Previous Entry Share Next Entry
«13 воин» - русские победители славян
maximus101
Давно я хотел написать про этот фильм - знаменитый "13 воин", снятый по роману Майкла Крайтона "Пожиратели мертвых", с Антонио Бандерасом в роли Ахмеда Ибн Фадлана. Наверно, это самый загадочный и провальный исторический голливудский фильм последних лет.

При этом фильм снят по реальным историческим источникам - "Рисале" Ахмеда Ибн Фадлана и эпосу 7-8 вв. "Беовульф". Так как сценарий фильма эпический во всех смыслах его создатели не стали пытаться воспроизводить раннее средневековье во всех деталях, но дух этих героических времен передали прекрасно, а главное, парадоксальным образом точно изобразили противостояние балто-славянских племен и русов-скандинавов.

Судя по комментариям к фильму, эта война вендов-вендолов с русами так и не была осознана многочисленными зрителями, ибо в первобытных вендах видели кого-угодно - неандертальцев, финно-угров, татар, но только не славян, хотя по всем признакам это были именно они. Несомненно Майкл Крайтон и создатели фильма переборщили с демонизацией жителей Южной Балтики, но зато они продемонстрировали впечатляющие сцены конных атак балтов. Ибо почти все балты были воинами всадниками, несколько сотен лет тюркского (аварского) владычества в Центральной Европе не прошли бесследно. О том, как авары создали конницу у балтийских народов я специально писал ранее.




ГЕРБОРД "БИОГРАФИЯ ОТТОНА, ЕПИСКОПА БАМБЕРГСКОГО"
«В Поморье ...силе и могуществу знатных людей и военачальников мерилом принимается число коней. Силен, говорят, и богат, и могуществен тот, кто может содержать столько-то и столько-то коней, и, таким образом, услышав число коней, знают о числе дружинников, потому что на Поморье дружинник не имеет никогда более одного коня. А в этой стране лошади велики и крепки...»

Матвей Стрыйковский
Хроника польская, литовская и жмудская
О том, как выглядели ранние литовцы:
«Вместо доспехов и панцирей (ибо в то время жмудины еще не знали такого снаряжения) все рыцари были одни в зубровых, другие в лосиных, медвежьих и волчьих шкурах, хотя и не все их носили. Оружие простой лук, сабля разве что у гетмана, копье, обожженная дубина, крученая праща, седла из дуба без обивки, мунштуки из лыка и прочее снаряжение, такое, какое в те годы давали грубому и лесному народу».

ГЕНРИХ ЛАТВИЙСКИЙ
ХРОНИКА ЛИВОНИИ
«Узнав об этом, литовцы окружили их со всех сторон на своих быстрых конях; по своему обыкновению стали носиться кругом то справа, то слева, то убегая, то догоняя, и множество людей ранили, бросая копья и дубины».

Вульфстан "Орозий короля Альфреда"
О короле пруссов
«Король и богатые люди пьют кобылье молоко, а бедные и рабы пьют мёд. И много войн бывает у них; и не употребляется пиво среди эстиев, но мёду там достаточно».

О скачках на похоронах знатного прусса:
«Затем собираются все мужчины, имеющие наиболее быстрых лошадей в стране, примерно на расстоянии пяти или шести миль от того имущества.

Затем мчатся они все к имуществу; и тот человек, который имеет быстрейшую лошадь, приходит к первой и крупнейшей части, и так один за другим, пока всё не будет взято; и наименьшую долю берёт тот, кто достигает ближайшей к селению части имущества. И затем каждый едет своей дорогой с имуществом, и принадлежит оно им полностью; и потому там быстрые лошади чрезвычайно дороги».

ХРИСТБУРГСКИЙ (КИШПОРКСКИЙ) ДОГОВОР 1249 г.
О похоронах пруссов
«..и вот подняв к небу глаза они восклицают, ложно утверждая, что они видят предлежащего мертвеца, летящего среди неба на коне, украшенного блистающим оружием, несущего в руке сокола, с большой свитой направляющегося в другой мир»



Ибрагим ибн Якуб (через ал-Бакри)
О славянах ободритах
«Страна Накуна граничит на западе с Саксонией и частично с Мерманами. Его [Накуна] страна обильна дешевыми лошадьми, так что их оттуда экспортируют. Они полностью снаряжены оружием, а именно панцирями, шлемами и мечами».

