Previous Entry Share Next Entry
Про лютых зверей коркодилов
maximus101
После вчерашнего поста про языческую Литву многие посчитали, что священные животные литовцев - это безобидные ужики. Но исторические источники свидетельствуют, что в западной части Руси и Прибалтике свирепствовали более ужасные создания. Возможно именно они стали объектами поклонения у местных язычников. Тем более не только на Руси водились лютые звери, ранее я писал о страшных змеях из Армении.

"В лета 7090 [1582 г.]… того же лета изыдоша коркодилы лютии из реки и путь затвориша, людей много поядаша, и ужосашося люди и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иных избиша. Того же году представися царевич Иван Иванович, в Слободе, декабря в 14 день." Псковская летопись. Архивский 2-й список.

"Коркодил - зверь водный, егда имать человека ясти, плачет и рыдает, а ясти не перестает"
Азбуковник конца XVI, "Сказания русского народа", т. II. СПб., 1849 г. Картинки у a_dedushkin подсмотрел.


Это то что писал о священных животных литвы Сигизмунд Герберштейн, побывавший в России в 1526 году:

"Эта область (Жемайтия – Г.Б.) изобилует рощами и лесами, в которых иногда можно видеть привидений… Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят в своих домах (вроде пенатов) неких змей на четырех (коротких) лапках, напоминающих ящериц, с черным жирным телом, не более трех пядей в длину; называются они giwoites… В установленные дни они производят в домах очищающие обряды и, когда змеи выползают к поставленной пище, всем семейством со страхом поклоняются им до тех пор, пока те, насытившись, не вернутся на свое место. Если с ними случается какое-либо несчастье, они приписывают это тому, что плохо кормили и принимали домашнее божество (змею)"

Свидетельство 1589 года агента Английской торговой компании Джерома Горсея. Он ехал из Польши в Россию и по дороге столкнулся со странным явлением:

"Я выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал ядовитый мертвый крокодил, которому мои люди разорвали брюхо копьями. При этом распространилось такое зловоние, что я был им отравлен и пролежал больной в ближайшей деревне, где встретил такое сочувствие и христианскую помощь, что чудесно поправился"

«Сказание о князьях Словене и Русе» «Хронограф» 1679 года.
"Болший сын оного князя Словена - Волхов бесоугодный и чародей, лют в людех тогда бысть и бесовскими ухищрении и мечты творя и преобразуяся во образ лютого зверя коркодела и залегаше в той реце Волхове водный путь. И непоклоняющихся ему овых пожираше, овых изверзая потопляше."

"Наше же христианское истинное слово... О сем окаянном чародеи и волхве - яко зло разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтании бесовскими окаянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на брег против волховного оного городка, иже ныне зовется Перыня. И со многим плачем от невеглас ту погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою. И могилу ссыпаша над ним вельми высоку, яко есть поганым. И по трех убо днех окаянного того тризнища просядеся земля и пожре мерзкое тело коркоделово. И могила его просыпася над ним купно во дно адово, иже и доныне, якоже поведают, знак ямы тоя стоит не наполняйся"

"Лета 1719 июня 4 дня. Была в уезде буря великая, и смерч и град, и многие скоты и всякая живность погибли… И упал с неба змий, Божьим гневом опаленный, и смердел отвратно. И, помня Указ Божьей милостью Государя нашего Всероссийского Петра Алексеевича от лета 1718 о Куншткаморе и сбору для ея диковин разных, монструзов и уродов всяких, каменьев небесных и разных чудес, змия сего бросили в бочку с крепким двойным вином.

В длину сей монструз от пасти до конца хвоста спаленного в десять аршин и пять вершков, и зубья в пасти той, яко у щуки, но, более того, и кривые, а спереди еще более в два вершка, а крылья, яко у нетопыря кожаные, и одно крыло от хребта Змиева длиной аж в девять аршин и десять вершков, а хвост зело длинен, уж в четыре аршина и пять вершков, лапы голые, с когтями, яко у орла и более, и лапы на крыльях четырехперстные с когтями ж, а глаза блеклы, но весьма свирепы"
Подписана бумага земским комиссаром Василием Штыковым, архив города Арзамаса

Баба Яга едет на свинье драться в коркодилом. Русский лубок.

