Previous Entry Share Next Entry
Про польских каганов, съеденных мышами
maximus101
Несмотря на то, что ранняя история Польши восстанавливается с большим трудом из-за немногочисленности письменных источников и удаленности ее территории от центров всех цивилизаций, кое-какие крохи информации о сложении польской государственности собрать можно. Наиболее информативна здесь "Великая польская хроника", она была создана примерно в 13 веке.
В ней есть интересное описание одного из легендарных правителей Польши короля Попеля (в хронике он назван Помпилиушем) Установить время его правления можно лишь приблизительно, это примерно 7-9 вв., тем более это скорее всего собирательный персонаж. В это время территория всей Центральной Европы находилась под влиянием Аварского каганата, кочевники авары даже контролировали берег Южной Балтики. Естественно, это тюркское влияние не могло не отразится на образах властителей славянских племен на территории будущей Польши.

На фото, знаменитый курган Крака, что на окраине Кракова. До сих пор нет единого мнения о том, для чего он был насыпан, курган имеет сложное внутреннее строение, для его возведения использовался камень и деревянные конструкции. Во время археологических раскопок в основании кургана были найдены предметы аварского типа, а в верхних слоях нашли динар чешского князя Болеслова II (10 века), что подразумевает возведение кургана в интервале 6-9 вв., это время активного аварского присутствия в Польше. Погребений в кургане не нашли, вполне возможно это кенотаф (символический мавзолей), такое явление часто встречалось в тюркском мире, само тело могли захоронить или кремировать отдельно от поминального монумента, тюркам были свойственны "тайные" захоронения их правителей.


Итак, что мы знаем о польском князе Попеле?

"Великая польская хроника"
О Помпилиуше втором
"Этот Помпилиуш был человеком в высшей степени бесчестным. В самом деле, он больше стремился водить с девушками хороводы, нежели вести войны, и вследствие безудержного стремления к постыдной роскоши и из-за лености стал нерадивым, в бегстве был первым, в сражениях — последним, участвовал во всех непристойных начинаниях, деспотически относился к братьям своего отца, а они проявляли ему вернейшее послушание.

По навету своей бесстыдной жены на их приветливость отвечал ненавистью, на дружбу — интригами, на уважение — жестокостью. Делая вид, что слабеет и чувствует приближение смерти, он созывает своих дядьев, смягчает их сердца сладкими речами; покоясь на ложе в притворном недомогании, заявляет, что нет у него сил далее жить, убеждает и просит, чтобы они обсудили, кто будет ему наследовать. В конце концов, прощаясь с ними, безжалостно умерщвляет их питьем, поданным его женой.

Этот, скорее тиран, нежели король, приказывает, чтобы тела их оставались непогребенными, якобы они убиты по божественной воле. Этот отвратительный Помпилиуш получил прозвище «Хотышко» (Chosziszco), так как на голове у него было немного длинных волос. Именно «Хотышко» означает «метелка», отсюда уменьшительное название «маленькая метелка».

Но преступление, совершенное им по отношению к дядьям, не осталось неотомщенным: ведь вследствие гниения трупов отравленных им дядьев, непогребенных по его приказанию, появились огромной величины мыши, которые напали на вышеупомянутого Помпилиуша. И нельзя было спасти его от них ни огнем, ни мечом, ни палками, и они, преследуя, стали его кусать. Наконец, он вместе с женой и двумя сыновьями бежал в какую-то высоченную башню, находившуюся в крепости Крушвице, и там, изгрызенный мышами, закончил свой последний день."

Князь Попель в своей башне.


Несмотря на легендарность всей информации о князе Попеле определенные выводы об этом персонаже из истории ранней Польши сделать можно. Хронист рисует нам образ явно отрицательный, тем не менее Хотышко являлся властителем местных славянских племен, причем властителем деспотическим, в хронике он стремится к единоличной власти, убивая своих родственников. Такая ненависть хрониста может быть вызвана инородческим происхождением Попеля, тем более ему далее в хронике противопоставляется Пяст - основатель известной польской династии, чье имя стало нарицательным и стало обозначать поляка "вообще". Хотя есть предположения, что Пяст мог выполнять функции мажордома (шад, бек у хазар) при "ленивом короле" (кагане) Попеле. Возможно, Пяст, действительно, был выходцем из местных полян. Не исключено, что Попел - это обобщенный образ аварского кагана, который контролировал территорию Польши в 7-8 вв.

Попель имеет на голове некий длинный клок волос, за что его и прозвали - "хотышко" (метелка), здесь можно вспомнить прическу русского князя Святослава, это явное тюркское влияние, о котором я писал ранее. Попель ведет праздный образ жизни, "водит с девушками хороводы", подобное времяпровождение  было характерно для хазарских каганов и правителей русов по арабским хроникам.

