Previous Entry Share Next Entry
Сага об Ингваре и походы викингов на Восток
maximus101
Сага об Ингваре Путешественнике повествует о походе Ингвара и его дружины в Гардарику (Русь) и далее по рекам на юг в Серкланд (страны Халифата) в 1040 годах. Предположительно, поход Ингвара закончился в Закавказье, где он и почти весь его отряд погибли. Сага удивительным образом перекликается с хроникой Ибн-Мискавейха о походе Русов в Бердаа в 332 г. (943/4 г.) Несмотря на то, что дата похода Ингвара более поздняя (примерно 1040 год) итог экспедиции почти полностью совпадает с повествованием Мискавейха - почти все участники и сам Ингвар погибают от болезней, армянский хронист Мовсес Каганкатваци, описывая поход русов на Бердаа, особо отмечал тлетворную роль местных женщин, отравивших русов, также как и скандинавский создатель саги.

Почти все участники похода Ингвара погибли в Халифате, но в Скандинавии им установили мемориальные камни с руническими надписями. Это так называемые "камни Ингвара", часть эпитафий с этих камней я добавил в этот пост.

Рождение Ингвара и похождения его отца Эймунда
Несколько зим спустя посватался к Ингигерд тот конунг, который звался Ярицлейв (Ярослав Мудрый) и правил Гард[арики] (Русью). Она была ему отдана, и уехала она с ним на восток. Когда Эймунд узнал эту новость, то отправляется туда, на восток, и конунг Ярицлейв принимает его хорошо, а также Ингигерд и ее люди, так как то время большое немирье было в Гардарики из-за того, что Бурицлейв, брат конунга Ярицлейва, напал на государство. Эймунд провел с ним 5 битв, но в последней был Бурицлейв пленен и ослеплен и привезен к конунгу. Там получил он огромное богатство серебром и золотом, и различными драгоценностями, и дорогими предметами.

Руническая надпись "Серкланд", так в Скандинавии обозначали земли Халифата.


Sö 131 Спьоти, Хальвдан, они установили этот камень по Скарди, свеому брату. [Он] уехал отсюда на восток с Ингваром, в Серкланде лежит сын Эйвинда (пер. Е. А. Мельниковой).


Эймунд был в Хольмгарде (Новгороде), и провел много битв и во всех побеждал, и отвоевал и вернул конунгу много земель, плативших дань. Затем захотел Эймунд посетить свои владения, и берет большое и хорошо снаряженное войско, потому что не было у него недостатка ни в деньгах, ни в оружии. Вот идет Эймунд из Гардарики с большим почетом и всенародным уважением, и приходит теперь в Свитьод (Швецию), и утверждается там в своем государстве и владениях, и тотчас задумал он жениться, и берет в жены дочь могущественного человека, и родился у него с ней сын, которого зовут Ингвар.

Sö 179 (Gripsholm stone) Тола велела установить этот камень по своему сыну Харальду, брату Ингвара. Они отважно уехали далеко за золотом и на востоке накормили (собой) орлов. Умерли на юге в Серкланде.


Первый поход Ингвара в Прибалтику
В то время, когда родичи — Энунд и Ингвар — повзрослели, с конунгом Олавом враждовал тот народ, который зовется земгалы (латыши), и уже некоторое время они не платили дани. Тогда послал конунг Олав Энунда и Ингвара на трех кораблях собрать дань. Пришли они в страну и созывают жителей на тинг, и собрали там дань с их конунга. Ингвар проявил совершенство своего красноречия, так что конунгу и многим другим хёвдингам показалось, что нет другого решения, кроме как заплатить дань, которую [с них] потребовали, кроме трех хёвдингов, которые не захотели выполнить решение конунга, и отказались отдать дань, и собрали войско. Когда конунг услышал об их поступке, попросил он Энунда и Ингвара биться с ними и дал им войско. Они сразились, и много людей полегло, прежде чем они обратили хёвдингов в бегство. Когда они отступали, был схвачен тот из них, кто больше всех противился тому, чтобы отдать дань, и они повесили его, но другие двое убежали. Они взяли там много добра в счет военной добычи, и забрали всю дань, и повезли всё это конунгу Олаву, и привезли ему большое богатство золотом и серебром и драгоценностями.

U Fv1992;157 (Arlanda stone) Гуннар и Бьёрн и Торгрим воздвигли этот камень по Торстейну, своему брату. Он умер на востоке с Ингваром. И сделали этот мост (пер. Е. А. Мельниковой).