Recent Posts from This Journal

  • Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже

    В Государственном Эрмитаже находится крупнейшая в мире коллекция скифских предметов, известна эта коллекция прежде всего артефактами, сохранившимися…

  • Сотворение мира

    Когда боги предприняли жертвоприношение с Пурушей как с жертвенным даром, Весна была его жертвенным маслом, лето - дровами, осень - жертвенным даром.…

  • Носик тоже решил рискнуть здоровьем)

    Интересно) Утром еду в Нагорно-Карабахскую Республику само существование Азербайджана в качестве суверенного государственного образования я считаю…


promo maximus101 november 18, 2015 21:28 51
Buy for 50 tokens
Владимир и сейчас считается столицей, только туристический, это наверно самый посещаемый город на Золотом кольце. Тут сказывается и значимость его архитектурных памятников, и близость к Москве - доехать до Владимира можно за 2-3 часа. Но, при такой туристической популярности город, как это ни…

  • 1

Про лютых зверей коркодилов

Пользователь wowavostok сослался на вашу запись в своей записи «Про лютых зверей коркодилов» в контексте: [...] Оригинал взят у в Про лютых зверей коркодилов [...]

Мало кому известно, что последний в Европе дракон был убит уже во вполне исторические времена, причем событие это точно датировано и зафиксировано в современных ему письменных источниках.
В 1309 году, в правление великого магистра Фулька де Виларета, рыцари Св. Иоанна захватили Родос и сделали его своей резиденцией. В это время недалеко от столицы острова, города Родос, в долине у подножия горы Св. Стефана устроил свое логово дракон. Он нападал на селян, особенно отдавая предпочтение, в соответствии с природой этой твари, молодым девушкам (надо полагать, потому, что они были самой легкой добычей).
Несколько раз рыцари пытались покончить с драконом, вступали с ним в битву -- и гибли в ней. В конце концов Фульк де Виларет отдал жесткий приказ оставить зверя в покое.
Молодой рыцарь Дьёдонне (или Деодат, по-нашему Богдан) де Гозон из Провансальской ланги решил избавить остров от чудовища. Юноша построил в укромном месте макет животного в натуральную величину и выдрессировал собак бросаться на него.
Закончив тренировки, Дьёдонне де Гозон выступил на бой с драконом -- и убил зверя. Это было в 1311 году.
Великий магистр изгнал рыцаря из ордена за непослушание. Однако событие имело такой общественный резонанс, что по всеобщей просьбе Дьедонне был возвращен в лоно ордена. До конца жизни он носил прозвище "Драконобойца".
Дьедонне де Гозон в 1346 году стал великим магистром и правил орденом до самой смерти -- до 1353 года.


Edited at 2016-09-28 05:41 pm (UTC)

Что-то сказки какие-то) Нужен сам текст источника, вот у нас на Руси все коркодилы документально подтверждаются)

Совершенно верно!
Вон на карте Олафа Магнусса коркодилы на льдинах в Ботническом заливе обитают.


Это тюлени какие-то, коркодилы судя по источникам обитали в пресных водоемах и достаточно далеко от морских берегов)

Насколько я могу разглядеть на этой картинке, это больше похоже на медведей с длинным хвостом. :)
На льдинах быть активными могут лишь теплокровные, но никак не крокодилы или прочие рептилии.

Россомахи! Такие эндемичные балтийские россомахи. :-)

А это значит, что климат у нас был другой - теплый. В холодных странах крокодилы не водятся.

Ну так и слоны теперь не водятся.
А совсем недавно водились, около 3000 лет на острове Врангеля, ближайшие родственники индийского слона...
Зимой рептилии не могут быть активны, но могут пережить её, впадая в спячку.

