Previous Entry Share Next Entry
Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже
maximus101
В Государственном Эрмитаже находится крупнейшая в мире коллекция скифских предметов, известна эта коллекция прежде всего артефактами, сохранившимися в вечной мерзлоте, которая хорошо сохраняет органику. К сожалению, а для многих несомненно к счастью, вечная мерзлота на юге России присутствует только в Сибири, была бы мерзлота в Краснодаре (или на Украине), там сохранилось бы больше древних предметов из органики (дерева, кожи, ткани и т.д.), но жителям этих мест повезло, поэтому богатая материальная культура скифов лучше представлена в захоронениях лесостепей Сибири - на Алтае, в Туве и Хакасии.

Женская погребальная гипсовая маска нанесенная на череп. Оглахтинский могильник. Таштыкская культура, I — VII вв. Хакасия



Чтобы проникнуть в залы Древней Сибири Гос. Эрмитажа, нужно идти по длинному Кутузовскому коридору.


И в вестибюле Салтыковского подъезда можно обнаружить уже первые и, надо сказать, весьма значительные артефакты. Это деревянные саркофаги скифских вождей, выдолбленные из цельных стволов деревьев.

Саркофаг-колода из ствола дерева. Кедр. Могильник Туэкта курган 1. Пазырыкская культура, VI в. до н.э. Алтай




Саркофаг-колода, выдолбленный из одного ствола дерева. Пазырыкская культура. VI в. до н.э. Второй Башадарский курган, Алтай.


Резное изображение тигров на саркофаге. Башадар, курган 2.




Таштыкские гипсовые погребальные маски из могильника Оглахты, I — VII вв. На переднем плане мужская маска, на черепе видна прическа в виде клока волос на темени.


Погребальные маски таштыкской культуры из Хакасии принадлежали смешанному европеоидно-монголоидному населению Минусинской котловины. Эти люди имели погребальные обряды по сложности не уступающие египетским. Они подвергали умерших мумификации - извлекали внутренние органы, мозг и наполняли тела травой и глиной. На лицо наносилась портретная маска из гипса, есть предположение, что таким образом хоронили женщин и подростков, мужчин, таштыкцы, кремировали, а затем засыпали оставшийся пепел внутрь специально изготовленных кукол. Куклы не уступали размерами живому человеку, их делали из кожи, травы и глины, лица выполняли очень тщательно из гипса, добиваясь портретного сходства. В общем, кукла должна была быть полным аналогом умершего человека, для большего сходства подобную куклу одевали в одежды покойного.

Женская маска из могильника Оглахты. Таштыкская культура, I — VII вв.




Бюст погребальной куклы. Таштыкская культура, I — VII вв. Хакасия.


Лиственничный сруб погребальной камеры пятого пазырыкского кургана. Пазырыкская культура. IV в. до н.э. Алтай


Деревянные срубы погребальных камер пазырыкских курганов напоминают подобные камеры фригийский курганов в Малой Азии, например, в кургане "царя Мидаса". Есть серьезные основания думать, что между алтайскими курганами и фригийскими существует какая-то связь, так как в VII в. до н.э. скифы контролировали почти всю территорию Малой Азии.

Трехметровый саркофаг-колода в погребальной камере.


Мумия мужчины из пятого пазырыкского кургана. Пазырыкская культура. IV в. до н.э. Алтай


Тело мужчины 55 лет подверглось специальной обработке, у него извлекли все внутренности из брюшной полости, трепанировали череп и извлекли мозг. Еще Геродот писал, что скифы длительно сохраняют тело умершего царя, возят его по подвластной им территории и только потом хоронят в кургане.


Татуировки на теле мумии мужчины из пятого пазырыкского кургана. Увидеть их можно только в инфракрасном излучении.


Человеческая кожа с татуировками. Могильник Пазырык, курган 2, V-IV вв. до н.э.


Ниже, мумифицированная голова. Могильник Пазырык, курган 2, V-IV вв. до н.э.
Голова этого скифского воина имеет явные монголоидные черты и ему явно не повезло в жизни - череп скальпирован и имеет сверху несколько дырок, возможно, в эти отверстия вставлялся ремень, с помощью которого отрубленная голова подвешивалась к седлу. Геродот писал об этом обычае:
"Головы всех убитых им в бою скифский воин приносит царю. Ведь, только принесший голову врага получает свою долю добычи, а иначе – нет. Кожу с головы сдирают следующим образом: на голове делают кругом надрез около ушей, затем хватают за волосы и вытряхивают голову из кожи. Потом кожу очищают от мяса бычьим ребром и мнут ее руками. Выделанной кожей скифский воин пользуется как полотенцем для рук, привязывает к уздечке своего коня и гордо щеголяет ею. У кого больше всего таких кожаных полотенец, тот считается самым доблестным мужем."



Антропоморфная голова. Уздечная бляха. Дерево. Могильник Пазырык, курган 1, V-IV вв. до н.э.


