая башня, наверху, слева, видна темная щель - видимо, именно в нее закладывали саркофаги с умершими.


Я предполагаю, что пальмирские башни появились вместе с распространением парфянского культурного влияния в регионе, как раз, с I в. до н.э. и по III в. н.э. Парфяне переняли у иранских магов учение Заратустры и распространили его в Передней Азии. Одним из главных постулатов зороастризма было требование ритуальной чистоты, в том числе, при погребении умерших. Труп не должен касаться земли, для этого склепы вырубались высоко в скалах, как, например, гробницы мидийских царей, о которых я писал ранее, или подобные им гробницы персидских Ахеменидов в Накш-и Рустам.

Особенно интересны в связи с этим персидские сооружения в виде башен - это знаменитая Кааба Зороастра в том же Накш-и Рустам и менее сохранившаяся "Тюрьма Соломона" в Пасаргадах. Наиболее распространенной версией применения этих башен считается именно погребальная, причем хоронить там могли не только и не столько Ахеменидов, а скорее представителей более поздних персидских династий, а именно Сасанидов. Сасаниды строили и свои башни, подозрительно похожие на пальмирские.
Например, Башня близ города Нурабад (III в. н.э.) в провинции Фарс.


Башенные гробницы были характерны не только для Пальмиры, но и для всего севера Передней Азии. Руины погребальных башен сохранились в соседнем с Пальмирой городе Дура-Европос, также в древнем арабском городе Хатра, расположенном еще восточнее. Причем и Хатра, и Дура-Европос входили непосредственно в состав Парфянского царства. Также башенные погребения были характерны для дохристианской Армении, известно, что первых армянских святых дев Гаянэ и Рипсимэ захоронили в башнеобразных гробницах в Вагаршапате, впоследствии перестроенных в церкви.
Влияние зороастризма прослеживалось в Передней Азии и после принятия ислама. В средние века в западном Иране, Армянском нагорье и Малой Азии традиция возведения башенных мавзолеев продолжилась вплоть до 16 века.

Ранняя погребальная башня у самых стен города, возможно I в. до н.э. Первые подобные гробницы строились грубовато, из плохо обтесанных камней.


Коридор внутри башни с отверстиями локул, куда вставлялись саркофаги. Кстати, до сих пор в локулах башен можно обнаружить человеческие останки. Лично мне скелеты не попадались, но я тогда не ставил себе задачу осматривать все башни, а зашел только в некоторые, что стояли по пути.
Как видно, все сделано очень грубо, более поздние башни II-III вв. намного аккуратнее.




Лучше всего изучить структуру пальмирских погребальных башен можно осмотрев хорошо сохранившуюся башню Элахбела (103 г. н.э.) В мирное время туда можно было попасть с экскурсией от Археологического музея Пальмиры, причем только в специальные, отведенные для экскурсии часы, башня не была открыта весь день. Сейчас, думаю, боевики ИГИЛ экскурсии проводить не будут, поэтому эти туристические тонкости уже мало кому интересны.


Итак, башню Элахбела построили сыновья некоего Вахбаллата - Элахбел, Шокаи, Малик и Маанаи. По имени одного из них ее и назвали.


На северной стене находятся бюсты семьи Вахбаллата. В отличии от ранних башен гробница Элахбела богато украшена, стены украшают коринфские пилястры, на потолке сохранились даже остатки росписи.

Захоронения производились в вертикальных нишах, причем верхние саркофаги должны были находится на очень приличной высоте, так как высота потолка здесь около 10 метров.




Погребальная ниша, вид изнутри. В нишах предусмотрены специальные выступы, которые удерживали саркофаги. С учетом того, что саркофаги могли быть каменными и весить сотни килограммов, затаскивать их наверх было непростой задачей. Что лишний раз доказывает, что этим людям было очень важно совершить "воздушное" погребение, т.е. на приличном расстоянии от земли.



Намного проще подобные ниши возводить горизонтально, тем более земля здесь не городская, это пустыня, за участок не нужно было платить много денег, но представители семьи Элахбела построили для своих родственников небоскреб.
Безусловно, нельзя утверждать, что пальмирцы были ортодоксальными зороастрийцами, скорее всего, вертикальные захоронения - это просто дань иранской моде, пришедшей из Парфии. В Пальмире существовало множество синкретичных религиозных культов, зороастрийские верования могли скрещиваться с местными семитскими и западными римскими.

Самые верхние этажи башни, это несколько пустых помещений. Видимо, здесь проводились какие-то ритуальные действия.