Источник -- архивы ордена Иоаннитов, сама история упоминается у Эрнле Брэдфорда в "Щит и меч. История ордена Иоаннитов" (стр. 68 по Пенгуиновскому изданию, если интересно).

Поиск дает такую инфу:

1) Нет современных (или близких к современным) к Дьедонне записей, подтверждающих историю с драконом.

2) Наиболее ранний записанный (манускрипт) вариант относится к 16 веку

Historia de la sacra religión y milicia de San Juan Bautista de Jerusalén, en la que se contienen los hechos de los grandes maestros y religiosos, desde su principio y fundación hasta el año 1553 by Fra Jean Antoine Foxa.

3) Напечатанный вариант впервые встречается тут
Giacomo Bosio
Dell'Istoria della sacra religione et ill.ma militia di San Giovanni Gierosolimitano di Iacomo Bosio parte .... 1. (Roma: Stamperia Apostolica Vaticana, 1594.

4) Bosio взял сюжет не из архивов ордена, а из упомянутого манускрипта.
________________________


Конечно, тут
Jean THEVENOT "Relation d’un voyage fait au Levant …," Paris, 1664

есть рассказ, что автор видел на воротах города голову этого дракона.

"beaucoup plus grosse, plus large, et plus longue que celle d’un cheval»
«gueule fendue jusqu’aux oreilles, avec de fort grosses dents de chaque côté »,
"les yeux un peu plus gros que ceux d’un cheval »
"la peau tirant sur le gris blanc"

Только ведь неизвестно- что именно он видел. Действительно ли там голова животного была?
И это три с половиной века спустя.

Эх, вот бы археологическое подтверждение...
Узнали бы точно не только. что это не выдумки, но и, главное, что там было на самом деле, что за животное послужило прототипом тех "крокодилов" и "ящеров". Но увы...

Про лютых зверей коркодилов

Пользователь psknick сослался на вашу запись в своей записи «Про лютых зверей коркодилов» в контексте: [...] теплее, крокодилы в холодном климате не водятся. Оригинал взят у в Про лютых зверей коркодилов [...]

Про лютых зверей коркодилов

Пользователь uchitelj сослался на вашу запись в своей записи «Про лютых зверей коркодилов» в контексте: [...] Оригинал взят у в Про лютых зверей коркодилов [...]

То есть на Руси водились рептилоиды в товарном количестве. ))) Спасибо, Максим, за такие публикации.

На здоровье, как говорится)

Некоторые и "Сиди, сиди, Яша, под ореховым кустом" выводят от ящера. :)
Беда в том, что рассказов о "коркодилах" предостаточно, а вот ни одного скелета или чучела не сохранилось, как и достоверных рисунков, только обще-схематические типа лубка.
Есть более-менее сносная теория, что северные "коркодилы" - каким-то образом выжившие вараны. По крайней мере, тогда многое в старых текстах становится логичным.

Б.А. Рыбаков на полном серьезе считал, что это было нашествие ящеров)

Да, я читала у него об этом. :)
Ящер - слишком общее понятие, хочется же биологически конкретизировать. С Индриком-зверем оказалось гораздо проще разобраться. :)
Судя по устойчивости культа и по наличию "ящеров" в достаточно архаичных рисунках северных вышивок, ящеры-коркодилы не в шестнадцатом веке вдруг зашли откуда-то. Они давно жили на балто-славянских территориях, потом вымерли. И мне очень интересно, как эти звери пережили малое оледенение пятого века? Все в спячку?

Наверно) Хотя, есть история, что коркодилов купцы из Персии потеряли по пути, их королю Швеции якобы везли, а они и убегли через дырку в трюме, и по всем речкам псковским затаились, и за крестьянами местными охотиться стали)

А новгородцы их сразу на охрану дворов приспособили, в момент? :))))
Даже если танкер с крокодилами перевернется в Балтийском море, крокодилы физически не смогут заселить всё побережье и перейти водораздел. Вымерзнут.
А культ Змея-Цмока вообще один из самых древних в болотных и речных краях. И никакими миграциями угрей и поклонениями ужам это не компенсировать.

