Previous Entry Share Next Entry
Китайские статуи эпохи Хань.
maximus101
Продолжая недавно возникшую тему ранних китайских каменных статуй, хочу рассказать об этом явлении подробнее.
Несмотря на то, что китайская культура и искусство имеют давнюю историю, каменные монументальные скульптуры китайцы научились делать сравнительно недавно. Самые древние датируются II веком до н.э. Стоит отметить, что были найдены единичные небольшие мраморные изображения периода Шан, но все же массовое изготовление статуй из камня началось только в эпоху Хань, на рубеже нашей эры.
Считается, что первые монументальные скульптуры были найдены на территории одного очень загадочного захоронения - могилы китайского генерала Хо Цюйбина 140-117 гг. до н.э.  Это захоронение находится близ современного города Сиань. Чанъань или Сиань был столицей китайского государства Хань. Вокруг этого города впоследствии были найдены и другие ранние китайские статуи.

Все фотографии для этого поста я брал из различных китайских блогов.
На снимке две человеческие фигуры со странными пропорциями тела,  их нашли близ  Сианя.


Эти статуи дают хорошее представление о том, каким трудным был путь китайских ваятелей. У них не все получалось сразу. Прежде чем создать тысячи всем известных статуй будд и бодхисаттв, они вырезали каких-то монстров.
Но этот китайский опыт говорит о настоящем самобытном искусстве. В отличии, например, от Индии, где пришлые мастера из Персии и эллинистического мира создавали почти всю материальную культуру с нуля, китайцы шли своим собственным трудным путем. Хотя определенное  внешнее влияние испытали и они.
Интересно, что статуя справа ( на верхем снимке) имеет черты Будды - у нее отрешенный взгляд, длинные мочки ушей и характерная поза. При этом известно, что буддизм начал проникать в Китай лишь в I-II вв. н.э., а статуя датируется более ранним временем.

Сейчас эти ханьские статуи стали местными даосскими святыми, какую функцию они выполняли в древности никому неизвестно.


Но наиболее загадочными считаются каменные "фигуры Хо Цюйбина".
Курган Хо Цюйбина входит в общий с ним погребальный комплекс Маолин, принадлежавший ханьскому императору У-ди, он правил в 140-84 гг. до н.э. Хо Цюйбин прославился своими победами над гуннами ( хунну) и был любимцем императора. Молодой генерал умер молодым в 24 года. Император Уди приказал построить ему гробницу рядом со своей.
Погребальный комплекс У-ди один из самых больших в Китае. Рядом с земляной пирамидой императора находятся десятки сопутствующих погребений, одним из которых и был курган генерала Хо Цюйбина.
Это все понятно.
Но дальше непонятно ничего. В 20 веке рядом с курганом полководца были найдены 16 фигур, которые были признаны первыми монументальными статуями в Китае. Но вся проблема в том, как они выглядели...



Ведь речь идет о чрезвычайно развитом государстве Хань. Уже давно была создана знаменитая терракотовая армия Цинь Шихуана. Уже 1500 тысячи лет китайцы создавали многочисленные шедевры искусства. И тут на могиле любимца всесильного императора У-ди нашли каких-то каменных мутантов.



Зачем рано умершему полководцу были нужны все эти камни "с глазками"? Тем более ни до, ни после этого китайцы на могилы не ставили такие фигуры. Все они существуют в единственном экземпляре.
Возможно, что каменные изображения с могилы Хо Цюйбина - это первая аллея духов ( шень лу), но впоследствии все фигуры на подобных погребальных дорогах были более реалистичными. Интересно, что изображения у кургана ханьского полководца не были расставлены в каком-то правильном порядке - они были хаотично разбросаны вокруг погребального холма.

Общий вид погребального комплекса Хо Цюйбина ( фото начала 20 века)


Сейчас все скульптуры Хо Цюйбина имеют свои имена, но кого или что они изображают на самом деле, никто не знает...
Волшебная рыба.




Борьба медведя с обезьяной.




Человек.




А это "нечто". Хотя пишут, что это кто-то с рогами держит в зубах овцу)


Слоненок.


Жаба.


Есть и вполне реалистичные изображения, например, этот тигр.


Но лучше всего выполнены фигуры лошадей. Их несколько штук.






Самая знаменитая статуя - это "Конь попирающий гунна". Считается, что она символизирует победу генерала Хо Цюйбина над кочевыми племенами севера. Правда, никто точно не знает - кто лежит под конем. Фактически - это некий бородатый улыбающийся мужик с луком в руке. Но гунн ли это или еще кто, неизвестно.


В Китае отсутствуют другие изображения с подобным сюжетом. Ближайший аналог - это фигура льва, попирающего врага, из Вавилона.





Еще одна реалистичная фигура - "улыбающийся бык". Бык еще более загадочен, чем конь, попирающий бородатого лучника. Дело в том, что у него на спине изображено седло, да еще стремена в придачу.



Но вся проблема в том, что стремян во II веке до н.э. еще нигде не было, и в Китае тоже. Поэтому многие исследователи склонны датировать быка более поздим временем, где-то III-IV веком н.э. когда стремена уже появились. Интересно, что у всех лошадей из мемориала Хо Цюйбина нет ни седел, ни стремян, а у быка они есть:)

Впоследствии, были найдены различные ханьские каменные фигуры по всему Китаю.
Например, вот этот евнух из Дэнфэна.


Мужчина и женщина из Шицзячжуана.