С III в. н.э. строительство погребальных башен в Пальмире прекращается. Граждан города хоронят в подземных склепах - гипогеях. Эти изменения в погребальном ритуале могут быть связаны с ослаблением иранского влияния в регионе, Пальмира прочно переходит под власть Рима. К тому же, с этого времени на Ближнем Востоке начинает набирать силу новая религия - христианство, которой были чужды зороастрийские погребальные ритуалы. Постепенно гробницы в Пальмире унифицировались вместе со всеми подобными сооружениями в Поздней Римской империи.

Башни на холме Умм аль-Кейс


Башня Ямвлиха.


Некоторые из подземных склепов тоже можно было посетить с экскурсией от Пальмирского музея.
В данном случае, это гипогей Трех братьев ( II в. н.э), его построили братья Наамаи, Малэ и Саеди. Вход в гробницу был оформлен уже в 20 веке, после раскопок.

На фото внизу, кстати, находятся туристки из России с нанятым экскурсоводом, мы все ждали прибытия ответственного сирийца с ключами от гробницы. Я тогда сильно смутил женщин своим появлением:)

Видимо, дамы рассчитывали осуществить эксклюзивное путешествие в таинственную ближневосточную страну Сирию, которая никогда не была особо туристичной.
И после своего путешествия они могли бы долго рассказывать, где-нибудь в офисе, о своих невероятных приключениях. Но, при посещении пальмирской гробницы Трех братьев женщины испытали с невероятное разочарование, оно отчетливо отобразилось тогда на их лицах. А именно, они столкнулись с самым страшным явлением из всех возможных - с соотечественником в моем лице)

В общем, сирийский экскурсовод тщетно пытался добиться от российских туристок знаний об античной истории Сирии. И тут к гробнице подошел я, и, к своему удивлению, услышал русскую речь, а нужно признаться, я к тому времени не слышал ее очень давно. И, естественно, помог сирийцу выйти из глупой ситуации, когда он спрашивал у русских девушек - "Кто такая царица Зенобия?", а они в ответ показывали пальцем на соседнего верблюда и мило мурлыкали - "Ой, какой хорошенький!":)



Услышав мой ответ на вопрос о царице Зенобии, да еще и на чистом русском, дамы аж подпрыгнули от неожиданности. Внезапно, они осознали, что их путешествие не является таким уж эксклюзивным, как им казалось раньше. Оказывается, даже в центре Сирийской пустыни можно повстречать нищебродское быдло, которое даже не имеет своего экскурсовода и нагло пытается учить их жизни) Они начали мне кричать - "Вот заплатите деньги за свою экскурсию, тогда и будете за историю беседовать!" И после этого демонстративно спустились вниз по ступенькам к самым дверям гробницы, а я остался стоять наверху, размышляя над тем, что обыватель ( в принципе, неважно из какой страны), посетив многие десятки экзотических мест, все равно остается обывателем. Все же, заложенное в нас родным социумом и воспитанием, не смогут изменить ни путешествия, ни образование (ведь, эти дамы отнюдь не выглядели колхозницами...)

К сожалению, внутри гипогея фотографировать запрещено, поэтому мне удалось сделать только два мутных снимка.


Фрески гипогея Трех братьев весьма интересны, так как выполнены в характерной сиро-эллинистичекой манере. Эти фрески похожи на известные росписи из Дура-Европос. Как правило, фигуры на пальмирских росписях изображены фронтально, считается, что это важный признак парфянского влияния. Впоследствии, "парфянская фронтальность" стала основой византийской фресковой живописи.

Захоронения в гипогее производились в специальных нишах, где гробы располагались друг над другом. Между нишами видны медальоны с портретами умерших, правда портретов явно меньше, чем ячеек для гробов. Вообще, только в одном гипогее Трех братьев 390 мест для захоронений, это явно больше, чем нужно одной, пусть и большой семье. Места в склепах были хорошим вложением капиталов, локулы могли продаваться другим семьям, и даже сдаваться в аренду. Известны случаи, когда родственники умершего прекращали платить за аренду погребальной ячейки, тогда скелет человека выбрасывался, и это место сдавалось вновь...



Музей Пальмиры

В здании Пальмирского музея, к сожалению, фотографировать запрещено, как и везде в сирийских музеях. Но, несколько снимков я сделал.

Сейчас в пальмирских гробницах не осталось рельефных изображений, их все перенесли в музеи. Но раньше каждая ячейка богатого захоронения закрывалась каменной плитой с портретным изображением умершего. Если это был глава семьи или иной заслуженный человек, его изображали целиком, возлежащим на ложе, часто в окружении членов семьи.

Этот человек одет в парфянскую одежду, характерные скифские штаны. Изначально, парфяне были союзом кочевых скифских племен, захватившим Среднюю Азию, впоследствии они продвинулись далеко на Запад, подчинив себе Иран, Армению и Междуречье, с собой они принесли "степную" моду.


