Previous Entry Share Next Entry
Про таинственную Прибалтику
maximus101
Отрывки из путевых заметок европейских путешественников посвященные Прибалтике. Несмотря на то, что между посещением Балтии Герберштейном в начале 16 века и Яном Стрейсом в конце 17 века прошло более 150 лет, общую картину они описывают схожую, хотя Герберштейн писал о Литве, а Ян Стрейс больше о территории нынешней Латвии.

СИГИЗМУНД ГЕРБЕРШТЕЙН
ЗАПИСКИ О МОСКОВИИ
Там (НГ В этих уединенных местах) и поныне очень много идолопоклонников (НГ одни почитают огонь, другие — деревья, солнце или луну; есть и такие), которые кормят в своих домах [вроде пенатов] неких змей на четырех [коротких] лапках, напоминающих ящериц (НГ только крупнее), с черным жирным телом, не более трех пядей в длину; называются они Giwoites.

Литовцы молятся своим богам. Гравюра из книги Олава Магнуса "История северных народов" 1550 г.



В установленные дни они производят в домах очистительные обряды и, когда змеи выползают к поставленной пище, всем семейством со страхом поклоняются им до тех пор, пока те, насытившись, не вернутся на свое место (НГ другие зовут их Jastzuka, иные же — Szmya. У них есть (определенное) время, когда они кормят своих богов: посреди дома ставится молоко, а сами они располагаются на коленях по лавкам; тут появляется змея и шипит на людей, как рассерженный гусь, — и тогда люди молятся и поклоняются ей со страхом.).

Если с ними случается какое-либо несчастье, они приписывают это тому, что плохо кормили и принимали домашнее божество [змею]. Когда я, возвращаясь из первой поездки в Московию, приехал (НГ в Литву, в Вильну, и поехал посмотреть на буйволов за четыре мили оттуда) в Троки, то мой хозяин, у которого мне случилось остановиться, рассказывал мне, что в тот год, когда я там был, он купил у одного такого змеепоклонника (НГ крестьянина в лесу) несколько ульев пчел (НГ и оставил их на сохранение у этого крестьянина.). Своими речами он склонил продавца к истинной вере Христовой и убедил убить змею, которой тот поклонялся. Спустя некоторое время он вернулся туда взглянуть на своих пчел и нашел того человека с обезображенным лицом: рот его жалким образом раздвинут был до ушей. На вопрос о причине такого несчастья тот ответил, что этим бедствием он наказан за то, что наложил свои нечестивые руки на божество — змею; так ему приходится искупать свой грех и смывать свою вину. Если же он не вернется к своей прежней вере (ritus), то ему предстоит претерпеть много еще более тяжкого (НГ Тот сказал ему: «Вот что ты со мной сделал. Если ты мне в скором времени не поможешь, мне придется снова помириться с богом (змеей) и взять себе одного в дом».). Хотя это случилось не в Жемайтии, а в Литве, я все-таки привожу это в качестве примера. [Говорят, что] нигде нет меда лучше, вкуснее, белее и с меньшим содержанием воска, чем в Жемайтии.

Народ жалок и угнетен тяжелым рабством. Ибо любой, в сопровождении толпы слуг (НГ располагающий властью войдя в жилище крестьянина, может безнаказанно творить, что ему угодно, грабить и забирать необходимые в житейском обиходе вещи (НГ съестное и все, что заблагорассудится) и даже жестоко избивать крестьянина (НГ если тот вдруг откажется отдавать. Поэтому-то деревни располагаются вдалеке от дорог.). Крестьянам (НГ подданным) без подарков прегражден путь к господам, какое бы они ни имели до них дело. А если их и допустят, то все равно отсылают к должностным лицам и начальникам. И если те не получат подношений, то не решат и не постановят ничего хорошего (НГ наместнику, т. е. к управляющему делами и более знатному, а точнее сказать (по-немецки) к Stathalter; и им тоже нужно дать.). Этот порядок существует не только для простонародья, но и для (НГ бедных) дворян, если они хотят добиться чего-нибудь от вельмож.

Я сам слышал, как один высший чиновник при молодом короле (НГ королевский гофмейстер сказал следующее: «В Литве всякое слово — золото». Они (НГ Это значит: никого не выслушают и никому не помогут без денег. Бедняки платят королю (НГ или великому князю) ежегодно денежную подать (НГ кварту: двенадцать грошей с каждой гуфы на охрану границ королевства. Помимо оброка они еще работают на господ шесть дней в неделю (НГ поэтому в доме обычно двое хозяев: один для работы на господина, другой — на себя. Если у господина гости или свадьба либо ему предстоит отправиться ко двору или куда-либо еще, то на деревню назначают (дать) столько-то гусей, кур, овец и прочего); наконец, при женитьбе или смерти жены, равно как и при рождении или кончине детей и после исповеди, они обязаны заплатить известную сумму приходскому священнику (НГ Многим может показаться удивительным и даже невероятным, как бедняки еще умудряются существовать; это при том, что в любой день могут нагрянуть татары или московиты и пленить его вместе с женой и детьми.).

