Previous Entry Share Next Entry
Я не насладился...
maximus101
Тюркские рунические надмогильные надписи. Опубликовано из книги: И.В. Кормушин. Тюркские енисейские эпитафии. Тексты и исследования. М., Наука, 1997



Я -] Бынг Ачук...
(Мои) супруги на женских покоях ...
Я разлучился (с вами), о жаль мне ...
Я добывал наложниц ...
Я не насладился моим государством. Мое государство, - о жаль, ...
В жестоких войнах [я убил] тридцать мужей-(воинов) [врага] ...
С моим народом моего удела я разлучился ...
Таков вечный памятник мужу-воину ...
Как больно, ...
Е-27 (Оя)
Надпись из левобережья Енисея, в восточном углу Койбальской степи, но обозначается по р. Оя, правому притоку Енисея.
Хранится в Минусинском музее.


О моя жена (мои жены)..., - я не насладился ... своим народом я не насладился!
... ради доблести ...
Тот, кто обладает доблестью, не собьется (с истинного пути)! Если же я собьюсь (с истинного пути), то воздав хвалу Зервану (1), я (вновь) обрету доблесть.
Народ, обладавший доблестью, пьяным не слонялся. О мой (брат) - близнец!
Десять (лунных) месяцев носила меня мать, родился я мальчиком, вырос мужчиной.
Из своего эля я четырежды уходил (и возвращался), ради моей доблести, я - Ынанчу Алп Сангун.
Обладая воинской доблестью, таким вот я был, невредимым. Из (?) Золотой Капар ... я пришел.
Во имя доблести мужа-воина, я отправился послом к тибетскому хану и не вернулся.
Е-29 (Алтын-Кёль II)
Надпись, обнаруженная возле озера Алтын-Кёль, в правобережьи среднего течения реки Абакан. из левобережья Енисея, в восточном углу Койбальской степи, но обозначается по р. Оя, правому притоку Енисея.
Хранится в Минусинском музее.
(1) Зерван - верховное божество в зороастризме зурванитского толка породившее Ахура Мазду и Ангра Майнью.



Тем, что на земле я принадлежал (роду) Барс и обладал отвагой, я не насладился!
Вы были разящим стрелком [на охоте] и сильным (богатырем), побеждающим [в единоборстве]! Элиг Бёрт Опа Барс - о разлука, о горе!
Наша прародительница, госпожа Умай(2), Ты не сотворила нас, сородичей - отважных мужей с шестью (конечностями), наших верховых коней Ты не сотворила нас о трех (ногах). О мои трофеи, о мои сокровища - я разлучился, развязался (с этим миром), я передал [их].
Десять (лунных) месяцев носила (меня) мать, принесла моему государству, для доблести я возмужал.
К скорби моего государства, не взирая на многочисленность врагов, я вступил в схватку и разлучился, - о горе!
На Ваших младших родных братьев и Ваших двоюродных братьев, Вы взвалили огромную ношу.
Ради [моей] воинской доблести, ради славы моих родных и двоюродных братьев водружен этот вечный памятник мне.
Нас было четверо, нас разлучил Эрклиг  (повелитель подземного мира), о горе!
Размножайтесь, расселяйтесь косули черни Золотая Сонга: тот, кто мог [вас] поразить на охоте, - мой Опа Барс - он удалился, о горе!
Е-28 (Алтын-Кёль I)
Надпись, обнаруженная возле озера Алтын-Кёль, в правобережьи среднего течения реки Абакан. из левобережья Енисея, в восточном углу Койбальской степи, но обозначается по р. Оя, правому притоку Енисея.
Хранится в Минусинском музее.
(2) Умай - богиня плодородия у тюрок, производное от Хумай - иранской женской богини счастья в образе птицы.

Каменная стела с рунической надписью из погребального комплекса Тоньюкука (646—724) сановника Второго тюркского каганата.


Во имя его десяти жен и девяти сыновей,
Я водрузил (этот) вечный (памятник) Чаб Шатун-тархану (Чабыш Тон-тархану).
Он родился ради (утверждения своей) доблести.
Во имя своей доблести отправившись из своего государства к Кара-хану,
Отправившись послом, Вы не вернулись, мой бек!
Е-30 (Уйбат I)
Памятник происходит с территории древнего могильника вблизи улуса Чарков, в правобережной части среднего течения реки Уйбат.
Хранится в Минусинском музее.