Заканчивает свою жизнь он очень плохо, его съедают мыши в высокой башне. Так как мы предполагаем, что Попел мог быть пришельцем в Польше, можно допустить, что поедание мышами - это описание реального погребального обряда, распространенного в Средней Азии и степи, именно из этих мест пришли в Европу кочевники авары. Поедание трупов собаками и птицами сохранилось в Монголии вплоть до наших дней, естественно, что подобные животные утилизаторы отсутствовали массово в польских лесах, поэтому вполне логично, что Хотышко и его семью съели в итоге местные грызуны.

В хронике присутствует информация о том, что Попел запрещает погребать (или кремировать) тела его родственников - "этот скорее тиран, нежели король, приказывает, чтобы тела их оставались непогребенными, якобы они убиты по божественной воле." Для местных жителей, это действительно, очень странное поведение, ведь кремация у ранних славян - основа погребального обряда, должно быть местные испытывали ужас и отвращение от подобных похорон пришлых кочевников, которые видимо практиковали выставление трупов. Для выставлений мертвых могли использовать башни, как это было принято в Центральной Азии (Башни молчания). Не зря "Великая польская хроника" подчеркивает, что смерть Попеля и его семьи произошла в высокой башне.

Ахмед ибн-Фадлан писал об отношении русов к простому погребению в земле: "...вы берете самого любимого вами из людей и самого уважаемого вами и оставляете его в прахе, и едят его насекомые и черви, а мы сжигаем его во мгновение ока, так что он немедленно и тотчас входит в рай."

Нужно отметить, что далеко не всегда русы кремировали своих умерших, известны и погребения в склепах и курганах без сожжения. Также как и аварам не был однозначно присущ обряд выставления трупов, наоборот, они чаще хоронили своих воинов в земле вместе с их лошадьми. Но нам неизвестно какие племена входили в состав аварского войска, достоверно только то, что все они пришли из Центральной Азии. Вполне возможно, что в составе аварской орды могли присутствовать и зороастрийцы, те, кто практиковал обряд выставления трупов. Археологически подобные захоронения выявить практически нельзя, это, кстати, может быть одним из объяснений, почему в кургане Крака так и не нашли погребений.

Курган Ванды - еще одно земляное сооружение в польском Кракове о котором тоже ничего неизвестно. Предположительно, этот курган датируется также аварским временем 7-8 вв.


Тот же Ахмед ибн-Фадлан писал о кагане русов в 921—922 гг.
«Один из обычаев царя русов тот, что вместе с ним в его очень высоком замке постоянно находятся четыреста мужей из числа богатырей, его сподвижников, причем находящиеся у него надежные люди из их числа умирают при его смерти и бывают убиты из-за него. С каждым из них [имеется] девушка, которая служит ему, моет ему голову и приготовляет ему то, что он ест и пьет, и другая девушка, [которой] он пользуется как наложницей в присутствии царя. Эти четыреста [мужей] сидят, а ночью спят у подножия его ложа. А ложе его огромно и инкрустировано драгоценными самоцветами. И с ним сидят на этом ложе сорок девушек для его постели. Иногда он пользуется как наложницей одной из них в присутствии своих сподвижников, о которых мы [выше] упомянули. И этот поступок они не считают постыдным.

И он не имеет никакого другого дела, кроме как сочетаться [с девушками], пить и предаваться развлечениям. У него есть заместитель, который командует войсками, нападает на врагов и замещает его у его подданных».

Как можно заметить, образ жизни короля Попеля похож на описание быта русского и хазарского каганов. Интересно присутствие в обоих хрониках сюжета с высокой башней - правитель русов живет в такой башне (замке), а король Попел спасается там от мышей. Так же в легендах может фигурировать некий остров, где находится эта башня. В старейшей польской хронике Галла Анонима остров короля Попеля упоминается специально, в "Великой польской хронике" башня короля находится в его дворце в Крушвице.

ГАЛЛ АНОНИМ
ХРОНИКА И ДЕЯНИЯ КНЯЗЕЙ ИЛИ ПРАВИТЕЛЕЙ ПОЛЬСКИХ
Глубокие старцы даже рассказывают, что этого самого Попеля, изгнанного из княжества, до такой степени преследовали мыши, что его сторонники отправили его на остров и поместили там в деревянной башне, где он долго оборонялся от этих отвратительных зверьков, последовавших за ним на остров. И, наконец, покинутый всеми из-за зловония, исходившего от убитых мышей, искусанный ими, он умер позорной смертью.