Пребывание Инвара на Руси
Через некоторое время отплыл Ингвар из Свитьода на 30 кораблях и не спускал парусá до тех пор, пока они не пришли в Гардарики; и принял его конунг Ярицлейв с большим почетом. Пробыл там Ингвар три зимы и научился говорить на многих языках. Он услышал рассказы о том, что с востока по Гардарики текут три реки, и самой большой была та, что находится посередине. Тогда стал ходить Ингвар по Аустррики, и спрашивал, не знает ли кто из людей, откуда та река течет, но никто не мог ему этого сказать. Тогда снарядился Ингвар в путь из Гардарики, чтобы пройти и узнать, насколько длинна эта река. Он дал возможность епископу освятить для него топор и кремни.

U 654 Андветт и Кар, и kiti, и Блэси, и Дьярв воздвигли этот камень по Гуннлейву, своему отцу. Он был убит на востоке с Ингваром. Бог да поможет их душам. Я, Альрик (Аскель ?), высек руны. Он мог хорошо вести корабль (пер. Е. А. Мельниковой).


Ингвар и греческий огонь
...Вскоре один остров подплыл к ним и обрушил на них град камней; но они прикрылись [щитами] и выстрелили в ответ. А когда викинги встретили сильное сопротивление, то принялись они раздувать кузнечными мехами ту печь, в которой был огонь, и от этого возник сильный грохот. Там находилась медная труба, и из нее полетел большой огонь на один корабль, и он в считанные минуты сгорел дотла.
А когда Ингвар увидел это, пожалел он о своей потере и велел принести ему трут с освященным огнем. Затем он согнул свой лук, и положил на тетиву стрелу, и зажег конец стрелы освященным огнем. И эта стрела с огнем полетела из лука в трубу, выступающую над печью; и перекинулся огонь на самих язычников и в мгновенье ока сжег остров вместе с людьми и кораблями.

U 644 Андветт и kiti, и Кар, и Блэси, и Дьярв, они воздвигли этот камень по Гуннлейву, своему отцу. Он пал на востоке с Ингваром. Да поможет Бог [его] душе (пер. Е. А. Мельниковой).


О конунге Харальде
...давным-давно этим путем прошел Харальд, конунг свеев, и в пучине Раудахав он пропал со своими спутниками, и теперь он пришел сюда как страж; и как свидетельство [достоверности] моего рассказа здесь в зале хранится его стяг, и пусть Ингвар возьмет его с собой и отправит в Свитьод, чтобы не пребывали они в неведении, что приключилось с их конунгом.

Sö 281 Альви велела сделать памятник по … брату Ульва. Они на востоке … с Ингваром в Серкланде… (пер. Е. А. Мельниковой).


Битва Ингвара в Закавказье
...И когда они во второй раз подплыли к городу Гелиополю, то вышел конунг Юльв им навстречу с множеством кораблей и просил тогда Ингвара спустить паруса, «потому что теперь ты должен мне помочь войском против Бьёльва, моего брата, которого другим именем зовут Солмунд; потому что он сам и его восемь сыновей хотят отобрать мое государство». Тогда пошел Ингвар к городу, и приготовились они к битве. Ингвар велел соорудить большие колеса и по внешней стороне укрепить зубцы и стержни; а также велел он, чтобы ковали боевые шпоры. Вот собирают оба конунга войско и приходят к тому месту, о котором они между собой договорились; и [к тому времени,] когда Ингвар подготовился, у Бьёльва оказалось людей больше, чем у него. Конунг Юльв повел свое войско против своего брата. А когда оба были готовы, выкрикнули они боевой клич. Ингвар и его люди покатили тогда те колеса со всеми приспособлениями, и от этого погибло много людей, и сломались боевые ряды. Тогда Ингвар атаковал с фланга и убил всех сыновей конунга Бьёльва, но сам он ушел невредимым.

U 661 kairui и Гулли установили этот камень по Энунду, своему отцу. Он умер на Востоке с Ингваром. Бог да поможет душе Энунда (пер. Е. А. Мельниковой).