[Это - памятник] Уз Бильге Чангши.
Уз...
... во имя его геройства, его доблести
... водрузили [этот памятник]. На (все) четыре страны света...
... из своего [государства] он трижды уходил (в дальние походы) и возвращался.
... жаль, воин-муж погиб со своими двумя сыновьями.
Е-31 (Уйбат II)
Памятник, как и прежний, происходит с территории древнего могильника вблизи улуса Чарков, в правобережной части среднего течения реки Уйбат.
Хранится в Минусинском музее.


Доблестные мужи печалятся: Вы (много) добыли, но не насладились, о бек из благородных беков!
Печаль из печалей, - Вы отделились [от нас], о горе, - сорок мужей-воинов Вы оставили (букв.: сделали) без отца!
При взятии земель [сильного] уйгурского хана, Вы, Тириг-бек, [были] словно клыкастый вепрь, - о жаль мне!
... мой бег Алыч (?) Барс Тириг, - как грустно! О моя доблесть, - как жаль!
... сотворенный..., - о, бек!
Я убил [двадцать два мужа-воина] (врага). Я убивал синих (серых) волков, черных соболей (?), оленей.
... этот ... наш ...
Е-98 (Уйбат VI)
Из числа недавних открытий (11464 г.), происходит с территории древнего могильника вблизи улуса Чарков, в правобережной части среднего течения реки Уйбат.
Опубликована впервые В.Я.Бутанаевым [Бутанаев В.Я. Новая уйбатская сабра // Ученые записки ХакНИИЯЛИ. 11463. - вып.18 - № 2 - С.149-152].
Хранится в Абаканском музее.



[Мое имя] - Кюни Тириг. В три года я осталась без отца.
Кюлюг-тутук сделал [меня] своей женой.
У беспечального мужа была я.
С супругой [своего покровителя] в женских покоях, - я разлучилась, о, моя старшая сестра!
Е-6 (Барык II)
Надпись на плите. На основании текстологического анализа, данная надпись расматривается исследователем Кормушиным И.В. как эпитафия, посвященная женщине.


Во имя доблести я выступил (?) с твоим правителем. О, печаль, о, горе, ради своей доблести я убивал (врагов).
Мое имя мужа-воина - Оз Тогды. Мои сыновья, - о, жаль! Моя супруга, - мы разлучились!
Мои сородичи-мужи, стеная, справили тризну, (поставили) добрый камень. Река Ким (Енисей), вечная земля..., - я не насладился (вами)!
[Это] писал я, шад Сангур. Тысячи моих восьминогих владений (юрт), - я всеми не насладился!
Мои семьдесят лет, - я умер. Семьдесят мужей-воинов (врага) я убил. Для тысяч коней (?)
Я увеличил внутреннюю дозорную стражу. (А теперь), о жаль мне, - я разлучился (с ними), не насладившись!
Жаль, моя земля, моя священная земля, - о жаль! Жаль, мое государство, мой хан, солнце и луна, о, жаль! Моя ... земля ...
Сотни мужей моих сородичей, - о жаль мне! Тысячи мужей из моего народа, - жаль мне! Мой народ кык талын (?), [это] твой добрый камень!
Е-42 (Бай-Булун I)
Надпись на высокой четырехгранной стеле из темно-серого крупного песчаника. Происходит из степной долины Бай-Булун в левобережьи Улуг-Хема, в 7-8 км ниже впадения в него реки Элегест.
С 1915 г. хранится в Минусинском музее.