Остров князя Попеля перекликается с описанием знаменитого острова русов - столицы Русского каганата. Именно на острове находится "высокий замок" кагана русов.

Мухаммед ибн Ахмеда ибн Ийаса ал-Ханафи "Нашк ал-азхар фи гара 'иб ал-актар"
"Описание страны русов. Они большой народ из турок. Страна их граничит со славянами. Они (живут) на острове, окруженном озером, И он подобен крепости, защищающей их от врагов. И привозят от них желтую медь в Индию и Китай. Есть у них царь, сидящий на золотом троне. Окружают его сорок невольниц с золотыми и серебряными кадилами в руках и окуривают его благовонными парами."

Текст о кагане русов из сочинения Гардизи "Зайн ал-ахбар"
"Что же касается русов, то есть остров, расположенный в море, и остров этот протяженностью три дня пути в длину и в ширину и весь покрыт лесом. Почва его такая влажная, что если поставить ногу, то она погрузится в землю по причине ее влажности. И есть у них царь, называемый хакан-е рус."

Слева, польская марка с королем Попелем. Справа, поедаемый мышами епископ Гаттон.


Сам по себе сюжет о поедании мышами был чрезвычайно распространен в Европе, существуют десяток рассказов о купцах, рыцарях, епископах съеденных таким образом, и как правило их поедание происходило в отдельно стоящих башнях. Например, "Мышиная башня" и сейчас существует в Германии на Рейне, в ней якобы мыши загрызли епископа Гаттона II в 10 веке, хотя саму башню построили естественно много позже.

Епископ Гаттон пытается спастись от мышей в башне на острове.


Подобная распространенность сюжета может иметь и специальное объяснение. В народных преданиях мыши, как правило, едят различных высокопоставленных персонажей в голодные времена, когда население страдает от неурожаев. Вполне возможно это отголосок реальных человеческих жертвоприношений, существовавших в ранее средневековье. И возможно, польский король Попел мог стать жертвой подобного "голодного" обряда, так как не справился со своими обязанностями.

Ведь "священный царь" - каган у хазар, а также скорее всего каган авар и русов  нес ответственность за урожайность своей подвластной территории. Именно каган (или конунг у германцев скандинавов) своей жизненной силой способствовал процветанию земли, поэтому ценились только молодые и сильные правители, если каган жил более 40 лет, его убивали и выбирали нового. Если царство постигали какие-то несчастья, "священного царя" могли убить и раньше срока.

Гравюра изображающая "приключения" епископа Гаттона - сначала он приносит бедствия своей пастве во время голода, потом спасается в башню на острове, где его съедают мыши.


Рассказ Масуди о том, как жители Хазарского каганата пытались убить своего кагана:
Аль-Масуди "Мурудж ад-Дзахаб" (“Россыпи золота”),
"Когда Хазарское царство постигнет голод или другое какое-нибудь бедствие, или когда против него обернется война с другим народом, или какое-нибудь несчастье неожиданно обрушится на страну, знатные люди и простой народ идут толпой к царю (малику) и говорят: “Мы рассмотрели приметы этого хакана и дней его, и мы считаем их зловещими. Так убей же его или передай нам, чтобы мы его убили ”.

В скандинавских сагах "провинившихся" конунгов сжигали.  Легендарных основателей "священного царства" в Пруссии - Видевута и Брутена тоже сожгли, правда, считается, что сгорели они самостоятельно, хотя по факту они повторили судьбу всех священных каганов - ушли из жизни в конце отведенного им для царствования срока.

"Круг земной. Сага об Инглингах"
"Случился неурожай, и начался голод. Люди сочли, что виноват в этом конунг, ибо шведы обычно считают, что конунг - причина как урожая, так и неурожая. Олав конунг пренебрегал жертвоприношениями. Это не нравилось шведам, и они считали, что отсюда и неурожай. Они собрали войско, отправились в поход против Олава конунга, окружили его дом и сожгли его в доме, отдавая его Одину и принося его в жертву за урожай. Это было у Венира озера."

При этом допускалось и умерщвление человека какими-то мелкими тварями (по аналогии с мышами), здесь можно вспомнить казнь знаменитого конунга Рагнара Лодброка, которого бросили в яму со змеями.


