Previous Entry Share Next Entry
Русский каганат в Пруссии
maximus101
На данный момент сложно определить местоположение легендарного "острова русов" - центра Русского каганата. На его роль претендуют обширные территории от Балтики до Черного моря, но наиболее правдоподобными считаются версии северного происхождения первого государственного образования русов. Русский каганат видят прежде всего в районе Новгорода и Ладоги, а также Ростова, тех земель, где впервые появились легендарные варяги-русы на территории будущей России. Но не стоит забывать, что варяги приплыли из Балтийского моря по мнению создателя "Повести временных лет" "Идоша за море к варягом, к руси", что может свидетельствовать о том, что Русский каганат вполне мог локализоваться и существенно западнее, непосредственно на самой Балтике.

Одним из таких мест могла быть территория Пруссии, которая всегда притягивала к себе любопытство людей из России - из Пруссии выводили свою родословную представители обоих русских правящих династий - и Рюриковичи, и Романовы. И нужно признать, что Пруссия соответствует многим характеристикам "острова русов" известным прежде всего по арабским письменным источникам. В этой статье я перечислю основные упоминания о Русском каганате и "острове русов", а также приведу примеры соответствий прусских реалий раннего средневековья описаниям арабских хронистов.

Калининградский полуостров или Самбия, где предположительно мог размещаться "Остров русов"


Прежде всего нужно кратко описать Пруссию раннего средневековья. Несмотря на то, что пруссы занимали значительные земли на юго-востоке Балтики, сейчас это территории Польши, Калининградской области России и Литвы, основным их центром был Самбийский полуостров, который получил свое название от главного прусского племени сембов/самбов. Самбия была самым богатым и густонаселенным регионом Пруссии. Пруссы называли свою землю "Ульмигания", "Ульмигерия", "Ульмеригия", что означает "Островное царство", так как в средние века Самбийский полуостров считался островом, ибо с юга и востока он отделен реками Преголя и Дейма.

Первым арабским хронистом писавшем об "Острове русов" был Ибн Русте, живший в 10 веке, но его свидетельства восходят к более ранним трудам Ал-Джайхани и Ибн Хордадбеха, поэтому текст Ибн Русте описывает ситуацию 9 века и является важнейшим свидетельством по ранней истории русов:

Ибн Русте «Книга драгоценных ожерелий»
«Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают».

Итак, мы видим, описание некоего острова, тут нужно отметить, что арабский термин джазира означает не только остров, но и полуостров, и междуречье, то есть это территория окруженная водой в широком смысле. Последующие переписчики текста Ибн Русте несколько изменяли описание, речь могла идти как об острове, окруженном озером, так и морем. В данном случае, к Самбийскому полуострову применимы все смыслы, заложенные в текстах источников, так как он окружен морем, ибо это полуостров, а также отделен от материка реками. Эти реки имели и имеют весьма топкие берега, поэтому на Самбии присутсвуют все признаки, описанные Ибн Русте, это действительно место с повышенной влажностью, здесь есть болота, и здесь есть леса.
Размеры Самбии также примерно совпадают с описанными арабским автором тремя днями пути, а это где-то 70 км с западного побережья до реки Дейма на востоке.

Карта расселения прусских племен, Самбия выделена коричневым цветом.


Огромную важность имеет упоминание правителя русов, а это каган (хакан), этот тюркский термин и позволяет считать раннее гос. образование русов каганатом. Подобный термин свидетельствует о какой-то культурной или политической близости между русами и тюрками, что характерно как раз для Пруссии, ибо там присутствие тюрок фиксируется и археологически, и по письменным источникам примерно с 7 века, это время существования Аварского каганата и его несомненного влияния на Южную Балтику.

И самое главное, на Самбии присутствовали и сами русы - различные выходцы из Скандинавии начинают проникать на полуостров с самого начала 9 века, здесь был основан достаточно крупный скандинавский центр Кауп.

Текст о русах из сочинения Гардизи "Зайн ал-ахбар"

"Что же касается русов, то есть остров, расположенный в море, и остров этот протяженностью три дня пути в длину и в ширину и весь покрыт лесом. Почва его такая влажная, что если поставить ногу, то она погрузится в землю по причине ее влажности. И есть у них царь, называемый хакан-е рус. Число жителей на этом острове 100 000. И эти люди постоянно нападают на кораблях на славян, захватывают славян, обращают в рабов, отводят в Хазаран и Балкар и там продают. И у них нет посевов и пашен. И они пользуются обычно славянскими посевами. И если рождается (у них) сын, извлекают меч, кладут возле него, и отец говорит: "У меня нет ни золота, ни серебра, ни скота (мал), чтобы оставить тебе в наследство. Вот твое наследство, сам себе (все) добудь мечом".