Отравление людей Ингвара
Потом увидели они, что много женщин идет к лагерю, и принялись [они] завлекать [воинов]. Ингвар велел остерегаться женщин, как самых ядовитых змей. Но когда наступил вечер и войско стало готовиться ко сну, женщины пришли к ним в лагерь, а та, которая была самой знатной, приготовила себе постель рядом с Ингваром. Тогда рассердился он [, и вынул] из-за пояса нож и ударил ее в гениталии. А когда воины увидели, как он поступил, принялись они прогонять от себя этих недобрых женщин, но были некоторые и такие, кто из-за дьявольского колдовства не противились их ласкам и легли с ними. А когда Ингвар услышал об этом, то ликование от серебра и веселье от вина вылились в большую скорбь, потому что утром, когда они осмотрели свое войско, восемнадцать человек оказались мертвыми. Затем велел Ингвар предать земле тех, кто умер.

У армянского хрониста Мовсеса Каганкатваци в его "Истории страны Алуанк" подобный эпизод описывается так:
"Женщины города, прибегнув к коварству, стали отравлять Русов; но те, узнав об этой измене, безжалостно истребили женщин и детей их, и пробыв в городе 6 месяцев, совершенно опустошили его."


U 778 Тьяльви и Хольмлауг велели установить все эти камни по baka, своему сыну. Он один владел кораблем и вел [его] на востоке в войске Ингвара. Бог да поможет душе baka. Аскель высек (пер. Е. А. Мельниковой).


Смерть Ингвара и его воинов
...в их войске стала так быстро распространяться болезнь, что умерли все лучшие их люди, и больше людей скончалось, чем осталось в живых. Ингвар также заболел, и тогда они приплыли в государство Силькисив. Тогда он призвал к себе свое войско и велел предать земле тех, кто умер. Затем позвал он к себе Гардакетиля и остальных своих друзей и сказал: «Я заболел этой болезнью, и думаю я, что она приведет меня к смерти, и тогда я займу то место, которое я заслужил. Но с Божьей милостью ожидаю я, что сын Божий дарует мне упование, потому что изо дня в день от всего сердца отдаю я себя в руки Господа, душу свою и тело; и поэтому я так заботился об этих людях, насколько это понимал. Но хочу я, чтобы вы знали, что мы поражены этой смертельной болезнью по справедливому Божьему суду, и более всего эта болезнь и колдовство направлены на меня, потому что с моей смертью болезнь тотчас прекратится. Но о том хочу я попросить вас и прежде всего тебя, Кетиль, чтобы вы отвезли мое тело в Свитьод и предали земле в церкви. А мою долю имущества, которую имею я в золоте и серебре и дорогих одеждах, велю я разделить на три части.
А тогда, когда умер Ингвар, прошло от рождения Иисуса Христа (1040) и одна зима (1041 зима). Тогда было ему двадцать пять лет, когда он умер.

U 439 Херлейв и Торгерд велели установить этот камень по Сэбьёрну (?), своему отцу. Он вел корабль вместе с Ингваром на восток askalat (пер. Е. А. Мельниковой).


Ög 155 Торфрид установила по Асгауту и Гаути, своим сыновьям, этот камень. Он, Гаути, умер в войске Ингвара (пер. Е. А. Мельниковой).


U 431 Това и hominkr велели установить этот камень по Гуннару, своему сыну. А он умер далеко среди греков. Бог и Божья матерь да помогут его душе (пер. Е. А. Мельниковой).


U 518 Торгерд и Свейн, они велели установить камень по Орму и Ормульву, и Фригейру. Он умер isilu на севере, а они умерли в Греции. Бог да поможет [их] духу и душе (пер. Е. А. Мельниковой).


Sö 320 Гейрват и Энунд и utamr установили камень по Бюрстейну, своему брату. Он был на востоке с Ингваром, отважный воин, сын Хливея (пер. Е. А. Мельниковой).


U 153 (Hagby stone) [Свейн] и Ульв велели установить [эти] камни по Хальвдану и по Гуннару, своим братьям. Они умерли на востоке… (пер. Е. А. Мельниковой).

U 518 Торгерд и Свейн, они велели установить камень по Орму и Ормульву, и Фригейру. Он умер isilu на севере, а они умерли в Греции. Бог да поможет [их] духу и душе (пер. Е. А. Мельниковой).

И так далее...

Тексты о русах и славянах:
Походы русов в Закавказье
Восточные источники о руси и славянах VII-IX вв.

promo maximus101 february 7, 12:38 29
Buy for 200 tokens
Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Там на высоких речных берегах ждут свою Последнюю Битву те, кто принял Иисуса Христа, эти люди…

  • 1
Даа, сколько было писменных источников о татарах и их предков в т.н. "центральной росии", Идель-Урале, Сибири, только практически все уничтожили оккупанты и их священнослужители в борьбе с "бесовскими" письменами, а точнее с памятью народа

помнишь, как очевидец?
:)

и сколько их было ?