Читайте также другие статьи посвященные истории ранних каганатов в Восточной Европе:
Про реальное язычество
Тюркские короли Балтики
«13 воин» - русские победители славян
О священных каганах Руси и Хазарии
О том, как славяне штурмовали города
Про то, как славяне создали всю европейскую рыцарскую конницу
На кого был похож князь Святослав - на болгарина или хазарина?
"Викинг" - фильм о кагане Владимире

Posts from This Journal by “Русский каганат” Tag

  • Крещение гуннов

    Знаменитый рассказ армянского, вернее албанского, историка Мовсеса Каганкатваци о крещении части племен Хазарского каганата Дагестана в 7 веке. Это…

  • Ромува - языческий Ватикан

    Это рассказ о моем путешествии в самое загадочное место Калининградской области - в главное святилище пруссов, оно носило название Ромува, это была…

  • Русский каганат в Пруссии

    На данный момент сложно определить местоположение легендарного "острова русов" - центра Русского каганата. На его роль претендуют обширные…


promo maximus101 february 7, 12:38 26
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

  • 1
Это баллада Роберта Саути "Суд божий над епископом" в переводе В.А. Жуковского, которая издавалась и отдельно детской книжкой. Вообще сюжет о высоком должностном лице, съеденном мышами за свои злодеяния (причём именно в живом виде) - бродячий фольклорный, так что усматривать тут какие-то реальные следы обряда погребения - неоправданно. Версию, в которой фигурирует Хотышко, не слышала, спасибо, ещё одно пополнение в копилку бытования сюжета. Видимо, один из самых ранних примеров.

Так если один из самых ранних примеров, усматривать следы каких-то обрядов как раз оправданно?) На чем-то ведь основан фольклор. Из живого состояние в неживое достаточно быстро можно перейти, если тело долго не разлагается, оно может казаться живым. Но тут обряд погребения основан не только на мышах, интересно утверждение, что Хотышко запретил погребать своих дядьев, а мыши появились лишь потом, возможно это два сюжета в одном.

Над Фрэзером с его попытками усмотреть в фольклоре следы реальных обрядов уже давно ржут все фольклористы мира. И вообще обрядовая теория была сто лет назад, с тех пор этнография несколько продвинулась.
Фольклор - это НЕ искажённая информация о реальных фактах. Это способ трансляции этических ценностей. Легенды и былички, как правило, служат назиданием, как себя не надо вести. Кого-то русалки защекотали потому, что работал в поле в неположенное время, кого-то мыши сожрали за то, что с подчинёнными плохо обошёлся. Такое наказание со стороны высших сил. Интересно, как сюжеты со временем меняются и шлифуются: вместо князя стал епископ. Потому что князь мог быть и язычником, и вообще миряне - люди морально нестойкие, а епископа положение обязывает вести себя по-христиански, он же ведёт себя демонстративно не по-христиански - ну, и огребает по полной от высших сил.

Я не знаю, кто смеется над Фрэзером, однако ссылки на его "священное царство" присутсвуют у всех крупнейших специалистов, которые занимаются историей ранней Руси и каганатов.

>>>Фольклор - это НЕ искажённая информация о реальных фактах. Это способ трансляции этических ценностей.

Это более чем странное утверждение, потому как фольклор может как транслировать этические ценности, так и нести информацию о реальных фактах.
Фольклором по сути является вся устно передаваемая историческая информация от индийских вед до скандинавских саг. Вы фактически отрицаете здесь всю реальную фактологию в этих эпических сказаниях.

При том что князь со временем превращается в епископа, суть повествования не меняется, просто одно высшее "должностное лицо" меняется на другое более понятное для данного времени и местности, епископ - крупный церковный феодал. Христианская идеология присутствует и в Великой польской хронике, ведь ее писали монахи. И в более поздних подобных сюжетах присутсвуют не только епископы, но и любые лица с высоким статусом.

Вот именно, что специалисты по истории (истории, Карл!) не в курсе, что делается в фольклористике за последние 100 лет. Отсылаю хотя бы к сайту www.ruthenia.ru и трудам С.Ю. Неклюдова (который, кстати, именно тюркским фольклором занимается). Извините, тема слишком объёмная, чтобы рассказать в двух словах. Просто есть такая реальная проблема - специалисты в одних областях плохо представляют, что делается в других, и оперируют гипотезами, которые уже несколько поколений назад как устарели. Прошу не обижаться. Мне самой было неприятно узнать от специалистов, что в смежных областях меня учили не тому. С тех пор стараюсь, если залезаю в смежную область, узнать современное состояние науки в этой сфере, а не ссылки из третьих рук.

Так мне то на что тут обижаться) Вы ведь тут ставите под вопрос не мою компетенцию, а крупнейших специалистов по истории, востоковедению, которые занимались тем же Хазарским каганатом, это Артамонов, Новосельцев, Петрухин и т.д., в сущности всех, кто занимался этой темой, они все на Фрэзера ссылались и ссылаются. А я то среди этих имен вообще человек маленький) А про всякие Илиады и прочие Махабхараты, которые тоже по сути фольклор, в связи с Вашим утверждением даже помыслить страшно.