Гардизи в целом повторяет информацию Ибн Русте, но делает небольшое добавление о численности жителей Русского каганата, а их там якобы 100 тыс. Несомненно, это преувеличение, просто хронист хотел донести до своих читателей, что население "Острова" весьма значительно, что было характерно для Самбии с ее многочисленными прусскими городищами. Также Гардизи добавляет, что русы не занимаются земледелием у них "нет посевов и пашен". Скандинавы, действительно, преимущественно занимались торговлей и разбоем, в том числе и те, кто проживал в скандинавском Каупе в Самбии.



Текст о русах из сочинения Мухаммед ибн Ахмеда ибн Ийаса ал-Ханафи "Нашк ал-азхар фи гара 'иб ал-актар" (начало XVI в)

"Описание страны русов. Они большой народ из турок. Страна их граничит со славянами. Они (живут) на острове, окруженном озером, И он подобен крепости, защищающей их от врагов.

Текст о русах из анонимного сочинения "Моджмал ат-таварих" (1126 г.)

"Рассказывают также, что Рус и Хазар были от одной матери и отца. Затем Рус вырос и, так как не имел места, которое ему пришлось бы по душе, написал письмо Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться. Рус искал и нашел место себе. Остров не большой и не маленький, с болотистой почвой и гнилым воздухом; там он и обосновался."

Два отрывка, в которых опять отражается представление арабских авторов о том, что русы и тюрки (хазары) находятся в некоей близости - культурной или даже родственной. Интересно, что в "Моджмал ат-таварих" тюрки уже точно обозначаются как хазары, вполне возможно, что в 9 веке Пруссия действительно могла входить в сферу интересов именно Хазарского каганата, а не Аварского, как было раньше. Такое предположение делал известный российский археологи и историк, специалист по прусским древностям, В.И. Кулаков, он писал, что "на Самбию постоянно прибывали отдельные, правда, небольшие по численности, конные отряды тюрок Поволжья. Их функцией, возможно, являлась и охрана янтарных караванов, отправлявшихся из Прибалтики по Волжскому пути в страны далекого и сказочного Востока."
Вполне возможно, что "Остров русов" был дальней торговой факторией Хазарского каганата, где вместе с тюрками заправляли выходцы из Скандинавии, которые естественно стремились выйти из под опеки. Собственно, обретение самостоятельности русами на восточном торговом пути и стало началом уже именно русской государственности.

Ибн Русте «Книга драгоценных ожерелий»
"Есть у них знахари, из коих иные повелевают царю, как будто они начальники их (Русов). Случается, что приказывают они приносить жертву творцу их, что ни вздумается им: женщин, мужчин и лошадей, а уж когда приказывают знахари, не исполнить их приказание нельзя никоим образом. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему петлю на шею, навешает жертву на бревно и ждет, пока оно не задохнется, и говорит, что это жертва Богу."

Ибн Русте отмечал особенности управления на "острове русов" - Русский каганат был явно теократическим государством, где высшую власть имели жрецы, которые могли повелевать даже царю русов. Точно такая же теократия наблюдалась у пруссов, где верховную власть имел главный жрец - Криво Кривайтес. Правда, способ умерщвления жертв у русов отличался от прусского, знахарь русов предпочитал всех вешать (так было принято в Скандинавии), а пруссы свои жертвы богам сжигали на кострах.

Можно сделать предположение, что на Самбии правление осуществлялось в виде диархии (двоевластия) характерной для всех ранних каганатов в Восточной Европе. Легендарных правителей пруссов тоже было двое - Видевут и Брутен, один из которых имел функцию жреца.


В целом можно отметить, что территория прусской Самбии прекрасно подходит под описания Русского каганата. Здесь есть географические совпадения, здесь фиксируется отчетливое тюркское влияние, здесь существовало двоевластие и теократическое правление - все признаки, которые были свойственны Русскому каганату по описаниям арабских авторов.



Читайте также другие статьи посвященные истории ранних каганатов в Восточной Европе:
Про польских каганов, съеденных мышами
Про реальное язычество
Тюркские короли Балтики
«13 воин» - русские победители славян
О священных каганах Руси и Хазарии
Про то, как славяне создали всю европейскую рыцарскую конницу
На кого был похож князь Святослав - на болгарина или хазарина?
"Викинг" - фильм о кагане Владимире

Posts from This Journal by “Русский каганат” Tag

  • Хазарское солнце

    Интересный солярный символ хазарских каганов возможно может быть связан с прозвищем былинного русского князя Владимира Красное Солнышко, в котором…

  • Крещение гуннов

    Знаменитый рассказ армянского, вернее албанского, историка Мовсеса Каганкатваци о крещении части племен Хазарского каганата Дагестана в 7 веке. Это…

  • Ромува - языческий Ватикан

    Это рассказ о моем путешествии в самое загадочное место Калининградской области - в главное святилище пруссов, оно носило название Ромува, это была…


promo maximus101 february 7, 12:38 26
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

  • 1
Этническая принадлежность русов не вопрос личных предпочтений, вы их можете и китайцами считать, главное, кем их считает наука - общепринято, что русы это изначально преимущественно скандинавы. Ославяниться они могли только уже на территории Руси.