Реконструкция одежды людей из кургана Аржан-2, VII в. до н.э. Тува.


Деревянная колесница. Пятый пазырыкский курган, IV в. до н.э.




Войлочный ковер и туристы. Пятый пазырыкский курган, IV в. до н.э.


Здесь изображена сидящая богиня, которая встречает воина на коне, в одной руке у нее древо жизни. Воин по внешнему виду чистый армянин, с большим носом и лихо закрученными усами) Богиня видимо абсолютно лысая, хотя верхнюю часть ее головы скрывает замысловатый головной убор. Изображения подобных сидящих на троне женских божеств характерны для Малой Азии, как правило, все они олицетворяют Кибелу.

Войлочный ковер, фрагмент. Пятый пазырыкский курган, IV в. до н.э.


Два изображения богини Кубабы (Кибелы) в характерном головном уборе, 850-900 г. до н.э. из новохеттского города Каркемиш. Музей Анатолийских цивилизаций в Анкаре.


Конский чепрак, войлок. Пятый пазырыкский курган, IV в. до н.э.


Войлочный ковер. Пятый пазырыкский курган, IV в. до н.э.


Фигурки лебедей из войлока. Пятый пазырыкский курган, IV в. до н.э.


Вот такая "мягкая игрушка" IV в. до н.э.  Пятый пазырыкский курган


Узда. Кожа и дерево. Могильник Пазырык, курган 1, V-IV вв. до н.э.


Фрагменты знаменитого Пазырыкского ковра, V-IV века до н.э. Возможное происхождение ковра - Передняя Азия, скорее всего Мидия. Пятый пазырыкский курган, IV в. до н.э.


Ковер - шерстяной узелковый стриженый, возможно самый древний из всех известных на сегодня.


Седло. Пятый пазырыкский курган, IV в. до н.э.


Арфа. Могильник Пазырык, курган 2, V-IV вв. до н.э.


Конская маска. Могильник Пазырык, курган 1, V-IV вв. до н.э.


Конская маска. Могильник Пазырык, курган 1, V-IV вв. до н.э. Пазырыкцы очень хотели видеть своих лошадей оленями, поэтому когда хоронили их вместе с хозяином, прикрепляли им специальные рога. Олень и его терзание - главный сюжет всего скифского искусства, при этом культ оленя существовал и в Малой Азии, на фригийской керамике олени встречаются чаще всего, вполне возможно, что культ оленя был заимствован скифами именно там.



Конская маска. Могильник Пазырык, курган 1, V-IV вв. до н.э.


Седельные накладки в виде орла. Дерево, золото. Могильник Башадар, курган 2.


Орлы вполне себе геральдические, хищная птица - важный тотем у кочевников. Где-то здесь на Алтае, в Западном Китае или Казахстане был реанимирован древний символ двуглавого орла, которого тюркские племена принесли затем в Европу, я об этом много писал раньше.


Бляха с изображением лося. Дерево V-IV вв. до н.э.


Деревянное навершие в виде головы грифона держащего во рту голову оленя. Могильник Пазырык, курган 2, V-IV вв. до н.э.


Фрагмент седельный покрышки. Изображение полулежащего орлиноголового грифона. Войлок. Могильник Пазырык, курган 2, V-IV вв. до н.э.


Седельная покрышка. Войлок, кожа, мех. Могильник Пазырык, курган 1, V-IV вв. до н.э.


Седло с покрышкой. Могильник Пазырык, курган 1, V-IV вв. до н.э. Как видно, скифские вещи очень яркие, с узорами, аппликациями, тесьмой, нужно думать, что своим внешним видом скифы чем-то напоминали североамериканских индейцев.


Деревянное навершие в виде головы грифона. Дерево, кожа. Могильник Пазырык, курган 2, V-IV вв. до н.э.


Фрагмент узды. Дерево, кожа, золото.  Могильник Пазырык, курган 1, V-IV вв. до н.э.


Котел, Семиречье, случайная находка, V-III вв. до н.




Статьи использованные при написании этого обзора:
Музей анатолийских цивилизаций в Анкаре
Курганы Гордиона
Двуглавые орлы в Азии

Posts from This Journal by “Музеи” Tag


promo maximus101 february 7, 12:38 26
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

роскошные артефакты!

спасибо, интересно

больше всего поразил ковер, даже не предполагал, что в такие давние времена умели делать настолько сложные и качественные вещи

Пожалуйста) Египтяне ведь еще раньше жили и делали не менее, а скорее более качественные вещи.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже

Пользователь sspr сослался на вашу запись в своей записи «Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже» в контексте: [...] Войлочный ковер 2300 лет как новый. Оригинал взят у в Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже [...]

Интересный отдел, не дошел до сюда.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже

Пользователь irkuem сослался на вашу запись в своей записи «Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже» в контексте: [...] Оригинал взят у в Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже [...]

