Posts from This Journal by “Тексты” Tag


promo maximus101 november 18, 2015 21:28 51
Buy for 50 tokens
Владимир и сейчас считается столицей, только туристический, это наверно самый посещаемый город на Золотом кольце. Тут сказывается и значимость его архитектурных памятников, и близость к Москве - доехать до Владимира можно за 2-3 часа. Но, при такой туристической популярности город, как это ни…

  • 1
С любопытством прочитал. Вот жизнь у них была! Наверное ничего и не было в хозяйстве, поскольку господа все равно отнимут! Господа те еще!) Максим, а что это за "змеи" на четырых лапках, которым поклонялись литовцы?

данные И. Боричевского: «любит ужа литвин, по старой памяти дает ему в доме под печкой убежище, кормит хлебом и молоком наравне с детьми; а если захочет угостить на славу, накормить до отвала, то [дает] ужу гладыш козьего молока. Мирно живет с литвином уж. Не кусает никого в доме, ползает по хате, как семьянин, и если дети возьмутся за ложки, сразу же подлезает к ним и протягивает морду к миске» //
Боричевский, И. Народные славянские рассказы. СПб., 1844. С. 121-123.

Уже упомянутый И. Боричевский про такого «ужа» сообщает: «на галаве ў яго карона бліскучая, а свішча такім волатавым посвістам, што чуваць па цэлай Літве» [4]. Другие называют его «царем гадюк»: «говорят, что есть царь гадюк и что его можно узнать по золотым рожкам, которые у него на голове», «выползает из чащи громадный змей, глаза блестящие у него, на голове золотая корона и свистит» //
Сержпутоўскі А.К. Прымхі і забабоны беларусаў-палешукоў. Мн., 1930; Мн., 1998. С. 255.
6. Ніва. 1975. № 28. С. 1–2. М. Гайдук. Альхоўка (Краязнаўчы слоўнік). Зап. М. Гайдук у в. Альхоўка нараўскай гм. ад сталяра Янкі Скепка, 60 г.


Edited at 2016-09-27 05:42 pm (UTC)

>>>а что это за "змеи" на четырых лапках, которым поклонялись литовцы?

Это динозавры местные, их тогда много в Балтии водилось) Но может и правда - это ужи, хотя почему с лапками непонятно, в общем, дело это темное)

"Лапки" автор наверное от ужаса увидел) Или не видел вовсе, а переписал чьи-то слухи)

Этот автор объездил послом десятки стран после того как закончил военную карьеру, поэтому маловероятно, чтобы он пугался каких-то ужей на лапках)Просто в Литве жили маленькие динозавры, только и всего:)

Обыкновенные ужики. Мышей ловили как коты)) А лапки христианину померещились от ужаса. Это ж какое святотатство и колдовство- со змеями дружить. Небось сожалел, что инквизитора с собой не имелось.

Про таинственную Прибалтику

Пользователь erazmys сослался на вашу запись в своей записи «Про таинственную Прибалтику» в контексте: [...] Оригинал взят у в Про таинственную Прибалтику [...]

С большим интересом прочитала. Как-то текст Стрейса мне раньше не попадался. Но в таком же ключе у Адама Олеария есть про эстонцев и латышей:

Незамужние ходят с непокрытыми головами зимою и летом; волосы у них, не связанные узлом и [к тому же] подрезанные, свисают на плечи, так что с головы они совершенно похожи на парней. Одежды их из плохого грубого сукна и холста, который они ткут и изготовляют сами. Летом носят они обувь из лыка, зимою же из недубленых грубых бычачьих и коровьих шкур. Большинство из них — бедные люди, у которых нет ничего, кроме того, что на них надето и что они кладут себе в рот.

В некоторых местах, в деревнях, в наше время этот народ очень плохо приучали к вере, так как работа зачастую предпочиталась богослужению. Поэтому они жили в большом невежестве, причем у многих не столько чувствовалось христианское рвение к истинной богобоязни, сколько сердечная привязанность к языческим и идолопоклонническим обрядам. Например, они избирают в разных местах, в особенности на холмах, известные деревья, которых ветви они вплоть до верхушки подрезают; затем деревья обвивают красными лентами и под ними совершают суеверные заклинания и молитвы, имея в виду только сохранение и умножение благоденствия в здешнем мире самих молящихся и их родных.

Латыши около Риги, как рассказывают, кладут кусок торфа на голову и берут белую [т. е., некрашеную] палку в руку и, клянясь, говорят: “Если клятва их лжива, то пусть и они и их скот так же засохнут, почернеют и обеднеют”. Как сказано, это народ, живущий в рабстве и в тяжкой работе. Поэтому у них не найти много больше того, что на них или при них, кроме разве их жилищ в деревнях. Им оставляют лишь столько земли для хлебопашества, чтобы они еле-еле могли пропитать себя и своих детей в течение года.