Главное то, кем они на самом деле были, а наука по разному считает и разные теории имеет. Вы норманистской придерживаетесь теории, а я славянской.

>>>а наука по разному считает и разные теории имеет.

Это ошибочное мнение, абсолютное большинство современных специалистов признает скандинавское происхождение русов. Сейчас в науке нет "славянской теории", она существовала в советское время по идеологическим причинам, и на данный момент полностью опровергнута. Сейчас "славянская теория"- это удел лишь немногочисленных маргиналов, которые активны лишь в интернете, в серьезных научных журналах их "труды" не публикуются.

Может быть я и не точно называю теорию славянской. Однако, что касается норманистской и современных ее течений, то рождена она была Миллером, Шлецером и Байером по заказу властных кругов и с тех пор превратилась в закосневшую догму, хотя большинство ее положений в разное время было опровергнуто разными видными и известными учеными. Можно Погодина, в частности привести, а что он в интернете активен не был, так потому что умер в 1875 году))

Может быть я и не точно называю теорию славянской. Однако, что касается норманистской и современных ее течений, то рождена она была Миллером, Шлецером и Байером по заказу властных кругов и с тех пор превратилась в закосневшую догму, хотя большинство ее положений в разное время было опровергнуто разными видными и известными учеными. Для начала можно Погодина привести, а что он в интернете активен не был, так потому что умер в 1875 году))

В том то и дело, что умер в 19 веке - современных специалистов, которые поддерживали бы "славянскую теорию" нет. Были подобные еще в СССР, но сейчас их не осталось, так как она полностью опровергнута. А старые ученые немцы оказались правы. Если бы норманнская теория была бы опровергнута, ее бы не поддерживали ученые всего мира в том числе и России. Наука не стоит на месте, поэтому важны только современные исследования.

Современные антинорманнисты тоже есть. Фроянов, например. Также могу назвать достаточно известного в языческих кругах Льва Прозорова. Ну я то его и лично хорошо знаю. Имя у него не столь громкое, и вообще многие его утверждения обоснованно ставят под сомнение, но вот то что он накопил огромную коллекцию подтверждающих славянскую теорию фактов, сомневаться не приходится, и проверить их легко.

Кстати, в вашем посте использована картина Рериха. На заднем плане изображена крепость. Так вот, во времена Рериха она была неизвестна, а сейчас ее раскопали. Именно там. Это Любша, славянская крепость 7 -го века. У неё каменный фундамент, кстати.

Не стоит буквально воспринимать весь бред, написанный в википедии:) Откуда известно, какие конкретно берега изображал Рерих? В статье из той же википедии о этой картине ничего подобного нет https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8
Каменная панцирная кладка Любши датируется примерно серединой 8 века и вполне может быть прусской по происхождению, пруссы любили валы своих крепостей камнем укреплять. В 7 веке в тех краях еще никаких славян не было.

Пруссы тех времён это тоже славяне, если чо.)) И весь север современной Германии и Польши исконно славянские земли, что видно из исторических названий топографии.

Не ожидал от вас, что вы будете использовать Википедию как первоисточник знаний. Занимались люди исследованием его творчества. Вплоть до того, что буруны у носа корабля возникают, когда он идет против течения.

Что-то я не помню, чтобы Фроянов считал русов славянами с Рюгена, не придумывайте - Рюрик у Фроянова однозначный скандинав.
Ну, а про "достаточно известного в языческих кругах Льва Прозорова" и говорить нечего) Только из одной формулировки ясно, что к науке сей гражданин отношения не имеет)

>>сомневаться не приходится, и проверить их легко.

В том то и дело, что проверить их легко) Поэтому никто и не сомневается во фричестве Прозорова)

О самом его творчестве разговор один, хотя там тоже не только фрики. А о его библиотеке фактов, так сказать, совершено другой. Не он их придумал, не он даже и обработал. Кстати, по образованию он действительно историк и исторические работы у него есть, только они не столь известны, так как историческое образование есть не у всех.

Edited at 2017-05-22 05:03 pm (UTC)

В той же википедии есть раздел по антинорманнистам. Можно привести ныне здравствующих доктора исторических наук А.Н. Сахарова, историка С.Э Цветкова, генетика А.А. Клёсова, историка-картографа А.А. Астайкина. Ну и не сошелся на википедии свет клином, есть ведь и менее известные специалисты, туда не попавшие.

Сахарову - 86 лет, Цветков не историк, а писатель, Клесов - химик, а не генетик по образованию - один из самых известных фриков, его "генетические" работы не имеют научного признания, Астайкин непонятно кто и непонятно каким образом он антинорманист.
А те, кто считают русов норманнами - все остальные ученые В МИРЕ:)))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account