Previous Entry Share Next Entry
«13 воин» - русские победители славян
maximus101
Давно я хотел написать про этот фильм - знаменитый "13 воин", снятый по роману Майкла Крайтона "Пожиратели мертвых", с Антонио Бандерасом в роли Ахмеда Ибн Фадлана. Наверно, это самый загадочный и провальный исторический голливудский фильм последних лет.

При этом фильм снят по реальным историческим источникам - "Рисале" Ахмеда Ибн Фадлана и эпосу 7-8 вв. "Беовульф". Так как сценарий фильма эпический во всех смыслах его создатели не стали пытаться воспроизводить раннее средневековье во всех деталях, но дух этих героических времен передали прекрасно, а главное, парадоксальным образом точно изобразили противостояние балто-славянских племен и русов-скандинавов.

Судя по комментариям к фильму, эта война вендов-вендолов с русами так и не была осознана многочисленными зрителями, ибо в первобытных вендах видели кого-угодно - неандертальцев, финно-угров, татар, но только не славян, хотя по всем признакам это были именно они. Несомненно Майкл Крайтон и создатели фильма переборщили с демонизацией жителей Южной Балтики, но зато они продемонстрировали впечатляющие сцены конных атак балтов. Ибо почти все балты были воинами всадниками, несколько сотен лет тюркского (аварского) владычества в Центральной Европе не прошли бесследно. О том, как авары создали конницу у балтийских народов я специально писал ранее.




ГЕРБОРД "БИОГРАФИЯ ОТТОНА, ЕПИСКОПА БАМБЕРГСКОГО"
«В Поморье ...силе и могуществу знатных людей и военачальников мерилом принимается число коней. Силен, говорят, и богат, и могуществен тот, кто может содержать столько-то и столько-то коней, и, таким образом, услышав число коней, знают о числе дружинников, потому что на Поморье дружинник не имеет никогда более одного коня. А в этой стране лошади велики и крепки...»

Матвей Стрыйковский
Хроника польская, литовская и жмудская
О том, как выглядели ранние литовцы:
«Вместо доспехов и панцирей (ибо в то время жмудины еще не знали такого снаряжения) все рыцари были одни в зубровых, другие в лосиных, медвежьих и волчьих шкурах, хотя и не все их носили. Оружие простой лук, сабля разве что у гетмана, копье, обожженная дубина, крученая праща, седла из дуба без обивки, мунштуки из лыка и прочее снаряжение, такое, какое в те годы давали грубому и лесному народу».

ГЕНРИХ ЛАТВИЙСКИЙ
ХРОНИКА ЛИВОНИИ
«Узнав об этом, литовцы окружили их со всех сторон на своих быстрых конях; по своему обыкновению стали носиться кругом то справа, то слева, то убегая, то догоняя, и множество людей ранили, бросая копья и дубины».

Вульфстан "Орозий короля Альфреда"
О короле пруссов
«Король и богатые люди пьют кобылье молоко, а бедные и рабы пьют мёд. И много войн бывает у них; и не употребляется пиво среди эстиев, но мёду там достаточно».

О скачках на похоронах знатного прусса:
«Затем собираются все мужчины, имеющие наиболее быстрых лошадей в стране, примерно на расстоянии пяти или шести миль от того имущества.

Затем мчатся они все к имуществу; и тот человек, который имеет быстрейшую лошадь, приходит к первой и крупнейшей части, и так один за другим, пока всё не будет взято; и наименьшую долю берёт тот, кто достигает ближайшей к селению части имущества. И затем каждый едет своей дорогой с имуществом, и принадлежит оно им полностью; и потому там быстрые лошади чрезвычайно дороги».

ХРИСТБУРГСКИЙ (КИШПОРКСКИЙ) ДОГОВОР 1249 г.
О похоронах пруссов
«..и вот подняв к небу глаза они восклицают, ложно утверждая, что они видят предлежащего мертвеца, летящего среди неба на коне, украшенного блистающим оружием, несущего в руке сокола, с большой свитой направляющегося в другой мир»



Ибрагим ибн Якуб (через ал-Бакри)
О славянах ободритах
«Страна Накуна граничит на западе с Саксонией и частично с Мерманами. Его [Накуна] страна обильна дешевыми лошадьми, так что их оттуда экспортируют. Они полностью снаряжены оружием, а именно панцирями, шлемами и мечами».