Интереснейшая коллекция! Артефакты потрясающие! Не был я в этом зале...

Почти никто не был, это нормально) В такие места целенаправленно ходят только некоторые специфичные личности, типа автора этого журнала) Я специально ездил в Питер и Эрмитаж ради этого зала и залов Центральной Азии)

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже

Пользователь mu_pankratov сослался на вашу запись в своей записи «Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже» в контексте: [...] Оригинал взят у в Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже [...]

Войлочные лебеди больше похожи на фламинго.

У фламинго лапы слишком длинные, тут лап совсем невидно. У кочевников именно водоплавающие птицы священные - лебедь, утка.

ОХ!
СПАСИБО!!!

Это мои любимые залы в Эрмитаже.....

В мой последний визит туда зал, в котором тележка, ковры и мумия (пардон, номера зала не помню), был закрыт на какое-то мероприятие...
А в предпоследний- экспонат с татуировками был увезён на выставку куда-то.
Давненько не удавалось посмотреть все вместе.



Edited at 2017-03-23 06:33 pm (UTC)

Очень люблю там рассматривать ковры, особенно тот, на котором всадники. Замечательно сделана аппликация.

И главное он большой очень, таких древних больше нигде нет.

Там не только ковёр самый древний (насколько известно), там ещё, если не ошибаюсь, и татуировки тоже самые древние.

Из тех которые сохранились видимо да, хотя может у каких-нибудь фараонов в Египте тоже что-то есть наколотое, ведь египетских мумий много, но я сейчас не вспомню.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже

Пользователь x4l сослался на вашу запись в своей записи «Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже» в контексте: [...] нал взят у в Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже [...]

Котёл знатный. Такой плов там можно забабахать!

Поразительные вещи. Особенно войлочные изделия - таких больше нигде не увидеть. Изощрённое мастерство и вкус.

Почему-то в кино принято визуально изображать древность скопищем грязных тряпок и кривых палок. Даже те времена, о культуре которых известно немало. Но - "это сейчас всё новое и красивое, а тогда всё было некрасивое и дрянное".

Да, войлок к тому же был совсем белым и цвета явно были ярче.
Так повелось, иначе зрители не поймут, это как с греческими статуями, которые были ярко раскрашены, но сейчас все привыкли к их благородному белому цвету.

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже

Пользователь karelkaru сослался на вашу запись в своей записи «Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже» в контексте: [...] Оригинал взят у в Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже [...]

потрясающе! спасибо! очень интересно!

Спасибо! Мне как войлочному мастеру особенно интересно как и что раньше люди делали из шерсти, какие узоры были в голове, какими инструментами пользовались.

Тонкая искусная работа. Совершенно не вяжется с образом скифов как "диких варваров". Думаю, мы о них ещё очень мало знаем. Георгий Сидоров пишет, что находил городища в глухой тайге - на берегах Оби и Енисея. Но туда археологи вообще не суются под предлогом, что там "ничего нет и быть не может".

Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже

Пользователь eliseevna_50 сослался на вашу запись в своей записи «Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже» в контексте: [...] Оригинал взят у в Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже [...]

Впечатляет!
Интересно, при жизни те люди носили такой же боевой раскрас как и на масках?

Вполне возможно.

"Среди них были также скифы, славящиеся белизной кожи..."
Мумии лошадей там понравились. Да, крайне интересное собрание.

"Действительно, в коридорчике вскоре обнаружился стол с контролершей. Та оборвала билеты и посоветовала посмотреть Пазырыкские курганы. Это слово ничего не сказало Валамиру и Сигизмунду, Ярополка подвигло спросить: «Это что, там пузыри показывают?», зато Вика просто подпрыгнула от восторга. Сигизмунд удивлялся все больше и больше.

Это вообще был день открытий. Как большинство питерцев, Сигизмунд был убежден в том, что в Эрмитаже имеется только одна мумия — египетского жреца. Та самая, которую показывают школьникам и которая стабильно вызывает разные нездоровые эмоции.

На самом деле мумий оказалось значительно больше. Некоторые были лошадиные.

Длинный зал, озаренный мертвенным светом тусклых белых ламп, был уставлен рядами бескончных стеклянных шкафов. В шкафах помещались черепки и какие-то бронзовые огрызки. Как и следовало ожидать, в зале было пусто, как в склепе. В торце висела карта, показывающая Великое Переселение народов..." (с)

О! НЕкоторые картинки - с колесницей, с татуировками в детстве видела в научно-популярной книжке по археологии 60-х нито 70-х годов. Книжка была офигеннейшая, я слова Пазырык, ритон, Шлиман,Урарту,реконструкция по методу Герасимова - знаю оттуда. Книга не сохранилась, и я даже не помню как называлась. Там археологические раскопки описывались с таким драйвом, что Чейз был скучнее, ей богу.
Сейчас книг такого уровня я не вижу и это грустно.

?

Log in