Со времен Витольда вплоть до наших дней они пребывают в столь жестоком рабстве, что приговоренного к смерти заставляют по приказу господина казнить самого себя и собственноручно себя вешать. Если же он вдруг откажется сделать это, то его жестоко высекут, бесчеловечно истерзают и все равно повесят. Вследствие такой строгости бывает, что [судья или назначенный для (разбора) дела начальник только пригрозит виновному], начни тот медлить, или просто скажет (НГ ему только скажут): «Поспеши, господин гневается», как несчастный, опасаясь жесточайших побоев, кончает жизнь петлей.



ЯН СТРЕЙС
ТРЕТЬЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Мы проезжали мимо небольших деревень, жители которых были очень бедны. Одежда женщин состоят из куска ткани или тряпки, едва прикрывающей их наготу; волосы у них подстрижены ниже ушей и висят, как у бродячего народа, которого мы называем цыгане. Их домики, или лучше хижины, самые плохие, какие только можно представить, в них нет никакой утвари, кроме грязных горшков и сковородок, которые, как дом и сами люди, так запущены и неопрятны, что я предпочел поститься и провести ночь под открытым небом, нежели есть и спать с ними. Они удивительно стойко переносят всякие лишения, жару и холод, голод и жажду. У них почти нет постелей, и они спят на голой земле. Пища у них грубая и скверная, состоящая из гречневого хлеба, кислой капусты и несоленых огурцов, что усугубляет жалкое положение этих людей, живущих все время в нужде и горести благодаря отвратительной жестокости своих господ, которые обращаются с ними хуже; чем турки и варвары со своими рабами.

Невидимому этим народом так и должно управлять, ибо если с ним обращаться мягко, без принуждения, не давая ему правил и законов, то могут возникнуть непорядки и раздоры. Это — очень неуклюжий и суеверный народ, склонный к колдовству и черной магии, чем они так неловко и глупо занимаются, как наши дети, пугающие друг друга букой. Я не видел у них ни школ, ни воспитания, поэтому растут они в большом невежестве, и у них меньше разума и знаний, чем у дикарей. И несмотря на то, что некоторые из них считают себя христианами, они едва ли больше знают о религии, чем обезьяна, которую выучили исполнять обряды и церемонии. Однако здесь и там, как мне передавал в Риге один лифляндский дворянин, кое-кто из них, хотя и редко, с большим трудом продвигается несколько дальше. Большинство — неразумные язычники и предаются идолопоклонству под деревьями, вырытыми с корнем, с отрубленными верхушками. Эти стволы украшают они лентами, я не знаю какими только тряпками, потом пляшут вокруг и ползают и бормочут что-то все время, чего я не мог понять. В конце концов богослужение кончается необузданным обжорством.

Эти крестьяне постоянно клянутся и призывают проклятия на свою голову, но не придают большого значения своим клятвам и нарушают их, едва успев произнести последнее слово. У них в обычае странная клятва: они кладут дерн или дерево на голову, берут в руки палку, клянутся поступить так-то и так и сдержать слово, а не сдержат, так пусть они и их скот сгорят. У них очень много поверий, от чего они едва ли отойдут, и, когда думают их переубедить, они говорят, что соблюдают некоторые церемонии ради чести и выгоды, но тотчас же забывают их и бросают на ветер. Это впрочем народ не злой и обходительный, но невежественный, не сведующий настолько, что они едва ли знают, что существуют страны помимо Лифляндии.


Posts from This Journal by “Тексты” Tag

  • О пищевых запретах на Руси

    В Московии существовал запрет есть телятину, судя по всему, религиозного характера, но непонятно на чем он был основан. По наводке…

  • Зороастризм у монголов

    Интересно, что еще в начале 20 века в Монголии сохранялись зороастрийские представления о погребальной обрядности, и это при том, что монголы…

  • Курганы Суздаля

    Если идти на юг от Суздальского кремля по мосту через реку Каменку, идти никуда не сворачивая, можно попасть туда, где спят вечным сном люди древнего…


promo maximus101 november 18, 2015 21:28 51
Buy for 50 tokens
Владимир и сейчас считается столицей, только туристический, это наверно самый посещаемый город на Золотом кольце. Тут сказывается и значимость его архитектурных памятников, и близость к Москве - доехать до Владимира можно за 2-3 часа. Но, при такой туристической популярности город, как это ни…

  • 1
С любопытством прочитал. Вот жизнь у них была! Наверное ничего и не было в хозяйстве, поскольку господа все равно отнимут! Господа те еще!) Максим, а что это за "змеи" на четырых лапках, которым поклонялись литовцы?