Мне главное тут Вас не обидеть случайно) Понимаете, сейчас развелось множество разных точных наук, раньше вот математика одна была, а теперь лингвистика точная наука, генетика, прости Господи, точная наука, и вот Вы уже близки к тому, чтобы заявить, что и фольклористика тоже точная наука - и куда бедному крестьянину податься)
Я просто хочу сказать, что мы тут прежде всего обсуждаем историческую проблему, поэтому главной тут будет история как комплексная наука, а все остальные "точные" будут только вспомогательными дисциплинами. Поэтому историк конечно будет учитывать мнения разных узких специалистов, но решать в итоге все будет сам.

Например, влияние иранской погребальной обрядности в южной Балтике я смогу раскрыть и без этих эпизодов из польской хроники. Выставление трупов в соответствующее время фиксировал Кулаков у пруссов, пусть и в ничтожных количествах, но подобные погребения вообще сложно фиксируются археологическими методами. Сомневаться в наличии зороастрийцев среди авар не приходится, ибо пришли они из Центральной Азии, где в степях выставление трупов присутствовало широко. Поэтому при желании можно легко и без мышей обойтись)

А фольклористика уже почти точная наука. Над этим усиленно работает Юрий Евгеньевич Берёзкин. И результаты потрясающие.
Никто не говорит, что в фольклоре НЕ МОЖЕТ отражаться историческая действительность. Попал же в былины князь Владимир. Но в каком виде! В компашке с Ильёй Муромцем, который жил на 200 лет позже. А уж что сделали с походом Карла Великого в "Песни о Роланде", вообще цирк. Речь шла о том, что фольклор не ставит цели передавать исторические сведения, и усматривать во всех фольклорных сюжетах отражение реальности - наивно.
Что касается самых крупных специалистов, увы, даже крупные специалисты в своей сфере в 90% случаев ни бум-бум в смежных сферах. Такие универсалы, как Л.С. Клейн - исключение (надо сказать, что интерпретации у Клейна бывают странные, но в невежестве по части смежных дисциплин его упрекнуть нельзя).
Насчёт археологии иранской погребальной обрядности Вы, конечно, правы. Здесь можно обойтись безо всяких легенд о мышах (и нужно, я бы сказала).

>>>А фольклористика уже почти точная наука

Я ведь в этом и не сомневался)

>>>Никто не говорит, что в фольклоре НЕ МОЖЕТ отражаться историческая действительность.

Заметьте, что позиция у Вас уже несколько смягчилась)

>>>Здесь можно обойтись безо всяких легенд о мышах (и нужно, я бы сказала).

Жалко, что у Вас тут мало конкретики, в сущности ее и нет вовсе. Несмотря на всю "точность" фольклористики не очень понятно, почему все же нужно обходится без мышей. Тут ведь еще момент, который я отметил и в статье и в комментариях - Хотышко запретил погребать своих родственников еще до появления каких-либо мышей, мыши здесь это уже вторичный сюжет. Фактически, по хронике не погребались ни все дальние родственники Хотышко, ни он сам, ни члены его семьи.

Моя позиция не "смягчалась", а оставалась той же самой: 1) в некоторой части фольклора может отражаться историческая действительность; 2) из этого никак не следует, что ВСЕ детали фольклорных сюжетов имеют историческую основу и могут использоваться как свидетельства о реальных фактах только потому, что "нам кажется, что похоже". Классический закон формальной логики: из того, что некоторые млекопитающие - работники ЦРУ (так как люди входят в класс Mammalia), не следует, что каждая белочка на дереве - переодетый Джеймс Бонд.
Что касается конкретики, она простая. Либо мы интерпретируем хроники и археологические данные в рамках сугубо исторических наук, либо, если мы хотим привлечь фольклористику, нужно ознакомиться с современным состоянием знания в этой области. Не обязательно читать всю теорию фольклора за весь 20-й век, достаточно погуглить, что современная фольклористика пишет про данный конкретный сюжет (например, о мышах).
Ну вот простая конкретика: если бы лингвист или литературовед, влезая в область истории, ссылался бы на Карамзина как на последнее слово исторической науки, вы бы, историки, его канделябрами побили. И были бы правы. Примерно такое впечатление производит, когда историки на Фрэзера ссылаются. Можно ещё на Энгельса с Лениным сослаться, их тоже ведь цитировали оооочень крупные специалисты.

  • 1
?

Log in