Статуи из храма Конфуция в Цюйфу




И чтоб раскрыть тему полнее - пара каменных статуй из провинции Аньхой.
Они скорее более позднего периода, но точных датировок по ним нет, никаких данных тоже нет. Но сами статуи - чудо как хороши:))






Некоторые ссылки на китайские блоги из которых я брал фото:
http://wangluoxiaoshi.diandian.com/?tag=%E9%9C%8D%E5%8E%BB%E7%97%85%E5%A2%93
http://sykczgq.blog.163.com/blog/static/593687920109772146924/
http://ido.3mt.com.cn/Article/200905/show1467777c32p1.html
Мои посты, посвященные Китаю:
Циндунлин - величие последней империи Китая. Часть 2
Циндунлин - величие последней империи Китая. Часть 1

Китайские гробницы эпохи Тан.
Пирамиды Китая
Музей провинции Шэньси в Китае. Эпоха варваров.
Музей провинции Шэньси в Китае. Эпоха Древних Царств.
Летние дворцы Пекина.
Виктор Сегален и его Китай.
Гробница Первого императора Китая
Мумии Китая.
Китайские гробницы династии Мин.
Великая Китайская стена - участок Цзиньшаньлин
"Лес пагод" монастыря Таньчжэсы.
Крепостные стены и башни Пекина.
Запретный Город в Пекине.

promo maximus101 february 7, 12:38 29
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

да, впечатляет

Китайские датировки начали вызывать недоверие после вашего поста о нынешнем восстановлении там памятников.Наверное это у них не в первый раз,т.е. каждый подъем китайской экономики сопровождался "модернизацией" исторического наследия.

Датировки действительно часто спорные, но к сожалению других нет)

Да, своеобразно! Спасибо за пост)

особо понравилась "борьба медведя с обезьяной" :)
а вообще, все статуи крайне забавны))

есть настоящие шедевры! терракотовая армия рядом с ними просто ремесленная поделка

может, полководец увлекался на досуге вырезанием из камня и его поделки поставили рядом с могилой. из уважения. чтоб не просто выбросить. никто не подумал о проблемах будущих историков...



Боюсь для этого у него было мало времени, он всю свою короткую жизнь провел в походах)

semul Expand
Странно, терракотовая армия отстоит всего на сотню лет от этих статуй. Там конечно был раздрай между Цинь и Хань, но неужто традиция скульптуры напрочь вымерла, и при У-ди пришлось начинать с нуля? Сомнительно. Быть может это сделано намеренно уродливо, но зачем...

Нет, она не вымерла) Ее просто не было:)
Китайцы не умели делать КАМЕННЫЕ скульптуры, а из глины (терракотовая армия), из дерева, и бронзы они создавали шедевры.

Аньхойские статуи - огонь! )
Интересно, почему они таки не умели делать скульптуры из камня? До этого момента не было инструментов, позволяющих из этого самого камня что-то резать?

У китайцев была очень сильная металлургия. Сталь была известна уже до н.э. При этом камень можно обрабатывать и бронзовыми орудиями.

мне кажется это кажущаяся неумелость
в камне китайцы, как люди всегда чуткие к материалу, его свойствам максимально сохраняют "глыбистость" монолита, мощь его и силу
в глине, дереве - другое, в графике опять же... etc

Вы хотите сказать, что глазастые камни и головы с половину туловища - это "чуткость к материалу"?:)

Рыбы очень похожи на "вишапов"(дракон по армянски), которых много на территории Армении.
Насколько мне известно, эти "вишапы" датируются очень ранним временем, чуть ли не несколько тысячелетий до н.э.

Вот нашел ссылку на "вишапов"
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E8%F8%E0%EF%FB
с датировкой я все-же ошибся, оказывается 1-2 тысячелетия до н.э.

Edited at 2013-01-23 01:45 pm (UTC)

мать моя женщина....

А я всю жизнь думал, что древние индуистские храмы построены еще до РХ. Полистал список ЮНЕСКО Индии и вот оно как...Ох, надо почитать что-то по истории ЮВА.

"В отличии, например, от Индии, где пришлые мастера из Персии и эллинистического мира создавали почти всю материальную культуру с нуля, китайцы шли своим собственным трудным путем. Хотя определенное внешнее влияние испытали и они."

А, пожалуйста, поделитесь ссылочкой на эти свидетельства? (ру/англ).


Edited at 2013-01-23 04:12 pm (UTC)

Re: мать моя женщина....

>>А я всю жизнь думал, что древние индуистские храмы построены еще до РХ.

Индусы много потратили сил, чтоб вы так думали:))))

>>А, пожалуйста, поделитесь ссылочкой на эти свидетельства? (ру/англ).
>>Полистал список ЮНЕСКО Индии и вот оно как..

Вы уже фактически ее нашли:)
Возьмите, любой хороший труд по истории культуры Индии. Можно того же Бэшема "Чудо, которым была Индия", книга очень известная, ее можно скачать.
Только читайте очень вдумчиво, ибо мэтры индологии не могут писать об этой теме слишком открыто, но не упомянуть ее они не могут.

Чудеса какие! А я-то думала, что фонтан "писающий пионер" - сугубо позднее барочное явление :)))
Бык со стременами похож на льва, слоненок - на собачку, и все в целом чрезвычайно забавно. А может, мастера вовсе и не стремились к тому, что мы понимаем под реализмом? Может, это духи, которые выглядели именно так?

Тогда видимо в дальнейшем духи стали выглядеть иначе:)

Жаль что по последним двум статуям нет информации.Очень интересует сакральный смысл изображенного действа.Вы встречали еще подобные статуи на Востоке?

Я и этих то не встречал:)

Чертовски забавно!Китайцы не работали с камнем по причине базового расселения на аллювиальной равнине, не шибко там много камня. Позже, пришлось ориентироваться на соседей, прежде всего степняков и индусов, степняки же ориентировались на китайцев - круговорот:).

?

Log in

No account? Create an account