Мой простой [народ, ... мои супруги в женских покоях], мои родные сыновья, - я не насладился (вами), как грустно!
... Тархан-сангун... - он не насладился! Своему народу,
Государству Иль-чора...он погиб во имя своей доблести!
Наше... мастер ... сын мудрого бека.
Во имя своей доблести мужа-воина... вместе со своими телохранителями (?) и благодаря своей отваге захватив (в плен) девятерых мужей-воинов, сам он остался (на поле брани), о, доблестный мой бек!
...доблесть... Он погиб на..., мой могучий старший брат, обладавший богатырской силой в руках.
Мастера писцы, ..., декораторы (?), [взятые в плен - ?] у врага, и весь народ смогли соорудить (памятник).
Мое государство ... девятерых мужей-воинов ... он предпринимал экспедиции. Его коня (?), мужей-воинов...
Во главе тридцати мужей-(дружинников) я вступил в схватку и - разлучился (с тобой), ...
О, мой дорогой, старший брат, - я разлучился (с тобой), ...
Когда мне был год, я разлучился с моим дедушкой. [Будучи] без деда, о, мой благородный старший брат!
Я был у него штандарто(носцем), я был довренным (советником).
Когда мне было шесть лет, я лишился отца, но не сознавал (этого) (а теперь), к прискорбию, я покинул своего дядюшку, горько (?), о, мой дорогой дядя, без отца, доблесть ... было
Моим государством, моим ханом я не насладился. ... о мои ..., о, мои родные и двоюродные братья, мои (?) ..., солнце...
Во имя доблести я погиб ...
Е-32 (Уйбат III)
Один из самых знаменитых памятников древнетюркской эпиграфики: он был открыт в числе первых в мае 1721 г. экспедицией Д.Г. Мессершмидта, а рисунки и сведения о нем были опубликованы в 1729 г. З. Байером в "Записках Императорской Академии Наук в Санкт-Петербурге" [Bayer Z. Vetus inscriptio Prussica//Commentarii Academiae Scientiarum Imperialis Petropolitanae. Tomus II. Petropoli, 1729] и в 1730 г. Ф.И. Страленбергом в его книге, получившей широкую известность в Европе [Strahlenberg P.J. Das nord- und ostliche Theil von Europa und Asia, insoweit solches das gantze Russische Reich mit Sibirien und grossen Tataren in sich begreiffet in einer historisch-geographischen Beschreibund der alten und neueren Seiten und vielen andern unbekannten Nachrichten vorgestellt, nebst einer noch niemals ans sicht gegebenen Tabula Polyglotta. Stockholm, 1730.]
Также найден на территории древнего могильника в левобережной части среднего течения р. Уйбат, выше впадения в него реки Беи.
Хранится в Минусинском музее.

Руническая надпись из Суяба в Киргизии

promo maximus101 november 18, 2015 21:28 51
Buy for 50 tokens
Владимир и сейчас считается столицей, только туристический, это наверно самый посещаемый город на Золотом кольце. Тут сказывается и значимость его архитектурных памятников, и близость к Москве - доехать до Владимира можно за 2-3 часа. Но, при такой туристической популярности город, как это ни…

  • 1
слово "рунические" насколько тут корректно?

Это общепринятый термин обозначающий тюркскую письменность, эквивалент ему орхоно-енисейская письменность
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%82%D1%8E%D1%80%D0%BA%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE

То есть связь с европейскими рунами по крайней мере не опровергается?

Она даже не рассматривается. Руническим алфавит назвали только из-за общего сходства знаков. В Европе тюркской письменности могут соответствовать некоторые надписи авар и булгар.
Да, и возможно еще славянские черты и резы происходят от тюркского письма, скандинавские маловероятно.

Edited at 2016-10-13 06:02 pm (UTC)

Связь чисто технологическая, как ты камень не царапай - царапины будут похожи, именно так и те и другие зарождались.

Как-то странно. Не дремучие времена, разных письменностей и алфавитов напридумано и используется куча. А тут опять нечто зарождается от царапин.

Дремучесть уровнем развития производительных сил определяется, и если есть потребность в писменности зачастую самостоятельно с нуля изобретают.

Все же с нуля - это маловероятно, скорее всего тюрки использовали согдийскую письменность как образец.

Возможно, но тогда это возвращение в "каменный" вариант, знаки от технологии письма и материала зависят. На камне и другом твердом материале по любому нечто руническое получается.

Трогательные какие.