Интересно.
Обзор скандинавской прессы :)

Интересно.
По саге выходит Ярослав Мудрый брата своего святого князя Бориса сам викингам заказал, а потом стрелки на Святополка перевёл.

Да, есть такое дело. Ситуацию спасают выдавая Бурицлейва за Святополка и Болеслава польского в одном лице, чего не сделаешь ради патриотизма.

многабукаф! не осилил, но осуждаю ;)))

Edited at 2016-11-14 12:38 pm (UTC)

Корабли викингов

Пользователь rama909 сослался на вашу запись в своей записи «Корабли викингов» в контексте: [...] получали в результате торговых отношений с Востоком, а также набегов на Закавказье и Северный Иран [...]

Битва Ингвара в Закавказье
...И когда они во второй раз подплыли к городу Гелиополю

Гелиополь один из древнейших и важнейших городов в Древнем Египте, расположенный к северо-востоку от современного Каира.

Закавказье, Гелиополь...Они плавали в "Закавказье" - Древний Египет?!

Небольшой оффтоп

Заранее извиняюсь за оффтоп и в случае чего прошу не принимать мои слова близко к сердцу.

Имхо по поводу норманизма/антинорманизма:
Я в этом вопросе человек незаинтересованный. Ничего не имею против шведов, но лично мне больше нравится подход так называемых антинорманистов. Именно подход, т.е. это не означает, что я убежденный сторонник балтийско-славянской или какой-то другой теории. Полностью согласен с ortnit, что здесь нам слишком мало известно, чтобы что-то однозначно доказать или опровергнуть. Любые стройные теории на эту тему - не более чем художественные произведения по мотивам скудных фактов.
А у норманистов заметил одну общую черту - категоричность (Это же совершенно очевидно, 100500 раз доказано, ты с логикой не дружишь, ты веришь этим придуркам с Переформата, к чему этот квасной патриотизм...)
Как-то так.

Re: Небольшой оффтоп

>>>лично мне больше нравится подход так называемых антинорманистов.

Это какой у них особенный подход? Бесконечно выдвигать теории не имеющие связи с нормальной наукой? Я естественно соглашусь, что фантазировать и интересней, и легче, и вроде как патриотичней, хотя вопрос этот очень спорный, я бы предположил, что дела обстоят как раз наоборот (это про патриотизм).

Так ortnit, с которым вы здесь согласны, и выдвигает у себя в жж "стройные теории по мотивам скудных фактов"

Здесь вообще не обсуждался вопрос достаточности или недостаточности известных нам фактов, обсуждаться должна была конкретная проблема, связанная с "камнями Ингвара". Но как видим, тот же ortnit якобы даже "не заметил" первое фото в этом посте, зато пустился в пространную демагогию и даже занялся нравоучениями в мой адрес:)

Понимаете, ведь никто не запрещает видеть кому-то солнышко квадратным, хотя абсолютному большинству видна его округлость. Но совсем другое дело, если этот кто-то свою религию (о квадратном солнышке)начинает активно продвигать, тогда ему, действительно, категорично укажут на очевидные вещи.

Нашел ту самую статью в словаре, цитирую:

Название словенин в летописях наших везде противополагается названию руса. Сами словене говорят о себе, как ... в житии св. Мефодия: "мы словяне, простая чадь". Подобное резкое различие между Русью и словенами продолжается до поздних годов XI столетия. Не сказывается ли во всем этом, что словенин, как противоположность руса, сословия высшаго, добророднаго, означает просто народ? Отсюда становится понятным, почему везде в наших летописях и других памятниках мы видим предпочтение, оказываемое русу пред словенином; так пеня за убиение руса выше, чем за словенина; так, наконец, Олег приказывает сделать знамена для русов парчевыя, а для словен кропийныя.

Re: словене и русы

Речь идет о Русской правде, но в вашем тексте явная ошибка, так как за русина и словенина давали одинаковую цену - 40 гр. При этом, кто такие "русин" и "словенин" здесь большой вопрос - словенин это скорее житель Новгорода, а русин - это или княжеский дружинник, или жители Киева (т.е. Руси), скорее первое.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account