Поэтому Рыбаков в них (коркодилов) и верил)

А теперь родноверы это разыгрывают.
Самому доводилось Ящера изображать.

Родноверы это уже лет двадцать разыгрывают. И каждая тусовка считает, что они самые аутентичные. Ужс. :)

Очень любопытно! Неужели всего то 500 лет назад действительно водились у нас все эти "монструзы"!?) Так и подумаешь, что пару тысяч лет назад вполне себе рептилоидные огнедышащие змеи и василиски обитали в Палестине и может быть и не только...)!?

Может быть и сейчас где-то водятся)

Одно непонятно: огнедышащий. Вроде огонь и живое несовместимы. ну может кто-то внешне в некоторых пределах может противостоять огню (например, промышлять на свежем пожарище), но чтоб изнутри выделять огонь?..

Никоновская летопись 8 декабря 1411 года в селе Стражневе, примерно в 4 часа вечера, когда уже смеркалось, «пролетел по небу от города Кашина змий. Велик - и зело страшнее дыша огнем, летел он от востока к западу и как заря светился. И видели его князь Василий Михайлович и бояре и все люди по всем селам около города...»

"В лето 6722, месяца февраля в первый день, в неделю сыропустную, гром бысть по заутрении, и вся слышаша, и потом тогда же змеи видеша летящь" (Новгородская первая летопись, 1212 г. )

Вполне возможно, что в данных случаях описывается пролет болида. Там так же огонь, гром, свечение...


Edited at 2016-09-29 06:12 am (UTC)

Именно поэтому я не стал вставлять эти отрывки в пост, ибо ратую за чистоту научного знания о коркодилах)

Ба!

" плачет и рыдает, а ясти не перестает"

так вот откуда ноги растут у всяких вариаций на тему))))

Отож)Плачущий крокодил - вечная тема.

Про лютых зверей коркодилов

Пользователь oliver_queen92 сослался на вашу запись в своей записи «Про лютых зверей коркодилов» в контексте: [...] Оригинал взят у в Про лютых зверей коркодилов [...]

Любопытно. Буквально на-днях попалось упоминание крокодилов в Новгороде (ссылки не сохранила).

А вот это очень зря, ибо присутствует нехватка новгородских коркодилов, только один из Перыни упоминается.

В очередной раз удивляюсь методам исторической науки. Вот представим, наше время, уголовный суд, один из свидетелей, описывая место преступления, упоминает про летающих крокодилов. Вполне достаточное основание для одной из сторон процесса отвести свидетеля, как явно невменяемого.

А историческая наука подобные свидетельства фильтрует. Здесь - явный бред, а здесь - вроде похоже на правду. И на подобной зыбкой почве строит внушительные картины древних государств.

Во-первых, прежде чем сказать это на суде, свидетель озвучит это следователю или адвокату. Который пошлет его на медицинское освидетельствование, разумеется, но при этом сверит показания всех свидетелей и очевидцев, а заодно еще раз пробежится по местным жителям и, вполне возможно, выяснит, что как раз в этот момент по улице возвращались участники праздника необычных аэростатов, про которые обвиняемый не упомянул, хотя не заметить не мог, если был, как утверждает, во время преступления на той улице. Да, я обсмотрелась фильмов. А еще у меня пяток родственников следователи-прокуроры-адвокаты. Порой очевидную вещь доказать нельзя, а порой такая ересь правдой оказывается


Вот так же и источниковедение работает. За любым кажущимся летописным бредом что-то есть. Хотя бы отравление спорыньей)))

Более близкой аналогией была бы такая: свидетель написал про преступление и про летающих крокодилов, и помер. Освидетельствовать уже некого. Других свидетелей нет. Имело ли место преступление, или это тоже последствие отравления спорыньей, наряду с крокодилами? ))

  • 1
?

Log in