данные И. Боричевского: «любит ужа литвин, по старой памяти дает ему в доме под печкой убежище, кормит хлебом и молоком наравне с детьми; а если захочет угостить на славу, накормить до отвала, то [дает] ужу гладыш козьего молока. Мирно живет с литвином уж. Не кусает никого в доме, ползает по хате, как семьянин, и если дети возьмутся за ложки, сразу же подлезает к ним и протягивает морду к миске» //
Боричевский, И. Народные славянские рассказы. СПб., 1844. С. 121-123.

Уже упомянутый И. Боричевский про такого «ужа» сообщает: «на галаве ў яго карона бліскучая, а свішча такім волатавым посвістам, што чуваць па цэлай Літве» [4]. Другие называют его «царем гадюк»: «говорят, что есть царь гадюк и что его можно узнать по золотым рожкам, которые у него на голове», «выползает из чащи громадный змей, глаза блестящие у него, на голове золотая корона и свистит» //
Сержпутоўскі А.К. Прымхі і забабоны беларусаў-палешукоў. Мн., 1930; Мн., 1998. С. 255.
6. Ніва. 1975. № 28. С. 1–2. М. Гайдук. Альхоўка (Краязнаўчы слоўнік). Зап. М. Гайдук у в. Альхоўка нараўскай гм. ад сталяра Янкі Скепка, 60 г.


Edited at 2016-09-27 05:42 pm (UTC)

>>>а что это за "змеи" на четырых лапках, которым поклонялись литовцы?

Это динозавры местные, их тогда много в Балтии водилось) Но может и правда - это ужи, хотя почему с лапками непонятно, в общем, дело это темное)

"Лапки" автор наверное от ужаса увидел) Или не видел вовсе, а переписал чьи-то слухи)

Этот автор объездил послом десятки стран после того как закончил военную карьеру, поэтому маловероятно, чтобы он пугался каких-то ужей на лапках)Просто в Литве жили маленькие динозавры, только и всего:)

Обыкновенные ужики. Мышей ловили как коты)) А лапки христианину померещились от ужаса. Это ж какое святотатство и колдовство- со змеями дружить. Небось сожалел, что инквизитора с собой не имелось.

Про таинственную Прибалтику

Пользователь erazmys сослался на вашу запись в своей записи «Про таинственную Прибалтику» в контексте: [...] Оригинал взят у в Про таинственную Прибалтику [...]

С большим интересом прочитала. Как-то текст Стрейса мне раньше не попадался. Но в таком же ключе у Адама Олеария есть про эстонцев и латышей:

Незамужние ходят с непокрытыми головами зимою и летом; волосы у них, не связанные узлом и [к тому же] подрезанные, свисают на плечи, так что с головы они совершенно похожи на парней. Одежды их из плохого грубого сукна и холста, который они ткут и изготовляют сами. Летом носят они обувь из лыка, зимою же из недубленых грубых бычачьих и коровьих шкур. Большинство из них — бедные люди, у которых нет ничего, кроме того, что на них надето и что они кладут себе в рот.

В некоторых местах, в деревнях, в наше время этот народ очень плохо приучали к вере, так как работа зачастую предпочиталась богослужению. Поэтому они жили в большом невежестве, причем у многих не столько чувствовалось христианское рвение к истинной богобоязни, сколько сердечная привязанность к языческим и идолопоклонническим обрядам. Например, они избирают в разных местах, в особенности на холмах, известные деревья, которых ветви они вплоть до верхушки подрезают; затем деревья обвивают красными лентами и под ними совершают суеверные заклинания и молитвы, имея в виду только сохранение и умножение благоденствия в здешнем мире самих молящихся и их родных.

Латыши около Риги, как рассказывают, кладут кусок торфа на голову и берут белую [т. е., некрашеную] палку в руку и, клянясь, говорят: “Если клятва их лжива, то пусть и они и их скот так же засохнут, почернеют и обеднеют”. Как сказано, это народ, живущий в рабстве и в тяжкой работе. Поэтому у них не найти много больше того, что на них или при них, кроме разве их жилищ в деревнях. Им оставляют лишь столько земли для хлебопашества, чтобы они еле-еле могли пропитать себя и своих детей в течение года.

Спасибо)Жалко как-то картинок мало, я почти ничего не смог найти, особенно от 16-17 вв, все изображения быта прибалтов поздние от 19 века.