Пальмирцы, видимо арабы, в парфянской одежде.


Погребальный женский портрет, возможно так выглядела легендарная царица Зенобия.


Этот образ узнаваем всеми христианами мира.


Мужской портрет с арамейской надписью. Как правило, все пальмирские эпитафии коротки, начинались они всегда со слова "увы", дальше шло имя умершего - "Увы! Ярхибол, сын Сасана. Увы! Ярхаи его сын”




Во дворе музея находилось много каменных саркофагов, там можно было снимать. Почему я пишу "находилось" - сейчас они, скорее всего, уже уничтожены. Сирийские СМИ писали, что когда город был атакован боевиками ИГИЛ, тяжелые саркофаги вывезти не удалось, вывезли только предметы из главного здания, да и то, скорее не все...

















Небольшой фрагмент фрески из арабского замка Каср аль-Хейр аль-Шарки, возведенного халифом Хишамом в VIII в. Руины этого дворца находятся недалеко от Пальмиры.


Теперь стоит перейти к осмотру пальмирской цитадели, она постоянно маячила на моих фотографиях на заднем плане. Как это не странно, но крепость на горе рядом с городом появилась только в средние века, нет данных, что в античные времена там существовали какие-то постройки.

Первую цитадель возвели в 13 веке мамлюки, но их крепость не сохранилась. То, что можно видеть сейчас, это творение друзского эмира Фахр ад-Дина аль-Маани, жившего в 17 веке. С его властью какое-то время приходилось считаться даже османским султанам. Эмир контролировал Ливан, часть Сирии и Палестины. Но в 1634 г. османы разгромили войско друзов, и все эмирские крепости были захвачены турками.



Крепость аскетична и сурова, в сущности, она не очень интересна для осмотра. Главное, ради чего сюда стоит подниматься - это красивые виды вокруг, ведь крепость стоит на очень высоком холме высотой 150 метров.


Единственная интересная достопримечательность в крепости, это огромный ров выдолбленный в скале, его лицезрение, действительно, как говорится, внушает.






Верхняя площадка крепости кажется, что сливается с окружающей поверхностью, но это обманчивый зрительный эффект - высота здесь огромная, отсюда видна почти вся Сирийская пустыня.


Весь пальмирский оазис как на ладони. На переднем плане стоят руины редких погребальных башен, затем видна полоска крепостной стены Пальмиры, которая уходит в заросли пальм, слева, а справа подымается на небольшую гору.  Центральные колоннады города - лишь небольшой участок в центре, жилые кварталы простирались на север и юг.


Центральная часть Пальмиры с храмом Бела.


Южная часть Пальмиры и Долина гробниц. Слева, видна крепостная стена, она взбирается на холм и поворачивает на восток, не доходя до башенного некрополя.


Западное направление и дорога, уходящая на город Хомс.


Мои посты, посвященные Сирии:
Дура-Европос - плавильный котел народов.
Древний город Алеппо.
Сирийские города на Евфрате.
Расафа - город призрак
Сирийские Мертвые города.
Ассасины и замок Масьяф
Мааррат ан Нуман - преддверие "мертвых городов" Сирии.
Сирийские глиняные дома и арабский замок Шмемис
Каср Ибн Вардан - дворец в пустыне.
Хама - город на реке Оронт
Сирия - замок Маркаб
Апамея - город боевых слонов Селевка Никатора.
Памятники Дамаска вне стен Старого Города.
Баб Сагыр - "Город мертвых" в Дамаске
Замок рыцарей - Крак де Шевалье
Дамаск. Старый город и цитадель.
Улицы старого Дамаска.
Дамаск. Мечеть Омейядов

Featured Posts from This Journal

  • Дура-Европос - плавильный котел народов.

    Этот город в Сирии, на реке Евфрат, находился на самой границе римских владений на Востоке. Здесь смешались Европа и Азия. Дура-Европос - настоящий…

  • Расафа - город призрак.

    В этом городе уже давно нет людей, только песок и камни. Но эти камни помнят свое былое величие. Сегодня древний сирийский город Расафа редко…

  • Ассасины и замок Масьяф

    Замок Масьяф находится в 42 км западнее сирийского города Хама. Я посетил замок проездом, пересекая эту гористую местность на пути из Хамы к…

  • Сирийские глиняные дома и арабский замок Шмемис

    Этот пост посвящен моей поездке на восток от Хамы, в составе организованной экскурсии из отеля Риад. Это вторая часть повествования – в первой…

  • Апамея - город боевых слонов Селевка Никатора.