АДАМ БРЕМЕНСКИЙ
ДЕЯНИЯ ГАМБУРГСКИХ АРХИЕПИСКОПОВ 1070 г.
О куршах в Литве
«В глубине [моря] есть и другие, подчиняющиеся власти шведов (Sueones), наибольшим из которых является тот, что зовется Курланд (Churland), имеющий восемь дней пути. Все избегают [тамошнего] народа (куршей), исключительно свирепого вследствие безудержного идолопоклонства. Там множество золота, прекрасные кони; волхвы, гадатели и некроманты там в каждом доме, а одеты они в монашеские одежды»
.
АДАМ БРЕМЕНСКИЙ
ДЕЯНИЯ ГАМБУРГСКИХ АРХИЕПИСКОПОВ 1070 г.
О пруссах
«Пищей им служит мясо вьючных животных, молоко и кровь которых они пьют, так что, говорят, даже пьянеют. Это — люди воскового цвета (cerulei), краснолицые, длинноволосые. [Огражденные] непроходимыми болотами, они не терпят над собой ничьего господства».

Саксон Грамматик "Деяния данов"
Описание культа коня Святовита в Арконе:
«…Кроме того, он имел особого коня белой масти, у которого вырвать волосок из гривы или хвоста считалось нечестием. За ним одному жрецу позволялось ухаживать и садиться на него, дабы употребление священного животного не было слишком частым и унизительным. На этом коне, по мнению руян, Святовит — таково было имя изваяния — воевал против врагов своей святыни. Главным доводом этого считалось, что, находясь ночью в стойле, он оказывался покрыт грязью и потом так, словно в скачке преодолел пространство долгих путей»

ГЕРБОРД "БИОГРАФИЯ ОТТОНА, ЕПИСКОПА БАМБЕРГСКОГО"
О культе коня бога Триглава в Щецине
«Имели также коня удивительной величины, тучного, вороной масти и весьма горячего. Он весь год отдыхал и был столь священен, что никто не смел на него сесть; имел также старательнейшего хранителя в лице одного из четырех жрецов храмов».

Несмотря на то, что венды-венделы-вендолы в фильме похожи на каких-то индейцев, их внешний вид и поведение как ни странно согласуются с историческими источниками. Балты, действительно, могли быть одеты только в звериный шкуры, боевая раскраска и татуировки были известны по всей Европе. Само явление воина-зверя - берсерка, волкодлака также известно по письменным источникам.



Сага о Велсунгах
«Сигмунд с сыном залезли в шкуры, а вылезть не могли, и осталась при них волчья природа, и заговорили по-волчьи: оба изменили говор. Вот пустились они по лесам, и каждый пошел своей дорогой. И положили они меж собой уговор нападать, если будет до семи человек, но не более; и тот пусть крикнет по-волчьи, кто первый вступит в бой».

Особенно много волкодлаков и прочих воинов-зверей наблюдалось именно у балтийских народов. Связано это было с очень долгим сохранением язычества на юге Балтики.
Шведский хронист Олав Магнус (1490—1557 гг.) считал, что это явление очень характерно для жителей Пруссии, Ливонии и Литвы.

Олав Магнус "История северных народов"
«Между Литвой, Жемайтией и Курляндией  есть стена в руинах старого замка, где раз в год собираются несколько тысяч волкодлаков и проверяют свою ловкость, прыгая через эту стену. Тех, которые не могут перепрыгнуть через эту стену, как это бывает с ожиревши, командиры бьют кнутами. …в их числе есть и немало дворян».

«тот класс волков, которым на самом деле являются люди, превращенные в волка – класс, о котором Плиний с убеждением пишет, что это придуманные сказочные существа, по моему убеждению, еще по сей день в большом количестве встречается в северных странах… ночью на Рождество в условном месте собирается множество волков, в которых превратились люди из разных волостей, и той же ночью с ужасной свирепостью они нападают как на людей, так и на скот… Они вламываются в пивные погреба, выпивют несколько бочек пива, а пустые складывают одна на другую в середине зала: в этом они отличаются от настоящих волков».



Мои статьи посвященные этой теме:
Тюркские короли Балтики
О священных каганах Руси и Хазарии
О том, как славяне штурмовали города
Про то, как славяне создали всю европейскую рыцарскую конницу
На кого был похож князь Святослав - на болгарина или хазарина?
"Викинг" - фильм о кагане Владимире

Posts from This Journal by “Русский каганат” Tag

  • Хазарское солнце

    Интересный солярный символ хазарских каганов возможно может быть связан с прозвищем былинного русского князя Владимира Красное Солнышко, в котором…

  • Крещение гуннов

    Знаменитый рассказ армянского, вернее албанского, историка Мовсеса Каганкатваци о крещении части племен Хазарского каганата Дагестана в 7 веке. Это…