Спасибо)Жалко как-то картинок мало, я почти ничего не смог найти, особенно от 16-17 вв, все изображения быта прибалтов поздние от 19 века.

У Иоганна Кристофа Бротце можно 18 век найти.

Да, спасибо. Я посмотрел, действительно, интересный художник, и главное невероятно работоспособный - столько рисунков после себя оставил.

Спасибо за интересные подборки, которые всегда читаются на одном дыхании.

Однако в данном случае не смог удержаться от комментария: Литва, о которой пишет Герберштейн, это не совсем то, что сегодня обычно понимается под современной Литовской республикой. Средневековая Литва - это западная Беларусь. А Литовская республика - это Жмудь, Жемайтия, Самогития.

Вы хотите сказать, что это русы с ящерками баловались? Все же русы были крещены много раньше литовцев, поэтому речь идет скорее о них (литовцах). Литва - это гос-во созданное литовцами, людьми говорящими на литовском языке, а в западной Руси говорили на западно-русском.

Вы как-то меня ошарашили.
Я ожидал, что человек, интересующийся историей, знает о Великом княжестве литовском несколько больше, чем это отражалось в школьных учебниках по истории...

Вот здесь, например, карты, где четко различаются Жмудь-Самогития и Литва-Беларусь - http://pan-dohva.livejournal.com/625058.html

Еще карты - http://pan-dohva.livejournal.com/646177.html

А здесь про то, какими балтами была литва - http://pan-dohva.livejournal.com/646898.html

Я нынешней национальной белоруской мифологией мало интересуюсь, поэтому предпочитаю постам в жж школьные учебники:)
Какие могут быть карты, если я сразу отметил, что это языковой (и культурный) вопрос. Никто не отрицает наличия руси в составе Литвы, но гос-во ВКЛ создали литовцы, ибо человек с именем Миндовг не может быть русским:)

И, повторю, этот конкретный пример с ужами работает против вашей версии, потому что русские - это православные, ужи на лапках в 16 веке у них могут появиться только при экстраординарных событиях)

Вы Герберштейна откройте-то, прежде чем опровергать.
"Ближайшая к Литве область — Жемайтия (НГ по-латыни Samogithia, а по-русски — Жомотская земля (Samotzka semla))... " И далее по тексту фрагменты, приведенные в посте.

Каковы красавцы!

цитата от СИГИЗМУНД ГЕРБЕРШТЕЙН Помимо оброка они еще работают на господ шесть дней в неделю (НГ поэтому в доме обычно двое хозяев: один для работы на господина, другой — на себя цитата от МИХАЛОН ЛИТВИН О НРАВАХ ТАТАР, ЛИТОВЦЕВ И МОСКВИТЯН Крестьяне, не радея о земледелии, собираются в корчмах, пьянствуют там день и ночь, забавляясь пляскою ученых медведей под звуки волынки.http://www.vostlit.info/Texts/rus/Litvin_2/text.phtml Один пишет что работают не покладая рук и в бедности пребывая а второй(ругая)что пьют в корчмах деревенских крестьяне беспробудно,что то не сходиться)))))

Edited at 2016-09-27 09:35 pm (UTC)

Тут надо уточнять о каких работах может идти речь. Все же в Литве, как и в России, крестьяне никогда не работали круглый год - каждый день работать можно было только летом, зимой работы было существенно меньше.

Там Литвин еще добавляет, что все тунеядцы плохо заканчивают свои дни:
>>>>Это случается так часто, что в каждой литовской области в [26] течение месяца подвергается смертной казни за названные преступления более людей, чем в сто или двести лет в областях Московии и Татарии, в которых воспрещено пьянство.

Поэтому можно предположить, что оба пишут правду. Можно работать-работать, а потом все пропить, пуститься во все тяжкие, что при тотальной эксплуатации вполне понятно, и человека отправляют на висельницу.

Edited at 2016-09-27 09:55 pm (UTC)

Про таинственную Прибалтику

Пользователь oliver_queen92 сослался на вашу запись в своей записи «Про таинственную Прибалтику» в контексте: [...] Оригинал взят у в Про таинственную Прибалтику [...]

Про таинственную Прибалтику

Пользователь sspr сослался на вашу запись в своей записи «Про таинственную Прибалтику» в контексте: [...] али в рабство любого, а потом продавали на рынке Оригинал взят у в Про таинственную Прибалтику [...]

Про таинственную Прибалтику

Пользователь tankist3 сослался на вашу запись в своей записи «Про таинственную Прибалтику» в контексте: [...] Оригинал взят у в Про таинственную Прибалтику [...]

В начале 20 века прибалты так отыгрались за прошлые унижения (видимо, с подачи англичан), что остзейские немцы исчезли, как явление.

Русские верят, что и сегодня Литва такая.. ))

  • 1
?

Log in