У Иоганна Кристофа Бротце можно 18 век найти.

Да, спасибо. Я посмотрел, действительно, интересный художник, и главное невероятно работоспособный - столько рисунков после себя оставил.

Спасибо за интересные подборки, которые всегда читаются на одном дыхании.

Однако в данном случае не смог удержаться от комментария: Литва, о которой пишет Герберштейн, это не совсем то, что сегодня обычно понимается под современной Литовской республикой. Средневековая Литва - это западная Беларусь. А Литовская республика - это Жмудь, Жемайтия, Самогития.

Вы хотите сказать, что это русы с ящерками баловались? Все же русы были крещены много раньше литовцев, поэтому речь идет скорее о них (литовцах). Литва - это гос-во созданное литовцами, людьми говорящими на литовском языке, а в западной Руси говорили на западно-русском.

Вы как-то меня ошарашили.
Я ожидал, что человек, интересующийся историей, знает о Великом княжестве литовском несколько больше, чем это отражалось в школьных учебниках по истории...

Вот здесь, например, карты, где четко различаются Жмудь-Самогития и Литва-Беларусь - http://pan-dohva.livejournal.com/625058.html

Еще карты - http://pan-dohva.livejournal.com/646177.html

А здесь про то, какими балтами была литва - http://pan-dohva.livejournal.com/646898.html

Я нынешней национальной белоруской мифологией мало интересуюсь, поэтому предпочитаю постам в жж школьные учебники:)
Какие могут быть карты, если я сразу отметил, что это языковой (и культурный) вопрос. Никто не отрицает наличия руси в составе Литвы, но гос-во ВКЛ создали литовцы, ибо человек с именем Миндовг не может быть русским:)

И, повторю, этот конкретный пример с ужами работает против вашей версии, потому что русские - это православные, ужи на лапках в 16 веке у них могут появиться только при экстраординарных событиях)

Вы Герберштейна откройте-то, прежде чем опровергать.
"Ближайшая к Литве область — Жемайтия (НГ по-латыни Samogithia, а по-русски — Жомотская земля (Samotzka semla))... " И далее по тексту фрагменты, приведенные в посте.

Каковы красавцы!

цитата от СИГИЗМУНД ГЕРБЕРШТЕЙН Помимо оброка они еще работают на господ шесть дней в неделю (НГ поэтому в доме обычно двое хозяев: один для работы на господина, другой — на себя цитата от МИХАЛОН ЛИТВИН О НРАВАХ ТАТАР, ЛИТОВЦЕВ И МОСКВИТЯН Крестьяне, не радея о земледелии, собираются в корчмах, пьянствуют там день и ночь, забавляясь пляскою ученых медведей под звуки волынки.http://www.vostlit.info/Texts/rus/Litvin_2/text.phtml Один пишет что работают не покладая рук и в бедности пребывая а второй(ругая)что пьют в корчмах деревенских крестьяне беспробудно,что то не сходиться)))))

Edited at 2016-09-27 09:35 pm (UTC)

Тут надо уточнять о каких работах может идти речь. Все же в Литве, как и в России, крестьяне никогда не работали круглый год - каждый день работать можно было только летом, зимой работы было существенно меньше.

Там Литвин еще добавляет, что все тунеядцы плохо заканчивают свои дни:
>>>>Это случается так часто, что в каждой литовской области в [26] течение месяца подвергается смертной казни за названные преступления более людей, чем в сто или двести лет в областях Московии и Татарии, в которых воспрещено пьянство.

Поэтому можно предположить, что оба пишут правду. Можно работать-работать, а потом все пропить, пуститься во все тяжкие, что при тотальной эксплуатации вполне понятно, и человека отправляют на висельницу.

Edited at 2016-09-27 09:55 pm (UTC)

Про таинственную Прибалтику

Пользователь oliver_queen92 сослался на вашу запись в своей записи «Про таинственную Прибалтику» в контексте: [...] Оригинал взят у в Про таинственную Прибалтику [...]

Про таинственную Прибалтику

Пользователь sspr сослался на вашу запись в своей записи «Про таинственную Прибалтику» в контексте: [...] али в рабство любого, а потом продавали на рынке Оригинал взят у в Про таинственную Прибалтику [...]

Про таинственную Прибалтику

Пользователь tankist3 сослался на вашу запись в своей записи «Про таинственную Прибалтику» в контексте: [...] Оригинал взят у в Про таинственную Прибалтику [...]

В начале 20 века прибалты так отыгрались за прошлые унижения (видимо, с подачи англичан), что остзейские немцы исчезли, как явление.

Русские верят, что и сегодня Литва такая.. ))

  • 1
?

Log in