  • Ромува - языческий Ватикан

    Это рассказ о моем путешествии в самое загадочное место Калининградской области - в главное святилище пруссов, оно носило название Ромува, это была…


promo maximus101 february 7, 12:38 26
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

  • 1
настой из мухомора вызывает сильнейший снотворный эффект, а вовсе не бешенство. трупоедение и культы с жуткими обрядами встречались по всей Европе. шкуры животных конные поляки, литовцы и венгры использовали даже и в гораздо более поздние времена, шкура носилась как плащ и конники выглядели весьма зверообразно. эта традиция была очень крепка и сохранялась долго. всё это первоначально было больше всего похоже на образы конных американских индейцев, простое оружие и боевая раскраска. есть версия, что у польских латных гусар имитация лебединых крыльев за спиной это поздние отголоски образа воина конника из этих мест, вероятно приделывали всадники подобную конструкцию из перьев ещё с незапамятных времён. были и головные уборы с рогами, сейчас их ошибочно приписывают викингам глупо приделывая их к гораздо более поздним шлемам.



Edited at 2017-04-15 03:56 am (UTC)

И все таки польский гусар в плаще из шкуры как то сильно отличается от дикаря с волчьим черепом на голове с огромной сучковатой дубиной со вставленным камнем, не так ли?
В фильме у дикарей нет даже захудалых горшков, телег и ножей.
Только черепа, пещеры, дубины и камни - только хардкор. И типа живут рядом с нормальными людьми, и нападают на них.
Дело не в шкурах. Шкура за неимением кольчуги - тоже защита. Но тамошние дикари изображены настоящими дикарями.

дубинка конника была без камня, это было что-то вроде биты с длинной рукоятью, в степях Средней Азии нечто подобное, именно как оружие всадника, дожило до ХХ века. автор фильма как и положено сгустил для зрелищности краски, но в то время это были действительно натуральные дикари. именно в шкурах, боевой раскраске с дубинами и копьями которые грабят и убивают всех кого могут, это было похоже на нечто среднее между группой байкеров и гопников только на конях вместо мотоциклов.

кстати, подобный фильм можно снять и как взгляд с противоположной стороны, вроде фильмов про героическую борьбу индейцев с колонистами. выставить вот этих ребят в шкурах в позитивном и героическом образе, а их противников в негативном, негативного и жуткого тогда там было очень много.

Автор прилично сгустил краски.
И мне не нравится именно однородность нападающих. Нет там чуваков в кольчугах, или шлемах или с топором, или с саблей, или со щитами, или лучников. Только дубинки, только черепа.
А сцена в пещере? Намеренно показали самую низкую ступень развития.
Как то ассоциировать их славянами или балтами совершенно некорректно. Даже если бы это была героическая борьба с колонистами.
Славяне всегда были соседями с германцами и кельтами. И с балтами тоже. У них общее происхождение, и они жили в одной природной зоне и контактировали до степени смешивания.
Такого контраста не могло быть точно.

некоторые германские и кельтские племена сами по себе были весьма дикие. а среди балто-славян встречались вообще одни из самых дикарских племён в тех краях, как раз на уровне близком к показанному в фильме. и это контактирование до степени смешения было часто весьма жестоким.

Славяне были земледельцами. Нет?

балто-славяне занимали огромную территорию, среди них были и земледельческие племена, но не все.

Мы в школе учили,как славяне колонизировали территории на востоке.
Двигаясь вдоль берегов рек, они основывали поселения (полуземлянки как правило), расчищали от леса место под пашню, и жили, пока не истощится почва. После чего переходили на новое место. На этих местах проживало финно-угорское население, но их поселения были редки, и занимались они преимущественно охотой и собирательством. Также известно об одежде: холщовые рубахи, не так ли?
А теперь сравним с молодцами из фильма...
При этом, лингвисты говорят о бывшем не так давно славянском единстве, возможно на рубеже эры. То есть это был один народ, и образ жизни скорее всего сохранился и в последующее время.
Ну это мои общие рассуждения.
Если у вас есть больше информации, дайте наводку )) Особенно по части дикости) Аж интересно почитать.

а чем источники автора поста не подходят? да, ребята из данного текста немного из другого "муравейника" чем те которые в холщовых рубахах и с переходами с места на место за землицей, но почему мы должны считать, что там были только исключительно и поголовно земледельцы?

Теоретически такие ребята могут быть. Но не верится. Уж больно дикие.
Тут речь шла о "Беовульфе", так что скорее всего эти дикари такое же фэнтези, как чудовища и великаны.

местами встречались и такие.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account