    Знаменитый античный мегаполис Апамея находится в 50 км от сирийского года Хама, поэтому посещать его предпочтительнее именно оттуда. Маршрутка идет…

  • Замок рыцарей - Крак де Шевалье

    Крак де Шевалье самый известный замок в Сирии и скорее всего самый знаменитый замок крестоносцев за пределами Европы. Именно поэтому я помчался…


promo maximus101 february 7, 2017 12:38 49
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

Интересно какой климат там был во времена рассвета ? Вряд ли было все так уныло.Похоже на экологическую катастрофу. Видно слишком много скота держали.

Пустыни и полупустыни там были всегда. В оазисах, как правило, больше занимаются земледелием, а не скотоводством, хотя конечно верблюдов держали, без них в пустыне тяжело.

Красота! А ведь когда-то здесь била жизнь :)

Время берегло Пальмиру,а современное варварство уничтожает.

Ничего не остается, кроме как присоединиться к предыдущему комментатору. Хорошо хоть, на фото эта красота есть (вот когда задумаешься, а так ли уж надо запрещать фотографировать музейные экспонаты?).

Запрет на фотографирование в музеях я всегда трактую как некую закрытость общества. Это явление почти всегда совпадает с типом страны - я знаю в Иране запрещают снимать в музеях, в Сирии, в Армении, в Камбодже, в Египте - все эти страны имеют признаки определенной тоталитарности или сейчас, или в прошлом.

Пальмира - королева пустыни. Часть вторая

Пользователь legg78 сослался на вашу запись в своей записи «Пальмира - королева пустыни. Часть вторая» в контексте: [...] Оригинал взят у в Пальмира - королева пустыни. Часть вторая [...]

Наверно сейчас все лица и изображения людей соскабливают... Может хоть стены и колонны останутся.

Саркофаги скорее всего просто взорвали. А вот, что осталось в музее - большой секрет, сирийцы, надо сказать, скрывают свои культурные потери по непонятной мне причине, информации очень мало.

Прекрасные фото и замечательный рассказ! Спасибо.
Удивительно, как Вам везёт с погодой и тут, в Армении - засушливые места, а Вам удалось их запечатлеть с низкими свинцово-северными тучами - получается очень необычно и нестереотипно.
Если можно, хотелось бы спросить - правильно ли я понимаю, в гипогее фрески на христианские мотивы? А барельеф это действительно Богородица или это запортретированная какая-то местная обитательница?

Да уж, мрачность я люблю) Я вообще люблю пустыни, чтобы местность на какой-то ад походила:)

Нет, все изображения языческие - и портрет женщины, и фрески гипогея. Но, они, действительно, легли в основу будущего византийского искусства, оно "ковалось" на Востоке - в Пальмире, Дура-Европос и в Египте.

Фотографии замечательные.

спасибо! интересны обычаи с башнями - вспоминаются погребальные традиции соседних набатеев и евреев, в частности nefesh

https://books.google.co.il/books?id=8BgLu74SWbAC&pg=PA339&source=gbs_toc_r&cad=4#v=onepage&q&f=false

гипогей чудесен. и в целом, понятнее становится, откуда потом берутся замки пустыни, тем более, что без Хишама не обошлось

Пожалуйста! Понятия души - нафс/нефеш в Пальмире тоже существовали, скорее всего, это египетское влияние.

прекрасно, спасибо

Чудо. Как же обеднеет человечество, если потеряет всё это...

Интересно. Это их американцы надоумили уничтожать древние артефакты, т.к. у самих ничего древнего нет? Образцы индейской культуры не считаю. Т.к. они не имеют никакого отношения к американцам.

Ну что могу сказать при виде этого величия, которого мы уже, наверно, никогда не увидим? В Пальмире жили люди со вкусом, автор блога тоже со вкусом и путешествует правильно.
Не могу выносить вояжеров, которым дай только поваляться с банкой пива и потом рассказывать, какой там не такой сервис. Тут нам наглядно показывают, что путешествие может и должно быть паломничеством к истории, искусству, природе.

Пальмира на старых фотографиях

Пользователь irinamedvedeva8 сослался на вашу запись в своей записи «Пальмира на старых фотографиях» в контексте: [...] Пальмира - королева пустыни. Часть вторая [...]

Замечательный пост, Максим! Уже третий раз просматриваю...
Грустные чувства на душе... Столетия и тысячелетия эта красота в камне пережила и в 21-м веке, на тебе!(

Там где два мужских портрета - второй просто поразил, насколько тонко и бережно передано эмоциональное состояние умершего. Скульптор просто Мастер! Очевидно его знал лично...




Спасибо, Владимир!