АДАМ БРЕМЕНСКИЙ
ДЕЯНИЯ ГАМБУРГСКИХ АРХИЕПИСКОПОВ 1070 г.
О куршах в Литве
«В глубине [моря] есть и другие, подчиняющиеся власти шведов (Sueones), наибольшим из которых является тот, что зовется Курланд (Churland), имеющий восемь дней пути. Все избегают [тамошнего] народа (куршей), исключительно свирепого вследствие безудержного идолопоклонства. Там множество золота, прекрасные кони; волхвы, гадатели и некроманты там в каждом доме, а одеты они в монашеские одежды»
.
АДАМ БРЕМЕНСКИЙ
ДЕЯНИЯ ГАМБУРГСКИХ АРХИЕПИСКОПОВ 1070 г.
О пруссах
«Пищей им служит мясо вьючных животных, молоко и кровь которых они пьют, так что, говорят, даже пьянеют. Это — люди воскового цвета (cerulei), краснолицые, длинноволосые. [Огражденные] непроходимыми болотами, они не терпят над собой ничьего господства».

Саксон Грамматик "Деяния данов"
Описание культа коня Святовита в Арконе:
«…Кроме того, он имел особого коня белой масти, у которого вырвать волосок из гривы или хвоста считалось нечестием. За ним одному жрецу позволялось ухаживать и садиться на него, дабы употребление священного животного не было слишком частым и унизительным. На этом коне, по мнению руян, Святовит — таково было имя изваяния — воевал против врагов своей святыни. Главным доводом этого считалось, что, находясь ночью в стойле, он оказывался покрыт грязью и потом так, словно в скачке преодолел пространство долгих путей»

ГЕРБОРД "БИОГРАФИЯ ОТТОНА, ЕПИСКОПА БАМБЕРГСКОГО"
О культе коня бога Триглава в Щецине
«Имели также коня удивительной величины, тучного, вороной масти и весьма горячего. Он весь год отдыхал и был столь священен, что никто не смел на него сесть; имел также старательнейшего хранителя в лице одного из четырех жрецов храмов».

Несмотря на то, что венды-венделы-вендолы в фильме похожи на каких-то индейцев, их внешний вид и поведение как ни странно согласуются с историческими источниками. Балты, действительно, могли быть одеты только в звериный шкуры, боевая раскраска и татуировки были известны по всей Европе. Само явление воина-зверя - берсерка, волкодлака также известно по письменным источникам.



Сага о Велсунгах
«Сигмунд с сыном залезли в шкуры, а вылезть не могли, и осталась при них волчья природа, и заговорили по-волчьи: оба изменили говор. Вот пустились они по лесам, и каждый пошел своей дорогой. И положили они меж собой уговор нападать, если будет до семи человек, но не более; и тот пусть крикнет по-волчьи, кто первый вступит в бой».

Особенно много волкодлаков и прочих воинов-зверей наблюдалось именно у балтийских народов. Связано это было с очень долгим сохранением язычества на юге Балтики.
Шведский хронист Олав Магнус (1490—1557 гг.) считал, что это явление очень характерно для жителей Пруссии, Ливонии и Литвы.

Олав Магнус "История северных народов"
«Между Литвой, Жемайтией и Курляндией  есть стена в руинах старого замка, где раз в год собираются несколько тысяч волкодлаков и проверяют свою ловкость, прыгая через эту стену. Тех, которые не могут перепрыгнуть через эту стену, как это бывает с ожиревши, командиры бьют кнутами. …в их числе есть и немало дворян».

«тот класс волков, которым на самом деле являются люди, превращенные в волка – класс, о котором Плиний с убеждением пишет, что это придуманные сказочные существа, по моему убеждению, еще по сей день в большом количестве встречается в северных странах… ночью на Рождество в условном месте собирается множество волков, в которых превратились люди из разных волостей, и той же ночью с ужасной свирепостью они нападают как на людей, так и на скот… Они вламываются в пивные погреба, выпивют несколько бочек пива, а пустые складывают одна на другую в середине зала: в этом они отличаются от настоящих волков».