Да, читал переводы, впечатляет, есть какой-то в этих словах контекст, что не передают обычные слова в этих надписей. Долго читал, старался уловить чувственный давний посыл.
Фото эти никогда не видел. Редкие изваяния. Спасибо, Максим!

Настоящая поэзия, да

>>есть какой-то в этих словах контекст, что не передают обычные слова в этих надписей Долго читал, старался уловить чувственный давний посыл.


А какой там контекст и посыл? Сходите на кладбище, почитайте надгробные эпитафии. И контекст и посыл ровно те же самые. Только тут "помним любим скорбим", а там "я не насладился..."

Великая цивилизация а не осталось ли после нее каких нибудь бытовых записей?

Кое-что есть, но очень малого объема - отдельные слова, фразы. Есть более длинные эпитафии почти исторические поэмы, например, надпись в честь Тоньюкука (ее фото я вставил в пост), почитать ее можно здесь http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Tonjukuk/frametext1.htm

Известны и книги написанные тюркскими рунами, например, Книга гаданий:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0_%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9

Потрясающее заклинание: я не насладился...

Видимо Вас не оставляет равнодушным степная романтика...:)
А какие даты эти надписей? Первая - 7 век, правильно?

Так у меня номадистика - основная тема блога, все остальные темы почти всегда с ней как-то связаны.
Примерные даты надписей здесь 9-10 век - это время Кыргызского каганата, 7 век здесь невозможен, так как только концом 7 века (680-90 гг.) датируется самая первая именно тюркская руническая Чойренская надпись и вроде бы она пока единственная для 7 века.

Edited at 2016-10-14 11:54 am (UTC)

Даже не знал, что есть такое направление в науке (если это научный термин).
Спасибо.

номадистика = кочевниковедение.

Кстати, как правило с номадистикой знакомы только сами номадисты.
Остальные демонстрируют поразительное, даже не дремучее, а какое-то пещерное невежество в этой области.

особенно удивительно это в свете того, что вся история России так или иначе связано с номадическими сообществами и значительная часть населения современной России это потомки тех самых номадов.

Не помню, давал ли я линк на свою беседу с известным ЖЖистом gosh100, разговор получился просто феерический, хотя я всего лишь навсего хотел помочь коллеге, ознакомив его с некоторым общеизвестными вещами ...

Я беседовал с gosh100, он хороший мужик, мне кажется, но бывший военный, мучить его знаниями о кочевниках - это жестоко)
Номадистика в корне противоречит официальной российской идеологии, которая превозносит оседлую земледельческую цивилизацию как абсолютное благо.

Да Бога ради, пусть себе превозносит.
Но какие-то элементарные сведения и категории номадистики можно было бы давать.

Ну вот хотят придумать какой-то "национальный российский закон", может быть в связи с этим как-то изменят как-то школьные программы обучения. Но верится в это с трудом.

Очень интересно.
Почитать бы это на тюрском.

Я не насладился...

Пользователь antihegemon сослался на вашу запись в своей записи «Я не насладился...» в контексте: [...] Оригинал взят у в Я не насладился... [...]

Я не насладился...Тюркские рунические надписи

Пользователь marafonec сослался на вашу запись в своей записи «Я не насладился...Тюркские рунические надписи» в контексте: [...] Оригинал взят у в Я не насладился... [...]

Я не насладился...Тюркские рунические надписи

Пользователь el_tolstyh сослался на вашу запись в своей записи «Я не насладился...Тюркские рунические надписи» в контексте: [...] нал взят у в Я не насладился... [...]

Некоторые - да, это видно из текста, но основная масса должны быть обычными могилами.

Частенько видел, когда ехал на поезде из Новокузнецка в Абакан, торчащие из земли памятные плиты. Кстати, моя супруга училась в Абаканском университете с последним чистокровным представителем Хакасского этноса. Приезжали с Юнеско и фотографировали эту девушку. Она была высокой, стройной, белокурой с большими, голубыми, чуть раскосыми глазами. Её образ абсолютно не совпадал с Хакасами населяющими ныне этот регион - маленькими, узкоглазыми, кареглазыми.

Я смотрю, у вас богатая фантазия.

Мечты, мечты :)

  • 1
?

Log in