Мои статьи посвященные этой теме:
Тюркские короли Балтики
О священных каганах Руси и Хазарии
О том, как славяне штурмовали города
Про то, как славяне создали всю европейскую рыцарскую конницу
На кого был похож князь Святослав - на болгарина или хазарина?
"Викинг" - фильм о кагане Владимире

Posts from This Journal by “Русский каганат” Tag

  • Крещение гуннов

    Знаменитый рассказ армянского, вернее албанского, историка Мовсеса Каганкатваци о крещении части племен Хазарского каганата Дагестана в 7 веке. Это…

  • Ромува - языческий Ватикан

    Это рассказ о моем путешествии в самое загадочное место Калининградской области - в главное святилище пруссов, оно носило название Ромува, это была…

  • Русский каганат в Пруссии

    На данный момент сложно определить местоположение легендарного "острова русов" - центра Русского каганата. На его роль претендуют обширные…


promo maximus101 february 7, 12:38 26
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

  • 1
В книге эти люди прямо называются вендолами и живут они в стране Венден. Про неандертальцев там ничего нет.

А можно ссылку на вендолов. Я тоже читал его книгу, когда-то давно, не помню этого названия у него. Зато помню как он писал о татарах, вполне нейтрально. В фильме же это народ-разбойник. Славян же, через земли которых они, по идее,должны были идти большую часть пути, там вообще не показанны.

Я могу дать вам ссылку на саму книгу, вендолы там многократно упоминаются, так же как королевство Ротгара в стране Венден (название одной из глав) http://www.e-reading.club/bookreader.php/30057/Kraiiton_-_Pozhirateli_mertvyh_%2813-ii_voin%29.html

Э-э, пардон. Я немного поторопился и написал о Крайтоне. Я и его читал, под впечатлением от фильма. Но я имел ввиду рукописи самого Ибн Фадлана. Насколько я помню о вендалах там ни слово а русскими он называет викингов, с их ритуальными похоронами, пьянством и блудом. А на счет этих самых "вендалов" Ибн Фадлан сомневался что это вообще люди, так как даже запах от них шел не человеческий. Отсюда, как я понимаю, и пошли толки что это последние неандертальцы. И, насколько я помню, он именно у татар и был послом, так как те решили принять ислам. Ислам они, в итоге, приняли, но не той формы.

Нет, Ибн Фадлан вообще ничего не писал о вендалах. Вендалы - это мистификация самого Майкла Крайтона. Вендолы - это иносказательное отображение Гренделя - героя эпоса Беовульф. У Крайтона в книге несколько уровней скрытого смысла - славяне венды у него, это и некие неандертальцы, и великан Грендель из эпоса Беовульф.

Если вы заметили то я вендалов взял в кавычки. А чуть выше я и написал что он вообще ничего не писал о вендалах. Это уже изощренный ум Крайтона, почему-то вдруг, решил что это непременно славяне. Наверное потому что в тех местах, некоторые до сих пор называют нас Венемаа. Да и на западный стереотип очень удачно улаживается предки людоеды нынешних русских, против которых героически бились предки нынешних англосаком - очень красивая и убедительная картинка.

В целом, ваши выводы верные - книга писалась во времена "холодной войны". Но с другой стороны у него почти не было выбора, потому что совмещая Беовульф с записками Ибн Фадлана у него вставала проблема датировок - записки араба хорошо датированы, так вот, в это время (в 9-10 вв.) на Данию (а конунг Хродгар жил в Дании) могли нападать только балты и славяне. Поэтому он совместил определенное славянофобство с настоящей историчностью. И для того, что спасти себе лицо в этой ситуации, он в конце книги делает небольшой вброс про неандертальцев, чтобы несколько запутать следствие.

Итогом всего этого стало полное непонимание зрителями и читателями мистификации Крайтона, поэтому фильм и провалился в прокате)

  • 1
?

Log in